Автор: Калинина Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №101
Населённый пункт: г.Архангельск
Наименование материала: Творческий отчёт по обобщению опыта кружковой работы
Тема: "Творческий отчёт по обобщению опыта кружковой работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством обучения нетрадиционным приёмам рисования"
Раздел: дошкольное образование
Творческий отчёт по обобщению опыта кружковой работы,
направленной на развитие художественно-творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста посредством обучения
нетрадиционным приёмам рисования.
Калинина Ольга Витальевна
Воспитатель
МБДОУ Детский сад №101 г.Архангельск
Актуальность:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории
и
практики
на
современном
этапе.
Для
решения
этой
задачи
в
дошкольном
детстве
наиболее эффективным средством является изобразительная деятельность, в процессе
которой развиваются творческие способности дошкольников. ВА Сухомлинский писал: «
Истоки
творческих
способностей
и
дарования
детей
на
кончиках
пальцев».
О.И.
Шквирина, Т.И. Бабенко доказали связь этого органа труда с мышлением, речью. По
мнению
Т.С.
Комаровой
рисование
способствует
развитию
творческой
активности
воображения и других особенностей ребёнка дошкольного возраста. ТС Комарова считает
опыт изображения, творческая переработка полученных впечатлений служит развитию
воображения, творчества, без которых не возможен ни один из видов изобразительной
деятельности. Все исследования, которые посвящены рисованию, обязательно связаны с
восприятием цвета. В.Н. Ворсобиным и В.Н. Жидкиным было изучено влияние цвета на
эмоции детей.
Поэтому
у детей дошкольного возраста особенно вызывает интерес
занимательные
приёмы
изображения:
монотипия,
оттиск,
кляксография
и
другие.
Нетрадиционные
изобразительные
приёмы
-
это
эффективное
средство
создания
художественного образа. Нетрадиционные приёмы рисования – это толчок к развитию
воображения,
творчества,
проявлению
самостоятельности,
инициативы,
выражения
индивидуальности.
Применяя
и
комбинируя
разные
способы
изображения
в
одном
рисунке,
дошкольники
учатся
думать,
самостоятельно
решать,
какую
технику
использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Нетрадиционные
приёмы
рисования,
по
мнению
учёных,
такие
как:
оттиск
растениями,
монотипия,
кляксография,
граттаж
и
многие
другие
приёмы
также
способствуют снятию детских страхов; развивают уверенность в своих силах; развивают
пространственное мышление; учат детей свободно выражать свой замысел; побуждают
детей
к
творческим
поискам
и
решениям;
учат
детей
работать
с
разнообразным
материалом; развивают чувство композиции, ритма, цветовосприятия; развивают чувство
фактурности и объёмности; развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
способствуют развитию пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и
зрительного восприятия; в процессе этой деятельности у дошкольника формируются
навыки контроля и самоконтроля, во время работы дошкольники получают эстетическое
удовольствие, а самое главное - происходит развитие воображения и художественно-
творческих
способностей.
Исходя
из
всего
сказанного,
следует,
что
формированию
художественно - творческих способностей у дошкольников, в частности детей старшего
дошкольного
возраста,
безусловно,
способствует
использование
в
изобразительной
деятельности нетрадиционных приёмов рисования. И всё выше сказанное обусловило
актуальность моей работы.
Работа
проводилась
в
несколько
этапов.
На
начальном
этапе
была
проведена
диагностика
«Дорисовывание
кругов»
(автор
Комарова
Т.
С.)
С
помощью
этой
диагностики был установлен исходный уровень сформированности
художественно -
творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Результаты диагностического исследования мы представили в виде круговой диаграммы.
12,50%
62,50%
25,00%
Диаграмма сформированности художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Таким
образом,
данное
диагностическое
задание
наглядно
показало,
что
большинство детей испытывают трудности при решении творческой задачи. Безусловно,
это
свидетельствует
об
определённом
уровне
мыслительных
операций,
о
несформированном
умении увидеть в стандартной ситуации нестандартное решение и
активизировать образы-представления, соотнеся их с поставленной задачей. А это одни из
показателей творчества. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что дети
старшего
дошкольного
возраста
нашей
группы
имеют
невысокий
уровень
развития
художественно-творческих
способностей.
Результаты
нашего
исследования
ещё
раз
наглядно показали необходимость в организации и проведении работы с целью развития
художественно-творческих
способностей.
На
наш
взгляд,
наиболее
эффективно
будет
происходить
развитие
данных
способностей
в
условиях,
когда
дети
будут
решать
творческие
задачи
в
нестандартных
ситуациях.
