Автор: Киченко Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ № 14
Населённый пункт: г.Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений
Тема: "Сказочный лабиринт"
Раздел: дошкольное образование
НЕПРЕРЫВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ТЕМА: «СКАЗОЧНЫЙ ЛАБИРИНТ»
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПОДГОТОВИЛА: КИЧЕНКО НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА,
Воспитатель МБДОУ ДСКВ № 14 г. Ейска
МО Ейский район
2018 г.
Программные задачи:
Обучающие:
Упражнять в счёте от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, в назывании
смежных чисел, в назывании дней недели.
Совершенствовать навыки в подборе, назывании геометрических фигур и
соотнесении пространственному расположению по образцу.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую
моторику рук.
Закреплять знания детей о способах состава числа
с помощью двух
множеств.
Воспитывающие:
Воспитывать самостоятельность, устойчивый интерес к математическим
занятиям.
Предшествующая
работа: отгадывание загадок, решение логических задач,
решение
простых
арифметических
задач,
чтение
и
составление
небылиц,
работа с лабиринтами, со счётными палочками, использование танграма.
Методы и приёмы:
Игровые: использование сюрпризного момента- показ сказки, дидактические
развивающие игры.
Наглядные:
использование
презентации,
демонстрационного
материала,
раздаточного.
Словесные:
напоминание,
пояснение,
указание,
вопросы,
индивидуальные
ответы детей.
Оборудование:
Мультимедийная установка.
Демонстрационный материал: «камни» с цифрами, карта-образец , круги к
развивающей игре «Найди отличие» (12 штук), конверт, схема ключа.
Раздаточный материал: математические пеналы, белый лист квадратной формы,
карточки-домики, бейджики с геометрическими фигурами на каждого ребёнка.
Ход
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости,
давайте поздороваемся.
Я, хочу у вас спросить: какое сейчас время года? (весна)
Кто скажет, какой месяц? Какие вы ещё знаете весенние месяцы? А какой день
недели сегодня? Если сейчас четверг, то завтра будет…?А какой был вчера?
Сколько в неделе рабочих дней? Как называются выходные дни?
Воспитатель: Правильно. Сейчас весна, месяц март, четверг. И я приглашаю
вас отправиться в сказку. Обратите внимания, на геометрические фигуры, на
своих значках. Занимайте свои места за столами. Нужно сесть на то место, где
лежит такая же фигура, как на значке. Ребята, в сказке есть свои правила: не
выкрикивать, поднимать руку, если знаешь ответ.
2 слайд. Воспитатель рассказывает сказку: Итак, Жил-был царь. И была у него
дочка-красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома
осталась. Вышла она в сад погулять, а тут ветер налетел, подхватил царевну
и унес в тридевятое царство, в тридесятое государство.
3слайд. Поехал её искать жених - Иван-царевич, да дорогой думает: «Не
справиться мне одному, где бы войско сильное найти?»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где Ивану-царевичу войско сильное
найти? Как бы вы поступили? Давайте мы станем этим войском?
4 слайд (1 карт) -Едет Иван-царевич, смотрит ,стоит избушка на курьих
ножках. Там Баба-яга живёт. Рассказал он про свою беду. Баба-яга помочь
обещала: «Есть,- говорит,-у меня волшебное блюдечко. Покатаешь по нему
яблочко и увидишь, где находится Царевна. Покатал Иван–царевич яблочко и
увидел, что сидит Царевна в башне, а ключ от двери башни можно получить,
выполнив задание. Поможем ребята Ивану–царевичу.
1.Ориентировка на листе бумаги (Воспитатель на несколько секунд (до10)
показывает схему: дети должны по памяти выложить геометрические фигуры
на своих листах, а затем рассказать, что и где у них расположено). У вас на
столах лежат пеналы, белые листы. Возьмите их. Посмотрите внимательно на
эту схему. Запомните, где располагаются фигуры и выложите на своих листах
то же самое (в левом верхнем углу-2 зелёных треугольника, в правом верхнем
углу-3 красных квадрата, в центре –жёлтый пятиугольник (многоугольник), в
нижнем
левом
углу
–
1сиреневый
круг,
в
нижнем
правом
углу-2
синих
прямоугольника). Ответы детей, где располагаются фигуры.
