Автор: Ткаченко Анжела Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№266 ЗАТО Александровск
Населённый пункт: г. Снежногорск Мурманская область
Наименование материала: Учебно-методический материал
Тема: "Развитие и поддержка интереса школьников к чтению: игровые аспекты чтения."
Раздел: начальное образование
Развитие и поддержка интереса школьников к чтению: игровые аспекты чтения.
Слайд 1
Целью уроков чтения в начальной школе является овладение навыком осознанного,
правильного, беглого и выразительного чтения, как базового в системе образования
младших школьников, формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов читательской
деятельности.
Чтобы добиться цели, надо как можно раньше приобщать ребёнка к книге и чтению.
Для успешного решения этой цели на уроках используется игровая ситуация.
Слайд 2
Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с
древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в
дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего
времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей
ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в
следующих случаях:
• в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже
раздела учебного предмета;
• в качестве элементов более обширной технологии;
• в качестве урока или его части;
• в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).
Слайд 3
Игра — самое любимое, самое естественное занятие детей. Игра приоткрывает ребёнку
незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок,
способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит,
процесс обучения становится более эффективным.
Целью обращения к игровым технологиям на уроке литературного чтения является
приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт.
Слайд 4
Как сделать так, чтобы сохранить интерес учащихся к предмету с первого до последнего
урока? Как создать атмосферу поиска и творчества на уроке? Как сделать так, чтобы
учиться было интересно? Чему нужно обучать на уроке литературного чтения? Ради чего?
Слайд 5
Типология педагогических игровых ситуаций обширна: предметные, сюжетные,
ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации, организационно – деятельностные.
Все они имеют широкий спектр целевых ориентаций, направленных на обучение,
воспитание и развитие мотивации учащихся.
Слайд 6
Требования к подбору игр:
1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам,
программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом
подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его
применения.
Слайд 7
На уроке литературного чтения во 2 классе использую различные игры и упражнения.
Особое место уделяю работе с загадками, которые являются метафорами или построены
на основе сравнения. Такая работа развивает творческое видение предмета. Загадки
тренируют быстроту и гибкость ума, способность находить оригинальные решения.
Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады. (Весна)
Эту загадку можно использовать при изучении произведений о весне.
Слайд 8
Игры «со словами»
Игры «в слова» обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить
нужные слова, актуализируют пассивный словарь.
1. Перевернутые слова
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно
“расколдовать” слово, прочитав правильно.
Коножиртс, икчотсал, гереб.
Из какого рассказа эти слова?
2. “Затейники”.
Найди слова в строчках
Иторсолнцетомнгшахматыподарокргрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдлаоенстена
Лфгшпученикдомнроаттелефонпрофгрчтениелфыдигратьлпрвхыхвостдл каувчтробю.
Из слов выбери те, что относятся к рассказам Н.Носова.
Слайд 9
3. Составить слова по конструкции
Предлагаются разные варианты конструкций, в соответствии с которыми необходимо
подобрать слова. Составить как можно больше слов (имен существительных) из букв,
образующих какое-либо слово. Добавлять другие буквы воспрещается!
4. Восстановить пословицы, части которых соединены неверно.
1) Бояться (не)счастья - в лес (не)ходить.
2) (Не)другу поверить - словам твоим никогда веры (не)будет.
3) Волков бояться - друга обмануть.
4) (Не)плюй в колодец - стыдно (не)учиться.
5) Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
6) (Не)стыдно (не)знать - пригодится воды напиться
Слайд 10
«Кто больше сочинит»
Подбирается несколько предметных картинок. Ребенку предлагается найти рифму к
названиям изображенных на них предметов. Рифмы можно подбирать и к словам, не
сопровождая их показом соответствующих картинок.
Огурец — молодец. Заяц — палец. Очки — значки. Цветок — платок. И т.д.
Примечание. Для объяснения понятия «рифма» можно привлечь отрывок из книги
Н.Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о том, как Незнайка сочинял стихи.