По
нашему
мнению,
безусловно,
использование нетрадиционных техник в изобразительной продуктивной деятельности
способствует
созданию
таких
ситуаций. Именно
изобразительная
продуктивная
деятельность
с
использованием
нетрадиционных
изобразительных
техник
является
наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.
Цель-
развивать художественно-творческие способности у детей старшего
дошкольного возраста посредством обучения нетрадиционным приёмам рисования .
Задачи:
Обучающие:
1.Познакомить и обучить различным нетрадиционным приёмам рисования;
2. Формировать у воспитанников знания, умения, навыки в области изобразительной
деятельности;
3.Обучать создавать композицию, видеть цвет.
Развивающие:
1. Развивать фантазию и творческое воображение;
2.Развивать чувство формы, композиции, цвета, ритма, пропорции;
3.Развивать желание экспериментировать;
4.Развивать интерес к творческому процессу;
5. Развивать мелкую моторику рук .
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетический вкус;
2. Воспитывать трудолюбие и желание доводить начатое дело до конца;
3.Прививать аккуратность в работе;
4.Формировать умение работать в коллективе;
Кружок «Чудо-кисточка» начал работать с 22 сентября 2016 года и его посещали 10
воспитанников группы «Родничок». Кружок проводился 1 раз в неделю. Всего за учебный
год было проведено 29 занятий, из них 2 занятия были посвящены диагностике. На
занятиях
мы
использовали
такие
приёмы,
как: сюрпризный
момент,
аудиозаписи,
художественное
слово,
создание
проблемной
ситуации,
пояснения,
проговаривание
последовательности работы, поощрение, пальчиковая гимнастика, физ. минутка.
Дети на
кружке познакомились и обучились таким нетрадиционным приёмам рисования, как:
«Оттиск листьями и печатками»
«Рисование восковыми мелками или свечой + акварель".
«Рисование по- сырому»
«Тычок жесткой сухой кистью»
«Оттиск смятой бумагой»
«Рисование на мятой бумаге»
«Рисование солью»
«Кляксография обычная»
«Кляксография трубочкой»
«Кляксография ниткой»
«Монотопия предметная»
«Монотопия пейзажная»
«Гратаж»
«Рисование мыльными пузырями»
«Оттиск листьями и печатками»
«Рисование по - сырому»
«Тычок жесткой сухой кистью»
«Кляксография трубочкой» «Кляксография ниткой»
Используя нетрадиционные приёмы рисования, дети с удовольствием изготовили
открытки к 23 февраля и на Новый год, тем самым
очень порадовали сотрудников
детского сада и своих родных. Детские работы также приняли участие во всероссийских
конкурсах, и были награждены сертификатами и дипломами 2 и 3 степени.
В конце учебного года мы снова провели диагностическое исследование,
но
усложнили
задание. В качестве материала был использован набор из 10 карточек, на
каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы.
Каждому ребёнку
индивидуально
было
предложено
на
выбор
несколько
изобразительных
средств:
акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши. Задание оценивалось по таким
же критериям, как
и предыдущей диагностике. Данное диагностическое задание было
проведено с целью выявить уровень развития художественно - творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста в результате организации и проведения кружковой
работы
и
динамику
развития
этих
способностей.
Результаты
нашего
повторного
исследования мы представили тоже в виде круговой диаграммы.
Диаграмма сформированности художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностического исследования наглядно доказали эффективность
использования нетрадиционных техник рисования в развитии художественно-творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста. Вначале учебного года 40% детей
имели низкий уровень развития художественно-творческих способностей, 50% -средний
уровень и только 10%- высокий уровень. В конце учебного года 90% детей стали иметь
высокий уровень и 10% детей – средний. Таким образом, мы заметили значительную
динамику
в
развитии
художественно-творческих
способностей.
Подводя итоги работы
кружка,
мы
также
можем
отметить,
что дети не только познакомились и обучились
различным
нетрадиционным
техникам
рисования,
но
и
научились
создавать
свой
неповторимый образ, используя эти
техники,
составлять
композиции,
видеть
цвет,
работать
в
коллективе.
У
воспитанников
группы
«Родничок»
возросло
желание
экспериментировать
с
изобразительными
материалами.
О н и стали
больше
проявлять
интерес к творческому процессу. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир.
У
ребят
заметно
возрос
интерес
к
изобразительному
искусству,
они
стали
более
уверенными и самостоятельными, более активными в образовательной деятельности.