Напоминание

"Повышение компетентности родителей по этнокультурной составляющей для формирования заинтересованности воспитания у детей любви к малой Родине"


Авторы: Ведашева Надежда Дмитриевна, Сажнева Изабелла Валерьевна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с № 3 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: г.Ухта, республика Коми
Наименование материала: Педагогическое исследование
Тема: "Повышение компетентности родителей по этнокультурной составляющей для формирования заинтересованности воспитания у детей любви к малой Родине"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Мы не должны забывать о своём культурном прошлом,

о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если

мы будем озабочены воспитанием душ,

а не только передачей знаний»

(Д.С.Лихачёв)

На протяжении последних лет мы, как воспитатели, столкнулись с

очень

серьёзной

проблемой

родители

детей,

вновь

прибывших

в

наше

дошкольное учреждение, имели очень скудное представление о своей малой

Родине – республике Коми. В группе было проведено анкетирование, которое

показало,

что

большинство

из

опрашиваемых

родителей

родились

в

девяностых годах двадцатого века. По результатам оказалось, что больше

половины них считало излишним изучение Коми языка;80% не знали, как

выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, чтобы научить их любить

не придуманную взрослыми малую Родину, а прекрасный и самобытный Коми

край. В итоге мы сделали вывод, что поколение девяностых годов в немалой

степени растеряли свои национальные черты и предали забвению культуру

Коми народа.

С введением ФГОС большое внимание уделяется системе взаимодействия

ДОУ и семьи. Педагогическая и духовная культура родителей - один из самых

действенных

факторов

нравственного

развития

воспитания

дошкольников.

Позитивный

настрой

и

создание

атмосферы

взаимопомощи

и

поддержки

семей в данной сложной ситуации вызвали у родителей искреннее желание

решить возникшую проблему. Для её решения педагоги группы выдвинули

гипотезу: чтобы повысить духовный уровень родителей, необходимо создать

семейный клуб «Истоки». Его целью станет заинтересованность родителей

чистотой,

искренностью,

красотой

и

глубоким

содержанием

многовековой

историей

и

культурой

Коми

народа.

Из

поставленной

цели

вытекали

следующие задачи:

донести до сознания родителей уникальность и самобытность культуры;

расширить представление об основах быта и традиций;

проследить связь между стариной и днём настоящим;

воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости на основе

непреходящих ценностей.

По желанию родителей встречи в клубе стали проходить один раз в месяц;

методика проведения была основана на многоаспектном подходе к знакомству

с культурой и историей Коми народа:

доступность знаний, достоверность и научность;

культурологический подход (этнокультурный, социокультурный);

краеведческий опыт;

экологический аспект.

Для доказательства нашей гипотезы в работе клуба мы решили

использовать такие организованные формы работы, как экскурсии, специально

организованные

встречи

с

интересными

людьми,

знакомство

с

дидактическими

и

подвижными

играми

народа

Коми,

мастер-классы,

педагогические гостиные, презентации и музыкальные досуги.

Совместно с родителями был разработан план-график встреч в клубе

«Истоки».

Месяц

Тематика

встреч

Задачи

Методы и приёмы

взаимодействия

Октябрь

«Знакомство

с

национальной

кухней

народа

Коми»

Расширять

знания

о б

и с т о р и и

и

традициях

коми-

пермяцкой кухни;

-

р а с с м а т р и в а н и е

и

обсуждение

ка лендаря

коми-зырян;

-

п р е з е н т а ц и я

о

- формировать

представления о

том, что традиции

кулинарного

искусства, как и

история самого

народа, уходят

корнями вглубь

веков.

самобытной пище коми, ее

ч е р е д о в а н и и

в

зависимости от постов;

- квест «Почему коми

хозяйки собирали

наиболее калорийную

пищу к летним работам?»

(человек нуждался в

большом количестве

энергии);

- мастер-класс шеф –

повара ДОУ «

Приготовление шанег»

Ноябрь

Опробование

исследование

« В к у с н ы е

и

полезные

подарки

Коми

Осени»

Р а з в и в а т ь

представления

о

социокультурных

аспектах

питания

коми народа, связи

с

к у л ь т у р о й

и

историей народа;

- расширять знания

о

п о л е з н ы х

свойствах ягод и их

ц е н н о с т и

д л я

растущего детского

организма;

-

познакомить

с

питательными

свойствами

национальных

напитков:

клюквенный

морс,

ч а й

и з

я г о д

шиповника.

-

и г р а - л о т о

« Н а з о в и

ягоду»;

-

беседа

о

витаминной

пользе

ягод

с еверных

лесов;

-

опробование

морошки,

б р у с н и к и ,

к л ю к в ы ,

черники;

-

з н а к о м с т в о

с

мнемотаблицей

«Витамины»

-

сравнение

вкусовых

к а ч е с т в

н а п и т к о в

(клюквенный морс, чай из

ягод шиповника);

Декабрь

Совместная

экскурсия с

детьми в

краеведческий

музей города.

Побуждать

интерес к коми

национальным

ремёслам;

- подчеркнуть

основное

назначение пояса-

оберега;

- обратить

С л у ш а н и е

л е к ц и и

« Ум е л ы е

р у к и

ко м и -

пермячек»;

- мастер –класс 2Плетение

поясов-оберегов»;

-

про смот р

в ы с т а в к и

к а р т и н

м е с т н ы х

художников;

-

просмотр презентации

внимание , что коми

национальный

костюм – это труд,

творчество,

мастерство коми

женщин.

