Автор: Тетачко Светлана Ивановна
Должность: методист
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы преподавателя обществознания в системе СПО в системе СПО с применением современных образовательных технологий"
Раздел: среднее профессиональное
Тема «Организация работы преподавателя обществознания в системе
СПО с применением современных образовательных технологий»
Тетачко Светлана Ивановна
Должность: методист, преподаватель
Место работы:
СПБ ГБ ПОУ «Российский колледж традиционной культуры»
Современный рынок труда испытывает острую потребность в
компетентных
квалифицированных
рабочих
и
служащих.
Как
считают
многие аналитики, экономическая ситуация в России сегодня такова, что в
нашей стране импортозамещение необходимо сразу в нескольких ключевых
отраслях, таких как сельское хозяйство, промышленность, IT-индустрия.
Поэтому в последние годы заметно возросли требования работодателей к
коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников,
к
их
социальной
адаптированности,
к
их
овладению
навыками
самостоятельного
приобретения
и
применения
знаний
и
умений
в
профессиональной деятельности при решении производственных задач, а
также к развитию интеллектуальных и деловых качеств.
Формирование необходимых студентам общих и профессиональных
компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые
могут быть реализованы в специальных профессиональных учебных средах,
позволяющих
преподавателю
моделировать
и
осуществлять
эффективный
контроль деятельности обучаемого в модельной среде. Подобные учебные
среды
как
раз
и
формируются
современными
образовательными
технологиями.
В преподавании обществознания в организации СПО применяются
прежде всего образовательные технологии, обеспечивающие реализацию
требований
ФГОС.
И
п
роектное
обучение
хорошо
согласуется
с
требованиями
современного
образования,
прописанными
в
ФГОС.
Из
множества
известных
в
педагогической
практике
образовательных
технологий
проектное
обучение
предоставляет
наиболее
широкие
возможности для развития ключевых и профессиональных компетенций, так
как
основную
роль
в
его
подготовке
играет
самостоятельная
работа
обучающегося, его исследовательские способности.
Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит
в
том,
чтобы
связать
проект
с
реальной
жизнью,
а
лучше
с
будущей
профессиональной деятельностью студентов. Когда обучающиеся осознают,
что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к
проектированию резко повышается.
Однако процесс обучения не всегда идет гладко, и одно из наиболее
часто встречаемых препятствий состоит в утрате студентом мотивации к
обучению. Потеря мотивации может представлять собой куда более серьезное
осложнение, чем отсутствие тех или иных способностей или наклонностей.
Ведь именно мотивация провоцирует человека на преодоление по ходу учебы
различных проблем и трудностей, скуки и утомления. Без положительной
мотивации сама задача обучения теряет всякий смысл. Педагоги – практики
сегодня сходятся во мнении, что повышение учебной мотивации у студентов
– это одна из ключевых проблем профессионального образования. Поэтому
систематическое использование активных и интерактивных форм обучения,
носящих
креативный
характер,
может
стать
важным
мотивационным
фактором при изучении как профессиональных, так и общеобразовательных
дисциплин.
Выбор той или иной педагогической технологии, формы организации
занятий всегда оставляет за собой педагог. Но при этом и исследователи, и
педагоги – практики едины в своих взглядах на исчерпанность внутреннего
потенциала классического урока, на его модернизацию.
Результативность проектной работы как стержня образовательной
технологии проектного обучения проявляется в том, что студенты познают
азы приемов исследования, которые пригодятся им в написании курсовых и
2
дипломных работ на старших курсах; учатся аргументировать свою точку
зрения,
обобщать
и
систематизировать
информацию,
делать
выводы.
У
студентов воспитываются такие личные качества, как самостоятельность,
инициативность, креативность, ответственность.
Проектные работы студентов по обществознанию защищаются на
семинарах, могут быть представлены на конкурсах различных уровней, на
студенческих
научно-практических
конференциях.
Материализованным
продуктом проектирования является учебный проект, который определяется
как
самостоятельно
применяемое
обучающимися
развернутое
решение
проблемы
в
виде
разработок.
Конечным
"продуктом"
проектной
деятельности
при изучении курса обществознания
могут быть: WEB-caйт,
справочник,
бизнес-план,
социальный
проект,
словарь
терминов,
видеофильм, видеоклип, выставка, газета, журнал, законопроект, статья,
мультимедийный
продукт,
учебное
пособие,
анализ
данных
социологического опроса, и пр.
