Напоминание

Рефлексивный психологический анализ урока


Автор: Картанова Татьяна Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 3
Населённый пункт: город Саров Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рефлексивный психологический анализ урока
Раздел: среднее образование





Назад




Рефлексивный психологический анализ урока

Учитель: Класс:

I.

Тема

урока.

Какая

цель

урока

была

поставлена?

II.

Какие

средства

для

ее

достижения

были использованы?

III.

Достигнута

ли

поставленная

цель

и

насколько?

Да, нет, частично

IV.

1.

2.

3.

4.

Каковы особенности самоорганизации

учителя? (нужное подчеркнуть)

Подготовленность к уроку

Рабочее

самочувствие

в

начале

и

в

ходе урока

Реакции

учителя

на

ошибки

детей,

удачные ответы

Невербальные проявления:

- Речь

- Использование жестов и их характер

-

С в о б од а

и с п ол ь зуе м ы х

п о з ,

перемещения по классу

Осознание

психологической

цели

или

неосознанность,

внутренняя

готовность

или неготовность к ее осуществлению

Собранность

или

н е с о б р а н н о с т ь ,

с о н а с т р о е н н о с т ь

с

т е м о й

и

п с и хо л о г и ч е с ко й

ц е л ь ю

у р о к а ,

э н е р г и ч н о с т ь ,

н а с т о й ч и в о с т ь ,

оптимистический

подход

ко

всему

происходящему на уроке, педагогическая

находчивость,

вялость,

тревожность,

агрессивность или другое

Монотонная,

немонотонная,

адекватная

и л и

н е а д е к в а т н а я

г р о м к о с т ь ,

оптима льная

или

н е д о с т а т о ч н а я

а р т и к ул я ц и я ,

д о п у с т и м ы й

и л и

неоптимальный

темп,

и н тон а ц и я ,

экспрессивность

Открытые, закрытые

Да, нет

V.

Какой

психологический

климат

на

уроке? (нужное подчеркнуть)

Поддержание

атмосферы

радостного,

искреннего

общения,

деловой

контакт,

давление, тревожность

VI.

Как

можно

охарактеризовать

стиль

о б щ е н и я

с

д е т ь м и ?

( н у ж н о е

подчеркнуть)

А в т о р и т а р н ы й ,

л и б е р а л ь н ы й ,

демократический

VII.

1.

2.

3.

Как

были

созданы

специальные

у с л о в и я

в

у ч е б н о й

р а б о т е

с

учениками?

Теоретический уровень изложения

Наличие

сотрудничества

с

учителем,

индивидуальный подход

Осознанность

учеником

стоящих

целей,

своих

действ ий,

с в о и х

возможностей действовать и вносить

какие-либо коррективы,

т.е. наличие вопросов, требующих от

Научность, логичность, систематичность,

последовательность,

д о с ту п н о с т ь ,

практическая значимость, эмоциональная

значимость, проблемность

Да, нет

Да, нет, частично

Да, нет, частично

4.

5.

учеников

уточнения

того,

что

он

должен сделать, что делает, что сделал,

что

должен

узнать,

что

узнал,

что

нового

в

задаче

или

его

действиях,

какие причины мешают решить задачу,

к а к

п р е о д о л е н ы

в о з н и к ш и е

затруднения.

Соотношение побуждения учащихся к

деятельности и принуждения

Особенности слушания учеников

Преобладает

побуждение

(комментарии,

вызывающие

положительные

чувства

в

связи с проделанной работой, установки,

стимулирующие интерес, волевые усилия

к преодолению трудностей и т.д.)

Преобладает принуждение (напоминания

об отметке, резкие замечания, нотации и

т.п.)

Н а бл юд а е т с я

и

п р и н уж д е н и е ,

и

побуждение

П р е д о с т а в л е н и е

в о з м о ж н о с т и

высказаться,

поощрение

высказываний,

умение

или

неумение

слышать

суть

ответа или вопроса

VIII.

Какой

этап

урока

был

наиболее

или

наименее интересен для детей?

IX.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Как

были

включены

в

урок

и

р а з в и в а л и с ь

п о з н а в а т е л ь н ы е

процессы? (нужное подчеркнуть)

Организация

внимания

учащихся,

активизация внимания

- Как развивали наблюдательность?

-Какие

были

условия

устойчивости,

сосредоточенности

и

переключения

внимания?

Развитие восприятия

-

Какие

использовались

приемы

выделения

основного,

главного

в

учебном материале?

Развитие памяти

Развитие мышления и воображения

-

Какова

степень

самостоятельности

мышления,

степень

т во рч е с ко й

направленности?

Соотношение

нагрузки

на

память

учащихся и их мышление

О п р е д е л е н и е

с о о т н о ш е н и я

воспроизводящей

и

т во рч е с ко й

деятельности

Планирование усвоения знаний

Четкость, система работы, обоснованное

сочетание

словесных

и

наглядных

средств

Четкость формулировки цели, включение

в

работу

различных

анализаторов

(слухового,

зрительного,

тактильного,

вкусового, обонятельного)

Использованы

приемы

осмысленного

запоминания: доступность, связь нового

с

имеющимися

знаниями,

смысловая

группировка

материала,

выделение

смысловых опор

Проявление

логического

мышления,

применение

рациональных

способов

выполнения учебных заданий, развитие

мыслительных

операций:

ана лиза,

синте за,

сравнения,

о б о б щ е н и я ,

абстрагирования, систематизации

Высокая, средняя, низкая

Высокая, средняя, низкая

Преобладает

нагрузка

на

память,

на

мышление, баланс нагрузки

П р е о б л а д а е т

в о с п р о и з в о д я щ а я ,

преобладает творческая, сочетание видов

деятельности

В

готовом

виде

(со

слов

учителя,

из

учебника, пособия и т.п.) или в процессе

самостоятельного поиска

X.

На какие стороны развития личности

ребенка может повлиять урок?

XI.

1.

2.

3.

4.

К а к

у ч т е н ы

ф и з и о л о г и ч е с к и е

особенности детей?

(нужное подчеркнуть)

П р ед у п р е ж д е н и е

у том л е н и я

и

переутомления

Чередование видов деятельности

Своевременное

и

кач е с т в е н н о е

проведение физкультминуток

Соблюдение рабочей позы учащегося

Да, нет. Как?

Да, нет. Как?

Да, нет

Да, нет

XII.

Какие формы оценивания деятельности

учащихся использованы на уроке?

XIII.

Понимание

и

усвоение

учебного

материала,

предложенного

учащимся

на уроке

Полностью,

в

основном

объеме

(на

оценку «хорошо»), частично, отрывочно,

не усвоена

XIV.

Какова

причина

н ед о с т аточ н о го

понимания материала?

XV.

Укажите возможные способы решения

этой проблемы.

XVI.

К а к а я

п р о в е д е н а

р а б о т а

п о

п р е д у п р е ж д е н и ю

о т с т а в а н и я

учащихся?



В раздел образования