Напоминание

"Что делать, если слова не действуют?" О работе с трудными детьми


Автор: Кравцова Ольга Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУСОН РО "СРЦ Чертковского района"
Населённый пункт: с. Маньково-Калитвенская Ростовская область
Наименование материала: практическое занятие для педагогов
Тема: "Что делать, если слова не действуют?" О работе с трудными детьми
Раздел: среднее образование





Назад




- А ты кто?

- Я и сама не знаю.

- Если ты не знаешь, то я тем более.

- Я знаю, кем я была сегодня утром, но с тех пор я уже

несколько раз менялась…

Что делать, если слова не помогают?

Каждому воспитателю в своей практике приходится сталкиваться с так

называемыми

«трудными»

детьми.

К

«трудным»

детям

часто

относят

или

слишком

ярких

детей,

быстро

усваивающих

материал,

-

им

бывает

скучно

на

уроках

и

они

мешают

всему

классу.

Или,

наоборот

это

дети,

которые

не

справляются с требованиями программы обучения и воспитания, не поддаются

общим правилам, не реагируют на замечания взрослых, отличаются от других детей

менее развитыми интеллектуальными, нравственными, эмоционально-волевыми и

динамическими качествами, отношением к деятельности и её результатам.

Недостатки в развитии трудных детей, как правило, вызваны педагогическими

причинами.

Чаще

всего

это

неправильное

воспитание

в

семье,

недостаточное

внимание

к

индивидуальности

ребёнка

в

дошкольном

учреждении,

слабое

взаимодействие родителей, учителей, воспитателей в работе с детьми в школе.

Всё это подрывает уверенность ребёнка в себе, его способность к саморегуляции,

самоутверждению

в

жизненно

важных

ситуациях.

Формируется

чувство

не

защищённости и одиночества. Дети, которых

не допоняли, не долюбили, не

доучили,

не

защитили

в

этом

сложном

мире

требуют

нашего

повышенного

внимания.

Судьба

этих

детей

сегодня

зависит

от

общих

усилий

учителей,

воспитателей, кружководов, социальных педагогов, их тесного контакта с семьёй и

сверстниками подростков. Предупреждение и преодоление трудности в воспитании

-

целостный

процесс,

осуществляемый

в

рамках

системного

подхода.

Он

предполагает педагогическую диагностику, включение подростка в социальные и

внитриколлективные

отношения,

в

систему

ответственных

зависимостей

с

обществом

и

коллективом,

привлечение

«трудного»

к

социально

ценной

деятельности

с

учётом

имеющихся

у

него

положительных

качеств,

сил

и

способностей,

нормализацию

и

регуляцию

отношений

воспитателей

и

воспитуемых,

использование

всех

положительных

возможностей

школы,

семьи,

общественности,

создание

единых

педагогических

позиций

по

отношению

к

«трудным» детям, формирование объективной самооценки,

обучение

методики

самостимуляции положительного поведения.

Цели и задачи мероприятия:

1) Найти "ключик" к трудному ребёнку;

2)

Предупреждение

безнадзорности,

беспризорности,

правонарушений

и

антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин

и условий, способствующих этому;

3) Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) Социально – педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся

в социально опасном положении;

Подвижная игра «Нестандартное приветствие» (5 мин)

Цель: снять эмоциональное напряжение, установить контакт между

участниками группы, формировать положительный настрой. Участников тренинга

объединяют в четыре

подгруппы.

Первая подгруппа закладывает руки за голову так, чтобы локти были

направлены в разные стороны.

Вторая подгруппа кладёт ладони на пояс так, чтобы локти были направлены в

разные стороны.

Третья подгруппа кладёт ладони на бёдра так, чтобы локти были направлены в

разные стороны.

Четвёртая подгруппа скрещивает руки перед собой так, чтобы локти были

направлены в разные стороны.

Участником надо в течение 3 мин поздороваться с как можно большим

количеством участников остальных подгрупп.

