Напоминание

"Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО в системе СПО с применением современных образовательных технологий"


Автор: Тетачко Светлана Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО в системе СПО с применением современных образовательных технологий"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема «Организация работы преподавателя обществознания в системе

СПО с применением современных образовательных технологий»

Тетачко Светлана Ивановна

Должность: методист, преподаватель

Место работы:

СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»

Современный рынок труда испытывает острую потребность в

компетентных

квалифицированных

рабочих

и

служащих.

Как

считают

многие аналитики, экономическая ситуация в России сегодня такова, что в

нашей стране импортозамещение необходимо сразу в нескольких ключевых

отраслях, таких как сельское хозяйство, промышленность, IT-индустрия.

Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к

коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников,

к

их

социальной

адаптированности,

к

их

овладению

навыками

самостоятельного

приобретения

и

применения

знаний

и

умений

в

профессиональной деятельности при решении производственных задач, а

также к развитию интеллектуальных и деловых качеств.

Формирование необходимых студентам общих и профессиональных

компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые

могут быть реализованы в специальных профессиональных учебных средах,

позволяющих

преподавателю

моделировать

и

осуществлять

эффективный

контроль деятельности обучаемого в модельной среде. Подобные учебные

среды

как

раз

и

формируются

современными

образовательными

технологиями.

В преподавании обществознания в организации СПО применяются

прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию

требований

ФГОС.

И

п

роектное

обучение

хорошо

согласуется

с

требованиями

современного

образования,

прописанными

в

ФГОС.

Из

множества

известных

в

педагогической

практике

образовательных

технологий

проектное

обучение

предоставляет

наиболее

широкие

возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так

как

основную

роль

в

его

подготовке

играет

самостоятельная

работа

обучающегося, его исследовательские способности.

Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит

в

том,

чтобы

связать

проект

с

реальной

жизнью,

а

лучше

с

будущей

профессиональной деятельностью студентов. Когда обучающиеся осознают,

что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к

проектированию резко повышается.

Однако процесс обучения не всегда идет гладко, и одно из наиболее

часто встречаемых препятствий состоит в утрате студентом мотивации к

обучению. Потеря мотивации может представлять собой куда более серьезное

осложнение, чем отсутствие тех или иных способностей или наклонностей.

Ведь именно мотивация провоцирует человека на преодоление по ходу учебы

различных проблем и трудностей, скуки и утомления. Без положительной

мотивации сама задача обучения теряет всякий смысл. Педагоги – практики

сегодня сходятся во мнении, что повышение учебной мотивации у студентов

– это одна из ключевых проблем профессионального образования. Поэтому

систематическое использование активных и интерактивных форм обучения,

носящих

креативный

характер,

может

стать

важным

мотивационным

фактором при изучении как профессиональных, так и общеобразовательных

дисциплин.

Выбор той или иной педагогической технологии, формы организации

занятий всегда оставляет за собой педагог. Но при этом и исследователи, и

педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпанность внутреннего

потенциала классического урока, на его модернизацию.

Результативность проектной работы как стержня образовательной

технологии проектного обучения проявляется в том, что студенты познают

азы приемов исследования, которые пригодятся им в написании курсовых и

2

дипломных работ на старших курсах; учатся аргументировать свою точку

зрения,

обобщать

и

систематизировать

информацию,

делать

выводы.

У

студентов воспитываются такие личные качества, как самостоятельность,

инициативность, креативность, ответственность.

Проектные работы студентов по обществознанию защищаются на

семинарах, могут быть представлены на конкурсах различных уровней, на

студенческих

научно-практических

конференциях.

Материализованным

продуктом проектирования является учебный проект, который определяется

как

самостоятельно

применяемое

обучающимися

развернутое

решение

проблемы

в

виде

разработок.

Конечным

"продуктом"

проектной

деятельности

при изучении курса обществознания

могут быть: WEB-caйт,

справочник,

бизнес-план,

социальный

проект,

словарь

терминов,

видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, законопроект, статья,

мультимедийный

продукт,

учебное

пособие,

анализ

данных

социологического опроса, и пр.