Воспитатель: Спасибо, вам, помогли раздобыть ключ, но открыть мы сможем
дверь башни только в конце путешествия. Можно идти дальше.
4 слайд (2 карт) -Идёт Иван-царевич, смотрит ,пути дальше нет, завалена
дорога камнями. На каждом камне записано по одному числу. Чтобы пройти
дальше
надо
разложить
камни
в
возрастающем
порядке
и
ответить
на
вопросы.
2.Работа с числами (смежные, последующие, предыдущие)-Посчитайте от 3
до 10, от 8 до 2, от 6 до 10, от 10 до 4.
-Назовите смежные числа числу: 4, 5, 7, 3;
- Назовите предыдущее число числу 3, 8, 9;
- Назовите последующее число 2, 6, 7.
5слайд. Воспитатель: Молодцы, помогли Ивану-царевичу расчистить завал из
камней. Ну вот, стало просторнее, давайте оглянемся вокруг. А перед нами
лабиринт. Чтобы в него попасть, надо решить логические задачки.
3. Логические задачки
У кошки Мурки родились щенята: один чёрненький, 2 беленьких. Сколько
всего родилось щенят у кошки Мурки?
(
докажи свой ответ).
На яблоне висели 5 яблок и 5 груш. Сколько всего висело плодов на
яблоне? (докажи свой ответ).
В тарелке лежали 3 морковки и 4 апельсина. Сколько фруктов в тарелке?
(докажи свой ответ).
Воспитатель: Прежде чем отправиться, нам с Иваном-царевичем в лабиринт
давайте немного отдохнём, наберёмся сил.
Физминутка
Дружно с вами мы считали,
И про числа рассуждали.
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли.
На счет «раз» кулак сожмем.
На счет «два» в локтях сожмем.
На счет «три» – прижмем к плечам.
На «четыре» – к небесам.
Хорошо прогнулись,
И друг другу улыбнулись
.
6слайд Воспитатель: Итак, подошёл Иван-царевич к лабиринту, а вход
охраняет дракон. Чтобы победить его нужно найти отличия на картинках.
Названное отличие я буду обозначать кругами. В конце мы посчитаем,
сколько же нашли отличий.
4. Развивающая игра «Найди отличие»
5. Работа с составом числа из двух меньших множеств
Воспитатель: Молодцы ребята, победили дракона, но выйти из лабиринта не
просто . Снова ребята нужна ваша помощь. У вас на столах лежат карточки с
домиками-цифрами. Разложите число, на вашей карточке на два меньших числа
(практическая часть). Назовите, из каких двух меньших чисел состоит число на
вашей карточке (дети называют два меньших числа). Молодцы!
7 слайд.-Вышел Иван-царевич из лабиринта и отправился дальше. Подходит к
башне, в которой спрятана Царевна, дверь на замке, ключ у нас, но открыть
её сможем, если вы ребята выложите такой же ключ.
6.Практическая работа со счётными палочками
А должен он быть вот таким: Детям показывают схему ключа составленного из
счётных палочек (практическая часть).
Этим ключом откроем дверь в комнату царевны и освободим с Иваном –
царевичем
Царевну.
Давайте
посмотрим
,у
кого
получился
такой
ключ.
Сравнивается с образцом. Молодцы!
8 слайд.
Встретились Иван-царевич с Царевной и справили свадьбу и больше
никогда не расставались.
9 слайд. Подведение итога
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо помогали Ивану-царевичу. А в чём
вы ему смогли помочь?
Помогли выполнить задание и получить ключ, расставить по порядку цифры и
выполнить задание с цифрами, решили логические задачи, прошли лабиринт,
победив
дракона,
помогли
выложить
ключи
для
спасения
царевны.
Какое
задание для вас было самым сложным, а какое самым простым?
Возвращаемся из сказки в детский сад. Занятие подошло к концу.