Автор: Нагорных Виктория Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Благовещенский Государственный Педагогический Университет"
Населённый пункт: Амурская область, г.Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Раздел: полное образование
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
В развитии двигательной деятельности ребёнка школьного возраста
подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры зародились в
далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости,
быстроте, меткости.
Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое
средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.
Преимущество игры среди различных физических упражнений Аркин
Е.А.
видит
в
эмоциональной
насыщенности,
придающую
ей
особую
привлекательность,
мобилизующей
силы
детей,
доставляющей
радость
и
удовлетворение;
в
характере
двигательной
деятельности,
содействующей
работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений,
устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими
детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и
развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.
Игра
развивает
ум,
совершенствует
восприятие,
формирует
механизмы координации и управления движениями, дает исключительный
опыт операцией с орудиями труда и различными предметами; развивает
психические качества и многое другое.
Развитие
ребёнка
в
игре
происходит,
прежде
всего,
за
счёт
разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные
на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.
Подвижные
игры
оказывают
оздоровительное
воздействие
на
организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге,
прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При
этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою
очередь,
оказывает
плодотворное
влияние
на
психическую
деятельность.
Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на
свежем воздухе.
У
детей
с
раннего
возраста
необходимо
развивать
двигательные
способности
(ловкость,
быстроту,
равновесие,
глазомер,
гибкость,
силу,
выносливость и др.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно
обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы,
быстроты,
ловкости
увеличиваются
длина,
высота
прыжка,
дальность
метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические
упражнения, проходить большие расстояния.
П.Ф. Лесгафт писал: "В играх применяется всё то, что усваивается при
систематических
занятиях,
поэтому
все
производимые
здесь
движения
и
действия вполне должны соответствовать силам и умениям занимающихся и
производиться с возможно большей точностью и ловкостью".
П.Ф.
Лесгафт
рекомендовал
постепенно
усложнять
содержание
и
правила игры, создавая новые упражнения, условия действия, то есть вводить
варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет
повторять
знакомые
ребенку
действия
с
более
высокими
требованиями,
способствует сохранению интереса к игре.
Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения
ребенком
знаний
и
представлений
об
окружающем
мире;
развития
мышления,
смекалки,
ловкости,
сноровки,
ценных
морально-волевых
качеств.
При
проведении
подвижной
игры
появляются
неограниченные
возможности
комплексного
использования
разноообразных
методов,
направленных
на
формирование
личности
ребенка.
В
процессе
игры
происходит
не
только
упражнение
в
уже
имеющихся
навыках,
но
и
формирование новых психических процессов, новых качеств личности.
Комплекс подвижных игр для воспитания координационных
способностей.
«Голуби»
Цель:
воспитание
у
детей
навыков
метания,
развитие
координации
движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.
Количество игроков — 2—10.
Инвентарь:
для
игры
изготавливаются
бумажные
«голуби»
(самолетики и т.д.).
Инструкция. Дети соревнуются, у кого «голубь» полетит дальше.
Вариант: дети соревнуются со взрослыми.
Методические указания. Игра для детей 5—8 лет, интенсивность малая.
«Чья лошадка быстрее»
Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких
мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания,
улучшение
зрения
и
слуха,
их
координация
с
движениями
туловища
и
конечностей.
Количество игроков может быть любым.
Инвентарь:
палочки
длиной
20
сантиметров,
шнурки
или
куски
веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).
Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым
за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом
расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая
шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.
Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала»
быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.
Методические указания. Игра для детей 4—9 лет, интенсивность малая.
«Сидячий футбол»
Цель:
развитие
координации
движений,
укрепление
мышц
ног
и
туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.
Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.
Инвентарь: мяч для футбола, кегли.
Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к
животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3
метров.
Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив
ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему
партнеру.
За
неточный
бросок
мяча
команда
получает
штрафное
очко.
Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.
Варианты
1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.
2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.
3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии
между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.
Методические
указания.
Игра
для
детей
от
3
до
14
лет,
нагрузка
умеренная.
Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать
детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.
Рывок за мячом
Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые
выстраиваются
в
шеренгу
на
одной
стороне
площадки.
Каждая
команда
рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая
черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя
любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки,
имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот
приносит
команде
очко.
После
этого
мяч
возвращается
руководителю,
который
снова
бросает
его,
называя
новый
номер,
и
т.д.
Играют
установленное время.
Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.
Начинать
бег
можно
с
высокого
или
низкого
с т а р т а ( п о
договоренности).
Если
2
игрока
коснулись
мяча
одновременно,
каждая
команда получает по очку.
Догнать-обогнать
Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке
на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача
каждого – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время
коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы
и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно
закончить,
когда
на
беговой
дорожке
останутся
3
самых
выносливых
спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.
Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают
поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число
участников – до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются
отдельно.
Наступление
Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми
линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По
указанию
руководителя
игроки
одной
команды
принимают
положение
высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись Зв руки,
идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3
шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом
устремляются за линию своего «дома». Игроки другой команды преследуют
их, стараясь осалить. После подсчета осаленных «наступление» ведет другая
команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и
объявляются лучшие спринтеры.
Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может
салить
любых
игроков
противоположной
команды,
но
только
до
линии
«дома».