Автор: Понтус Юлия Георгиевна
Должность: учитель географии и физической культуры
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Николаевка
Населённый пункт: п. Николаевка, Партизанский район
Наименование материала: конспект по географии
Тема: " Географическое положение Африки"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по теме: «Географическое положение Африки».
Цель урока:
Образовательная – формировать общее представление о содержании и
структуре раздела «Материки»; ознакомить с планом изучения материков;
формировать умение определять характерные особенности географического
положения Африки.
Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к
материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические
умения пользоваться географическими картами.
Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя
и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об
особенностях географического положения материка;
умение работать с разными источниками географической информации.
Картографическая грамотность
Метапредметные:
устанавливать причинно – следственные связи;
строить логические рассуждения и делать выводы;
работать с текстом учебника и картами атласа;
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками.
оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.
Личностные:
Формирование познавательного интереса к изучению материков.
Оборудование: физическая карта Африки, атлас, контурные карты, лист А1,
магнитная
номенклатура,
слайды,
учебник:
География
7
класс
«Земля
и
люди» А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Просвещение, 20
План урока
1.Организационный
Приветствие учеников. Проверка готовности учеников к уроку. Фиксация
отсутствующих на уроке.
Ученики
приветствуют
учителя,
контролируют
свою
готовность
к
уроку,
рассаживаются на рабочие места.
Ребята, скажите пожалуйста, что такое материки? Материк – это…
А какие материки вы знаете? (ученики называют материки)
А чем материки отличаются друг от друга? (по площади, протяженности,
климату, животному и растительному миру и т.д)
Ребята, а какой материк самый большой? Самый сухой? Самый влажный?
(учащиеся дают ответы).
Правильно ребята, молодцы!
А на какие две группы делятся материки? (северные и южные)
А какие материки входят в группу южных? Почему? (Все четыре материка
имеют общую историю развития природных условий – все они были частью
единого материка Гондваны)
Ребята,
а
есть
ли
у
нас
такие
материки,
которые
одновременно
могут
располагаться
в
нескольких
полушариях?
Кто
мне
может
их
назвать
и
показать на карте? (один из учеников показывает материки на физической
карте мира на доске).
Ребята!
Представьте
себя
путешественниками
и
сегодня
мы
с
вами
отправляемся в путешествие по материкам. И для того, чтобы понять о каком
материке пойдет сегодня речь, я попрошу вас отгадать загадку.
Огромный этот континент
Известен людям много лет.
Там обитают крокодилы,
Львы, бегемоты и гориллы.
Жирафы тоже там живут.
Как этот континент зовут?
Ребята, кто мне может сказать – что это за континент? Ученики начинают
высказывать свои предположения.
Правильно,
ребята!
Это
материк
Африка.
А
какие
у
вас
возникают
ассоциации,
когда
вы
слышите
слово
Африка? (доктор Айболит, жарко,
темнокожие люди и т.д).
Учитель включает видеоряд про Африку.
Сегодня мы с вами начнем с изучения материка Африка, а именно начнем с
географического положения материка.
Итак,
тема
нашего
урока
«Географическое
положение
Африки» (ученики
записывают тему урока в тетрадь).
Ребята, а как вы понимаете словосочетание географическое положение? (
например, это адрес.., или местоположение материка на Земном шаре).
Правильно! Физико-географическое положение материка – это положение
материка
на
поверхности
Земли,
относительно
других
географических
объектов, оказывающих влияние на его природу. Давайте запишем данное
определение в тетрадь.
На
школьной
доске
висит
листА1
–увеличенная
копия
контурной
карты
материка Африка.
Организация групповой работы учащихся
При изучении ФГП материка Африка мы разделимся на 6 групп. У каждой
группы будет свое задание.
Ребята,
после
выполнения
работы
нам
необходимо
сделать
вывод
-
« Выгодное ли географическое положение материка или нет?»
1
группа
-
вам
необходимо
определить,
как
расположен
материк
относительно
важнейших
линий
градусной
сети:
экватора,
нулевого
меридиана, тропиков, полярных кругов. Для этого открываем карту атласа.
2
группа
–
определить
координаты
крайних
точек
материка:
северной,
южной, западной и восточной. Протяженность материка с севера на юг по 20
градусу в.д и с запада на восток по экватору.
3 группа – назвать климатические пояса в которых расположен материк
Африка.
4 группа – определить моря и океаны, омывающие материк, а также течения,
проходящие у берегов материка.
5
группа
–
охарактеризовать
положение
материка
относительно
других
материков.
6 группа – назовите крупнейшие заливы, проливы, полуострова, острова у
берегов материка.
