Напоминание

"Способы повышения интереса учащихся средней и старшей школы к чтению художественной литературы" из опыта работы


Автор: Жукова Влада Леонидовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Способы повышения интереса учащихся средней и старшей школы к чтению художественной литературы" из опыта работы
Раздел: полное образование





Назад




Статья

«Способы повышения интереса учащихся средней и старшей школы

к чтению художественной литературы»

(из опыта работы)

учителя русского языка и литературы

МОУ СОШ № 6 г. Магнитогорска Челябинской области

Жуковой Влады Леонидовны

Мы часто говорим, что в последнее время дети перестали читать книги или читают очень

мало. Но вот каким способом привлечь ребят к чтению художественной литературы, как

заставить их читать – это, к сожалению, большая проблема для взрослых (не только

учителей, но и родителей).

Поделюсь своим опытом, какими способами я повышаю интерес ребят к чтению

художественной литературы на уроках русского языка и литературы.

Способ 1.

Одним из самых распространенных и действенных является способ так называемой

"Презентации" художественной книги.

Необходимо выбрать хорошую книгу, рассказать о ней, зачитать несколько интересных

эпизодов. Это может сделать учитель самостоятельно, но если при этом ему будут

помогать ученики, то презентация получится более захватывающей и не оставит

равнодушных среди ребят - слушателей. А уж те, кто готовил такую презентацию, прочтут

книгу обязательно!

(Несколько практических советов при подготовке "Презентации":

1. Можно сделать слайд-шоу, сопровождая рассказ о книге специально подготовленными

слайдами;

2. Можно сделать иллюстрации - рисунки учащихся по подготовленным эпизодам, а затем

использовать эти рисунки для создания электронного альбома;

Слайд-шоу и электронный альбом сделают такую презентацию более зрелищной и

познавательной.)

Способ 2.

"Дописывание" предлагаемого произведения.

Этот способ пользуется особой популярностью у учащихся (особенно 5-8 классов). Со

своими учениками мы работали с такими рассказами, как: А.И.Куприн "Чудесный

доктор", В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой", «Фотография, на которой меня нет», В.Г.

Распутин "Уроки французского" и др.

Здесь важно правильно "направить" детей - подсказать им, в каком направлении работать,

и результат не заставит себя ждать.

Так, например, при изучении рассказа А.И.Куприна "Чудесный доктор" можно предложить

ребят дописать (придумать) дальнейшие судьбы детей Мерцаловых (братьев и сестер)

через 20-30 лет. фантазия детей бывает непредсказуема, и нередко появляются

замечательные творческие работы. Несколько подобных творческих работ мы с ребятами

отправляли на различные литературные конкурсы и занимали там призовые места.

При изучении рассказов В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой" и В.Г. Распутина "Уроки

французского" можно дописать судьбы мальчиков - главных героев, включая в эти

рассказы различные выдуманные эпизоды и детали.

Такие своеобразные "дописывания" я практикую на уроках литературы при изучении

небольших рассказов.

Мы зачитываем новый, ранее не изучаемый рассказ до определенного момента. Затем

чтение рассказа останавливается, и дети получают задание дописать возможное окончание

рассказа. После этого мы сначала читаем версии ребят, а потом дочитываем предложенный

рассказ. Такие упражнения развивают творческие навыки ребят и повышают интерес к

чтению художественной литературы.

Способ 3.

«Анализ текста и работа со средствами выразительности»

Этот вид деятельности требует глубокого анализа текста. При выполнении подобного

задания необходимо внимательно прочитать и проанализировать рассматриваемый текст.

Затем выписать из него все найденные примеры (средства выразительности),

систематизировать их и, при необходимости, объяснить.

Со своими учениками мы разобрали следующие произведения:

Для учащихся 5 – 8 классов:

В.П.Астафьев «Васюткино озеро» (описание быта, традиций примет охотников и жителей

тайги).

В.П.Астафьев "Конь с розовой гривой" описание быта деревенской жизни; (работа с

диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и

поговорки).

В.П.Астафьев «Фотография, на которой меня нет» (описание быта деревенской жизни;

работа с диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и

поговорки).

В.Г. Распутин "Уроки французского" (описание быта деревенской жизни; работа с

диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами).

В.Г. Распутин «Живи и помни» (описание быта деревенской жизни; художественные

средства выразительности: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола,

градация, антитеза и др.; работа с диалектными словами, просторечными словами,

фразеологизмами; пословицы и поговорки).

В.Г. Распутин «Последний срок» (описание быта деревенской жизни; работа с

диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами; пословицы и

поговорки) и др.

Для учащихся 8 – 11 классов:

И.Ильф и Е.Петров «Двенадцать стульев» (юмор, сатира, гротеск, искрометные шутки;

афоризмы). Достаточно вспомнить эпизод с Эллочкой-людоедкой, словарь которой состоял

из 30 слов; всевозможные нелепые вывески учреждений, контор и магазинов;

своеобразную теорию распределения человека гробовых дел мастера Безенчука.

