Автор: Абдрахманова Надежда Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Рябинка"
Населённый пункт: г.п.Куминский ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: Составление рассказа по картине О. Р. Гофмана "Дочки – матери" в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование
План непосредственно образовательной деятельности по развитию связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Тема: Составление рассказа по картине О. Р. Гофмана «Дочки – матери»
Цель: помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.
Задачи:
1
Образовательные
Учить составлять сюжетный рассказ по картине.
Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать, пользоваться планом
и схемой, предложенными и воспитателем.
Формировать
умение
внимательно
рассматривать
картину,
рассуждать
над
ее
содержанием, отвечая на вопросы воспитателя.
Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
2
Развивающие
Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
Развивать ассоциативное мышление, логику, используя технологию ТРИЗ.
3
Воспитательные
Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
Воспитывать
умение
внимательно
выслушивать
товарища,
оценивать
рассказ,
аргументируя свою оценку.
Материалы: картина О. Р. Гофмана «Дочки-матери»; игрушки, названия которых
начинаются со звуками: «к», «с», «м».
Предварительная
работа:
беседы
о
семье,
рассматривание
семейных
альбомов,
рисование
на
тему
«Моя
семья»,
сюжетно
–
ролевые
игры
«Семья»,
«Дочки-
матери», разучивание стихов об игрушках, динамических пауз по теме.
Ход образовательной деятельности
1 Организационный момент
Воспитатель с детьми входят в группу, замечают, что в уголке сидит Незнайка,
грустит.
Воспитатель – Здравствуй, Незнайка. Почему такой грустный?
Незнайка – Я принес с собой много игрушек, наигрался. Нужно собрать их в специальные
коробочки, а я запутался, и не знаю, как правильно.
Дети - Не грусти, Незнайка! Мы поможем тебе!
2 Дидактическая игра (ТРИЗ) «Собери игрушки»
Воспитатель объясняет, что у Незнайки три коробочки: в одну нужно собрать
игрушки, названия которых начинаются со звука «с» (слон, сова, собака); во вторую –
игрушки со звуком «м» (медведь, мяч), в третью - названия которых начинаются со
звука «к» (кукла, кубики, коляска).
Незнайка – Спасибо, друзья.
Воспитатель - Молодцы. Отлично справились с заданием. Незнайка оставайся с нами. А
теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки?
Дети - Игрушки нужны для того, чтобы играть, с ними не скучно.
Воспитатель - Верно, и сегодня мы с вами будем говорить об игрушках, Послушайте
стихотворение З. Петровой «Мои игрушки».
Хороши у нас игрушки:
Куклы, мишки и хлопушки.
С ними весело играть,
Но не стоит забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с нами,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Воспитатель - Скажите, а как же вы относитесь к своим игрушкам?
Дети – Мы любим свои игрушки. Игрушки бережем, не разбрасываем, не ломаем, после
игры – прибираем. У каждой игрушки в группе есть свое место.
3 Формулировка творческого задания
Воспитатель – Молодцы! Сегодня мы продолжим разговор об игрушках.
Вы знаете, у меня есть картина, посмотрите, я думаю, она поможет нам продолжить
разговор.
(Воспитатель показывает картину «Дочки – матери». Одна минута на рассмотрение).
4 Беседа по картине
Воспитатель - Кого вы видите на картине?
Дети - На картине нарисованы дети, они играют в разные игры.
Воспитатель – Как вы думаете, в какие игры они играют?
Дети - Играют в «Дочки-матери».
Воспитатель - Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины.
Расскажите о том, как они одеты, что они делают.
Дети - Девочка в ярком, цветном платье разговаривает с мальчиком. У нее плетеная
коляска. В коляске сидит кукла. На поводке девочка держит мехового щенка. Мальчик в
шляпе,
очках
и
галстуке,
как
настоящий
джентльмен,
разговаривает
по
мобильному
телефону, держит в руке портфель.
Воспитатель - - Как вы думаете, кого изображают эти дети?
Дети - Девочка – это мама, а мальчик – папа. Мама вышла гулять со своим сыном и
собакой, а папа пришел с работы.
Воспитатель
–
Обратите
внимание
на
девочку
в
розовой
кофточке
и
голубой
юбке.
Расскажите о том, что она делает, где находится.
