Авторы: Руднева Ольга Степановна, Хмелевских Нелли Югановна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 33
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Как звери зимуют"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №33»
г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Тема «Как звери зимуют»
Руднева Ольга Степановна
Хмелевских Нелли Югановна
воспитатели
Январь, 2018 г.
Цель:
Развивать
связную
речь
детей
с
использованием
театрализованной
деятельности.
Задачи:
- расширять, уточнять знания детей о жизни животных в лесу зимой;
-
совершенствовать умения детей составлять небольшие описательные
рассказы от первого лица о жизни животных в лесу зимой;
- пополнять и активизировать словарь на основе изучения лексической
темы «Дикие животные наших лесов» (подшёрсток, мышковать);
- совершенствовать навыки составления и использования в речи простых
и сложных предложений с частицей «а»;
- продолжать развивать у детей двигательную активность;
-
способствовать
воспитанию
интереса
к
театральной
деятельности,
развитию
желаний
исполнять
различные
роли;
совершенствовать
интонацию,
выразительность речи, мимики, жестов.
- способствовать формированию у детей сострадания, желания помогать
диким животным.
Предварительная работа:
Беседы о жизни диких животных. Д/игры: «Назови ласково», «У кого кто?»,
«Четвёртый лишний», «Контуры» и т.д. Режиссёрская игра «Зоопарк». Чтение
художественных
произведений:
Е.
Чарушин,
М.
Пришвин
–
о
животных,
И.
Соколов – Микитов «Листопадничек», Е. Трутнева «Белкина кладовка». Показ
русской народной сказки «Теремок». С/ролевая игра «Зоопарк».
Оборудование:
Маски – шапочки: волк, заяц, лиса, медведь, костюм и шапочка сороки; деревья;
берлога;
продукты
питания:
(морковь,
капуста,
курица,
рыба,
туесок
мёда);
корзинка;
режиссёрские
игры:
«Зоопарк»,
«Ферма»;
подушечки
–
«пенёчки»;
аудио запись отрывка музыкального произведения «В лесу».
ХОД НОД
Мотивация:
(Дети играют в режиссёрские игры. Влетает Сорока – (подготовленный ребёнок в
костюме сороки).
(Приложение №1)
Сорока: Беда, беда! Вот вы играете, у вас в саду тепло, хорошо. А у нас в лесу
холодно, голодно. Звери мёрзнут, голодают!
Вам всё сказала, теперь дальше
полечу, другим всё расскажу! (Сорока улетает).
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Как мы можем помочь животным?
Дети: Мы принесём им в лес поесть.
Ход
Воспитатель: На чём мы доберёмся до леса? На поезде, машине, лыжах?
Дети: На лыжах.
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Что мы должны одеть, чтобы не замёрзнуть в лесу?
Словесная игра «Что оденем зимой?» (Я одену зимнюю, меховую куртку, а ты? А
я – тёплую, меховую шубу.)
Воспитатель: Какие продукты питания и для каких зверей мы должны с собой
взять?
Дидактическая словесная игра «Для кого – что».
(Перечисление продуктов питания для зайца, лисы, волка, медведя.)
Воспитатель: Теперь давайте соберём все эти продукты и сложим их в корзину.
(Дети складывают все продукты в корзину).
(Приложение №2)
Воспитатель: Всё готово, одеваемся, надеваем лыжи и отправляемся в лес.
(Дети с помощью мимики и жестов всё выполняют).
Передвигаемся в лес под музыку «В лесу» и физкультминутку «Мы готовы для
похода»
Мы готовы для похода.
Поднимаем выше ноги.
(Ходьба на месте)
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Полетели, полетели,
Опустились, посидели.
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Кто носочки достаёт?
(Наклоны вперёд, назад)
Стайка дружная ребят!
(Ходьба с продвижением вперёд)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Кто будет выполнять роли животных? Надевайте
шапочки –маски. А остальные ребята- рассаживайтесь на пеньки.
(Дети садятся на подушечки – пеньки).
Воспитатель: Ребята, а кто там выглядывает из – за ёлки?
Дети: Заяц.
Ребёнок в шапочке – маске зайца: Я заяц.
Воспитатель: Мы с ребятами пришли в лес, чтобы помочь зверям. Что, ребята,
нам рассказала сорока? (ответы детей).
Заяц: Мне не нужно помогать. Я поменял свою серую шубку на белую и меня
совсем не видно на снегу. И я могу хорошо прятаться от лисы под любым кустом.
А ещё у меня вырос тёплый пуховый подшёрсток и мне совсем не холодно.
Питаюсь я корой деревьев и тонкими веточками. Ну, я дальше поскакал, а то лиса
уже близко.
(Появляется лиса – ребёнок в маске – шапочке лисы).
Лиса: Тут заяц не пробегал?
Дети: Нет!
Воспитатель: А тебе, лиса, не холодно, не голодно в лесу зимой?
