Напоминание

Тема: Составление рассказа по картине О. Р. Гофмана "Дочки – матери" в старшей группе детского сада


Автор: Абдрахманова Надежда Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Рябинка"
Населённый пункт: г.п.Куминский ХМАО - ЮГРА
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Тема: Составление рассказа по картине О. Р. Гофмана "Дочки – матери" в старшей группе детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




План непосредственно образовательной деятельности по развитию связной

монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Тема: Составление рассказа по картине О. Р. Гофмана «Дочки – матери»

Цель: помочь детям осмыслить содержание картины и передать его в своих рассказах.

Задачи:

1

Образовательные

Учить составлять сюжетный рассказ по картине.

Продолжать учить детей связно и последовательно рассказывать, пользоваться планом

и схемой, предложенными и воспитателем.

Формировать

умение

внимательно

рассматривать

картину,

рассуждать

над

ее

содержанием, отвечая на вопросы воспитателя.

Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

2

Развивающие

Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

Развивать ассоциативное мышление, логику, используя технологию ТРИЗ.

3

Воспитательные

Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

Воспитывать

умение

внимательно

выслушивать

товарища,

оценивать

рассказ,

аргументируя свою оценку.

Материалы: картина О. Р. Гофмана «Дочки-матери»; игрушки, названия которых

начинаются со звуками: «к», «с», «м».

Предварительная

работа:

беседы

о

семье,

рассматривание

семейных

альбомов,

рисование

на

тему

«Моя

семья»,

сюжетно

ролевые

игры

«Семья»,

«Дочки-

матери», разучивание стихов об игрушках, динамических пауз по теме.

Ход образовательной деятельности

1 Организационный момент

Воспитатель с детьми входят в группу, замечают, что в уголке сидит Незнайка,

грустит.

Воспитатель – Здравствуй, Незнайка. Почему такой грустный?

Незнайка – Я принес с собой много игрушек, наигрался. Нужно собрать их в специальные

коробочки, а я запутался, и не знаю, как правильно.

Дети - Не грусти, Незнайка! Мы поможем тебе!

2 Дидактическая игра (ТРИЗ) «Собери игрушки»

Воспитатель объясняет, что у Незнайки три коробочки: в одну нужно собрать

игрушки, названия которых начинаются со звука «с» (слон, сова, собака); во вторую –

игрушки со звуком «м» (медведь, мяч), в третью - названия которых начинаются со

звука «к» (кукла, кубики, коляска).

Незнайка – Спасибо, друзья.

Воспитатель - Молодцы. Отлично справились с заданием. Незнайка оставайся с нами. А

теперь расскажите, для чего вам нужны игрушки?

Дети - Игрушки нужны для того, чтобы играть, с ними не скучно.

Воспитатель - Верно, и сегодня мы с вами будем говорить об игрушках, Послушайте

стихотворение З. Петровой «Мои игрушки».

Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки.

С ними весело играть,

Но не стоит забывать:

Игрушки – не люди,

Но все понимают

И очень не любят,

Когда их ломают.

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.

Воспитатель - Скажите, а как же вы относитесь к своим игрушкам?

Дети – Мы любим свои игрушки. Игрушки бережем, не разбрасываем, не ломаем, после

игры – прибираем. У каждой игрушки в группе есть свое место.

3 Формулировка творческого задания

Воспитатель – Молодцы! Сегодня мы продолжим разговор об игрушках.

Вы знаете, у меня есть картина, посмотрите, я думаю, она поможет нам продолжить

разговор.

(Воспитатель показывает картину «Дочки – матери». Одна минута на рассмотрение).

4 Беседа по картине

Воспитатель - Кого вы видите на картине?

Дети - На картине нарисованы дети, они играют в разные игры.

Воспитатель – Как вы думаете, в какие игры они играют?

Дети - Играют в «Дочки-матери».

Воспитатель - Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины.

Расскажите о том, как они одеты, что они делают.

Дети - Девочка в ярком, цветном платье разговаривает с мальчиком. У нее плетеная

коляска. В коляске сидит кукла. На поводке девочка держит мехового щенка. Мальчик в

шляпе,

очках

и

галстуке,

как

настоящий

джентльмен,

разговаривает

по

мобильному

телефону, держит в руке портфель.

Воспитатель - - Как вы думаете, кого изображают эти дети?

Дети - Девочка – это мама, а мальчик – папа. Мама вышла гулять со своим сыном и

собакой, а папа пришел с работы.

Воспитатель

Обратите

внимание

на

девочку

в

розовой

кофточке

и

голубой

юбке.

