Автор: Шмелёв Александр Евгеньевич
Должность: ассистент физической культуры
Учебное заведение: Институт пищевых технологий и дизайна Филиал ГБОУ ВО НГИЭУ
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Педагогическая культура родителей: заботимся о физическом воспитании и здоровье детей вместе
Раздел: высшее образование
Педагогическая культура родителей: заботимся о физическом
воспитании и здоровье детей вместе
Спорт становится средством воспитания
тогда, когда он - любимое занятие каждого.
Сухомлинский В. А.
Сегодня мы все чаще можем встретить семьи, в которых культура
спорта занимает важное и порой определяющее место. Строгое правильное
питание, регулярные изнуряющие тренировки – все чаще мы сталкиваемся с
этим, пролистывая социальные сети или просто гуляя по парку. Но если
взрослые делают свой выбор осознанно, то дети копируют их.
Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок рос здоровым, крепким и
сильным, однако, зачастую родители забывают о том, что хорошие показатели
физических
данных
определены,
в
первую
очередь,
двигательной
активностью ребенка, что помимо достижения конкретного роста и веса,
ребенок должен быть ловким, активным, подвижным и выносливым.
Все начинается с семьи. В семье дети "примиряют" на себя образ жизни
родителей,
и
именно
здесь
закладываются
основы
многих
навыков
и
привычек, вырабатываются оценочные суждения и определяется будущее
ребенка. Это касается и отношения к физической культуре, к активному
использованию
ее
средств
в
быту
и
жизни,
для
укрепления
здоровья,
всестороннего развития и организации личного досуга.
К.Д. Ушинский писал о положительных привычках: "Самое убеждение
только тогда делается элементом характера, когда переходит в привычку.
Привычка и есть тот процесс, посредством которого убеждение делается
наклонностью и мысль переходит в дело". Основываясь на словах Ушинского
можно выделить два пути воспитания привычек: организация жизненного
опыта и убеждение, т.е. разъяснение четких положительных сторон. Первый
вариант воспитания привычек наиболее подходит для младших школьников.
Известно,
что
привычки
формируются
в
результате
многократного
длительного использования определенных действий или форм поведения.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что выработка привычек проходит
через ряд этапов, каждый из которых должен быть организационно обеспечен
семьей и учителем физической культуры.
Нельзя не сказать о самостоятельных занятиях физической культурой,
большая роль в развитии потребности которых принадлежит родителям. А.М.
Гендиным и М.И. Сергеевым был проведен социологический опрос, в рамках
которого было опрошено около 5000 родителей в различных регионах нашей
страны.
Результаты
мониторинга
показали,
что
при
высоком
уровне
понимания
родителями
роли
физической
культуры
в
жизни
детей
38%
последних охотно выполняют утреннюю зарядку и физические упражнения, а
при низком уровне понимания родителями роли физической культуры таких
детей оказалось только 16%.
Не все учащиеся активно посещают спортивные секции или выполняют
различные спортивные упражнения в домашних условиях. Чаще родители и
дети
занимаются
физической
культурой
в
выходные
дни
или
во
время
каникул. Задачей учителя физической культуры является сделать эти занятия
регулярными. А это может произойти лишь в том случае, если у учащихся
будет
сформирована
потребность
в
самостоятельных
систематических
занятиях физической культурой или, другими словами, если у них будет
сформирована привычка к физической нагрузке и к активной двигательной
деятельности.
Родителям важно помнить, что приучать к активному образу жизни
своих детей необходимо с раннего возраста, ведь именно в этот период легче
сформировать привычки, а для этого необходимо проводить больше времени
на свежем воздухе, за прогулками в парке или на улице, хотя бы несколько
часов
в
день.
Развитие
навыков
занятий
физическими
упражнениями
в
раннем возрасте может стать залогом постоянного стремления человека к
здоровому
образу
жизни
и
занятиям
физическими
упражнениями.
Регулярные
физические
упражнения
предотвращают
и
снимают
нервно-
психическое напряжение, повышают эмоциональный фон, доставляя детям
радость.
Физические
упражнения
с
раннего
возраста
являются
мощным
фундаментом здоровья ребенка на будущее.
Сегодня существует различное множество спортивных комплексов как
для улицы, так и для дома. У каждого родителя есть возможность приобрести
для своего ребенка спортивный комплекс на любой бюджет и для любого
пространства. Это может быть и большой комплекс с кольцами и лестницей,
веревочными
лестницами
и
качелями,
а
может
быть
и
одна
лестница
с
гимнастическими кольцами.
Самое
популярное
и
простое
оборудование
для
упражнений
и
тренировок дома – перекладина, которая устанавливается в дверном проеме.
На такой перекладине можно поочередно укреплять различные снаряды и
устройства. Они помогут разнообразить упражнения в висе, упоре, лазанье и
подтягивании. Но нельзя забывать о безопасности, ведь перекладина должны
соответствовать росту и весу ребенка.
Занятия
физической
культурой
позволяют
исключить
у
ребят
проявление признаков девиантного поведения, способствуют социализации
личности
учащихся,
развивают
и
формируют
такие
качества
как
инициативность,
самостоятельность,
уверенность,
решительность.
Физические
упражнения
способствуют
формированию
добросовестного
отношения
к
учебе,
чувства
ответственности
и
долга,
коллективизма,
готовности прийти на помощь товарищам, гуманности, честности, воли к
победе.
Личный
пример
родителей,
совместные
физкультурные
занятия
и
тренировки,
здоровый
образ
жизни
и
правильное
питание
-
главные
составляющие
успешного
физического
воспитания
в
семье.
Учитель
же
должен
развивать
у
учащихся
потребность
самостоятельно
заниматься
физической культурой на базе создания у них представления о здоровом
образе жизни. Приобретение этих знаний меняет отношение учащихся к
физической
культуре
и
спорту,
побуждая
их
стать
сильными
и
хорошо
физически развитым.