Напоминание

Формирование речевого этикета у первоклассников


Автор: Белова Нина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 МО "Ахтубинский район" пос.Верхний Баскунчак"
Населённый пункт: пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование речевого этикета у первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование речевого этикета у первоклассников. Формирование навыков речевого этикета предполагает прежде всего усвоение определенных знаний о нормах речевого поведения, а также обогащение речи младшего школьника такими словами, оборотами, которые необходимы в повседневном общении между людьми. Это языковые средства, которые служат для выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения. В русском языке, как и в любом другом, существует много языковых средств, с помощью которых в разнообразных жизненных ситуациях выражаются различные оттенки одного и того же смысла речевого этикета. Возьмем для примера различные оттенки выражения благодарности. В зависимости от ситуации, от взаимоотношений между людьми могут быть использованы такие формы, как «спасибо», «большое спасибо», «благодарю вас» и т.д. Одни из них используются при обращении к товарищам, другие – к официальным лицам, третьи – к людям старшего поколения. Общаясь с близкими людьми, ребенок, естественно, овладевает некоторыми элементарными знаниями в области речевого этикета. Так, еще в раннем детстве он приучается здороваться, обращаться к близким с той или иной просьбой, вопросом, со словами благодарности. В дальнейшем в связи со все более и более расширяющимся кругом людей, с которыми ребенок встречается, обогащается и его жизненный опыт, и его активный словарь. Но развитие речи ребенка не сводится к одному лишь количественному обогащению активного словаря. Оно требует воспитания внимательного, вдумчивого отношения к употреблению слов речи, умения выбрать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок должен понимать. Что, например, при прощании товарищу можно сказать «до завтра», «до встречи» или «счастливо оставаться», а расставаясь с учителем, - «До свидания, Мария Ивановна!»
Важно понимание детьми и того, какое значение при общении с людьми имеет интонация, с которой произносятся те или иные слова. Формирование умения правильно интонировать свою речь является существенным элементом развития речи ребенка. Дети должны хорошо уяснить себе, что слова приветствия и прощания произносятся громко и отчетливо для того, чтобы они были слышны всем присутствующим. Как показывают наблюдения, дети довольно часто попадают в ситуации, когда они используют слова и выражения, обозначающие обращение, приветствие, прощание, просьбу, благодарность, извинение. Например, извиняясь, ребенок может сказать «извините», «простите, я больше не буду», «я нечаянно, я больше не буду». Чтобы установить, как сложившаяся система обучения и воспитания влияет на усвоение детьми норм речевого этикета, нами на разных этапах обучения проводились индивидуальные беседы, в ходе которых выяснилось, умеют ли дети найти нужные слова для приветствия товарищей, родных, знакомых, как они обращаются с просьбой, с тем или иным вопросом к окружающим, умеют ли извиниться, поблагодарить, поздравить с праздником. Так, проверка, показала, что дети наиболее уверенно используют слова приветствия и прощания. Несколько труднее оказались для них способы выражения благодарности, извинения, приглашения. Анализ ответов учащихся выявил бедность, ограниченность запаса слов и выражений, которыми располагают дети в области речевого этикета. Так, благодаря кого-либо за что-нибудь. Они используют только слово «спасибо», прощаясь-слово «до свидания», здороваясь-слово «здравствуйте». Даже такие, казалось бы, часто встречающиеся в быту формы приветствия, как «Доброе утро!», «Добрый вечер!», используются детьми крайне редко.
Недостаточный уровень сформированности речевого поведения проявляется в отсутствии мотивировки, развернутости высказывания. Например, на вопросы: «Как ты поблагодаришь маму за вкусный обед?» или: «Что ты скажешь товарищу, который подарил тебе игрушку?»- дети обычно отвечают лаконичным «спасибо». В каждом классе для специального рассмотрения отбираются лишь наиболее употребительные слова и выражения, круг которых вряд ли целесообразно расширять. Следует научить детей уверенно употреблять эти слова и выражения в самых разнообразных жизненных ситуациях. Отметим, что для проведения этой работы важно использовать те возможности, которые открывают занятия по всем предметам. При этом должно быть, с одной стороны, постоянное внимание к соблюдению норм вежливости в общении детей друг с другом и с учителем во время уроков, с другой – использование всех возможностей того учебного материала, который подлежит усвоению. Последнее относится прежде всего к урокам родного языка и в особенности к урокам чтения. Это могут быть и тексты, содержание которых прямо или косвенно затрагивает проблему речевого этикета, и иллюстрации учебных книг, дающие повод поставить перед детьми соответствующие вопросы, и некоторые задания. Очень хорошо, если учитель обратит внимание детей на различные формы выражения благодарности «спасибо», «большое спасибо», «благодарю», на то, что слова благодарности обычно сочетаются с обращением «Спасибо, Миша», «Большое спасибо, мамочка». Нужно сообщить детям о том, что вежливые люди часто не ограничиваются одним только словом «спасибо» или «благодарю», а говорят, например, так: «Спасибо вам за помощь», «Благодарю за внимание». Для закрепления полученных представлений детям могут быть предложены такие задания: поблагодари маму за вкусный обед; поблагодари
врача, который вылечил тебя; поблагодари товарища, который объяснил тебе решение задачи. Примерно так же может быть организованна работа по страницам букваря и со словами, выражающими извинение, прощание. Постепенно дети будут употреблять вежливые слова не только при выполнении заданий по чтению, но и в устной разговорной речи. Работая над текстом, учителя, как правило, не останавливают специального внимания детей на словах речевого этикета, причем даже и в тех случаях, когда это необходимо для уяснения идеи произведения. Между тем, один-два небольших вопроса в дополнение к тем, которые приводятся в книге, позволяют сосредоточивать внимание детей на речевом поведении действующих лиц. Важно обратить внимание детей не только на само слово «пожалуйста» в вопросах, но и на то, с какой интонацией оно должно быть произнесено. Пусть дети прочтут в тексте слова о том, что и «говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь». Это поможет им запомнить, как вообще следует произносить знакомые вежливые слова: «простите», «извините». Мы привели лишь отдельные примеры того, как сам текст подсказывает необходимость заняться вопросами речевого этикета. Кроме этого, необходима организация специальных как устных, так и письменных упражнений. Для обучения самостоятельному использованию вежливых слов полезно предложить детям самим составить небольшие рассказы по картинке с использованием заданных слов. Например, можно предложить детям такое задание по картинке: «Расскажи, что нарисовано на картинке, используя слова «извини» и «пожалуйста». Такая работа позволяет не только активизировать словарь ребенка, но и обратить внимание на выбор слов и выражений речевого этикета, наиболее
точно соответствующих каждой конкретной ситуации. Это одна из важнейших сторон воспитания культуры поведения.


В раздел образования