Напоминание

" Географическое положение Африки"


Автор: Понтус Юлия Георгиевна
Должность: учитель географии и физической культуры
Учебное заведение: МКОУ СОШ п. Николаевка
Населённый пункт: п. Николаевка, Партизанский район
Наименование материала: конспект по географии
Тема: " Географическое положение Африки"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по теме: «Географическое положение Африки».

Цель урока:

Образовательная – формировать общее представление о содержании и

структуре раздела «Материки»; ознакомить с планом изучения материков;

формировать умение определять характерные особенности географического

положения Африки.

Развивающая – способствовать формированию познавательного интереса к

материалу, изучаемому разделу; продолжать формировать практические

умения пользоваться географическими картами.

Воспитательная – формировать опыт равноправного сотрудничества учителя

и учащихся в процессе группового и индивидуального обучения.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об

особенностях географического положения материка;

умение работать с разными источниками географической информации.

Картографическая грамотность

Метапредметные:

устанавливать причинно – следственные связи;

строить логические рассуждения и делать выводы;

работать с текстом учебника и картами атласа;

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность

с

учителем и сверстниками.

оценивать достигнутые результаты;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Личностные:

Формирование познавательного интереса к изучению материков.

Оборудование: физическая карта Африки, атлас, контурные карты, лист А1,

магнитная

номенклатура,

слайды,

учебник:

География

7

класс

«Земля

и

люди» А.П. Кузнецов, Л.Е. Савельева, В.П. Дронов. Просвещение, 20

План урока

1.Организационный

Приветствие учеников. Проверка готовности учеников к уроку. Фиксация

отсутствующих на уроке.

Ученики

приветствуют

учителя,

контролируют

свою

готовность

к

уроку,

рассаживаются на рабочие места.

Ребята, скажите пожалуйста, что такое материки? Материк – это…

А какие материки вы знаете? (ученики называют материки)

А чем материки отличаются друг от друга? (по площади, протяженности,

климату, животному и растительному миру и т.д)

Ребята, а какой материк самый большой? Самый сухой? Самый влажный?

(учащиеся дают ответы).

Правильно ребята, молодцы!

А на какие две группы делятся материки? (северные и южные)

А какие материки входят в группу южных? Почему? (Все четыре материка

имеют общую историю развития природных условий – все они были частью

единого материка Гондваны)

Ребята,

а

есть

ли

у

нас

такие

материки,

которые

одновременно

могут

располагаться

в

нескольких

полушариях?

Кто

мне

может

их

назвать

и

показать на карте? (один из учеников показывает материки на физической

карте мира на доске).

Ребята!

Представьте

себя

путешественниками

и

сегодня

мы

с

вами

отправляемся в путешествие по материкам. И для того, чтобы понять о каком

материке пойдет сегодня речь, я попрошу вас отгадать загадку.

Огромный этот континент

Известен людям много лет.

Там обитают крокодилы,

Львы, бегемоты и гориллы.

Жирафы тоже там живут.

Как этот континент зовут?

Ребята, кто мне может сказать – что это за континент? Ученики начинают

высказывать свои предположения.

Правильно,

ребята!

Это

материк

Африка.

А

какие

у

вас

возникают

ассоциации,

когда

вы

слышите

слово

Африка? (доктор Айболит, жарко,

темнокожие люди и т.д).

Учитель включает видеоряд про Африку.

Сегодня мы с вами начнем с изучения материка Африка, а именно начнем с

географического положения материка.

Итак,

тема

нашего

урока

«Географическое

положение

Африки» (ученики

записывают тему урока в тетрадь).

Ребята, а как вы понимаете словосочетание географическое положение? (

например, это адрес.., или местоположение материка на Земном шаре).

Правильно! Физико-географическое положение материка – это положение

материка

на

поверхности

Земли,

относительно

других

географических

объектов, оказывающих влияние на его природу. Давайте запишем данное

определение в тетрадь.

На

школьной

доске

висит

листА1

–увеличенная

копия

контурной

карты

материка Африка.

Организация групповой работы учащихся

При изучении ФГП материка Африка мы разделимся на 6 групп. У каждой

группы будет свое задание.

Ребята,

после

выполнения

работы

нам

необходимо

сделать

вывод

-

« Выгодное ли географическое положение материка или нет?»

1

группа

-

вам

необходимо

определить,

как

расположен

материк

относительно

важнейших

линий

градусной

сети:

экватора,

нулевого

меридиана, тропиков, полярных кругов. Для этого открываем карту атласа.

2

группа

определить

координаты

крайних

точек

материка:

северной,

южной, западной и восточной. Протяженность материка с севера на юг по 20

градусу в.д и с запада на восток по экватору.

3 группа – назвать климатические пояса в которых расположен материк

Африка.

4 группа – определить моря и океаны, омывающие материк, а также течения,

проходящие у берегов материка.

5

группа

охарактеризовать

положение

материка

относительно

других

материков.

6 группа – назовите крупнейшие заливы, проливы, полуострова, острова у

берегов материка.