Разминка «Чем мы похожи» (10 мин)

Цель: помочь

присутствующим

выявить

общие

черты,

объединяющие

их

с

другими людьми. Участники группы становятся в круг. Тренер бросает мягкий шар

(мяч) одному из присутствующих, опираясь на нечто общее с собой. Например:

«Наталья, мы с тобой похожи тем, что оба живём в России (одного роста, у нас

весёлый характер…)». Этот человек ловит мяч и перебрасывает его кому-то другому,

говоря, в чём они похожи. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не обойдёт всех

членов группы.

Вопросы для обсуждения

��

Сложно ли было находить общее между собой и другим человеком?

��

На что нацелено это упражнение?

��

Что нового вы узнали, выполняя упражнение?

Тренер. Между людьми больше общего, чем отличного. Давайте помнить: мы все

люди, все мечтаем быть счастливыми, все учимся (или учились) в школе, живём в

России, на планете Земля, в этой части Вселенной… И все мы в определённой мере

зависим друг от друга, взаимодействуем между собой.

Эксперимент

(7

мин) Вы

получили

списки

воспитанников

нашего

центра.

Отметьте воспитанников, которых вы считаете трудными. Время работы – 5 мин.

(Обсудить – одинаковый ли выбор они сделали)

Вывод: Подобный вопрос был задан на одном московском семинаре классных

руководителей и заучей и в ответ получили такую картину. Один учитель отмечает

двоих,

второй

четверых

(причём

названные

кандидатуры

чаще

всего

не

совпадали), третий — пятерых (но других!). Некоторые вообще говорили: «Да здесь

нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А

одна, учительница сказала: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не

класс! Все трудные!»

О чём говорит этот эксперимент?

Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует:

действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже

неэффективен нормально организованный воспитательный процесс.

И,

во-вторых,

трудновоспитуемость

явление

для

каждого

учителя

субъективное.

При

внимательном

наблюдении

понятно,

что

существование

и

преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но и

от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войти с ним в

контакт

и

построить

деловые

и

личностные

отношения,

от

эмоциональной

тональности отношений к таким детям).

-

Какому

педагогу

легче

работать

с

детьми

и

подростками?

(ответы

воспитателей)

Общительному

Внимательному

Доброму

Оптимистичному

Обладающему чувством юмора.

- Какого педагога дети больше уважают?

Дети уважают педагога, который:

Держит слово, точно выполняет обещанное

Мастер своего дела

Энергичен, организовывает увлекательные дела

Личность, умен, остроумен

Понимает школьников

Внимателен к детям и тактичен

- «Какие ошибки чаще всего мы допускаем в общении с детьми»

По мнению подростков, список ошибок в общении педагогов с подростками

следующий:

Одна из самых типичных ошибок в общении с подростками – это

обращаться к ним «Дети»

И еще хуже «Дети! Вы должны…»

Обращаться к подростку по фамилии

Кричать, ругаться, передразнивать…

Срывать злость из-за другого на мне

Критиковать при других учениках

Движения «паразиты»

«рукоприкладство» (толкают, щипают, и т.д.)

-

Какими

методами

и

приемами

в

работе

с

трудными

детьми

вы

пользуетесь?

Рассмотрим

методы

и

приемы

работы

с

трудными

детьми: (раздать

памятки)

В повседневной практике воспитателю приходится постоянно корректировать

поведение

учеников,

развивать

нужные

качества

личности

и

черты

характера,

преодолевать недостатки. В этих случаях воспитатель использует разумные методы

и приемы педагогического воздействия.

Существуют следующие группы педагогических приемов.

Созидательные – содействуют улучшению взаимоотношений между учителем и

учеником, установлению душевного контакта: 1) проявление доброты, внимания,

заботы;

2)

просьба;

3)

поощрение

(одобрение,

похвала,

награда,

доверие,

удовлетворение

определенных

интересов

и

потребностей,

выражение

положительного

отношения).

