Напоминание

"Развитие и поддержка интереса школьников к чтению: игровые аспекты чтения."


Автор: Ткаченко Анжела Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№266 ЗАТО Александровск
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Развитие и поддержка интереса школьников к чтению: игровые аспекты чтения."
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие и поддержка интереса школьников к чтению: игровые аспекты чтения.

Слайд 1

Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,

правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования

младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта

самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской

деятельности.

Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению.

Для успешного решения этой цели на уроках используется игровая ситуация.

Слайд 2

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с

древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в

дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего

времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей

ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в

следующих случаях:

• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

• в качестве элементов более обширной технологии;

• в качестве урока или его части;

• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

Слайд 3

Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку

незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,

способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит,

процесс обучения становится более эффективным.

Целью обращения к игровым технологиям на уроке литературного чтения является

приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.

Слайд 4

Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего

урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы

учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроке литературного чтения? Ради чего?

Слайд 5

Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные,

ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно – деятельностные.

Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение,

воспитание и развитие мотивации учащихся.

Слайд 6

Требования к подбору игр:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам,

программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом

подготовленности учащихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его

применения.

Слайд 7

На уроке литературного чтения во 2 классе использую различные игры и упражнения.

Особое место уделяю работе с загадками, которые являются метафорами или построены

на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета. Загадки

тренируют быстроту и гибкость ума, способность находить оригинальные решения.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады. (Весна)

Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.

Слайд 8

Игры «со словами»

Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить

нужные слова, актуализируют пассивный словарь.

1. Перевернутые слова

Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно

“расколдовать” слово, прочитав правильно.

Коножиртс, икчотсал, гереб.

Из какого рассказа эти слова?

2. “Затейники”.

Найди слова в строчках

Иторсолнцетомнгшахматыподарокргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена

Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофгрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдл каувчтробю.

Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.

Слайд 9

3. Составить слова по конструкции

Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо

подобрать слова. Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв,

образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы воспрещается!

4. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно.

1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.

2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.

3) Волков бояться - друга обмануть.

4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.

5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.

6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться

Слайд 10

«Кто больше сочинит»

Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к

названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не

сопровождая их показом соответствующих картинок.

Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.

Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги

Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.

Слайд 11

На этапе подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию нового

материала:

Игра «Шифровка»

Расшифруйте название произведения (1 вариант)

Расшифруйте автора лирического произведения, с которым познакомимся на уроке

(2 вариант)

Расшифруйте слова и узнаете цель нашего исследования (3 вариант)

Слайд 12

На этапе изучения новых знаний и способов деятельности:

Игровой приём « Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ)

Прочитайте ее и придумайте свою концовку. А потом узнаете концовку, которую придумал

писатель.

Такой прием обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные

слова, актуализируют пассивный словарь.

Игровой приём «Характер героя»

Разговор с колесом. Ф. Кривин.

– Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только

перевести дух, такую получишь накачку.

– Значит, спуску не дают?

– Ох, не дают! Да еще того и гляди – под машину угодишь. Вот что главное.

– Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?

– Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…

Выбери из списка эмоций те, которые испытывало колесо (не более четырех): страх,

усталость, боязнь, ужас, желание сочувствия, гордость, отчаяние, тревога, смущение,

высокомерие, любовь.

Какую основную черту характера можно обнаружить у колеса?

Слайд 13

Этап применение изученного материала

Игра «Волшебные ларцы».

Вот волшебные ларцы,

Здесь начала, там концы.

Середины нет, увы…

Ее придумаете вы.

Придумай сказку по вопросам:

– Кто это был?

– Как выглядел?

– Куда пошел?

– Кого встретил?

– Что ему сказали?

– Что он ответил?

– Что ему сделали?

– Какова была его реакция?

– Чем вся история закончилась?

– Вывод или мораль.

Слайд 14

Этап обобщения и систематизации

Игровой приём «Собери стихотворение»

Расставь строки в стихотворении в нужном порядке.

В косматой его бороде.

Трещит по замерзлой воде.

Идет, по деревьям, шагает

И яркое солнце играет.

Н.А. Некрасов

Слайд 15

Этап информации о домашнем задании

Игровой приём «Я - писатель»

Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй

представить, что ты превратился в собаку, попугайчика, лошадь или кошку. Что бы ты ел?

Чем бы ты занимался днем? Кто бы был твой хозяин и как бы он к тебе относился? Где бы

ты спал? Какой бы приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина? Составь рассказ

от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».

Слайд 16

Этап подведения итогов урока

Восстановите пословицы.

Например:

1)

И, мила, в, земля, своя, горести;

2)

На, стороне, и, чужой, не, весна, красна

Доскажите поговорку.

Например:

Делу время, потехе…

Скучен день до вечера, коли…

Слайд 17

Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими

цифрами:

421 3467 35121

9810 104239 25131

1086 108910 28517

Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Ответы: ива гимн глава

рот тигр влага

том торг волан

Разгадай кроссворд

Слайд 18

Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно

отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую

зоркость и многое другое.

Важная роль игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха

у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный

эмоциональный настой в ходе урока.

Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель,

таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Слайд 19

Выводы:

1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных

интересов и активизации деятельности учащихся.

2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.

3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память,

стимулирует интерес к предмету.

4) Игровые формы обучения на уроках литературного чтения развивают и поддерживают

интерес детей к чтению и создают более прочную базу знаний на данном этапе

обучения.

Слайд 20

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

Сухомлинский В. А

.



В раздел образования