Напоминание

"Значение игр для развития моторики у детей старшего дошкольного возраста"


Автор: Гусева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №3 "Ласточка"
Населённый пункт: город Мегион, ХМАО -Югры
Наименование материала: консультация
Тема: "Значение игр для развития моторики у детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация

Значение игр для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного

возраста

Подготовила воспитатель МБДОУ ДС №3 «Ласточка» Гусева Е.П.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное

влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие

ребенка.

Мелкую моторику рук развивают:

-различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в

определенной последовательности;

-игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем

взрослых);

-игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать -

наливать,

-насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

-застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.

-изобразительная и творческая деятельность

Мелкую

моторику

рук

развивают

также

физические

упражнения.

Это

разнообразное лазание (на спортивном комплексе, по лесенке) и т.д. Такие упражнения

укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют

лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую

моторику.

В работу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста включаются

все виды учебно-игровой деятельности и режимные моменты:

Утренняя

гимнастика,

самостоятельная

деятельность;

организованная

образовательная

деятельность,

непосредственная

образовательная

деятельность,

прогулка,

самообслуживание, индивидуальная работа, продуктивная деятельность.

В своей работе можно использовать различные методы и приемы для достижения

целей и решения поставленных задач.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой

моторики у детей.

Создание предметно – развивающей среды.

Предметно-развивающая

среда

может

включать

в

себя:

игры

и

пособия

для

развития мелкой моторики (пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты,

мозаика, игры с карандашами, песочный планшет, шнуровки, панно с различными видами

застежек и шнуровок, конструкторы; разные дидактические игры и пособия).

В игровой зоне детям доступны пазлы, конструктор «Лего», развивающие игры, игры-

шнуровки, мозаика, пирамидки, шнурки, из которых можно плести косички и закрепить

их бантиками.

В

зоне

изобразительной

деятельности: трафареты,

бумага,

карандаши,

раскраски,

пластилин, песочный планшет, камушки, ракушки, природный материал, тесто для лепки.

В учебной зоне: счётные палочки, прописи, тетради с карандашами.

В театральной зоне: пальчиковый, настольный театр.

Система работы по развитию мелкой моторики.

Для работы по развитию мелкой моторики можно придерживаться системы работы.

У детей старшего возраста мелкая моторика развита неплохо.

Для наибольшего удобства можно разбить игровые упражнения на комплексы:

1.

Пальчиковые игры.

2.

Игры с предметами.

3.

Использование

элементов

изобразительной

деятельности

в

развитии

мелкой

моторики.

4.

Развитие графической моторики.

5.

Дидактические игры.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

Пальчиковые игры - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские

народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы.

Пальчиковые

игры

очень

увлекательны,

они

способствуют

развитию

речи,

умению

управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при

помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям

ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

О п т и м а л ь н ы й

в а р и а н т

р а з в и т и я

м е л к о й

м о т о р и к и

-

использование физкультминуток. Физкультминутки,

как

элемент

д ви г ате льн ой

активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия

нагрузки, связанной с сидением на одном мете.

Игры с предметами.

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики,

орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится

более устойчивым.

Каштаны и грецкие орехи можно использовать для катания ладошкой по столу

или другой поверхности, а так же между ладонями. Такое занятие - дополнительный

массаж

ладошек

и

улучшение

координации

движения

рук.

Также

орехи

можно

использовать для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка

отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

В игре «Волшебный мешочек» ребенок развивает зрительные внимание и память и свою

способность узнавать предметы на ощупь. Один из двух одинаковых наборов мелких

игрушек помещаю в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются

ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку.

Мозаика,

конструктор,

разные

картинки—

бесценный

материал

для

развития

внимания,

мышления

ребенка—

способствуют интенсивному

развитию

движений

пальцев рук.

Развивает

моторику

игры

со

счетными

палочками.

Дети

выполняют

из

них

различные

фигурки.

Игры

сопровождаю

стихами,

загадками,

тем

самым

у

ребёнка

развивается слуховое восприятие. Эти упражнения использую на занятиях по математике,

конструированию, а так же в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок

развивает

мелкую

моторику,

считает

палочки,

сам

придумывает

фигуры,

тем

самым

развивая воображение.

В настоящее время достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Они

отлично

развивают

мелкую

моторику,

к

тому

же,

благодаря

им,

дети

овладевают

повседневным практическим навыком шнурования ботинок.

Другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень

увлекательный

процесс,

способствующий

развитию

у

детей

внимания,

памяти,

наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию

движения пальцев.

Игры-мозаики

являются

ещё

одним

эффективным

способом

развития

мелкой

моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит

для детей любого возраста.

Ещё

один

из

способов

развития

мелкой

моторики

-

это

застёгивание

и

расстёгивание различных застёжек, пуговиц, кнопок, молний. Этот способ влияет на

тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук. В основном этот вид игры

можно

использовать при подготовке и возвращении с прогулки. Во время игровой деятельности

так же можно развивать мелкую моторику. Дети запускают пальцами мелкие волчки,

катают по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах

изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия

этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся

правильно пользоваться

материалами, инструментами,

прививаются

практические навыки и умения. Умение

держать кисточку в руках - отличный способ развития моторики. По результатам таких

занятий можно оценить, насколько развита мелкая моторика и движения пальцев рук у

ребёнка.