Применяя

поощрение,

следует

руководствоваться

такими положениями:

-

поощряется

только

тот

положительный

поступок,

который

является

нерядовым для данного учащегося или в данных условиях;

-

любое

поощрение

должно

вызывать

у

трудновоспитуемого

ребенка

положительные эмоции;

- форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые

преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть

значимы

для

данной

личности,

поэтому

надо

учитывать

ее

индивидуальные

особенности;

- награда должна быть каждый раз, когда совершается нерядовой поступок;

-

поощряя

ребенка,

следует

указывать

конкретный

поступок,

являющийся

причиной награды;

- помните важнейшее положение: что бы ни случилось, не лишайте ребенка

заслуженной похвалы и награды;

- никогда не отнимайте подаренного вами или кем бы то ни было; ребенок

должен знать, что, несмотря ни на что, он хороший. И этого простого и главного

утверждения родителей и учителей дети ждут от них каждый день;

- ребенку необходима своя доля свободы от приказаний, распоряжений, уговоров

взрослых, особенно однообразных внушений.

- если обстоятельства вынуждают, приказывайте решительно и твердо;

- всегда учитывайте состояние ребенка;

- не унижайте ребенка;

-

соблюдайте

закон

неприкосновенности

личности.

Определяйте

только

поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты

жестокий», а «ты жестоко поступил».

В нарушении перечисленных правил есть риск потерять ребенка;

4) «авансирование личности» – предоставление воспитаннику определенного

блага, высказывание положительного мнения о личности, хотя он этого в настоящее

время в полной мере еще не заслуживает. Аванс побуждает к лучшему;

5)

обходное

движение.

Различное

отношение

воспитателя

к

воспитаннику

находит в каждом отдельном случае свой особый отклик. Например, воспитанник,

совершивший проступок, находится в очень затруднительном положении, в крайнем

напряжении: товарищ относится к нему враждебно, подозревает или обвиняет его в

чем-то.

Конфликт

нарастает,

приближается

развязка.

В

таких

условиях

безоговорочная

поддержка

воспитателя

силой

своего

авторитета

производит

на

воспитанника

сильное

впечатление:

он

удивлен

неожиданностью

событий;

опасность минует, он счастлив. Тревога и напряжение сменяются облегчением и

радостью. И конечно, воспитанник благодарен своему воспитателю за поддержку.

Такие минуты не забываются. Воспитатель становится для него близким человеком,

которому можно доверить свое сокровенное. Естественно, у школьника возникает

желание как-то выразить благодарность, в связи с этим появляется стремление

исправить поведение. На него легче впредь оказать педагогическое воздействие.

Такой прием, связанный с защитой воспитанника от обвинения коллектива, А.С.

Макаренко назвал обходным движением; 7) проявление огорчения.

6) Проявление огорчения.

7) Прощение. Умение прощать — необходимейшее качество для педагога. Самое

главное - трезво оценивать факты. Воспитатель должен уметь любого в любом

случае простить, все понимать — это все прощать;

Научитесь принимать ребёнка таким, какой он есть!

Ребёнок нуждается в том, чтобы взрослые не критиковали его поведение, а

объясняли, какое поведение считается правильным, а какое нет. Необходимо

конкретно говорить с ребёнком, что в его поведении не нравится и почему. Вместо

фразы «Митя, прекрати шалить» уместнее сказать: «Митя, пожалуйста, перестань

шелестеть тетрадью, меня это отвлекает от рассказа», поскольку ни один ребёнок не

согласится с тем, что он шалит, а с тем, что он шелестит тетрадью, спорить труднее,

особенно если о прекращении этого вежливо просят.

Упражнение «Дешифратор» (20 мин) или «Пойми меня»

Цель: проанализировать чувства ребёнка, его поведение и выяснить, чего

ребёнок хочет достичь, демонстрируя данную модель поведения. Тренер объединяет

участников группы

в подгруппы по 5–6 человек. Каждая группа получает одинаковое задание.

