Напоминание

"Формирование умения говорения посредством аутентичных видеоматериалов"


Авторы: Мустакиду София Христос, Вишленкова Светлана Геннадьевна
Должность: кандидат филологических наук, доцент
Учебное заведение: МГПИ им. М. Е. Евсевьева
Населённый пункт: город Саранск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умения говорения посредством аутентичных видеоматериалов"
Раздел: высшее образование





Назад




Современная система обучения иностранному языку характеризуется

тем, что практическое владение иностранным языком стало потребностью

каждого

образованного

человека

в

связи

с

предъявляемыми

к

нему

требованиями общества. Иностранный язык благотворно влияет на общий

уровень культуры людей, способствует развитию коммуникации.

Закон РФ об Образовании гласит: «Содержание образования должно

обеспечивать

адекватный

мировому

уровень

общей

и

профессиональной

культуры

общества,

формирование

у

обучающегося

адекватной

современному

уровню

знаний

картины

мира;

формирование

человека

и

гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного

на совершенствование этого общества».

Достижение

этой

цели

невозможно

без

использования

в

процессе

обучения

современных

технологий,

в

том

числе

и

технических

средств

обучения, таких, как видео. Несмотря на достаточную оснащённость школ

различной

техникой,

учителя

зачастую

не

используют

её

на

уроках

в

первую очередь потому, что современные учебно-методические комплекты

редко содержат в себе видеокурсы, а на подбор дополнительного материала

не хватает времени. Некоторые считают, что применение видео тратит время

на

уроке.

Однако

мы

видим

видеоматериалы

как

одно

из

средств,

повышающих активность учащихся на уроке и порождающих у них желание

высказаться,

выразить

своё

мнение.

Таким

образом,

у

учеников

будут

развиваться

навыки

говорения

и

умение

коммуникации

на

иностранном

языке, а именно оно и является главной целью обучения иностранному языку.

Использование

видеозаписей

на

уроках

английского

языка,

как

отмечает

Н.

Д.

Гальскова,

способствует

индивидуализации

обучения

и

развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. Специфика

видеоматериалов

как

средства

обучения

английскому

языку

в

4

классе

средней

школы

обеспечивает

общение

с

реальными

предметами,

стимулирующими

почти

подлинную

коммуникацию:

ученики

как

бы

становятся участниками всех обыгрываемых с их помощью ситуаций, играют

определенные

роли,

решают

«настоящие»,

жизненные

проблемы.

Создаваемый

при

этом

эффект

участия

в

повседневной

жизни

страны

изучаемого языка не только способствует обучению естественному, живому

языку, но и служит мощным стимулом для повышения мотивации учащихся

[1, с. 12].

Под термином «видео» (от лат. video - смотрю, вижу) Л. С. Славина

понимает широкий спектр технологий записи, обработки, передачи, хранения

и воспроизведения визуального и аудиовизуального материала на мониторах.

Когда в быту говорят «видео», то обычно имеют в виду видеоматериал,

телесигнал

или

кинофильм,

записанный

на

физическом

носителе

(видеокассете, видеодиске и т. п.) [17, с. 82].

В

данной

работе

видеоматериалы

понимаются

как

один

из

видов

технических

средств

обучения,

обеспечивающий

функцию

передачи

информации, а также получения обратной связи в процессе ее восприятия и

усвоения с целью последующего развития у учащихся тех или иных навыков

на

уроках

английского

языка

том

числе

и

навыков

говорения).

Видеоматериалы, применяемые на уроках английского языка, должны быть

аутентичными, т.е. созданными носителями языка, при этом они зачастую

могут не носить обучающего характера, не иметь отношения к процессу

обучения.

При

использовании

видеофильмов

на

уроках

иностранного

языка

развиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам

по себе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано,

что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и

придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от

фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и

занимательный сюжет.

Еще одним достоинством видеофильма, как считает Ю. Б. Шестаков,

является

сила

впечатления

и

эмоционального

воздействия

на

учащихся.

Поэтому

главное

внимание

должно

быть

направлено

на

формирование

учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение

такой цели возможно лишь при систематическом показе видеофильмов и при

методически организованной демонстрации [20, с. 73].

Использование

видео

способствует

развитию

различных

видов

психической деятельности, в первую очередь внимания и памяти. Во время

просмотра

в

классе

возникает

атмосфера

совместной

познавательной

деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится

внимательным.

Для

того,

чтобы

понять

содержание

фильма,

учащимся

необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание

переходить в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на

процесс

запоминания.

Использование

различных

каналов

поступления

информации

(слуховой,

зрительный)

положительно

влияет

на

прочность

запечатления страноведческого и языкового материала.

Таким

образом,

психологические

особенности

воздействия

учебных

видеофильмов

на

учащихся

способствуют

интенсификации

учебного

процесса

и

создают

благоприятные

условия

для

формирования

коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Список использованных источников

1.

Гальскова, Н. Д., Горчев, А. Ю., Никитенко, З. Н. Программа по

иностранному языку: новые подходы к конструированию // Иностранные

языки в школе. – 1990. –№ 4. – С. 8−13.

2. Шестаков, Ю. Б. Аутентичные навыки / Ю. Б. Шестаков. – М. :

«Юнити», 2013. – 144 с.

3.

Гез, Н. И. Текст лекций по курсу «Методика обучения иностранным

языкам в высшей школе» (раздел «Аудирование») / Н. И. Гез. – М. : МГПИИЯ

им. М. Тореза, 1979. – 66 с.



В раздел образования