Дети - Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная
посуда. Девочка – это мама, а кукла – ее дочка. Они сидят в кукольной кухне. В кухне
разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка
может приготовить обед для своей дочки, кукла – ее дочка.
Воспитатель – На заднем плане картины мы видим еще одну девочку. Где она находится?
Как она одета? Чем она занимается?
Дети - Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около
кроватки. Она держит в руках куклу и поет ей колыбельную песенку. Девочка убаюкивает
куклу и укладывает ее в кроватку.
Воспитатель - Как вы думаете, детям нравится играть в «Дочки-матери»?
Дети
- Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляски, посуда. Есть
комната
и
кухня
для
кукол.
В
комнате
и
на
кухне
стоит
красивая
мебель.
Дети
придумывают как можно играть с куклами.
Воспитатель - Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь отдохнем.
5 Динамическая пауза «Любимые игрушки»
-Раз, два, три, четыре, пять-
Начинаем мы играть (дети шагают на месте).
Кукла – куколка, бай – бай,
Поскорее засыпай (укачивание куклы).
Скачет мячик как живой,
Красный, желтый, голубой (прыжки на месте).
В Ваньку – Встаньку поиграем:
Приседаем, приседаем! (приседание).
Воспитатель - А теперь возвращаемся за столы.
6 Обучение последовательному изложению своих мыслей по реализации
творческого задания
Попробуем составить рассказ по картине (педагог обращает внимание детей на картину).
Незнайка - ой, я не запомню!
Воспитатель - Ребята будут составлять план рассказа, а я рисовать схему – подсказку.
С
чего вы начнете рассказ?
Дети - Кого художник нарисовал на картине и что они делают.
Воспитатель - Верно. О ком вы будете рассказывать потом?
Дети - О мальчике и девочке с коляской.
Воспитатель - Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют. О ком будете
рассказывать потом?
Дети - О девочке, которая угощает куклу чаем.
Воспитатель - Хорошо, а затем?
Дети - О девочке, которая укачивает куклу.
Воспитатель - Чем вы закончите рассказ?
Дети - Что детям интересно играть в «Дочки-матери».
Воспитатель - Мы с вами составили план рассказа по картине, а я зарисовала схему.
Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану и
схеме.
7 Составление рассказа по картине. Игра «Рассказ по кругу»
Далее педагог приглашает к картине 5-х детей, которые будут составлять рассказ по
отдельным фрагментам картины:
1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери».
2. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он
пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она
посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.
3.
Справа
мы
видим
девочку
в
голубой
юбке
и
розовой
кофточке.
Она
сидит
в
кукольной кухне. Там стоит красивая зеленая мебель, есть посуда для кукол. Девочка
посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.
4. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в
кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку,
и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть
красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.
Воспитатель - Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь я расскажу
вам его целиком. (рассказывает, если кто-то из детей изъявит желание рассказать, можно
спросить его.)
Воспитатель убирает картину.
Воспитатель – Чем мы сейчас занимались?
Дети - Мы составляли рассказ по картине «Дочки-матери».
Воспитатель - Кто изображен на картине и что они делают?
?
Дети - Изображены дети, они играют в кукольном уголке. Художник нарисовал картину
яркими,
сочными
красками.
Когда
мы
ее
рассматриваем,
у
нас
создается
радостное
настроение.
Мы
видим,
что
детям
очень
интересно
играть
с
красивыми,
яркими
игрушками.
8 Подведение итогов
Воспитатель - Я думаю, что сегодня вы тоже поиграете в кукольном уголке, будете играть
дружно, придумаете много интересного. Чей рассказ вам понравился больше. Почему вы
так считаете? Что помогло вам рассказывать? Я с таким наслаждением слушала ваши
рассказы, мне очень понравилось!
(дети оценивают рассказы друг друга)
Воспитатель
обращает
внимание
детей
на
игровой
уголок,
говорит,
что
игрушки
заждались своих друзей и предлагает поиграть самостоятельно.
Список литературы
1.
Гин С.И. Занятие по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных
учреждений М. : 2008. 144 с.
2.
Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование
навыков
пересказа.
Конспекты
занятий
с
использованием
серии
«Книжки
на
вырост». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
3.
Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной
картине: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009.