Интересны и эффективны такие занятия как лепка из соленого теста и пластилина

по технике тестопластики .

Работа с этим материалом приносит огромное удовольствие детям. Тесто можно рвать,

тянуть, мять – полный набор тактильных ощущений! На нем остаются замечательные

отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани –

любой предмет, рельеф которого вам интересен. Оно обладает целым рядом преимуществ:

оно не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый,

натуральный

материал,

не

вызывающий

аллергию.

Забавные

композиции,

сделанные

своими

руками,

могут

стать

прекрасными

атрибутами

для

сюжетно-ролевых

игр ( «Хлебобулочные изделия»), подарками для родителей ( «Цветок для мамы»).

Лепка из соленого теста способствует развитию воображения, художественного

вкуса,

конструктивного

мышления.

У

детей

совершенствуется

мелкая

моторика

рук,

точные

движения

пальцев,

происходит

развитие

глазомера.

Она

заканчивается

определенным

результатом,

но,

чтобы

его

достичь,

нужно

овладеть

необходимыми

навыками, проявить усидчивость, терпение.

В подготовительной группе можно сделать своими руками песочный планшет. Он

доступен почти каждому ребенку и не требует специальной подготовки. Рисуя на

песке, ребенок не боится, что у него что – то не получится, потому что всегда есть

возможность исправить то, что не получилось, найти новое решение. В этом методе

отсутствует эффект боязни «чистого листа» . Песок учит терпению и усидчивости, а

если рисунок коллективный, то и умение общаться с другими детьми, сотрудничать,

планировать свои действия и согласовывать их с другими детьми . Рисование картин

песком успокаивает, координация движений становится лучше, развивается моторика рук.

Наиболее простой способ уверенно владеть левой и правой рукой, это как раз и есть

рисование песком, поскольку при рисовании задействуют обе руки одновременно. Для

творческого

развития

такой

вид

искусства

полезен,

поскольку

развивает

образное

мышление.

В старшей, подготовительной группах особую роль в развитии движений мелкой

моторики играет рукоделие: пришивание пуговиц, аппликация из ткани. Нетрадиционные

техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться,

аппликация с использованием нетрадиционных техник не только не утомляет детей, у них

сохраняется

высокая

активность

на

протяжении

всего

времени,

отведенного

на

выполнение задания. Ловкие детские руки, а так же их фантазия, способны привести

детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных

ч у в с т в

р а д о с т ь

с о з и д а н и я

и

т в о р ч е с т в а .

Развитие графической моторики.

В

старшей и подготовительной группах, кроме пальчиковой гимнастики, можно

использовать графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и

координации

движений

руки,

зрительного

восприятия

и

внимания.

Выполнение

графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения

письмом.

Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием

карандашей. Для штрихования

используются

книжки-раскраски, трафареты разной

тематики.

При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц

пальцев и кистей рук, развивается глазомер. Выполнение графических упражнений и

штриховки

способствуют

подготовке

руки

к

письму.

Развитие

мелкой

моторики

определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и

свободой:

движения

руки

не

должны

быть

скованными,

напряженными.

Правильно

соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки

красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не

прерывать линию.

Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового

и зрительного восприятия занятия нужно проводить в тетради в крупную клетку. Клетка

даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических

навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а

также развивает умение ориентироваться в пространстве.

Используются

такие

приемы

как,

работа

с

трафаретами, контур

предмета

(обведи

рисунок, соедини по точкам); дорисовка (по принципу симметрии); волшебные узоры,

лабиринты.

Вывод

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку:

кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений

руки, подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что

полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием

речи и мышления ребенка.

Работая

над

развитием

мелкой

моторики

у

детей,

можно

добиться

определённых

результатов.

У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая

координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают

хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на

развитие

речи.

Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Систематическая

работа

в

данном

направлении

позволяет

достичь

следующих

положительных

результатов:

дети

становятся

более

внимательны,

усидчивы,

больше

общаются с воспитателем и сверстниками, у них пополняется словарный запас слов,

кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений,

меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Список литературы.

1.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.

2.

Гаврина С., Кутявина Н. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво

рисовать. Ярославль, Академия развития, 1998г.

3.

Гатанова Н. Развиваю мелкую моторику. С.-П., 2000г.

4.

Крупенчук О. Готовим руку к письму. Рисуем по клеточкам. С.-П., Литера, 2005г

5.

Новоторцева Н. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Ярославль,

Академия развития, 1998 г.

6.

Развитие мелкой моторики рук у детей 5-7 лет. Журнал «Дошкольное воспитание»

№3, 2005 г.

7.

Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., Лань, 1996г.

8.

Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.

9.

Долженко Г. И. "100 оригами"Ярославль, "Академия развития", 2000г.

10. Лыкова И. "Изодеятельность в детском саду"Москва, "ТЦ Сфера", 2004г.

11. Поварченкова З. М., Малышева А. Н. "Аппликация в детском саду" Ярославль,

"Академия развития", 2010г.

12. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. –

М.:ТЦ Сфера, 2005. – 64с. (Логопед в ДОУ).



В раздел образования