Слайд 11
На этапе подготовки обучающихся к активному и сознательному восприятию нового
материала:
Игра «Шифровка»
Расшифруйте название произведения (1 вариант)
Расшифруйте автора лирического произведения, с которым познакомимся на уроке
(2 вариант)
Расшифруйте слова и узнаете цель нашего исследования (3 вариант)
Слайд 12
На этапе изучения новых знаний и способов деятельности:
Игровой приём « Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ)
Прочитайте ее и придумайте свою концовку. А потом узнаете концовку, которую придумал
писатель.
Такой прием обогащают лексический запас ребенка, приучают быстро находить нужные
слова, актуализируют пассивный словарь.
Игровой приём «Характер героя»
Разговор с колесом. Ф. Кривин.
– Трудно нашему брату колесу. Всю жизнь трясись по дорогам, а попробуй только
перевести дух, такую получишь накачку.
– Значит, спуску не дают?
– Ох, не дают! Да еще того и гляди – под машину угодишь. Вот что главное.
– Под машину? Разве ты не под машиной работаешь?
– Еще чего придумаете! Я пятое колесо, запасное…
Выбери из списка эмоций те, которые испытывало колесо (не более четырех): страх,
усталость, боязнь, ужас, желание сочувствия, гордость, отчаяние, тревога, смущение,
высокомерие, любовь.
Какую основную черту характера можно обнаружить у колеса?
Слайд 13
Этап применение изученного материала
Игра «Волшебные ларцы».
Вот волшебные ларцы,
Здесь начала, там концы.
Середины нет, увы…
Ее придумаете вы.
Придумай сказку по вопросам:
– Кто это был?
– Как выглядел?
– Куда пошел?
– Кого встретил?
– Что ему сказали?
– Что он ответил?
– Что ему сделали?
– Какова была его реакция?
– Чем вся история закончилась?
– Вывод или мораль.
Слайд 14
Этап обобщения и систематизации
Игровой приём «Собери стихотворение»
Расставь строки в стихотворении в нужном порядке.
В косматой его бороде.
Трещит по замерзлой воде.
Идет, по деревьям, шагает
И яркое солнце играет.
Н.А. Некрасов
Слайд 15
Этап информации о домашнем задании
Игровой приём «Я - писатель»
Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Попробуй
представить, что ты превратился в собаку, попугайчика, лошадь или кошку. Что бы ты ел?
Чем бы ты занимался днем? Кто бы был твой хозяин и как бы он к тебе относился? Где бы
ты спал? Какой бы приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина? Составь рассказ
от имени выбранного животного на тему «День и ночь моей жизни».
Слайд 16
Этап подведения итогов урока
Восстановите пословицы.
Например:
1)
И, мила, в, земля, своя, горести;
2)
На, стороне, и, чужой, не, весна, красна
Доскажите поговорку.
Например:
Делу время, потехе…
Скучен день до вечера, коли…
Слайд 17
Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими
цифрами:
421 3467 35121
9810 104239 25131
1086 108910 28517
Шифр: А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Ответы: ива гимн глава
рот тигр влага
том торг волан
Разгадай кроссворд
Слайд 18
Ценность использования игр на уроке заключается в том, что на их материале можно
отрабатывать скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую
зоркость и многое другое.
Важная роль игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха
у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создает положительный
эмоциональный настой в ходе урока.
Ребенок с удовольствием выполняет любые задания и упражнения учителя. И учитель,
таким образом, стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.
Слайд 19
Выводы:
1) занимательность на уроке – эффективное средство для воспитания познавательных
интересов и активизации деятельности учащихся.
2) Игра – один из приёмов преодоления пассивности.
3) Игра развивает умственную деятельность учащихся, внимание, тренирует память,
стимулирует интерес к предмету.
4) Игровые формы обучения на уроках литературного чтения развивают и поддерживают
интерес детей к чтению и создают более прочную базу знаний на данном этапе
обучения.
Слайд 20
"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
Сухомлинский В. А
.