Задание: проанализировать чувства ребёнка, выяснить, как они могут отразиться

на его поведении, и спрогнозировать, чего ребёнок хочет достичь, демонстрируя

такую модель поведения.

од

Упражнение «Дешифратор»

Чувства ребёнка

Поведение, которое может

демонстрировать ребёнок в

ответ на переживаемые

чувства

Потребность, которую

ребёнок хочет

удовлетворить,

демонстрируя выбранную

модель поведения

Если в подгруппах возникают трудности с описанием чувств, то тренер может

предложить их перечень или вспомнить случай из педагогической практики в работе

с ребёнком с девиантным поведением.

Перечень чувств: обида, страх, ненависть, вина, гнев, зависть, любовь, желание

отомстить, одиночество, безысходность…

Поведение, которое может демонстрировать ребёнок в ответ на переживаемые им

чувства: агрессия (физическая, вербальная, аутоагрессия), замкнутость, отстранение,

суицидальные попытки, кражи, побеги, драки, нарушения приёма еды, нарушения

сна, энурез, апатия, депрессия…

Потребность, которую хочет удовлетворить ребёнок, демонстрируя упомянутую

модель поведения: базовые потребности (внимание, любовь, поддержка, забота,

защита, безопасность); стабильность, самореализация, признание, присутствие

постоянного взрослого человека, разъяснение ситуации…

Наработки подгрупп демонстрируют в общей группе, где и происходит

обсуждение, при необходимости вносят коррективы и дополнения.

ель

Вывод: Следует помнить, что когда предлагают вариант сотрудничества, то в

ответ чаще получают сотрудничество, а в ответ на конфронтацию получают

конфронтацию. Важно помнить об эффекте зеркала. То есть зачастую учитель

несознательно транслирует через мимику и жесты пренебрежительное отношение к

ученикам, которые плохо учатся или ведут себя, и в ответ получает такое же

агрессивное, враждебное поведение.

Важнейшими являются: перестройка отношений "трудного" подростка (снять

настрой на ситуацию конфликта в отношениях с воспитателями, учителями, со

сверстниками, перестроить отношение к учебной деятельности, к труду, к себе),

перестройка воспитательной ситуации в семье, в коллективе (преобразование форм

взаимодействия

коллектива

и

личности,

формирование

коллективных

мнений

о

подростке, оценочных суждений о нем; включение "проблемного" в общение со

сверстниками, в систему деловых и межличностных отношении, в коллективно

организуемые виды деятельности).

Тончайшим

инструментом

воздействия

на

душу

ребенка

является

слово

родителей,

педагогов.

Применяя

его,

необходимо

соблюдать

чувство

меры,

не

переходить на крик. Крик воспринимается детьми как несправедливость. Опора на

лучшие

качества

личности

трудного

ребенка,

вера

в

его

силы

и

возможности,

доверие к нему — вот что обеспечит успех. Для всех случаев справедливо одно:

какой бы поступок ни совершил ребенок надо давать ему шанс его исправить.

Как-то раз маленькая синичка, сидя на

заснеженной ветке дерева, спросила у дикого

голубя:

— Скажи, сколько весит одна снежинка?

— Не больше чем ничего,— ответил он ей.

— Тогда я хочу рассказать тебе очень инте-

ресную историю,— сказала синичка.— Как-то

раз я сидела на ветке ели, как вдруг пошёл гу-

стой снег. Это ещё не была снежная буря, и лёг-

кие снежинки спокойно ложились на деревья.

Я насчитала 7 435 679 снежинок, которые опу-

стились на ветку. И когда последняя снежин-

ка, которая, как ты сказал, весит не больше

чем ничего, легла на неё — ветка сломалась.

У меня к вам риторический вопрос: сколько весят ваши слова?



В раздел образования