Автор: Нагорных Виктория Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Благовещенский Государственный Педагогический Университет"
Населённый пункт: Амурская область, г.Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: Комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей. Педагогический эксперимент
Раздел: полное образование
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Актуальность:
проблема
поиска
наиболее
рациональных
путей
развития
координационных
способностей
учащихся
младшего
школьного
возраста и эффективности образовательного процесса является актуальной
проблемой теории и практики физического воспитания. Одним из путей ее
решения
является
совершенствование
методики
обучения
движениям
и
развитие
соответствующих
двигательных
способностей
д е т е й ,
определяющих
степень
владения
техникой
двигательных
действий.
Идеальным
средством
является
подвижная
игра,
особенно
для
учащихся
младших классов.
Цель
исследования: повышение эффективности учебного процесса
младших
школьников
с
использованием
комплекса
упражнений
направленного на развитие координационных способностей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.
изучить научно-методическую литературу по проблеме развития
координационных способностей учащихся младшего школьного возраста на
уроках физической культуры;
2.
По данным научно-методической литературы подобрать комплекс
подвижных
игр,
направленных
на
воспитание
координационных
способностей младших школьников;
3.
Экспериментально
обосновать
эффективность
комплекса
подвижных
игр
для
младших
школьников
с
координационной
направленностью.
Объект
исследования:
координационные
способности
учащихся
младшего школьного возраста.
Предмет: подвижные игры как средство развития координационных
способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках физической
культуры.
Гипотеза
исследования:
предполагалось,
что
использование
комплекса
подвижных
игр
координационной
направленности,
позволит
улучшить показатели координационных способностей младших школьников.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В работе применялся комплекс общепринятых методов исследования,
включающих:
1.
Анализ научно-методической литературы.
2.
Педагогическое наблюдение
3.
Педагогический эксперимент.
4.
Тестирование координационных способностей.
5.
Метод математической статистики.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе МАОУ Чигиринской СОШ в 2017-
2018 учебном году.
Организация исследования включала в себя два этапа.
На первом этапе (1-2 четверть) был проведен теоретический анализ
научных
литературных
источников;
проводились
педагогические
наблюдения;
тестирование;
подборка
подвижных
игр
с
координационной
направленностью для младших школьников.
На
втором
этапе
(3
четверть)
был
проведен
педагогический
эксперимент, в котором участвовали школьники 3 классов в количестве 20
человек
(10
мальчиков
и
10
девочек),
поделенные
на
две
группы:
контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В каждой группе было по 5
мальчиков
и
девочек.
В
ходе
эксперимента
изучались
эффективность
внедрения комплекса подвижных игр с координационной направленностью в
учебный
процесс,
выявлялась
динамика
показателей
развития
координационных способностей детей.
По
окончании
эксперимента
проведена
математическая
обработка
полученных данных. Результаты исследования анализировались, обобщались,
и на этой основе были сформулированы выводы.
Сравнительный
анализ
среднегорупповых
показателей
исходного
уровня
подготовленности
показал,
что
результаты
контрольной
и
экспериментальной групп имели в целом равный уровень подготовленности
(таблица 1). Различия в исследуемых показателях не являлись статистически
достоверными (р > 0,05).
Таблица 1 – Показатели координационных способностей контрольной
и экспериментальной групп до педагогического эксперимента
№
п/п
Показатели
Группы
Разница
ЭГ
КГ
М 1- М 2
р
M 1 ± m
M 2 ± m
В
ед.
В %
1
Повороты
кругом
на
опоре
шириной 10 см (кол-во раз за
20 сек)
3,12 ± 0,53
3,11 ± 0,52
0,01
0,3
> 0,05
2
Бег к пронумерованным мячам
(сек)
17,30 ± 0,52
17,43 ± 0,39
0,13
0,7
> 0,05
3
Бег 20 м с преодолением двух
барьеров (сек)
5,70 ± 0,20
5,77 ± 0,15
0,07
1,2
> 0,05
4
Прыжок в длину с при-
землением
в
заданную
зону
(кол-во точных приземлений в
6 попытках)
3,29 ± 0,49
3,30 ± 0,52
0,01
0,3
> 0,05
5
Броски
мяча
в
цель
(кол-во
набранных очков в 6 попытках
8,38 ± 1,19
8,40 ± 1,22
0,02
0,2
> 0,05
6
Полоса препятствий (сек)
26,39 ± 0,63
26,45± 0,49
0,06
0,2
> 0,05
В
группах
занятия
проводились
по
комплексной
программе
физического
воспитания
для
3
классов.
В
контрольной
группе
занятия
проводились с добавлением
на базовую часть программы до трех раз в
неделю, а в экспериментальной группе уроки проводились с расчетом на
обязательное
усвоение
базового
компонента
и
изучение
вариативного
материала,
составленного
комплекса
подвижных
игр
для
воспитания
координационных способностей младших школьников.
Таблица 4 – Показатели координационных способностей контрольной
и экспериментальной групп после педагогического эксперимента
№
п/п
Показатели
Группы
Разница
М 1- М 2
p
ЭГ
КГ
M 1 ± m
M 2 ± m
В ед.
В %
1
Повороты кругом на опоре
шириной 10 см (кол-во раз
за 20 сек)
4,72 ± 0,64
3,41 ± 0,58
1,31
19,8
< 0,05
2
Бег к пронумерованным
мячам (сек)
16,47 ± 0,44
16,92± 0,39
0,45
3,1
< 0,05
3
Бег 20 м с преодолением
двух барьеров (сек)
5,35 ± 0,32
5,87 ± 0,21
0,52
6,8
< 0,05
4
Прыжок в длину с при-
землением в заданную зону
(кол-во точных приземлений
в 6 попытках)
4,21 ± 0,34
3,52 ± 0,47
0,73
13,9
< 0,05
5
Броски мяча в цель (кол-во
н а б р а н н ы х
о ч ко в
в
6
попытках)
9,81 ± 1,22
8,43 ± 1,34
1,38
16,4
< 0,05
6
Полоса препятствий (сек)
25,94 ± 0,59
26,41 ± 0,49
0,53
3,1
< 0,05
Достоверно
значимые
различия
(р
<
0,05)
наблюдаются
и
в
межгрупповых показателях. Так, в экспериментальной группе по отношению
к контрольной, результаты в тесте на способность к равновесию улучшились
–
на 19,8 %, в способности к пространственной ориентации на 3,1 %, в
способности к ритму – на 6,8 %, способности к перестроению двигательных
действий – на 13,9 %, оценке способности к точным движениям – на 16,4 %,
оценке комплексного развития координационных способностей – на 3,1 %.
Математический
анализ
статистических
данных
подтверждает,
что
применение составленного нами комплекса упражнений с координационной
направленностью
для
вариативной
части
комплексной
программы
по
физическому
воспитанию
позволяет
добиться
высоких
результатов
в
развитии данного качества.