Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Способы повышения интереса учащихся средней и старшей школы к чтению художественной литературы" из опыта работы
Раздел: полное образование
Статья
«Способы повышения интереса учащихся средней и старшей школы
к чтению художественной литературы»
(из опыта работы)
учителя русского языка и литературы
МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области
Жуковой Влады Леонидовны
Мы часто говорим, что в последнее время дети перестали читать книги или читают очень
мало. Но вот каким способом привлечь ребят к чтению художественной литературы, как
заставить их читать – это, к сожалению, большая проблема для взрослых (не только
учителей, но и родителей).
Поделюсь своим опытом, какими способами я повышаю интерес ребят к чтению
художественной литературы на уроках русского языка и литературы.
Способ 1.
Одним из самых распространенных и действенных является способ так называемой
"Презентации" художественной книги.
Необходимо выбрать хорошую книгу, рассказать о ней, зачитать несколько интересных
эпизодов. Это может сделать учитель самостоятельно, но если при этом ему будут
помогать ученики, то презентация получится более захватывающей и не оставит
равнодушных среди ребят - слушателей. А уж те, кто готовил такую презентацию, прочтут
книгу обязательно!
(Несколько практических советов при подготовке "Презентации":
1. Можно сделать слайд-шоу, сопровождая рассказ о книге специально подготовленными
слайдами;
2. Можно сделать иллюстрации - рисунки учащихся по подготовленным эпизодам, а затем
использовать эти рисунки для создания электронного альбома;
Слайд-шоу и электронный альбом сделают такую презентацию более зрелищной и
познавательной.)
Способ 2.
"Дописывание" предлагаемого произведения.
Этот способ пользуется особой популярностью у учащихся (особенно 5-8 классов). Со
своими учениками мы работали с такими рассказами, как: А.И.Куприн "Чудесный
доктор", В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой", «Фотография, на которой меня нет», В.Г.
Распутин "Уроки французского" и др.
Здесь важно правильно "направить" детей - подсказать им, в каком направлении работать,
и результат не заставит себя ждать.
Так, например, при изучении рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор" можно предложить
ребят дописать (придумать) дальнейшие судьбы детей Мерцаловых (братьев и сестер)
через 20-30 лет. фантазия детей бывает непредсказуема, и нередко появляются
замечательные творческие работы. Несколько подобных творческих работ мы с ребятами
отправляли на различные литературные конкурсы и занимали там призовые места.
При изучении рассказов В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" и В.Г. Распутина "Уроки
французского" можно дописать судьбы мальчиков - главных героев, включая в эти
рассказы различные выдуманные эпизоды и детали.
Такие своеобразные "дописывания" я практикую на уроках литературы при изучении
небольших рассказов.
Мы зачитываем новый, ранее не изучаемый рассказ до определенного момента. Затем
чтение рассказа останавливается, и дети получают задание дописать возможное окончание
рассказа. После этого мы сначала читаем версии ребят, а потом дочитываем предложенный
рассказ. Такие упражнения развивают творческие навыки ребят и повышают интерес к
чтению художественной литературы.
Способ 3.
«Анализ текста и работа со средствами выразительности»
Этот вид деятельности требует глубокого анализа текста. При выполнении подобного
задания необходимо внимательно прочитать и проанализировать рассматриваемый текст.
Затем выписать из него все найденные примеры (средства выразительности),
систематизировать их и, при необходимости, объяснить.
Со своими учениками мы разобрали следующие произведения:
Для учащихся 5 – 8 классов:
В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (описание быта, традиций примет охотников и жителей
тайги).
В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" описание быта деревенской жизни; (работа с
диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и
поговорки).
В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (описание быта деревенской жизни;
работа с диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и
поговорки).
В.Г. Распутин "Уроки французского" (описание быта деревенской жизни; работа с
диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами).
В.Г. Распутин «Живи и помни» (описание быта деревенской жизни; художественные
средства выразительности: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола,
градация, антитеза и др.; работа с диалектными словами, просторечными словами,
фразеологизмами; пословицы и поговорки).
В.Г. Распутин «Последний срок» (описание быта деревенской жизни; работа с
диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и
поговорки) и др.
Для учащихся 8 – 11 классов:
И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» (юмор, сатира, гротеск, искрометные шутки;
афоризмы). Достаточно вспомнить эпизод с Эллочкой-людоедкой, словарь которой состоял
из 30 слов; всевозможные нелепые вывески учреждений, контор и магазинов;
своеобразную теорию распределения человека гробовых дел мастера Безенчука.