Организация
и
координирование
выступлений
учащихся,
работа
с
физической и контурной картами мира
Выступления
учащихся
по
вопросам
группы,
обозначение
объектов
береговой
линии,
крайних
точек
материка,
линий
градусной
сетки
на
настенной контурной карте
1 группа - Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно,
материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан
пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а
меньшая – в западном полушариях. Африка расположена между 37о с. ш. и
35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками (ученик у доски все
показывает по настенной контурной карте. В это же время ученики с других
групп
внимательно
слушают
выступление
и
фиксируют
данные
в
свои
тетради).
2 группа -
Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 с. ш 110в.д.; крайняя
южная точка – м. Игольный – 35 ю. ш. 180 в.д.(ученик, находящийся у доски
магнитную номенклатуру крайних точек приклеивает к настенной контурной
карте)
Протяженность с севера на юг по 20градусов в.д. составляет (37+35 ) =72 Х
111 км =7992 км;
Африка расположена между 17 з. д. и 51 в. д. Крайняя западная точка – м.
Альмади – 14 0 с.ш., 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун –
12 с.ш. 51 в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет
( 51 + 17 ) =68 Х 110 км =7480км . Все ученики наносят названия в своих
контурных картах и подписывают крайние точки материка.
3
группа
- Климатические
пояса:
экваториальный,
субэкваториальный,
тропический и субтропический северного и южного полушария (ученик у
доски
приклеивает
названия
поясов
на
настенную
контурную
карту,
остальные ученики подписывают климатические пояса в своих контурных
картах).
4 группа – омывается Атлантическим и Индийским океанами, Средиземным
и Красным морями, (ученик у доски приклеивает названия океанов и морей
на настенную контурную карту, а остальные ученики подписывают в своих
контурных картах. Красными стрелками указывают теплые течения, синим
цветом – холодные течения).
5 группа - Африка расположена по отношению к Евразии на юго- западе, к
Северной
Америке
на
Юго
–
востоке,
Австралии
на
северо
–
западе,
Антарктиды на севере и Южной Америке на северо – востоке.
6 группа - Африка с запада омывается Атлантическим океаном, который
образует в экваториальной части Гвинейский залив. На севере материк
омывается
Средиземным
морем
и
отделен
от
Европы
Гибралтарским
проливом.
На
востоке
–
Индийским
океаном,
к
которому
относится
Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море – на северо-
востоке
Африки
и
Мозамбикский
пролив
–
на
юго-востоке.
На
северо-
востоке находится полуостров Сомали, на юго-востоке – о. Мадагаскар.
(ученик
у
доски
приклеивает
название
проливов,
заливов,
островов,
полуостровов, остальные у себя в контурной карте).
Ребята, а почему Африка это самый жаркий материк?
Благодаря
своему
географическому
положению
–
в
экваториально-
тропических широтах – Африка получает большое количество солнечного
тепла, т.к. Солнце здесь в течение всего года стоит высоко над горизонтом.
Поэтому утверждение «Африка – самый жаркий материк» .
Итак, давайте вернемся к нашему вопросу- Выгодное ли ГП Африки?
Выгодное географическое положение материка Африка. Материк лежит во
всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной
массив суши со слабо изрезанной береговой линией.
Закрепление. Организация выполнения заданий
1.Каждой
группе
выдается
контурная
карта
с
нанесенными
цифрами.
Необходимо подписать названия географических объектов.
1. Крайней северной точкой Африки является:
А) Бен-Секка
Б) Игольный
В) Альмади
Г) Рас-хафун
2. Африка лежит в … полушариях:
А) двух
Б) трех
В) четырех
3.Африка – единственный материк, который почти посередине пересекает:
А. меридиан
Б. экватор
В. северный тропик
Г. южный тропик
4. Какой мыс является крайней южной точкой Африки?
А. Альмади
Б. Рас-Хафун
В. Бен-Секка
Г. Игольный
5.Какой пролив отделяет Африку от Европы?
А. Мозамбикский
Б. Гибралтарский
В. Суэцкий
Г. Гвинейский
6. Африку омывают океаны:
А. на западе Атлантический, а на востоке Индийский
Б. на востоке Атлантический, а на западе Индийский
В. на востоке Тихий, а на западе Атлантический
Г. все четыре
7.Чем является Альмади?
А. полуостровом
Б. островом
В. проливом
Г. Мысом
8. Самый большой залив Африки:
А) Сомали
Б) Гвинейский
В) Игольный
Рефлексия.
На
уроке
используется
техника
«Рефлексивная
мишень»
-
активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. На доске
висит мишень и каждый ученик ставит отметку в определенной графе.
Итак, сегодня на уроке вы самостоятельно узнали ответы на все проблемные
вопросы; овладели способом описания физико–географического положения
материка;
закрепили
навыки
работы
с
картой,
алгоритмом,
учебником;
х о р о ш о
п о р а б о т а л и
с а м о с т о я т е л ь н о
в
к о л л е к т и в е .
Домашнее задание – самостоятельно определить ФГП материка Австралия
и выявить черты сходства и отличия