В.Тендряков «Славный Китеж-град» (составление словаря художественных средств

выразительности с примерами: сравнение, метафора, эпитет, олицетворение, гипербола,

градация, антитеза и др).

В.Тендряков «Пара гнедых» (описание быта деревенской жизни; работа с диалектными

словами, просторечными словами, фразеологизмами, пословицы и поговорки).

В.Тендряков «Хлеб для собаки» (описание быта деревенской жизни; работа с

диалектными словами, просторечными словами, фразеологизмами, пословицы и

поговорки) и др.

Нередко выполнение таких заданий перерастает в самостоятельную творческую работу.

При этом опыт ученика (под руководством учителя) обобщается, описывается возможное

применение выполненной работы. Многие из таких работ были отправлены на различные

творческие литературные конкурсы. (Результат участия – грамоты и дипломы победителя

и призера)

Способ 4.

Очень эффективный и действенный способ (к тому же пользующийся большой

популярностью – особенно у учащихся 5-8 классов) – «Проведение итоговых уроков –

праздников» (литературных игр, викторин, диспутов, уроков-концертов, театральных

постановок) по какой-либо изученной теме или блоку.

Так, например, я разработала авторские мероприятия по литературе:

1.

Литературная игра – викторина для учащихся 5-7 классов «Легенды и мифы

Древней Греции» (авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о

публикации, Диплом за участие в конкурсе)

2.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.

Литературная викторина «По страницам басен И.А.Крылова»

(авторская разработка; Свидетельство о публикации во Всероссийском

педагогическом журнале «Познание», 2018 г.; Диплом победителя всероссийского

конкурса «Лучшая разработка внеклассного мероприятия», Всероссийский

педагогический журнал «Познание», 2018 г.)

3.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.

Классный час «Мамины глаза» (стихи и песни, посвященные маме).

(авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о публикации, Диплом

за участие в конкурсе)

4.

Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов.

Классный час «Ежели Вы вежливы» (стихи, песни, частушки о вежливости).

(авторская разработка; Публикация сценария, Свидетельство о публикации, Диплом

за участие в конкурсе) и др.

Способ 5.

«Семейные творческие литературные проекты» для учащихся 5-8 классов.

На основе нескольких художественных произведений, предложенных учителем, учащиеся

проводят своеобразный сравнительный анализ, выполняют совместно со своими

родителями творческий проект и затем защищают его.

(Можно создать презентацию, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом и т.д. –

фантазия учащихся здесь приветствуется!)

Со своими учениками мы работаем над следующими творческими проектами:

1.

Г.Н.Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание

презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)

Рассмотреть тему «Жестокость и гуманизм по отношению к животным.

Преданность животных своему хозяину. Ответственность человека перед своими

питомцами. («Мы в ответе за тех, кого приручили» А. де Сент Экзюпери);

Анализ похожих произведений о животных

1)

там, где проявляется жестокость

2)

там, где проявляется гуманное (человечное) отношение

(назвать произведение, автора, подготовить небольшой рассказ об этом произведении)

2.

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание

презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)

Рассмотреть тему «Тяжелая судьба человека в тоталитарном обществе.

Страшные последствия репрессий и жестокого, несправедливого отношения к

человеку»;

Анализ «Подобные произведения в художественной литературе»

На примере 3-4 произведений

(назвать произведение, автора, подготовить небольшой рассказ об этом произведении)

3.

В.Железников «Чучело», «Чучело-2»

(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание

презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)

Рассмотреть тему « Отношения между подростками. Проблемы предательства,

подлости, трусости в отношениях подростков. Взаимопонимание, взаимовыручка и

способность самопожертвования ради своих товарищей»;

Анализ «Подобные произведения в художественной литературе» (в которых

рассматриваются такие же проблемы)

На примере 3-4 произведений (назвать произведение, автора, подготовить

небольшой рассказ об этом произведении)

4.

«Профессия врача в художественных произведениях (на примере рассказов

А.И.Куприна «Чудесный доктор», М.А.Булгакова «Стальное горло»

(рассказ о книге, анализ интересных эпизодов, иллюстрации к эпизодам; создание

презентации, слайд-шоу, нарисовать плакат, выпустить альбом)

Рассмотреть тему «Благородство врача. Чувство долга и ответственности за жизни

своих пациентов»;

Анализ «Подобные произведения в художественной литературе» (в которых

рассматриваются такие же проблемы)

На примере 3-4 произведений (назвать произведение, автора, подготовить

небольшой рассказ об этом произведении)

Конечно, у каждого учителя есть свои способы повышения интереса учащихся к

чтению художественной литературы. И какими бы ни были эти способы, важен результат –

ребенок должен полюбить книгу, знать, что книга поможет ему приобрести новые знания,

стать более грамотным, более начитанным, внимательным.



В раздел образования