Напоминание

Развитие познавательных способностей младших школьников как основа достижения метапредметных результатовосвоения программы начального образования.


Автор: Кудрявцева Светлана Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №9 имени адмирала П. С. Нахимова
Населённый пункт: город Вязьма, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательных способностей младших школьников как основа достижения метапредметных результатовосвоения программы начального образования.
Раздел: начальное образование





Назад




Оглавление I. Актуальность темы………………………………………………….2 с. II. Цель и задача………………………………………………………...2 с. III. Возможности УМК «Начальная школа 21 века»………………….3 с. IV. Методические приемы учителя……………………………………4 с. 1. Проблемное обучение…………………………………………..4 с. 2. Творческие задания……………………………………………..4 с. 3. Игры…………………………………………………...…………5 с. a) Ролевые игры……………………………………...……...5 с. б) Игры-соревнования……………………………………….5 с. в) Дидактические игры……………………………………....5 с. г) Уроки-путешествия………………………….....................6 с. д) Уроки-сказки……………………………………………….6 с. е) Кроссворды, загадки, ребусы…………………………….6 с. 4. Использование художественной и справочной литературы…7 с. 5. Использование ИКТ……………………………………………...7 с. V. Заключение…………………………………………………………...7 с. VI. Литература……………………………………………………………..8 с.
Развитие познавательных способностей младших школьников как основа

достижения метапредметных результатов освоения образовательной

программы начальной школы.
1

I.

Актуальность темы
Я установила следующую, взаимно связанную цепочку фактов, подтверждающую актуальность темы. 1. В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди толерантные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Это требование самой жизни. 2. Современная система обучения в начальной школе, реализуя ФГОС, обусловила необходимость новых подходов к организации самого учебного процесса. Цель ФГОС раскрытие способностей каждого ученика, воспитания его личности, готовой к жизни в современном мире. 3. В связи с реализацией ФГОС при подготовке к уроку педагоги стали формулировать не только предметные, но и метапредметные цели. Для их достижения необходимо повышение мотивации учащихся к учению, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями. 4. Самым действенным мотивом учебной деятельности является познавательный интерес. От того насколько осознано, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью.
II.

Цель и задача.
Девизом своей деятельности я взяла слова А. Эйнштейна: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Я ставлю следующую
цель
: Воспитание личности, компетентного деятеля, человека, открытого к новому опыту, готового учиться и развиваться всю свою жизнь. Я р е а л и з у ю задачу: искать пути активизации познавательной деятельности младших школьников, развивая их познавательные способности.
III.

Возможности УМК «Начальная школа 21 века»
2
Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься предметом на каждом уроке. Тогда у многих из них первая заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке. В этом плане особое место принадлежит занимательности. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т. е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю - методические приёмы учителя. Я работаю по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века». Его авторы о собое внимание обратили н а приоритетное использование наглядно – образного мышления, игровой метод, организацию учебного процесса, обеспечив ситуацию успеха, для каждого ученика. В методике обучения особое внимание уделяется целенаправленному использованию моделирующей деятельности. Авторами создана система игр. В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Найди ошибку», « Сравни свой ответ с текстом» и др.) Ученик может выдвинуть свою гипотезу (рубрика учебника «Выскажи предположение»), выбрать и обосновать свой путь решения учебной задачи, вступить в дискуссию (задания «Выскажи своё мнение»). В УМК впервые для начальной школы разработана система использования ролевых игр в обучении. Они введены обязательным структурным элементом урока по « Окружающему миру», особенно в первых и вторых классах. Развитию творчества способствует и рубрика, введённая во все учебники, - «Путешествие в прошлое».
IV.

