Авторы: Мустакиду София Христос, Вишленкова Светлана Геннадьевна
Должность: кандидат филологических наук, доцент
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения говорения посредством аутентичных видеоматериалов"
Раздел: высшее образование
Современная система обучения иностранному языку характеризуется
тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью
каждого
образованного
человека
в
связи
с
предъявляемыми
к
нему
требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий
уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.
Закон РФ об Образовании гласит: «Содержание образования должно
обеспечивать
адекватный
мировому
уровень
общей
и
профессиональной
культуры
общества,
формирование
у
обучающегося
адекватной
современному
уровню
знаний
картины
мира;
формирование
человека
и
гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного
на совершенствование этого общества».
Достижение
этой
цели
невозможно
без
использования
в
процессе
обучения
современных
технологий,
в
том
числе
и
технических
средств
обучения, таких, как видео. Несмотря на достаточную оснащённость школ
различной
техникой,
учителя
зачастую
не
используют
её
на
уроках
–
в
первую очередь потому, что современные учебно-методические комплекты
редко содержат в себе видеокурсы, а на подбор дополнительного материала
не хватает времени. Некоторые считают, что применение видео тратит время
на
уроке.
Однако
мы
видим
видеоматериалы
как
одно
из
средств,
повышающих активность учащихся на уроке и порождающих у них желание
высказаться,
выразить
своё
мнение.
Таким
образом,
у
учеников
будут
развиваться
навыки
говорения
и
умение
коммуникации
на
иностранном
языке, а именно оно и является главной целью обучения иностранному языку.
Использование
видеозаписей
на
уроках
английского
языка,
как
отмечает
Н.
Д.
Гальскова,
способствует
индивидуализации
обучения
и
развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Специфика
видеоматериалов
как
средства
обучения
английскому
языку
в
4
классе
средней
школы
обеспечивает
общение
с
реальными
предметами,
стимулирующими
почти
подлинную
коммуникацию:
ученики
как
бы
становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют
определенные
роли,
решают
«настоящие»,
жизненные
проблемы.
Создаваемый
при
этом
эффект
участия
в
повседневной
жизни
страны
изучаемого языка не только способствует обучению естественному, живому
языку, но и служит мощным стимулом для повышения мотивации учащихся
[1, с. 12].
Под термином «видео» (от лат. video - смотрю, вижу) Л. С. Славина
понимает широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения
и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.
Когда в быту говорят «видео», то обычно имеют в виду видеоматериал,
телесигнал
или
кинофильм,
записанный
на
физическом
носителе
(видеокассете, видеодиске и т. п.) [17, с. 82].
В
данной
работе
видеоматериалы
понимаются
как
один
из
видов
технических
средств
обучения,
обеспечивающий
функцию
передачи
информации, а также получения обратной связи в процессе ее восприятия и
усвоения с целью последующего развития у учащихся тех или иных навыков
на
уроках
английского
языка
(в
том
числе
–
и
навыков
говорения).
Видеоматериалы, применяемые на уроках английского языка, должны быть
аутентичными, т.е. созданными носителями языка, при этом они зачастую
могут не носить обучающего характера, не иметь отношения к процессу
обучения.
При
использовании
видеофильмов
на
уроках
иностранного
языка
развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам
по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано,
что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и
придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.
Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от
фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и
занимательный сюжет.
Еще одним достоинством видеофильма, как считает Ю. Б. Шестаков,
является
сила
впечатления
и
эмоционального
воздействия
на
учащихся.
Поэтому
главное
внимание
должно
быть
направлено
на
формирование
учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение
такой цели возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и при
методически организованной демонстрации [20, с. 73].
Использование
видео
способствует
развитию
различных
видов
психической деятельности, в первую очередь внимания и памяти. Во время
просмотра
в
классе
возникает
атмосфера
совместной
познавательной
деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится
внимательным.
Для
того,
чтобы
понять
содержание
фильма,
учащимся
необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание
переходить в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на
процесс
запоминания.
Использование
различных
каналов
поступления
информации
(слуховой,
зрительный)
положительно
влияет
на
прочность
запечатления страноведческого и языкового материала.
Таким
образом,
психологические
особенности
воздействия
учебных
видеофильмов
на
учащихся
способствуют
интенсификации
учебного
процесса
и
создают
благоприятные
условия
для
формирования
коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.
Список использованных источников
1.
Гальскова, Н. Д., Горчев, А. Ю., Никитенко, З. Н. Программа по
иностранному языку: новые подходы к конструированию // Иностранные
языки в школе. – 1990. –№ 4. – С. 8−13.
2. Шестаков, Ю. Б. Аутентичные навыки / Ю. Б. Шестаков. – М. :
«Юнити», 2013. – 144 с.
3.
Гез, Н. И. Текст лекций по курсу «Методика обучения иностранным
языкам в высшей школе» (раздел «Аудирование») / Н. И. Гез. – М. : МГПИИЯ
им. М. Тореза, 1979. – 66 с.