Организация

и

координирование

выступлений

учащихся,

работа

с

физической и контурной картами мира

Выступления

учащихся

по

вопросам

группы,

обозначение

объектов

береговой

линии,

крайних

точек

материка,

линий

градусной

сетки

на

настенной контурной карте

1 группа - Экватор пересекает Африку почти посередине, следовательно,

материк расположен в северном и южном полушариях. Начальный меридиан

пересекает Африку на западе, и большая ее часть лежит в восточном, а

меньшая – в западном полушариях. Африка расположена между 37о с. ш. и

35о ю. ш., пересекается Северным и Южным тропиками (ученик у доски все

показывает по настенной контурной карте. В это же время ученики с других

групп

внимательно

слушают

выступление

и

фиксируют

данные

в

свои

тетради).

2 группа -

Крайняя северная точка – м. Эль-Абъяд – 37 с. ш 110в.д.; крайняя

южная точка – м. Игольный – 35 ю. ш. 180 в.д.(ученик, находящийся у доски

магнитную номенклатуру крайних точек приклеивает к настенной контурной

карте)

Протяженность с севера на юг по 20градусов в.д. составляет (37+35 ) =72 Х

111 км =7992 км;

Африка расположена между 17 з. д. и 51 в. д. Крайняя западная точка – м.

Альмади – 14 0 с.ш., 17о з. д., крайняя восточная точка – м. Рас- Хафун

12 с.ш. 51 в. д. Протяженность с запада на восток по экватору составляет

( 51 + 17 ) =68 Х 110 км =7480км . Все ученики наносят названия в своих

контурных картах и подписывают крайние точки материка.

3

группа

- Климатические

пояса:

экваториальный,

субэкваториальный,

тропический и субтропический северного и южного полушария (ученик у

доски

приклеивает

названия

поясов

на

настенную

контурную

карту,

остальные ученики подписывают климатические пояса в своих контурных

картах).

4 группа – омывается Атлантическим и Индийским океанами, Средиземным

и Красным морями, (ученик у доски приклеивает названия океанов и морей

на настенную контурную карту, а остальные ученики подписывают в своих

контурных картах. Красными стрелками указывают теплые течения, синим

цветом – холодные течения).

5 группа - Африка расположена по отношению к Евразии на юго- западе, к

Северной

Америке

на

Юго

востоке,

Австралии

на

северо

западе,

Антарктиды на севере и Южной Америке на северо – востоке.

6 группа - Африка с запада омывается Атлантическим океаном, который

образует в экваториальной части Гвинейский залив. На севере материк

омывается

Средиземным

морем

и

отделен

от

Европы

Гибралтарским

проливом.

На

востоке

Индийским

океаном,

к

которому

относится

Аденский залив, Баб-эль-Мандебский пролив и Красное море – на северо-

востоке

Африки

и

Мозамбикский

пролив

на

юго-востоке.

На

северо-

востоке находится полуостров Сомали, на юго-востоке – о. Мадагаскар.

(ученик

у

доски

приклеивает

название

проливов,

заливов,

островов,

полуостровов, остальные у себя в контурной карте).

Ребята, а почему Африка это самый жаркий материк?

Благодаря

своему

географическому

положению

в

экваториально-

тропических широтах – Африка получает большое количество солнечного

тепла, т.к. Солнце здесь в течение всего года стоит высоко над горизонтом.

Поэтому утверждение «Африка – самый жаркий материк» .

Итак, давайте вернемся к нашему вопросу- Выгодное ли ГП Африки?

Выгодное географическое положение материка Африка. Материк лежит во

всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной

массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Закрепление. Организация выполнения заданий

1.Каждой

группе

выдается

контурная

карта

с

нанесенными

цифрами.

Необходимо подписать названия географических объектов.

1. Крайней северной точкой Африки является:

А) Бен-Секка

Б) Игольный

В) Альмади

Г) Рас-хафун

2. Африка лежит в … полушариях:

А) двух

Б) трех

В) четырех

3.Африка – единственный материк, который почти посередине пересекает:

А. меридиан

Б. экватор

В. северный тропик

Г. южный тропик

4. Какой мыс является крайней южной точкой Африки?

А. Альмади

Б. Рас-Хафун

В. Бен-Секка

Г. Игольный

5.Какой пролив отделяет Африку от Европы?

А. Мозамбикский

Б. Гибралтарский

В. Суэцкий

Г. Гвинейский

6. Африку омывают океаны:

А. на западе Атлантический, а на востоке Индийский

Б. на востоке Атлантический, а на западе Индийский

В. на востоке Тихий, а на западе Атлантический

Г. все четыре

7.Чем является Альмади?

А. полуостровом

Б. островом

В. проливом

Г. Мысом

8. Самый большой залив Африки:

А) Сомали

Б) Гвинейский

В) Игольный

Рефлексия.

На

уроке

используется

техника

«Рефлексивная

мишень»

-

активно участвовал, было интересно, было понятно, узнал новое. На доске

висит мишень и каждый ученик ставит отметку в определенной графе.

Итак, сегодня на уроке вы самостоятельно узнали ответы на все проблемные

вопросы; овладели способом описания физико–географического положения

материка;

закрепили

навыки

работы

с

картой,

алгоритмом,

учебником;

х о р о ш о

п о р а б о т а л и

с а м о с т о я т е л ь н о

в

к о л л е к т и в е .

Домашнее задание – самостоятельно определить ФГП материка Австралия

и выявить черты сходства и отличия



В раздел образования