Автор: Анфиногенова Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО города Костромы ДЮЦ "Заволжье"
Населённый пункт: г.Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Бардовская песня и нравственное воспитание подрастающего поколения"
Раздел: дополнительное образование
Гитара является одним из самых демократичных и доступных всем инструментов.
В силу своей мобильности и относительно недорогой стоимости, гитара всегда пользуется
большим спросом у подрастающего поколения. Благодаря мягкому задушевному тембру,
хорошо
сочетающемуся
с
голосом,
гитару
всегда
использовали,
прежде
всего,
как
аккомпанирующий инструмент. Не составляет исключения и наше объединение "Игра на
гитаре", где ребята, прежде всего, учатся аккомпанировать себе и другим обучающимся.
Помимо
исполнительских
навыков
игры
на
гитаре
я
стараюсь
приобщить
школьников к жанру "гитарной" или "поэтической" песни. Часто их называют авторскими,
бардовскими или туристскими. Но суть это не меняет. Этот своеобразный жанр, богатый
талантливыми авторами и исполнителями, содержит огромный потенциал нравственного и
духовного
воспитания.
Содержание
авторских
песен
позволяет
развивать
у
детей
способности
к
сочувствию,
сопереживанию,
а
также
к
выражению
многообразных
оттенков человеческих чувств (от высокой лирики до весёлой шутки ).
Сегодня много говорится о понятии авторской песни. Есть разные точки зрения по
этому вопросу. Многие считают, что авторскую песню законно представляет лишь та
небольшая группа авторов, которая окрепла и набрала силу во время «оттепели» 60-ых
годов и устояла во времена застоя. Отсюда следует прямой вывод о вымирании самого
жанра. Вывод весьма сомнительный.
Говорят и о кризисе современной авторской песни. Сторонники этой точки зрения
считают, что авторская песня возникла после 20-го съезда, когда раскрепостилась
творческая инициатива многих людей. Возникла как противовес тогдашнему
официальному массовому искусству, которое подхватывало догматические лозунги,
размывало общественное мнение и насаждало государственное как единственно верное.
Многие считают, что ныне, во время гласности и демократии, бардам, дескать, совсем не
остаётся тем для песен. Якобы острая публицистика и документальная проза отбирает у
авторской песни хлеб, отменяет необходимость самого жанра. Но это не так. И в
доказательство этому могут служить многочисленные фестивали авторской песни,
которые привлекают с каждым годом всё больше и больше современных авторов.
Сила бардовской песни в искренности. Потому что авторская песня не терпит фальши.
Она не навязывается слушателям телевидением и радио, а насильно слушать враньё у
костра никого не заставишь. Искренность же ценна во все времена. Все эти песни согреты
добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни,
философского мировоззрения и нравственной чистоты.
Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит настоящее
чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует,
рассказывает, печалится и веселится. Бардовская песня, как никакая другая песня,
способствует работе души, а ,следовательно, и ее исцелению.