Методические приемы учителя
Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы 3
познавательной деятельности учащих с я разнообразными, творческими, продуктивными. Поэтому я использую проблемно-поисковые и занимательные средства обучения. 1. Проблемное обучение Главным для меня является постановка перед учащимися на уроках маленьких проблем и старание совместно с ними решить их, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей учащихся. Вот, например, тема урока окружающего мира «Части растений». Для обсуждения предлагаются проблемные вопросы: «Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?». Даются проблемные задания: «Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?» Проблемное обучение предполагает активную «исследовательскую» деятельность учеников. Обучающие моего класса, изучая тему «Скорость, время, расстояние» собрали сведения о скоростях различных животных и оформили тематическую папку, которой мы пользуемся, составляя задачи на движение. 2. Творческие задания Творческие задания я подбираю с учётом рациона льной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, а затем и к собственно творческим. Я про сила своих учеников найти интере сные задачи и проиллюстрировать их. Мы собрали небольшой альбом красочно оформленных задач. 3. Игры а) Ролевые игры 4
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация игр на уроке. Для развития воображения, творческого мышления, коммуникативных умений особенно важна ролевая игра. Я часто использую прием инсценирования, театрализации, особенно на уроках литературного чтения и окружающего мира. Ученики, одев маски персонажей, читают произведение, стараясь вжиться в роли, правильно сыграть образы. б) Игры-соревнования В своей практике я применяю игры-соревнования. Игра-соревнование может включать в себя все виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. в) Дидактические игры Мною используются всевозможные дидактические игры. Игра с правилами способствует формированию ведущей деятельности школьников — учебной. Во время игры дети очень внимательны, со средоточены, дисциплинированы, мыслят самостоятельно, развивают внимание, стремятся к знаниям. Увлёкшись, они не замечают, что учатся. Часто я использую на уроках работу в парах. Дети совместно выполняют задание, контролируют его выполнение и оценивают друг друга. « И гр а – э то и с к р а , за жи га ющ а я о го н е к п ы тл и во с т и и любознательности», - сказал Сухомлинский. г) Уроки-путешествия 5
В классе был проведен урок-путешествие. Ребята отправлялись в путешествие на автомобилях. Работа происходила в группах. Каждая группа решала свою задачу. В конце осуществлялась защита своего решения. В уроках-путешествиях ненавязчиво обогащается словарный запас, активизируется внимание детей, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества, прививается интерес к предмету. д) Уроки-сказки Очень интересны уроки-сказки. Они позволяют одной сюжетной линией заинтересовать всех учеников. Дети становятся участниками действия и с интересом выполняют все задания. Эти уроки эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию или чтению. е) Кроссворды, загадки, ребусы. Чре звычайно эффективны для развития п о з н а в ат е л ь н о й компетентности обучающихся на уроках загадки, кроссворды, ребусы, шарады и головоломки. Кроссворды я применяю на этапах и актуализации, и закрепления, и проверки знаний. Я демонстрирую кроссворды для уроков математики и окружающего мира. Детям нравиться проявлять находчивость и сообразительность. Загадки любят применять на уроках все педагоги. Загадки - это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, Это тесты на сообразительность. Они развивают, активизируют мыслительную деятельность, расширяют кругозор учащихся, обогащают знания по предмету. Использование ребусов стимулирует познавательную активность учащихся, развивает логическое мышление и фантазию, помогает проводить первичное повторение и обобщение материала. 4. Использование художественной и справочной литературы 6
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем я использую отрывки из художественной литературы о природе, родной стране, а также научно-познавательные книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники: «Что такое? Кто такой? », «Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов», «Мир животных и растений Чудо- всюду» и др. Научно-познавательная книга – один из главных источников развития любознательности. 5. Использование ИКТ Информационно-коммуникативные технологии повышают интерес к приобретению знаний, основной акцент делается не на запоминание информации, а на развитие мышления, умения самостоятельно учиться. Мы используем презентации, созданные учителем и учениками. Презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал. Я подбираю презентации на разные уроки, по разным темам, которые нахожу в Интернете или же делаю сама. Слайды, выведенные на большой экран – это прекрасный наглядный материал.
V.

Заключение
В ходе работы я пришла к выводу, что развитию познавательных способностей детей в начальной школе может способствовать комплексная система заданий, занятий, упражнений. В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция – «умение учиться».
VI.

Литература
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] ; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. 7
2. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. 2006. - № 4. - С.63-68. 3. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5. - С.121 - 122. 4. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5. - С.30-31. 5. Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе [Текст] / Е. М. Карпов // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63. 6. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е. Н. Степанов — Завуч начальной школы № 6/2011 7. Поддьяков, Н.Н. К проблеме умственного развития ребенка / Н.Н. Поддьяков // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М. : АПН СССР, 1981. – С. 128–130. 8. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара : Учебная литература, 2006. – 208 с. 9. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 32 с. 10.Шадриков В.Д. «Развитие способностей». Начальная школа".- 2004 г, № 4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 им. адмирала П.С. Нахимова г. Вязьмы Смоленской области. 8

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОСНОВА

ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Учитель начальных классов Кудрявцева Светлана Николаевна 2015 — 2016 учебный год 9


В раздел образования