В.Тендряков «Славный Китеж-град» (составление словаря художественных средств
выразительности с примерами: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола,
градация, антитеза и др).
В.Тендряков «Пара гнедых» (описание быта деревенской жизни; работа с диалектными
словами, просторечными словами, фразеологизмами, пословицы и поговорки).
В.Тендряков «Хлеб для собаки» (описание быта деревенской жизни; работа с
диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами, пословицы и
поговорки) и др.
Нередко выполнение таких заданий перерастает в самостоятельную творческую работу.
При этом опыт ученика (под руководством учителя) обобщается, описывается возможное
применение выполненной работы. Многие из таких работ были отправлены на различные
творческие литературные конкурсы. (Результат участия – грамоты и дипломы победителя
и призера)
Способ 4.
Очень эффективный и действенный способ (к тому же пользующийся большой
популярностью – особенно у учащихся 5-8 классов) – «Проведение итоговых уроков –
праздников» (литературных игр, викторин, диспутов, уроков-концертов, театральных
постановок) по какой-либо изученной теме или блоку.
Так, например, я разработала авторские мероприятия по литературе:
1.
Литературная игра – викторина для учащихся 5-7 классов «Легенды и мифы
Древней Греции» (авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о
публикации, Диплом за участие в конкурсе)
2.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.
Литературная викторина «По страницам басен И.А.Крылова»
(авторская разработка; Свидетельство о публикации во Всероссийском
педагогическом журнале «Познание», 2018 г.; Диплом победителя всероссийского
конкурса «Лучшая разработка внеклассного мероприятия», Всероссийский
педагогический журнал «Познание», 2018 г.)
3.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.
Классный час «Мамины глаза» (стихи и песни, посвященные маме).
(авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о публикации, Диплом
за участие в конкурсе)
4.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.
Классный час «Ежели Вы вежливы» (стихи, песни, частушки о вежливости).
(авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о публикации, Диплом
за участие в конкурсе) и др.
Способ 5.
«Семейные творческие литературные проекты» для учащихся 5-8 классов.
На основе нескольких художественных произведений, предложенных учителем, учащиеся
проводят своеобразный сравнительный анализ, выполняют совместно со своими
родителями творческий проект и затем защищают его.
(Можно создать презентацию, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом и т.д. –
фантазия учащихся здесь приветствуется!)
Со своими учениками мы работаем над следующими творческими проектами:
1.
Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание
презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)
Рассмотреть тему «Жестокость и гуманизм по отношению к животным.
Преданность животных своему хозяину. Ответственность человека перед своими
питомцами. («Мы в ответе за тех, кого приручили» А. де Сент Экзюпери);
Анализ похожих произведений о животных
1)
там, где проявляется жестокость
2)
там, где проявляется гуманное (человечное) отношение
(назвать произведение, автора, подготовить небольшой рассказ об этом произведении)
2.
А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»
(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание
презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)
Рассмотреть тему «Тяжелая судьба человека в тоталитарном обществе.
Страшные последствия репрессий и жестокого, несправедливого отношения к
человеку»;
Анализ «Подобные произведения в художественной литературе»
На примере 3-4 произведений
(назвать произведение, автора, подготовить небольшой рассказ об этом произведении)
3.
В.Железников «Чучело», «Чучело-2»
(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание
презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)
Рассмотреть тему « Отношения между подростками. Проблемы предательства,
подлости, трусости в отношениях подростков. Взаимопонимание, взаимовыручка и
способность самопожертвования ради своих товарищей»;
Анализ «Подобные произведения в художественной литературе» (в которых
рассматриваются такие же проблемы)
На примере 3-4 произведений (назвать произведение, автора, подготовить
небольшой рассказ об этом произведении)
4.
«Профессия врача в художественных произведениях (на примере рассказов
А.И.Куприна «Чудесный доктор», М.А.Булгакова «Стальное горло»
(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание
презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)
Рассмотреть тему «Благородство врача. Чувство долга и ответственности за жизни
своих пациентов»;
Анализ «Подобные произведения в художественной литературе» (в которых
рассматриваются такие же проблемы)
На примере 3-4 произведений (назвать произведение, автора, подготовить
небольшой рассказ об этом произведении)
Конечно, у каждого учителя есть свои способы повышения интереса учащихся к
чтению художественной литературы. И какими бы ни были эти способы, важен результат –
ребенок должен полюбить книгу, знать, что книга поможет ему приобрести новые знания,
стать более грамотным, более начитанным, внимательным.