Автор: Бортко Светлана Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Называевская СОШ №1" Населённый пункт: город Называевск, Омская область Наименование материала: статья Тема: "Игра – как средство интерактивного обучения" Раздел: начальное образование
Бортко Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Называевская СОШ №1
Тема «Игра – как средство интерактивного обучения»
Согласно современным требованиям ученик должен стать активным
участником образовательного процесса, уметь мыслить, рассуждать,
свободно высказывать и доказывать свою точку зрения. Вместо передачи
знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью
школьного образования становится развитие личности ученика
формирование умения учиться (результаты обучения не только предметные,
но и метапредметные).
Моя методическая система по теме «Игра – как средство интерактивного
обучения». направлена на реализацию этих идей. Использование игры в
рамках учебно-воспитательного процесса – явление не новое. В игре
воссоздаётся предметное и социальное содержание деятельности,
моделирование систем отношений, адекватных условий формирования
личности.
Одной из проблем волнующей меня как учителя, является вопрос, как
развивать у ребёнка устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в
их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для
самих себя». Иногда они за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но
любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому необходимо формировать
учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребёнку должна
нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Следовательно, использование игровых приёмов на уроке побуждает
интерес школьников к друг другу. Одной из форм игр – это дидактическая
игра, являясь игровой формой обучения, соединяет познавательное и
занимательное. Именно это сочетание обеспечивает переход от одной
ведущей деятельности к другой и позволяет детям овладевать знаниями
играя.
С помощью дидактических игр решаются разные учебные задачи. Есть игры,
формирующие у детей навыки контроля и самоконтроля (например,
математическое домино). Игры, построенные на материале различной
степени трудности. Упражнения игрового характера могут быть разными по
своему назначению, содержанию, способам организации и их проведения.
Игру как интерактивную форму и прием можно применять на всех этапах
урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения
материала по многим предметам. Интерактивные технологии создают
комфортные условия обучения, за которые каждый ученик ощущает свою
успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным
сам процесс обучения. Практически все учащиеся оказываются
вовлеченными в процесс познания.
Динамично помогают начать урок такие методы, как «Галерея портретов»,
«Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся локтями». Дети, выполняя задание,
должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего
количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать
урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует
установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.
Очень важным для учителя является включение в урок активных методов
выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как «Дерево
ожиданий», «Поляна снежинок», «Разноцветные листы», «Фруктовый сад»,
позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные
материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-
ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в
следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки,
яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более
четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего
урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на
определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются
сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.
Для проверки объёма и глубины знаний с одновременным активным
участием учащихся в дискуссионном обсуждении проблемы или вопроса
очень эффективным считаю использование метода карусели. Технология
проведения этого мероприятия заключается в размещении детей в два круга
(внутренний и внешний), между представителями этих кругов и происходит
обсуждение вопросов. Внутреннее кольцо - это сидящие неподвижно
ученики, а внутреннее - ученики через каждые 30 секунд меняются. Ученики
заранее готовят вопросы, которые они записывают на маленьких бумажечках
(на обратной стороне указывается имя). Во время работы ученики задают
друг другу вопросы, и в случае правильного ответа ученик получает от автора
карточку. При подведении итогов производится подсчёт заработанных
карточек и определяется победитель мини-игры.
Когда нужно решить сложные проблемы коллективно, применяю работу в
малых группах. Существует несколько условий для эффективной организации
такой работы. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями
для выполнения задания. Объединять учеников нужно в группы из трёх -
пяти человек. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга. Вот
примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.
«Дерево решений» - класс делится на группы с одинаковым количеством
учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем
«дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на
деревьях соседей свои идеи.
«Поиск информации» - метод применяется, если нужно как-то оживить сухой
материал. Суть его в том, что происходит командный поиск информации,
которая дополняет уже имеющуюся с последующими ответами на вопросы.
Игру «Определи пару» предлагаю детям и при изучении использования
фразеологических оборотов. На доске записываю фразеологические
обороты, затем читаю другие фразеологизмы, учащиеся находят
синонимичные.
Примеры на доске: тертый калач, отдать богу душу, ни рыба ни мясо, кот
наплакал, дать нагоняй, с пустыми руками.
Фразеологизмы, читаемые учителем:
несолоно хлебавши, приказать долго жить, с гулькин нос, ни богу свечка ни
черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.
В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить
фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на доске (в нашем случае – во
все лопатки). В таком случае пары не будет.
Полученные пары фразеологизмов:
тертый калач – стреляный воробей
ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга
дать нагоняй – намылить шею
отдать богу душу – приказать долго жить
кот наплакал – с гулькин нос
с пустыми руками – несолоно хлебавши
В другой раз перед учащимися ставится цель записать пары антонимов. Такая
работа расширяет и уточняет словарный запас учащихся. Слова или
фразеологизмы, недостаточно понятные ученикам, постепенно входят в их
активный словарь.
При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют
различные игры. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных
орфографических навыков способствует игра «Определи пару». Она
позволяет сделать трудную работу по усвоению родного языка более
эффективной. Организую эту игру чаще на уроках закрепления изученного
материала, а также на уроках обобщения, повторения. Практикую игру и в
начале урока в качестве орфографической разминки. Эта игра хороша тем,
что требует применения многих правил.
Активизация познавательной деятельности на уроках математики
достигается при использовании интерактивных методов обучения. Ученик
становится активным, заинтересованным, равноправным участником
обучения. Использование интерактивных методов на уроке математики
имеет не только образовательное, а также развивающее значение.
Формирование познавательных умений и навыков тесно связано с
формированием и развитием умений пользоваться Интернет и цифровыми
ресурсами (ЭОР). Готовясь к урокам человек и мир, ученики пользуются
текстовым редактором, выполняют основные операции с текстом, сохраняют
информацию, копируют, передают, выводят в печать, создают графические
изображения, работают в программе Power Point, пользуются поисковиками
Интернет, электронными энциклопедиями и справочниками. Эта работа
также проходит в группах, ученики оказывают необходимую помощь друг
другу.
Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который
позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного
процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более
полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать
условия для достижения успешности всеми учащимися.