Расскажите о том, что она делает, где находится.

Дети - Девочка сидит за столом и наливает чай кукле. На столе стоит красивая красная

посуда. Девочка – это мама, а кукла – ее дочка. Они сидят в кукольной кухне. В кухне

разноцветная мебель. На полке стоит полосатая кастрюля, висят поварешки. Девочка

может приготовить обед для своей дочки, кукла – ее дочка.

Воспитатель – На заднем плане картины мы видим еще одну девочку. Где она находится?

Как она одета? Чем она занимается?

Дети - Девочка в розовой юбке и голубой кофточке сидит в кукольной комнате около

кроватки. Она держит в руках куклу и поет ей колыбельную песенку. Девочка убаюкивает

куклу и укладывает ее в кроватку.

Воспитатель - Как вы думаете, детям нравится играть в «Дочки-матери»?

Дети

- Детям очень интересно. У них много игрушек: куклы, коляски, посуда. Есть

комната

и

кухня

для

кукол.

В

комнате

и

на

кухне

стоит

красивая

мебель.

Дети

придумывают как можно играть с куклами.

Воспитатель - Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь отдохнем.

5 Динамическая пауза «Любимые игрушки»

-Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла – куколка, бай – бай,

Поскорее засыпай (укачивание куклы).

Скачет мячик как живой,

Красный, желтый, голубой (прыжки на месте).

В Ваньку – Встаньку поиграем:

Приседаем, приседаем! (приседание).

Воспитатель - А теперь возвращаемся за столы.

6 Обучение последовательному изложению своих мыслей по реализации

творческого задания

Попробуем составить рассказ по картине (педагог обращает внимание детей на картину).

Незнайка - ой, я не запомню!

Воспитатель - Ребята будут составлять план рассказа, а я рисовать схему – подсказку.

С

чего вы начнете рассказ?

Дети - Кого художник нарисовал на картине и что они делают.

Воспитатель - Верно. О ком вы будете рассказывать потом?

Дети - О мальчике и девочке с коляской.

Воспитатель - Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют. О ком будете

рассказывать потом?

Дети - О девочке, которая угощает куклу чаем.

Воспитатель - Хорошо, а затем?

Дети - О девочке, которая укачивает куклу.

Воспитатель - Чем вы закончите рассказ?

Дети - Что детям интересно играть в «Дочки-матери».

Воспитатель - Мы с вами составили план рассказа по картине, а я зарисовала схему.

Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану и

схеме.

7 Составление рассказа по картине. Игра «Рассказ по кругу»

Далее педагог приглашает к картине 5-х детей, которые будут составлять рассказ по

отдельным фрагментам картины:

1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери».

2. Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он

пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она

посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.

3.

Справа

мы

видим

девочку

в

голубой

юбке

и

розовой

кофточке.

Она

сидит

в

кукольной кухне. Там стоит красивая зеленая мебель, есть посуда для кукол. Девочка

посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.

4. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в

кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку,

и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть

красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.

Воспитатель - Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь я расскажу

вам его целиком. (рассказывает, если кто-то из детей изъявит желание рассказать, можно

спросить его.)

Воспитатель убирает картину.

Воспитатель – Чем мы сейчас занимались?

Дети - Мы составляли рассказ по картине «Дочки-матери».

Воспитатель - Кто изображен на картине и что они делают?

?

Дети - Изображены дети, они играют в кукольном уголке. Художник нарисовал картину

яркими,

сочными

красками.

Когда

мы

ее

рассматриваем,

у

нас

создается

радостное

настроение.

Мы

видим,

что

детям

очень

интересно

играть

с

красивыми,

яркими

игрушками.

8 Подведение итогов

Воспитатель - Я думаю, что сегодня вы тоже поиграете в кукольном уголке, будете играть

дружно, придумаете много интересного. Чей рассказ вам понравился больше. Почему вы

так считаете? Что помогло вам рассказывать? Я с таким наслаждением слушала ваши

рассказы, мне очень понравилось!

(дети оценивают рассказы друг друга)

Воспитатель

обращает

внимание

детей

на

игровой

уголок,

говорит,

что

игрушки

заждались своих друзей и предлагает поиграть самостоятельно.

Список литературы

1.

Гин С.И. Занятие по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных

учреждений М. : 2008. 144 с.

2.

Нищева Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование

навыков

пересказа.

Конспекты

занятий

с

использованием

серии

«Книжки

на

вырост». - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.

3.

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной

картине: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2009.



В раздел образования