Авторы: Ведашева Надежда Дмитриевна, Сажнева Изабелла Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Педагогическое исследование
Тема: "Повышение компетентности родителей по этнокультурной составляющей для формирования заинтересованности воспитания у детей любви к малой Родине"
Раздел: дошкольное образование
«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,
о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если
мы будем озабочены воспитанием душ,
а не только передачей знаний»
(Д.С.Лихачёв)
На протяжении последних лет мы, как воспитатели, столкнулись с
очень
серьёзной
проблемой
–
родители
детей,
вновь
прибывших
в
наше
дошкольное учреждение, имели очень скудное представление о своей малой
Родине – республике Коми. В группе было проведено анкетирование, которое
показало,
что
большинство
из
опрашиваемых
родителей
родились
в
девяностых годах двадцатого века. По результатам оказалось, что больше
половины них считало излишним изучение Коми языка;80% не знали, как
выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, чтобы научить их любить
не придуманную взрослыми малую Родину, а прекрасный и самобытный Коми
край. В итоге мы сделали вывод, что поколение девяностых годов в немалой
степени растеряли свои национальные черты и предали забвению культуру
Коми народа.
С введением ФГОС большое внимание уделяется системе взаимодействия
ДОУ и семьи. Педагогическая и духовная культура родителей - один из самых
действенных
факторов
нравственного
развития
воспитания
дошкольников.
Позитивный
настрой
и
создание
атмосферы
взаимопомощи
и
поддержки
семей в данной сложной ситуации вызвали у родителей искреннее желание
решить возникшую проблему. Для её решения педагоги группы выдвинули
гипотезу: чтобы повысить духовный уровень родителей, необходимо создать
семейный клуб «Истоки». Его целью станет заинтересованность родителей
чистотой,
искренностью,
красотой
и
глубоким
содержанием
многовековой
историей
и
культурой
Коми
народа.
Из
поставленной
цели
вытекали
следующие задачи:
донести до сознания родителей уникальность и самобытность культуры;
расширить представление об основах быта и традиций;
проследить связь между стариной и днём настоящим;
воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости на основе
непреходящих ценностей.
По желанию родителей встречи в клубе стали проходить один раз в месяц;
методика проведения была основана на многоаспектном подходе к знакомству
с культурой и историей Коми народа:
доступность знаний, достоверность и научность;
культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);
краеведческий опыт;
экологический аспект.
Для доказательства нашей гипотезы в работе клуба мы решили
использовать такие организованные формы работы, как экскурсии, специально
организованные
встречи
с
интересными
людьми,
знакомство
с
дидактическими
и
подвижными
играми
народа
Коми,
мастер-классы,
педагогические гостиные, презентации и музыкальные досуги.
Совместно с родителями был разработан план-график встреч в клубе
«Истоки».
Месяц
Тематика
встреч
Задачи
Методы и приёмы
взаимодействия
Октябрь
«Знакомство
с
национальной
кухней
народа
Коми»
Расширять
знания
о б
и с т о р и и
и
традициях
коми-
пермяцкой кухни;
-
р а с с м а т р и в а н и е
и
обсуждение
ка лендаря
коми-зырян;
-
п р е з е н т а ц и я
о
- формировать
представления о
том, что традиции
кулинарного
искусства, как и
история самого
народа, уходят
корнями вглубь
веков.
самобытной пище коми, ее
ч е р е д о в а н и и
в
зависимости от постов;
- квест «Почему коми
хозяйки собирали
наиболее калорийную
пищу к летним работам?»
(человек нуждался в
большом количестве
энергии);
- мастер-класс шеф –
повара ДОУ «
Приготовление шанег»
Ноябрь
Опробование
–
исследование
« В к у с н ы е
и
полезные
подарки
Коми
Осени»
Р а з в и в а т ь
представления
о
социокультурных
аспектах
питания
коми народа, связи
с
к у л ь т у р о й
и
историей народа;
- расширять знания
о
п о л е з н ы х
свойствах ягод и их
ц е н н о с т и
д л я
растущего детского
организма;
-
познакомить
с
питательными
свойствами
национальных
напитков:
клюквенный
морс,
ч а й
и з
я г о д
шиповника.
-
и г р а - л о т о
« Н а з о в и
ягоду»;
-
беседа
о
витаминной
пользе
ягод
с еверных
лесов;
-
опробование
морошки,
б р у с н и к и ,
к л ю к в ы ,
черники;
-
з н а к о м с т в о
с
мнемотаблицей
«Витамины»
-
сравнение
вкусовых
к а ч е с т в
н а п и т к о в
(клюквенный морс, чай из
ягод шиповника);
Декабрь
Совместная
экскурсия с
детьми в
краеведческий
музей города.
Побуждать
интерес к коми
национальным
ремёслам;
- подчеркнуть
основное
назначение пояса-
оберега;
- обратить
С л у ш а н и е
л е к ц и и
« Ум е л ы е
р у к и
ко м и -
пермячек»;
- мастер –класс 2Плетение
поясов-оберегов»;
-
про смот р
в ы с т а в к и
к а р т и н
м е с т н ы х
художников;
-
просмотр презентации
внимание , что коми
национальный
костюм – это труд,
творчество,
мастерство коми
женщин.