В настоящее время профессиональное образование, в отличие от школы,
находится
на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного
проекта. Но первые выводы очевидны: метод проектов – педагогическая
технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их
применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Активное включение обучающихся в создание проектов дает им возможность
осваивать
новые
способы
человеческой
деятельности
в
социокультурной
среде,
что
развивает
навыки
и
умения
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям жизни человека и общества в целом. Цель проектного обучения —
с о з д а т ь
у с л о в и я ,
п р и
к о т о р ы х
с т у д е н т ы
самостоятельно и охотно приобретают знания из разных источников; учатся
пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения
познавательных
и
практических
задач;
приобретают
коммуникативные
умения,
работая
в
группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем,
3
сбора
информации,
наблюдения, проведения
эксперимента,
анализа,
построения гипотез, общения); развивают системное мышление.
На начальном этапе подготовки преподавателю важно определить
сферу интересов проектного задания, которая лежит в рамках содержания
учебного
курса
обществознания.
Затем,
с
целью
выделения
системы
действий
преподавателя
и
обучающихся
необходимо
определить
этапы
разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии
разработки
проекта:
разработка
проектного
задания,
разработка
самого
проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия.
При изучении курса обществознания могут иметь место разные
учебные
проекты:
индивидуальные
и
групповые,
межпредметные
и
комплексные,
краткосрочные
и
долгосрочные,
но
все
они
должны
быть
интересны
студентам.
Особенность
технологии
проектного
обучения
заключается в том, что центре внимания — студент, его индивидуальность,
креативность,
творчество.
Роль
преподавателя
при
подготовке
проекта
складывается
из
разработки
содержания
заданий,
составление
списка
рекомендуемой
литературы,
обучения
самостоятельной
работе
в
ходе
подготовки, контроля самостоятельной работы, т.е. его роль перестаёт быть
главной, он лишь регулирует процесс и занимается общей организацией.
При
этом
взаимодействие
преподавателя
и
студентов
в
образовательном
процессе должно строиться на принципах сотрудничества, взаимоуважения
и взаимопомощи. И в этой связи
роль личности педагога невозможно
недооценить.
Он
должен
отвечать
всем
современным
требованием,
предъявляемым к педагогу: любовь к детям, к педагогической деятельности,
наличие
специальных
знаний
в
обществоведческой
области
и
других
смежных
областях
знаний;
широкая
эрудиция,
педагогическая
интуиция,
высокоразвитый
интеллект,
высокий
уровень
общей
культуры
и
нравственности,
профессиональное
владение
разнообразными
методами
обучения и воспитания.
По этой причине, зачастую наблюдается низкая
мотивация преподавателей к использованию данной технологии. Есть и свои
4
сложности работы преподавателя по организации и руководству проектом:
работа
вне
расписания;
работа
с
Интернетом,
которая
требует
много
времени; учебники и справочная литература устаревают,
часто требуют
корректировки.
При подготовке к семинару преподаватель выполняет большую
подготовительную работу и от того, как качественно и профессионально она
выполнена, зависит, будут ли достигнуты поставленные цели и задачи. Если
цели
проекта
достигнуты,
то
преподаватель
может
рассчитывать
на
получение
качественно
нового
результата,
выраженного
в
развитии
познавательных
способностей
обучающегося
и
его
самостоятельности
в
учебно-познавательной
деятельности.
Также
следует
отметить,
что
использование
метода
проектов
на
уроках
обществознания
открывают
большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов,
что является проблемой организации учебной работы в учреждениях СПО.
Рассматривая прогнозируемые результаты проектной деятельности
можно
сделать
вывод,
что
этот
вид
деятельно сти
р а з в и ва е т
исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные
умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве,
чувство ответственности за принятое решение, повышает мотивацию для
развития ауто-компетенций.
За многообразием образовательных технологий обучения
в
современной
профессиональной
школе
за
проектной
технологией
необходимо оставлять ведущие позиции. Метод проектов служит одной из
связующих нитей, обеспечивающих непрерывность образования – школа-
колледж-вуз. Мотивационные аспекты проектной технологии
позволяют
повысить
познавательную
активность
студентов,
их
творческую
и
профе ссиона льную
любознательно сть,
развивать
т в о рч е с ко е
профессиональное мышление, навыки поисково-научной исследовательской
работы, а также приобрести бесценный опыт сотрудничества, содружества и
сотворчества.
5