Напоминание

Комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей. Педагогический эксперимент


Автор: Нагорных Виктория Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Благовещенский Государственный Педагогический Университет"
Населённый пункт: Амурская область, г.Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: Комплекс подвижных игр, направленный на развитие координационных способностей. Педагогический эксперимент
Раздел: полное образование





Назад




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Актуальность:

проблема

поиска

наиболее

рациональных

путей

развития

координационных

способностей

учащихся

младшего

школьного

возраста и эффективности образовательного процесса является актуальной

проблемой теории и практики физического воспитания. Одним из путей ее

решения

является

совершенствование

методики

обучения

движениям

и

развитие

соответствующих

двигательных

способностей

д е т е й ,

определяющих

степень

владения

техникой

двигательных

действий.

Идеальным

средством

является

подвижная

игра,

особенно

для

учащихся

младших классов.

Цель

исследования: повышение эффективности учебного процесса

младших

школьников

с

использованием

комплекса

упражнений

направленного на развитие координационных способностей.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1.

изучить научно-методическую литературу по проблеме развития

координационных способностей учащихся младшего школьного возраста на

уроках физической культуры;

2.

По данным научно-методической литературы подобрать комплекс

подвижных

игр,

направленных

на

воспитание

координационных

способностей младших школьников;

3.

Экспериментально

обосновать

эффективность

комплекса

подвижных

игр

для

младших

школьников

с

координационной

направленностью.

Объект

исследования:

координационные

способности

учащихся

младшего школьного возраста.

Предмет: подвижные игры как средство развития координационных

способностей учащихся младшего школьного возраста на уроках физической

культуры.

Гипотеза

исследования:

предполагалось,

что

использование

комплекса

подвижных

игр

координационной

направленности,

позволит

улучшить показатели координационных способностей младших школьников.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В работе применялся комплекс общепринятых методов исследования,

включающих:

1.

Анализ научно-методической литературы.

2.

Педагогическое наблюдение

3.

Педагогический эксперимент.

4.

Тестирование координационных способностей.

5.

Метод математической статистики.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе МАОУ Чигиринской СОШ в 2017-

2018 учебном году.

Организация исследования включала в себя два этапа.

На первом этапе (1-2 четверть) был проведен теоретический анализ

научных

литературных

источников;

проводились

педагогические

наблюдения;

тестирование;

подборка

подвижных

игр

с

координационной

направленностью для младших школьников.

На

втором

этапе

(3

четверть)

был

проведен

педагогический

эксперимент, в котором участвовали школьники 3 классов в количестве 20

человек

(10

мальчиков

и

10

девочек),

поделенные

на

две

группы:

контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ). В каждой группе было по 5

мальчиков

и

девочек.

В

ходе

эксперимента

изучались

эффективность

внедрения комплекса подвижных игр с координационной направленностью в

учебный

процесс,

выявлялась

динамика

показателей

развития

координационных способностей детей.

По

окончании

эксперимента

проведена

математическая

обработка

полученных данных. Результаты исследования анализировались, обобщались,

и на этой основе были сформулированы выводы.

Сравнительный

анализ

среднегорупповых

показателей

исходного

уровня

подготовленности

показал,

что

результаты

контрольной

и

экспериментальной групп имели в целом равный уровень подготовленности

(таблица 1). Различия в исследуемых показателях не являлись статистически

достоверными (р > 0,05).

Таблица 1 – Показатели координационных способностей контрольной

и экспериментальной групп до педагогического эксперимента

п/п

Показатели

Группы

Разница

ЭГ

КГ

М 1- М 2

р

M 1 ± m

M 2 ± m

В

ед.

В %

1

Повороты

кругом

на

опоре

шириной 10 см (кол-во раз за

20 сек)

3,12 ± 0,53

3,11 ± 0,52

0,01

0,3

> 0,05

2

Бег к пронумерованным мячам

(сек)

17,30 ± 0,52

17,43 ± 0,39

0,13

0,7

> 0,05

3

Бег 20 м с преодолением двух

барьеров (сек)

5,70 ± 0,20

5,77 ± 0,15

0,07

1,2

> 0,05

4

Прыжок в длину с при-

землением

в

заданную

зону

(кол-во точных приземлений в

6 попытках)

3,29 ± 0,49

3,30 ± 0,52

0,01

0,3

> 0,05

5

Броски

мяча

в

цель

(кол-во

набранных очков в 6 попытках

8,38 ± 1,19

8,40 ± 1,22

0,02

0,2

> 0,05

6

Полоса препятствий (сек)

26,39 ± 0,63

26,45± 0,49

0,06

0,2

> 0,05

В

группах

занятия

проводились

по

комплексной

программе

физического

воспитания

для

3

классов.

В

контрольной

группе

занятия

проводились с добавлением

на базовую часть программы до трех раз в

неделю, а в экспериментальной группе уроки проводились с расчетом на

обязательное

усвоение

базового

компонента

и

изучение

вариативного

материала,

составленного

комплекса

подвижных

игр

для

воспитания

координационных способностей младших школьников.

Таблица 4 – Показатели координационных способностей контрольной

и экспериментальной групп после педагогического эксперимента

п/п

Показатели

Группы

Разница

М 1- М 2

p

ЭГ

КГ

M 1 ± m

M 2 ± m

В ед.

В %

1

Повороты кругом на опоре

шириной 10 см (кол-во раз

за 20 сек)

4,72 ± 0,64

3,41 ± 0,58

1,31

19,8

< 0,05

2

Бег к пронумерованным

мячам (сек)

16,47 ± 0,44

16,92± 0,39

0,45

3,1

< 0,05

3

Бег 20 м с преодолением

двух барьеров (сек)

5,35 ± 0,32

5,87 ± 0,21

0,52

6,8

< 0,05

4

Прыжок в длину с при-

землением в заданную зону

(кол-во точных приземлений

в 6 попытках)

4,21 ± 0,34

3,52 ± 0,47

0,73

13,9

< 0,05

5

Броски мяча в цель (кол-во

н а б р а н н ы х

о ч ко в

в

6

попытках)

9,81 ± 1,22

8,43 ± 1,34

1,38

16,4

< 0,05

6

Полоса препятствий (сек)

25,94 ± 0,59

26,41 ± 0,49

0,53

3,1

< 0,05

Достоверно

значимые

различия

<

0,05)

наблюдаются

и

в

межгрупповых показателях. Так, в экспериментальной группе по отношению

к контрольной, результаты в тесте на способность к равновесию улучшились

на 19,8 %, в способности к пространственной ориентации на 3,1 %, в

способности к ритму – на 6,8 %, способности к перестроению двигательных

действий – на 13,9 %, оценке способности к точным движениям – на 16,4 %,

оценке комплексного развития координационных способностей – на 3,1 %.

Математический

анализ

статистических

данных

подтверждает,

что

применение составленного нами комплекса упражнений с координационной

направленностью

для

вариативной

части

комплексной

программы

по

физическому

воспитанию

позволяет

добиться

высоких

результатов

в

развитии данного качества.



В раздел образования