Напоминание

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Автор: Нагорных Виктория Сергеевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Благовещенский Государственный Педагогический Университет"
Населённый пункт: Амурская область, г.Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Дата публикации: 16.05.2018
Раздел: полное образование





Назад




ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ

ВОЗРАСТЕ

В развитии двигательной деятельности ребёнка школьного возраста

подвижной игре принадлежит ведущая роль. Подвижные игры зародились в

далёком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости,

быстроте, меткости.

Е.А. Аркин определяет подвижную игру как мощное и незаменимое

средство воспитания ребёнка, основной рычаг дошкольного воспитания.

Преимущество игры среди различных физических упражнений Аркин

Е.А.

видит

в

эмоциональной

насыщенности,

придающую

ей

особую

привлекательность,

мобилизующей

силы

детей,

доставляющей

радость

и

удовлетворение;

в

характере

двигательной

деятельности,

содействующей

работе значительной массы крупных мускулов; в разнообразии движений,

устраняющей опасность утомления; в возможности регулирования самими

детьми темпа и энергии движений; в проявлении личной инициативы и

развитии психических качеств – смелости, дисциплины, находчивости и т. д.

Игра

развивает

ум,

совершенствует

восприятие,

формирует

механизмы координации и управления движениями, дает исключительный

опыт операцией с орудиями труда и различными предметами; развивает

психические качества и многое другое.

Развитие

ребёнка

в

игре

происходит,

прежде

всего,

за

счёт

разнообразной направленности её содержания. Есть игры, прямо нацеленные

на физическое воспитание, эстетическое, умственное и т.д.

Подвижные

игры

оказывают

оздоровительное

воздействие

на

организм ребенка: он упражняется в самых разнообразных движениях: беге,

прыжках, лазанье, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т. д. При

этом активизируются дыхание, обменные процессы в организме, это, в свою

очередь,

оказывает

плодотворное

влияние

на

психическую

деятельность.

Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на

свежем воздухе.

У

детей

с

раннего

возраста

необходимо

развивать

двигательные

способности

(ловкость,

быстроту,

равновесие,

глазомер,

гибкость,

силу,

выносливость и др.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно

обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы,

быстроты,

ловкости

увеличиваются

длина,

высота

прыжка,

дальность

метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические

упражнения, проходить большие расстояния.

П.Ф. Лесгафт писал: "В играх применяется всё то, что усваивается при

систематических

занятиях,

поэтому

все

производимые

здесь

движения

и

действия вполне должны соответствовать силам и умениям занимающихся и

производиться с возможно большей точностью и ловкостью".

П.Ф.

Лесгафт

рекомендовал

постепенно

усложнять

содержание

и

правила игры, создавая новые упражнения, условия действия, то есть вводить

варианты игр. Использование разнообразных игровых вариантов позволяет

повторять

знакомые

ребенку

действия

с

более

высокими

требованиями,

способствует сохранению интереса к игре.

Таким образом, подвижная игра – незаменимое средство пополнения

ребенком

знаний

и

представлений

об

окружающем

мире;

развития

мышления,

смекалки,

ловкости,

сноровки,

ценных

морально-волевых

качеств.

При

проведении

подвижной

игры

появляются

неограниченные

возможности

комплексного

использования

разноообразных

методов,

направленных

на

формирование

личности

ребенка.

В

процессе

игры

происходит

не

только

упражнение

в

уже

имеющихся

навыках,

но

и

формирование новых психических процессов, новых качеств личности.

Комплекс подвижных игр для воспитания координационных

способностей.

«Голуби»

Цель:

воспитание

у

детей

навыков

метания,

развитие

координации

движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков — 2—10.

Инвентарь:

для

игры

изготавливаются

бумажные

«голуби»

(самолетики и т.д.).

Инструкция. Дети соревнуются, у кого «голубь» полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методические указания. Игра для детей 5—8 лет, интенсивность малая.

«Чья лошадка быстрее»

Цель: развитие координации и быстроты движений крупных и мелких

мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания,

улучшение

зрения

и

слуха,

их

координация

с

движениями

туловища

и

конечностей.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь:

палочки

длиной

20

сантиметров,

шнурки

или

куски

веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).

Инструкция. Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым

за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом

расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая

шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.

Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала»

быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.

Методические указания. Игра для детей 4—9 лет, интенсивность малая.

«Сидячий футбол»

Цель:

развитие

координации

движений,

укрепление

мышц

ног

и

туловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.

Инвентарь: мяч для футбола, кегли.

Инструкция. Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к

животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3

метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив

ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему

партнеру.

За

неточный

бросок

мяча

команда

получает

штрафное

очко.

Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.

2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном расстоянии

между командами; за каждую сбитую кеглю команда получает призовое очко.

Методические

указания.

Игра

для

детей

от

3

до

14

лет,

нагрузка

умеренная.

Поскольку звуки речи произносятся на выдохе, необходимо обучать

детей правильному дыханию с акцентом на выдохе.

Рывок за мячом

Играющие делятся на 2 равные (по числу игроков) команды, которые

выстраиваются

в

шеренгу

на

одной

стороне

площадки.

Каждая

команда

рассчитывается по порядку номеров. Перед командами проводится стартовая

черта. Руководитель с мячом в руках встает между командами. Называя

любой номер, руководитель бросает мяч вперед как можно дальше. Игроки,

имеющие этот номер, бегут к мячу. Кто раньше коснется мяча рукой, тот

приносит

команде

очко.

После

этого

мяч

возвращается

руководителю,

который

снова

бросает

его,

называя

новый

номер,

и

т.д.

Играют

установленное время.

Команда, набравшая больше очков, считается победительницей.

Начинать

бег

можно

с

высокого

или

низкого

с т а р т а ( п о

договоренности).

Если

2

игрока

коснулись

мяча

одновременно,

каждая

команда получает по очку.

Догнать-обогнать

Играют до 20 человек. Участники располагаются на беговой дорожке

на одинаковой дистанции друг от друга. По сигналу все начинают бег. Задача

каждого – не дать догнать себя тому, кто бежит сзади, и в то же время

коснуться рукой впереди бегущего. Запятнанные игроки выбывают из борьбы

и идут в середину бегового круга. Остальные продолжают гонку. Игру можно

закончить,

когда

на

беговой

дорожке

останутся

3

самых

выносливых

спортсмена. Можно выявить и единоличного победителя.

Если игра проводится в зале, то недалеко от его углов устанавливают

поворотные стойки, которые можно обегать только с внешней стороны. Число

участников – до 10 человек. В этой игре юноши и девушки соревнуются

отдельно.

Наступление

Две команды, равные по числу игроков, выстраиваются за лицевыми

линиями на противоположных сторонах площадки лицом к середине. По

указанию

руководителя

игроки

одной

команды

принимают

положение

высокого (или низкого) старта, а игроки второй команды, взявшись Зв руки,

идут вперед, соблюдая равнение. Когда до стоящих на старте остается 2-3

шага, руководитель дает свисток. «Наступавшие» расцепляют руки и бегом

устремляются за линию своего «дома». Игроки другой команды преследуют

их, стараясь осалить. После подсчета осаленных «наступление» ведет другая

команда. После 3-4 перебежек подсчитывается общее число пойманных, и

объявляются лучшие спринтеры.

Правила: Действовать без сигнала запрещается. Каждый игрок может

салить

любых

игроков

противоположной

команды,

но

только

до

линии

«дома».



В раздел образования