Напоминание

"Роль фольклора в речевом развитии дошкольника"


Автор: Мельникова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль фольклора в речевом развитии дошкольника"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль фольклора в речевом развитии дошкольника

Начало искусства слова – в фольклоре

М.Горький

На

современном

этапе

развития

общества

особое

значение

приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи

является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной

связной

речью

профессиональной

потребностью

во

многих

сферах

общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как

одна из главных задач дошкольного образования.

Фольклор – прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон

речи. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики

развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития

дошкольников

можно

и

нужно

использовать

этот

материал.

Идею

использования

народной

культуры

в

дошкольном

образовании

активно

поддерживали такие педагоги, как Е.А. Флерина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева,

О.С. Ушакова.

Принято считать, что фольклор – это словесное искусство, которое

включает в себя пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, загадки, мифы,

легенды, сказания и пр. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми

жанрам

фольклора

обеспечивает

эффективность

формирования

самостоятельной

речи

дошкольников.

По

мнению

фольклориста

Г.С.

Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий

интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,

чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,

который возник, вырос и развился из исканий радости детской народной

массы. Это – детский фольклор».

Детский

фольклор

это,

прежде

всего

культура

диалога,

ориентированный на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь

детей

живостью,

образностью,

краткостью

и

меткостью

выражений,

способствуя воспитанию детей на народной мудрости.

Одной

из

фольклорных

форм

являются

поговорки

и

пословицы.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично,

выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь.

Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим

материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и

рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и

способствуем формированию интонационной выразительности речи.

Детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его

разнообразия не существовало загадок. Использование загадок в работе с

детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи –

описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически

мыслить,

но

и

правильно

выражать

свою

мысль,

облекая

ее

в

точную

словесную форму.

Чтобы

дети

быстрее

овладевали

описательной

формой

речи,

надо

обращать внимание детей на языковые особенности загадки, учить замечать

красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми

средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.

Богатейшая

сокровищница

родного

языка

сказка.

Язык

сказок

поэтичен и певуч, содержит много метафор, образных сравнений, метких и

поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку

незаменимым средством речевого развития детей разных возрастов.

Колыбельные

песни

наряду

с

другими

жанрами

заключают

в

себе

могучую

силу,

позволяющую

развивать

речь

детей.

Колыбельные

песни

обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений

об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту

людей

и

привлекают

своим

внешним

видом,

например,

«заинька».

Грамматическое

разнообразие

колыбельных

способствует

освоению

грамматического

строя

речи.

Обучая

образовывать

однокоренные

слова,

можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые

детям образы, например образ кота. Причем не просто кот, а «котенька»,

«коток», «котик», котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем

или

иным

с

колыбели

знакомым

образом,

делают

это

освоение

более

успешным

и

прочным.

Колыбельная

песня,

как

форма

фольклорного

поэтического

творчества,

содержит

в

себе

большие

возможности

в

формировании особой интонационной организации речи ребенка – напевное

выделение голосом гласных звуков, медленный темп – наличие повторяющих

фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Произведения

устного

народного

творчества

это

богатство

и

украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в

уста.

По

словам

А.П.

Усовой

«словесное

русское

народное

творчество

заключает в себе поэтические ценности», его влияние на развитие речи детей

неоспоримо.



В раздел образования