Автор: Мельникова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль фольклора в речевом развитии дошкольника"
Раздел: дошкольное образование
Роль фольклора в речевом развитии дошкольника
Начало искусства слова – в фольклоре
М.Горький
На
современном
этапе
развития
общества
особое
значение
приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Культура речи
является частью общей культуры личности, а навыки владения грамотной
связной
речью
–
профессиональной
потребностью
во
многих
сферах
общественной жизни. Поэтому задача обучения родному языку выступает как
одна из главных задач дошкольного образования.
Фольклор – прекрасное средство для развития у ребенка всех сторон
речи. С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики
развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития
дошкольников
можно
и
нужно
использовать
этот
материал.
Идею
использования
народной
культуры
в
дошкольном
образовании
активно
поддерживали такие педагоги, как Е.А. Флерина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева,
О.С. Ушакова.
Принято считать, что фольклор – это словесное искусство, которое
включает в себя пословицы, поговорки, скороговорки, сказки, загадки, мифы,
легенды, сказания и пр. Обращение к хорошо знакомым, любимым детьми
жанрам
фольклора
обеспечивает
эффективность
формирования
самостоятельной
речи
дошкольников.
По
–
мнению
фольклориста
Г.С.
Виноградова «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий
интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,
чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью,
который возник, вырос и развился из исканий радости детской народной
массы. Это – детский фольклор».
Детский
фольклор
–
это,
прежде
всего
культура
диалога,
ориентированный на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь
детей
живостью,
образностью,
краткостью
и
меткостью
выражений,
способствуя воспитанию детей на народной мудрости.
Одной
из
фольклорных
форм
являются
поговорки
и
пословицы.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично,
выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь.
Потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим
материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и
рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и
способствуем формированию интонационной выразительности речи.
Детский фольклор не был бы столь богатым, если бы среди всего его
разнообразия не существовало загадок. Использование загадок в работе с
детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи –
описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически
мыслить,
но
и
правильно
выражать
свою
мысль,
облекая
ее
в
точную
словесную форму.
Чтобы
дети
быстрее
овладевали
описательной
формой
речи,
надо
обращать внимание детей на языковые особенности загадки, учить замечать
красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми
средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову.
Богатейшая
сокровищница
родного
языка
–
сказка.
Язык
сказок
поэтичен и певуч, содержит много метафор, образных сравнений, метких и
поучительных пословиц и поговорок. Все эти особенности делают сказку
незаменимым средством речевого развития детей разных возрастов.
Колыбельные
песни
наряду
с
другими
жанрами
заключают
в
себе
могучую
силу,
позволяющую
развивать
речь
детей.
Колыбельные
песни
обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений
об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту
людей
и
привлекают
своим
внешним
видом,
например,
«заинька».
Грамматическое
разнообразие
колыбельных
способствует
освоению
грамматического
строя
речи.
Обучая
образовывать
однокоренные
слова,
можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые
детям образы, например образ кота. Причем не просто кот, а «котенька»,
«коток», «котик», котя». К тому же положительные эмоции, связанные с тем
или
иным
с
колыбели
знакомым
образом,
делают
это
освоение
более
успешным
и
прочным.
Колыбельная
песня,
как
форма
фольклорного
поэтического
творчества,
содержит
в
себе
большие
возможности
в
формировании особой интонационной организации речи ребенка – напевное
выделение голосом гласных звуков, медленный темп – наличие повторяющих
фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Произведения
устного
народного
творчества
–
это
богатство
и
украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в
уста.
По
словам
А.П.
Усовой
«словесное
русское
народное
творчество
заключает в себе поэтические ценности», его влияние на развитие речи детей
неоспоримо.