«Предметы обихода коми-

зыря».

Январь

«Узорное

вязание

коми

народа»

-

Формировать

чувство

л ю б в и

к

родному

к р а ю

н а

основе

приобщения

к

е г о

кул ьту р е

и

традициям;

-поддерживать

интерес детей к

жизни наших

предков, обогащая

их новыми

знаниями;

-

-

Компьютерная

презентация «Зависимость

одежды народа коми от

климатических условий»;

-рассматривание

экземпляров вязаных

вещей в мини –музее

«Коми изба»;

- мастер-класс бабушек

« Орнамент и наиболее

частые способы

вывязывания коми узоров»

Феврал

ь

Субботник

по

обустройству и

пополнению

среды

м и н и -

музея

детского

с а д а

« Ко м и -

изба»

О т р а з и т ь

в

экспонатах

музея

традиции и правила

бытья коми народа,

проследить

связь

между

стариной

и

днём

настоящим,

систематизировать

дидактический

материал музея.

Подбор

экспонатов

и

познавательного материала

для

мини-музея

детского

сада «Коми изба»;

- рассматривание

наглядного пособия

«Жизнь наших предков»;

- организация выставки

«Предметы быта коми

народа».

Март

Музыкально-

спортивный

досуг

«Подвижные

игры коми

народа»

Познакомить с

национальными

играми коми

народа,

используемые

педагогами группы

при работе с

детьми;

Мастер-класс

инструктора

п о

ф и з .

в о с п и т а н и ю

«Подвижные игры народов

Коми»;

- эстафеты и динамичные

разминки в командах;

-караоке

«Спой

ком и

частушку».

-вызвать особый

комплекс

ощущений и

эмоциональных

переживаний.

Апрель

Видеопросмотр

«В чудесном

мире коми

языка»

П о д в е с т и

к

пониманию,

ч то

и з у ч е н и е

к о м и

я з ы к а

п р и о б щ е н и е

к

истокам

культуры

народа;

-

в о с п и т ы в а т ь

стремление знать и

использовать

азы

разговорной речи.

Просмотр

видеозаписи

« В е с ё л ы й

у р о к

д л я

начинающих»;

-

и гр о во й

п р а к т и к у м

у ч и т е л я

н а ч а л ь н ы х

к л а с с о в

« У с т а м и

дошкольника

о

родном

крае».

-

презентация

из

опыта

работы

педагога

по

дополнительному

образованию

«Познаём,

играем, развиваемся».

Май

Круглый

стол

«Подведение

результатов

итогового

анкетирования»

Сравнить

результаты

первого

и

п о с л е д н е г о

анкетирования;

- выложить на сайте

группы

сравнительные

диаграммы .

Чаепитие

и

беседа

«Мои

в п е ч а т л е н и я

о т

д е я т е л ь н о с т и

к л у б а

«Истоки»;

-

психотренинг

«Как

я

оцениваю

свой

вклад

в

работу семейного клуба»

И в начале, и

по окончании работы клуба родители отвечали

на вопросы

данной анкеты:

АНКЕТА

«Отношение моей семьи к традициям культуры коми»

1.

Желаете ли Вы, чтобы Ваш ребёнок приобщался к истокам традиций

коми народа?

2.

Обладаете ли Вы достаточным объёмом знаний о традициях ремёсел и

промыслов коми?

3.

Знакомите ли Вы ребёнка с традиционными ремёслами коми; если да -

то какими методами?

4.

Перечислите

знакомые

Вам

элементы

коми

орнамента,

которыми

украшают вязаные изделия.

5.

Желаете ли Вы, чтобы вашего ребенка обучали коми языку, объясните

свою позицию.

6.

Есть ли в семье родственники, владеющие навыками традиционного

узорного вязания коми.

7. Считаете ли Вы необходимым прививать ребёнку чувство гордости и любви

к малой Родине?

Результаты анкетирования «Отношение моей семьи к традициям культуры

коми» показали следующее:

В

анкетировании

приняло

участие

19

родителей,

что

составляет

87%

от

общего количества в группе. По результатам анкетирования выяснилось, что

после окончания встреч в семейном клубе «Истоки» 95% родителей желают,

чтобы их ребенок приобщался к традициям коми культуры, 87% родителей

обладают достаточным объемом знаний по данной теме. Знают элементы

традиционного

быта

и

предметы

обихода

89%

опрощенных.

Обрадовала

активная гражданская патриотическая позиция родителей: все 100% согласны,

что необходимо прививать ребёнку чувство гордости и любви к родному краю

и изучению родного языка.

Для повышения уровня знаний и расширения представлений о культуре и

традициях коми народа, было принято решение продолжить работу семейного

клуба

«Истоки»

в

следующем

году.

Информацию

о

работе

клуба

члены

родительского комитета выложили на сайте группы.

Таким образом, результаты анкетирования полностью подтвердили нашу

гипотезу о том, что для повышения духовного уровня родителей необходимо

было создать семейный клуб «Истоки».

Историческая, пространственная,

национальная

связь

людей

ведёт

к

формированию

их

духовного

подобия.

Сходство

в

духовной

жизни

способствует

общению

и

взаимодействию;

пробуждение,

а

не

навязывание

фальшивого

чувства

патриотизма

ведёт

к

духовному самоопределению каждого гражданина России.



В раздел образования