Автор: Петрова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением личностного развития воспитанников № 40 "Радость"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Технология развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Технологии развития речи дошкольников.
«Развитие речи и языка должно лежать в основе всей
системы воспитания в детском саду»
Елизавета Ивановна Тихеева
В ФГОС дошкольного образования "Речевое развитие" выделена как основная
образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов
детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже
игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в
деятельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение
нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития
их коммуникативных способностей.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а
особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует
отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе
параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его
общего развития.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень
актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается
стабильно высоким.
•Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в
дошкольном детстве.
•В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ
воспитания и обучения детей.
•Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
•С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных
психических процессов.
•Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в
подготовке детей к школе.
•Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является
совершенствование монологической речи.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием
связной речи детей.
В своей практической деятельности для развития речи детей я использую технологиию
Логоритмика по Картушиной М.Ю.
•
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых
нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и
музыкой.
•
Почему – логоритмика? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена
времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному
ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека.
Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в
доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.
•
Логопедическая ритмика занимает особое место в системе комплексного метода
коррекционной работы с дошкольниками и служит цели нормализации двигательных
функций и речи, в том числе дыхания, голоса, ритма, темпа и мелодико-интонационной
стороны речи.
•
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и
движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и
коммуникативные игры. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть
разнообразными, с преобладанием одного из них.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
- развитие слухового внимания и фонематического слуха;
- развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма,
певческого диапазона голоса;
- развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики,
пространственных организаций движений;
- воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения
определять характер музыки, согласовывать ее с движениями;
- воспитание переключаемости с одного поля деятельности на другое;
-
развитие
речевой
моторики
для
формирования
артикуляционной
базы
звуков,
физиологического и фонационного дыхания;
- формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных
формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его
музыкальным образом, буквенным обозначением;
- формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
К
п р о в ед е н и ю
л о го р и т м и ч е с ко го
з а н я т и я ,
ка к
и
к
л ю б ом у
д р у г о м у,
предъявляются определенные требования.
- Занятия по логоритмике проводит логопед совместно с музыкальным руководителем 1
раз в неделю (желательно во 2-ой половине дня).
- Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 20 до 35 минут в
зависимости от возраста детей.
- Занятия логоритмики составляются с опорой на лексические темы.
- Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня
сформированности моторных и речевых навыков.
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
- В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей,
русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и
позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
•
Пальчиковая гимнастика, песни и стихи, сопровождаемые движением рук.
•
Развитие мелкой моторики, плавности и выразительности речи, речевого слуха и
речевой памяти.
•
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами.
•
Развитие речи, внимания, умения ориентироваться в пространстве.
•
Развитие чувства ритма.
•
Логопедическая (артикуляционная) гимнастика по Т.В. Буденной, вокально-
артикуляционные упражнения.
•
Укрепление мышц органов артикуляции, развитие их подвижности.
•
Развитие певческих данных.
•
Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.
•
Коррекция звукопроизношения, укрепление гортани и привитие навыков речевого
дыхания.
•
Упражнения на развитие мимических мышц.
•
Коммуникативные игры и танцы.
•
Развитие эмоциональной сферы, ассоциативно-образного мышления,
выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
•
Упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям.
•
Развитие мышечно-двигательной и координационной сферы.
•
Упражнение на развитие словотворчества.
•
Расширение активного словарного запаса детей.
•
В комплексе с логоритмикой я включаю кинезеологические упражнения
Кинезиология
На
сегодняшний
день
одним
из
перспективных
средств
такого
развития
выступают
кинезиологические
упражнения,
возможности
которых
в
практике
детского
сада
реализуются далеко не полностью.
Кинезиология
-
наука
о
развитии
головного
мозга
через
движение.
Единство
мозга
складывается
из
деятельности
двух
его
полушарий,
тесно
связанных
между
собой
системой
нервных
волокон
(мозолистое
тело,
межполушарные
связи).
Развитие
межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Кинезиология
спо собствует
развитию
мелкой
моторики
и
отно сится
к
здоровьесберегающей
технологии.
А
одной
из
главных
задач
нашего
детского
сада
является укрепление и сохранение здоровья. К тому же кинезиология не требует никаких
материальных и методических затрат. Руки всегда рядом и постоянно в дошкольном
возрасте требуют нагрузки в движении. В свете этого метод кинезиологии стал очень
актуален, ведь для детей и взрослых этот метод был в новинку. Это вызывало особенный
интерес к моим занятиям, и я начала
применять в своей работе с детьми старшего
дошкольного возраста приемы и методы кинезиологии.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие,
вы обучаете в есь мозг! И.Соньер
Задачи:
Развитие межполушарной специализации.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
Развитие речи.
Формирование произвольности.
Снятие эмоциональной напряженности.
Создание положительного эмоционального настроя.
Профилактика дислексии и дисграфии.
Комплекс кинезиологических упражнений:
Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.
Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и
произвольность.
Глазодвигательные
упражнения
–
позволяют
расширить
поле
зрения,
улучшить
восприятие,
развивают
межполушарное
взаимодействие
и
повышают
энергетизацию
организма.
Телесные
движения
–
развивают
межполушарное
взаимодействие,
снимаются
непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
Массаж – воздействует на биологически активные точки.Упражнения на релаксацию –
способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Ведущий
вид
деятельности
дошкольника
-
игра,
поэтому
индивидуальный
подход
к
ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного
детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя,
приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия,
мыслить и творить и говорить.
Поэтому
в
своей
практической
деятельности
приходится
искать
новые
и
нетрадиционные приемы работы с дошкольниками.
Ведущий
вид
деятельности
дошкольника
-
игра,
поэтому
индивидуальный
подход
к
ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного
детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя,
приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия,
мыслить и творить и говорить.
Поэтому
в
своей
практической
деятельности
приходится
искать
новые
и
нетрадиционные
приемы
работы
с
дошкольниками. К
примеру
несколько
пособий,
которые я использую в своей работе.
✔
Игра «Дуйбол»
✔
Игра «Запускаем
ракету»
✔
Игра «Поймай рыбку»
Дошкольникам с речевыми нарушениями необходимо развивать физиологическое
дыхание, увеличивать объем легких, формировать груднобрюшной тип дыхания, а в
дальнейшем речевое дыхание с помощью специальных коррекционных упражнений.
Техника выполнения упражнений:
1. Вдох через нос, выдох осуществляется ртом.
2. Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»).
3. Выдох должен быть продолжительный и плавный.
4. Не поднимать плечи.
5. Не надувать щеки при выдохе (для начала их можно придерживать руками).
6. Упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз, более может привести к
головокружению.
7. Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не
опускать плечи).
8. Проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой
форме.
9. Помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.
Работа по развитию дыхания с применением пособий позволяет:
- обучить детей длительному, целенаправленному ротовому выдоху;
- сформировать такие качества дыхания, как сила, продолжительность, постепенность.