Лиса: Нет. Я тоже сменила свою шубку. Теперь она у меня ярко рыжая, пушистая,
тёплая. Питаюсь я мышами – мышкую. Ну, я побежала, чувствую рядом зайца.
Воспитатель: Ребята, а это кто сюда идёт?
Дети: Это волк.
Ребёнок в маске – шапочке волка: Вы зачем сюда пришли?
Дети: Мы хотим вам всем помочь!
Волк: Не надо мне помогать. Мне не холодно. Моя шуба стала тёплой – вырос
пуховый подшёрсток. И еды мне хватает. Я охочусь на мышей, зайцев, белок. Так
что идите домой, не мешайте мне охотиться.
Воспитатель: Вот и волк убежал. Ребята, никому не нужна наша помощь.
Ребёнок в маске – шапочке медведя выглядывает из «берлоги»: Это кто тут
расшумелся? Вы зачем меня разбудили?
Дети: Мы пришли всем зверям помочь. Вам же зимой в лесу холодно и голодно.
Медведь: Посмотрите на мою шубу. Она очень тёплая, да и в берлоге моей тепло
под снегом. Летом и осенью я много ел, накопил много жира, поэтому мне не
голодно. Я всю зиму просплю в своей берлоге. Не будите меня больше. Идите
домой. У зверей в нашем лесу зимой всё нормально. Я спать пошёл.
(Приложение №3)
Воспитатель: Вот, ребята,как всё получилось. Не нужна наша помощь никому из
зверей. Как вы думаете, почему это всё произошло?
Дети: Это сорока всё преувеличила. Все звери в нашем лесу оказались готовыми
к зиме и у них всё хорошо. А что же нам делать с продуктами питания, что мы
приготовили?
Воспитатель: Давайте все продукты питания запакуем в посылку, а я отнесу ее на
почту и отошлю в дальний лес. Там – то они обязательно пригодятся животным.
Ну, что, ребята, отправляемся домой. Надеваем лыжи и вперёд.
Физкультминутка: «Ну, а снег летит, летит». Музыка: «В лесу».
Ели все в снегу стоят,
В небо синее глядят.
(Потягивания – руки вверх)
Ветки в стороны торчат,
(Потягивания – руки вперёд)
Белки на ветвях сидят.
(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
(Дети приседают, затем встают)
Ну а снег летит, летит.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.
(Потягивания – руки вверх)
Скачет по полю лиса.
(Прыжки)
Ну а мы чуть – чуть пройдёмся
(Ходьба)
И домой к себе вернёмся!
(Ходьба на лыжах)
Рефлексия
Воспитатель: Вот
мы
и
дома.
Снимайте
лыжи.
Давайте
продукты
питания.
Серёжа, сложи всё в ящик. Я его заклею, напишу адрес и отнесу на почту. Как вы
думаете, не зря мы сходили в лес к животным? Что интересного вы о них узнали?
И вы понравились всем зверям. Они подарили вам свои портреты. Возьмите
портрет
того
животного,
которое
вам
понравилось.
У
нас
есть
театр
на
фланелеграфе, на нём вы можете показать с их помощью свои спектакли.
(Приложение №4)
Используемая литература:
В.И. Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»
Приложение №1
Приложение №2
Приложение №3
Приложение №4
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ РЕЧИ. КУЛЬТУРЫ
Чтобы ребёнок лучше усвоил звуковой анализ слов, лучше и быстрее находил
место звука в слове, предлагаются эти примерные игры и упражнения.
Кто больше?
1.
Придумайте слова, в которых звук «а» был бы в начале (август, астры,
аист), середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра,
голова).
2.
Назовите имена людей, клички животных, в которых звук «а» был бы в
начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Ваня, Таня, Даня), в конце
слова (Мурка, Бурёнка, Кнопка).
3.
Вспомнить слова о зиме со звуком «а» (зима, горка, сосулька, санки,
варежки), без звука «а» (Дед Мороз, лёд, лыжи, холод, снег, коньки).
4.
Перечислите месяцы года, в которых есть звук «а» (январь, февраль,
март, апрель, май, август и т.д.)
5.
Подберите слова с одним звуком «а» (арбуз, сад, кошка); с двумя «а»
(астра, сарай, баран, краска, машина); с тремя «а» (барабан, карандаш,
рассада); с четырьмя «а» (балалайка).
«Поймай звук».
Услышав нужный звук в слове, хлопни в ладоши. (Нужно «поймать» звук
«р» (кот, корова, мяч, машина, Рома, крыша, кукла, мороз, и т.д.)
«Любопытный».
На любой вопрос ребёнок называет только те слова, которые начинаются со
звука, например, «а»:
- Как тебя зовут? (Андрей).
-Откуда ты пришёл? (с автобуса).
-Что видел по дороге домой? (автомобили).
-Какие фрукты мы купили в магазине? (апельсины, абрикосы, ананас).
-Что будешь делать вечером? (читать азбуку).
Такие упражнения можно выполнять на любой звук и в любое свободное
время: дома, на прогулке и т.д.