Автор: Чепурина Ольга Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №9 детский сад "Березка"
Населённый пункт: п.г.т.Ноглики Сахалинской области
Наименование материала: статья
Тема: "Роль музыкального фольклора в развитии творческих навыков у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Организация музыкально –художественной деятельности.
«РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ
НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ »
( Пестушки, потешки, прибаутки)
Пестушки.
Согласно правилам народной педагогики, чтобы воспитать
физически крепкого, здорового, жизнерадостного и
любознательного человека, в ребенке в часы его бодрствования
необходимо поддерживать радостные эмоции. Если в
колыбельных песнях звучит забота матери о настоящем и будущем
дитяти, то содержание пестушек касается только вопросов
физического воспитания. Знания, закрепленные в поэтическом
произведении, служат руководством к действию любой матери.
Действия, выполняемые в сопровождении пестушек, напоминают
что-то вроде физзарядки и массажа, они помогают восстановить
кровообращение. В процессе зарядки и массажа у ребенка не
только укрепляются мышцы и вырабатывается умение управлять
движением рук, но и формируются речевые навыки. Речь матери
начинает восприниматься как сигнал, имеющий смысловое
значение, а ритм закрепляется в сознании, что очень важно как для
физического развития, так и для развития второй сигнальной
системы. В более старшем возрасте, у детей закрепляется и
развивается чувство ритма.
Например:
1.Ой, дидили-дидили, где мы волка видели…
( напев пропевается в различных вариантах; во время исполнения
руками отмечается места протяжек голосом)
2.Тушки, тушки , в городе пичужки.
Соловушки да воробушки.
Они денежки куют, всем колечки дают.
( потешка пропевается в различных вариантах; дети в ритме
стучат кулачок о кулачок сверху, меняя руки )
3.Потягунюшки, порастунюшки,
А в ножки- ходунюшки, а ручки – хватунюшки,
А в роток –говорок, а в голову- разумок.
(дети движениями иллюстрируют текст песни)
Потешки.
С помощью этого жанра детского фольклора в процессе забавы
взрослых с детьми задействуются различные части тела ребенка.
В потешках значительное место занимают и развлекательные
элементы. Ритмика песенок весьма подвижна и отличается от
колыбельных и пестушек. Потешки чаще сказываются, чем
поются, и сопровождаются игровыми действиями, а слова несут
необходимую информацию. Потешки – это школа игры. Они
являются первой ступенью, ведущей к познанию языка. Часто
слова сопровождаются определенными действиями и
движениями ( «Ладушки»). Главное их назначение – приготовить
ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры, которая
вскоре станет незаменимой школой физической и умственной
подготовки, нравственного и эстетического воспитания.
Например:
1. Педагог: Рано-рано поутру пастушок
Дети: Ту-ру-ру-ру (изображают игру на дудочках)
Педагог: А коровки по селу:
Дети: Му-му-му да му-му-му.
Педагог: Ты, Буренушка, ступай, в чистом поле погуляй,
А вернешься вечерком, нас напоишь молочком.
( выбирается ребенок на роль Буренушки; дети и педагог встают в
круг и иллюстрируют текст движениями)
2. Поет, поет соловушка, поет, поет молоденький.
Молоденький, хорошенький, хорошенький, пригоженький.
( дети поют, покачиваясь из стороны в сторону).
Прибаутки.
Следующей ступенью на пути развития ребенка средствами
фольклора является жанр прибауток – маленьких рассказов
юмористического содержания. От потешек они отличаются тем, что
сопровождаются игровыми действиями.
Свои сюжеты прибаутки о насекомых унаследовали от
скоморошин. Прибаутки выполняют познавательную функцию. Их
структура позволяет в художественной форме дать обширную
сумму знаний, обеспечить их прочное запоминание, привести
ребенка к пониманию причинно – следственных связей, к усвоению
организующей роли ритма. В прибаутках – приговорках чувствуется
тяготение к стихотворной организации текста.
Например:
1.Хорошая дорога (2 раза) - идут по кругу четвертями
Вот стала что-то хуже ( 2 раза) – идут по кругу половинками
По кочкам (2 раза) -- подпрыгивают
По ухабам ( 2 раза) -- ноги на ширине плеч, колени чуть согнуты,
продвигаются по кругу
Шаляет – валяет ( 2 раза) – останавливаются, руки очерчивают круг
снизу вверх
В ямку, бух! (говорком) - приседают на корточки.
2. Ай, ду-ду, ай, ду-ду. Потерял мужик трубу. На поповом на лугу.
Труба точеная, позолоченная.
Он пошел, пошел, пошел и копеечку нашел.
Побежал на базар и купил там самовар.
К самовару сахарок, в гости приходи, дружок.
(дети прохлопывают ритмический рисунок, проговаривая текст
нараспев; поют в разных вариантах)
3. - Барашеньки –крутороженьки, по лесам ходят, по полям бродят,
В скрипочку играют, Ваню утешают.
А совища из лесища глазами –то хлоп, хлоп.
А козлище из хлевища ногами – то топ, топ.
4. Трах, трах, тарарах! Едет Ваня на волах.
Постой, Ваня, не беги. Где твои пироги? В Москве, на доске.
На горячем на песке.
5. Лучина, лучина, я тебя сушила.
Гори, гори ярко, приедет Захарка.
Сам на лошадке, жена на коровке, дети на телятках,
Слуги на запятках. Вот как! (говорком)
6. Лиса по лесу бежала, лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошел,, лисий хвост нашел.
Лиса рано приходила, Ване ягод приносила.( 2 раза)
Рыжий хвост отдать просила.
Вся фольклорная информация, которую ребенок получает от
взрослых в детстве: колыбельные песни, пестушки, потешки,
прибаутки, сказки с напевами,- важна для воспитания в детях
музыкальных и творческих навыков. Именно в самом раннем
возрасте закладывается фундамент будущих музыкальных
способностей. Каждый услышанный ребенком звук, попевка не
проходят мимо его слуха , им запоминаются. Важно именно в
раннем возрасте заложить поэтическую и музыкальную
информацию в память ребенка.
Чепурина О. Н. –музыкальный
руководитель, высшая категория