В настоящее время профессиональное образование, в отличие от школы,

находится

на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного

проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая

технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их

применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность

осваивать

новые

способы

человеческой

деятельности

в

социокультурной

среде,

что

развивает

навыки

и

умения

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям жизни человека и общества в целом. Цель проектного обучения —

с о з д а т ь

у с л о в и я ,

п р и

к о т о р ы х

с т у д е н т ы

самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников; учатся

пользоваться

приобретенными

знаниями

для

решения

познавательных

и

практических

задач;

приобретают

коммуникативные

умения,

работая

в

группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,

3

сбора

информации,

наблюдения, проведения

эксперимента,

анализа,

построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

На начальном этапе подготовки преподавателю важно определить

сферу интересов проектного задания, которая лежит в рамках содержания

учебного

курса

обществознания.

Затем,

с

целью

выделения

системы

действий

преподавателя

и

обучающихся

необходимо

определить

этапы

разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии

разработки

проекта:

разработка

проектного

задания,

разработка

самого

проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.

При изучении курса обществознания могут иметь место разные

учебные

проекты:

индивидуальные

и

групповые,

межпредметные

и

комплексные,

краткосрочные

и

долгосрочные,

но

все

они

должны

быть

интересны

студентам.

Особенность

технологии

проектного

обучения

заключается в том, что центре внимания — студент, его индивидуальность,

креативность,

творчество.

Роль

преподавателя

при

подготовке

проекта

складывается

из

разработки

содержания

заданий,

составление

списка

рекомендуемой

литературы,

обучения

самостоятельной

работе

в

ходе

подготовки, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть

главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией.

При

этом

взаимодействие

преподавателя

и

студентов

в

образовательном

процессе должно строиться на принципах сотрудничества, взаимоуважения

и взаимопомощи. И в этой связи

роль личности педагога невозможно

недооценить.

Он

должен

отвечать

всем

современным

требованием,

предъявляемым к педагогу: любовь к детям, к педагогической деятельности,

наличие

специальных

знаний

в

обществоведческой

области

и

других

смежных

областях

знаний;

широкая

эрудиция,

педагогическая

интуиция,

высокоразвитый

интеллект,

высокий

уровень

общей

культуры

и

нравственности,

профессиональное

владение

разнообразными

методами

обучения и воспитания.

По этой причине, зачастую наблюдается низкая

мотивация преподавателей к использованию данной технологии. Есть и свои

4

сложности работы преподавателя по организации и руководству проектом:

работа

вне

расписания;

работа

с

Интернетом,

которая

требует

много

времени; учебники и справочная литература устаревают,

часто требуют

корректировки.

При подготовке к семинару преподаватель выполняет большую

подготовительную работу и от того, как качественно и профессионально она

выполнена, зависит, будут ли достигнуты поставленные цели и задачи. Если

цели

проекта

достигнуты,

то

преподаватель

может

рассчитывать

на

получение

качественно

нового

результата,

выраженного

в

развитии

познавательных

способностей

обучающегося

и

его

самостоятельности

в

учебно-познавательной

деятельности.

Также

следует

отметить,

что

использование

метода

проектов

на

уроках

обществознания

открывают

большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов,

что является проблемой организации учебной работы в учреждениях СПО.

Рассматривая прогнозируемые результаты проектной деятельности

можно

сделать

вывод,

что

этот

вид

деятельно сти

р а з в и ва е т

исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные

умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве,

чувство ответственности за принятое решение, повышает мотивацию для

развития ауто-компетенций.

За многообразием образовательных технологий обучения

в

современной

профессиональной

школе

за

проектной

технологией

необходимо оставлять ведущие позиции. Метод проектов служит одной из

связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-

колледж-вуз. Мотивационные аспекты проектной технологии

позволяют

повысить

познавательную

активность

студентов,

их

творческую

и

профе ссиона льную

любознательно сть,

развивать

т в о рч е с ко е

профессиональное мышление, навыки поисково-научной исследовательской

работы, а также приобрести бесценный опыт сотрудничества, содружества и

сотворчества.

5



В раздел образования