«Предметы обихода коми-
зыря».
Январь
«Узорное
вязание
коми
народа»
-
Формировать
чувство
л ю б в и
к
родному
к р а ю
н а
основе
приобщения
к
е г о
кул ьту р е
и
традициям;
-поддерживать
интерес детей к
жизни наших
предков, обогащая
их новыми
знаниями;
-
-
Компьютерная
презентация «Зависимость
одежды народа коми от
климатических условий»;
-рассматривание
экземпляров вязаных
вещей в мини –музее
«Коми изба»;
- мастер-класс бабушек
« Орнамент и наиболее
частые способы
вывязывания коми узоров»
Феврал
ь
Субботник
по
обустройству и
пополнению
среды
м и н и -
музея
детского
с а д а
« Ко м и -
изба»
О т р а з и т ь
в
экспонатах
музея
традиции и правила
бытья коми народа,
проследить
связь
между
стариной
и
днём
настоящим,
систематизировать
дидактический
материал музея.
Подбор
экспонатов
и
познавательного материала
для
мини-музея
детского
сада «Коми изба»;
- рассматривание
наглядного пособия
«Жизнь наших предков»;
- организация выставки
«Предметы быта коми
народа».
Март
Музыкально-
спортивный
досуг
«Подвижные
игры коми
народа»
Познакомить с
национальными
играми коми
народа,
используемые
педагогами группы
при работе с
детьми;
Мастер-класс
инструктора
п о
ф и з .
в о с п и т а н и ю
«Подвижные игры народов
Коми»;
- эстафеты и динамичные
разминки в командах;
-караоке
«Спой
ком и
частушку».
-вызвать особый
комплекс
ощущений и
эмоциональных
переживаний.
Апрель
Видеопросмотр
«В чудесном
мире коми
языка»
П о д в е с т и
к
пониманию,
ч то
и з у ч е н и е
к о м и
я з ы к а
–
п р и о б щ е н и е
к
истокам
культуры
народа;
-
в о с п и т ы в а т ь
стремление знать и
использовать
азы
разговорной речи.
Просмотр
видеозаписи
« В е с ё л ы й
у р о к
д л я
начинающих»;
-
и гр о во й
п р а к т и к у м
у ч и т е л я
н а ч а л ь н ы х
к л а с с о в
« У с т а м и
дошкольника
о
родном
крае».
-
презентация
из
опыта
работы
педагога
по
дополнительному
образованию
«Познаём,
играем, развиваемся».
Май
Круглый
стол
«Подведение
результатов
итогового
анкетирования»
Сравнить
результаты
первого
и
п о с л е д н е г о
анкетирования;
- выложить на сайте
группы
сравнительные
диаграммы .
Чаепитие
и
беседа
«Мои
в п е ч а т л е н и я
о т
д е я т е л ь н о с т и
к л у б а
«Истоки»;
-
психотренинг
«Как
я
оцениваю
свой
вклад
в
работу семейного клуба»
И в начале, и
по окончании работы клуба родители отвечали
на вопросы
данной анкеты:
АНКЕТА
«Отношение моей семьи к традициям культуры коми»
1.
Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок приобщался к истокам традиций
коми народа?
2.
Обладаете ли Вы достаточным объёмом знаний о традициях ремёсел и
промыслов коми?
3.
Знакомите ли Вы ребёнка с традиционными ремёслами коми; если да -
то какими методами?
4.
Перечислите
знакомые
Вам
элементы
коми
орнамента,
которыми
украшают вязаные изделия.
5.
Желаете ли Вы, чтобы вашего ребенка обучали коми языку, объясните
свою позицию.
6.
Есть ли в семье родственники, владеющие навыками традиционного
узорного вязания коми.
7. Считаете ли Вы необходимым прививать ребёнку чувство гордости и любви
к малой Родине?
Результаты анкетирования «Отношение моей семьи к традициям культуры
коми» показали следующее:
В
анкетировании
приняло
участие
19
родителей,
что
составляет
87%
от
общего количества в группе. По результатам анкетирования выяснилось, что
после окончания встреч в семейном клубе «Истоки» 95% родителей желают,
чтобы их ребенок приобщался к традициям коми культуры, 87% родителей
обладают достаточным объемом знаний по данной теме. Знают элементы
традиционного
быта
и
предметы
обихода
89%
опрощенных.
Обрадовала
активная гражданская патриотическая позиция родителей: все 100% согласны,
что необходимо прививать ребёнку чувство гордости и любви к родному краю
и изучению родного языка.
Для повышения уровня знаний и расширения представлений о культуре и
традициях коми народа, было принято решение продолжить работу семейного
клуба
«Истоки»
в
следующем
году.
Информацию
о
работе
клуба
члены
родительского комитета выложили на сайте группы.
Таким образом, результаты анкетирования полностью подтвердили нашу
гипотезу о том, что для повышения духовного уровня родителей необходимо
было создать семейный клуб «Истоки».
Историческая, пространственная,
национальная
связь
людей
ведёт
к
формированию
их
духовного
подобия.
Сходство
в
духовной
жизни
способствует
общению
и
взаимодействию;
пробуждение,
а
не
навязывание
фальшивого
чувства
патриотизма
ведёт
к
духовному самоопределению каждого гражданина России.