Автор: Белова Нина Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12 МО "Ахтубинский район" пос.Верхний Баскунчак" Населённый пункт: пос. Верхний Баскунчак, Астраханская область Наименование материала: статья Тема: Формирование речевого этикета у первоклассников Раздел: начальное образование
Формирование речевого этикета у первоклассников.
Формирование навыков речевого этикета предполагает прежде всего
усвоение
определенных
знаний
о
нормах
речевого
поведения,
а
также
обогащение речи младшего школьника такими словами, оборотами, которые
необходимы
в
повседневном
общении
между
людьми.
Это
языковые
средства,
которые
служат
для
выражения
приветствия,
прощания,
благодарности,
извинения.
В
русском
языке,
как
и
в
любом
другом,
существует много языковых средств, с помощью которых в разнообразных
жизненных
ситуациях
выражаются
различные
оттенки
одного
и
того
же
смысла
речевого
этикета.
Возьмем
для
примера
различные
оттенки
выражения благодарности. В зависимости от ситуации, от взаимоотношений
между
людьми
могут
быть
использованы
такие
формы,
как
«спасибо»,
«большое спасибо», «благодарю вас» и т.д. Одни из них используются при
обращении к товарищам, другие – к официальным лицам, третьи – к людям
старшего поколения.
Общаясь
с
близкими
людьми,
ребенок,
естественно,
овладевает
некоторыми элементарными знаниями в области речевого этикета. Так, еще в
раннем детстве он приучается здороваться, обращаться к близким с той или
иной просьбой, вопросом, со словами благодарности. В дальнейшем в связи
со все более и более расширяющимся кругом людей, с которыми ребенок
встречается, обогащается и его жизненный опыт, и его активный словарь.
Но развитие речи ребенка не сводится к одному лишь количественному
обогащению
активного
словаря.
Оно
требует
воспитания
внимательного,
вдумчивого отношения к употреблению слов речи, умения выбрать языковые
средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации. Ребенок
должен понимать. Что, например, при прощании товарищу можно сказать «до
завтра», «до встречи» или «счастливо оставаться», а расставаясь с учителем, -
«До свидания, Мария Ивановна!»
Важно
понимание
детьми
и
того,
какое
значение
при
общении
с
людьми
имеет
интонация,
с
которой
произносятся
те
или
иные
слова.
Формирование
умения
правильно
интонировать
свою
речь
является
существенным
элементом
развития
речи
ребенка.
Дети
должны
хорошо
уяснить себе, что слова приветствия и прощания произносятся громко и
отчетливо для того, чтобы они были слышны всем присутствующим.
Как
показывают
наблюдения,
дети
довольно
часто
попадают
в
ситуации,
когда
они
используют
слова
и
выражения,
обозначающие
обращение,
приветствие,
прощание,
просьбу,
благодарность,
извинение.
Например,
извиняясь,
ребенок
может
сказать
«извините»,
«простите,
я
больше не буду», «я нечаянно, я больше не буду».
Чтобы установить, как сложившаяся система обучения и воспитания
влияет на усвоение детьми норм речевого этикета, нами на разных этапах
обучения проводились индивидуальные беседы, в ходе которых выяснилось,
умеют ли дети найти нужные слова для приветствия товарищей, родных,
знакомых, как они обращаются с просьбой, с тем или иным вопросом к
окружающим,
умеют
ли
извиниться,
поблагодарить,
поздравить
с
праздником.
Так, проверка, показала, что дети наиболее уверенно используют слова
приветствия и прощания. Несколько труднее оказались для них способы
выражения благодарности, извинения, приглашения.
Анализ ответов учащихся выявил бедность, ограниченность запаса слов
и выражений, которыми располагают дети в области речевого этикета. Так,
благодаря кого-либо за что-нибудь. Они используют только слово «спасибо»,
прощаясь-слово
«до
свидания»,
здороваясь-слово
«здравствуйте».
Даже
такие, казалось бы, часто встречающиеся в быту формы приветствия, как
«Доброе утро!», «Добрый вечер!», используются детьми крайне редко.
Недостаточный
уровень
сформированности
речевого
поведения
проявляется
в
отсутствии
мотивировки,
развернутости
высказывания.
Например, на вопросы: «Как ты поблагодаришь маму за вкусный обед?» или:
«Что ты скажешь товарищу, который подарил тебе игрушку?»- дети обычно
отвечают лаконичным «спасибо».
В каждом классе для специального рассмотрения отбираются лишь
наиболее
употребительные
слова
и
выражения,
круг
которых
вряд
ли
целесообразно расширять. Следует научить детей уверенно употреблять эти
слова и выражения в самых разнообразных жизненных ситуациях.
Отметим,
что
для
проведения
этой
работы
важно
использовать
те
возможности, которые открывают занятия по всем предметам. При этом
должно быть, с одной стороны, постоянное внимание к соблюдению норм
вежливости в общении детей друг с другом и с учителем во время уроков, с
другой
–
использование
всех
возможностей
того
учебного
материала,
который подлежит усвоению. Последнее относится прежде всего к урокам
родного языка и в особенности к урокам чтения. Это могут быть и тексты,
содержание
которых
прямо
или
косвенно
затрагивает
проблему
речевого
этикета, и иллюстрации учебных книг, дающие повод поставить перед детьми
соответствующие вопросы, и некоторые задания.
Очень хорошо, если учитель обратит внимание детей на различные
формы
выражения
благодарности
«спасибо»,
«большое
спасибо»,
«благодарю»,
на
то,
что
слова
благодарности
обычно
сочетаются
с
обращением
«Спасибо,
Миша»,
«Большое
спасибо,
мамочка».
Нужно
сообщить детям о том, что вежливые люди часто не ограничиваются одним
только
словом
«спасибо»
или
«благодарю»,
а
говорят,
например,
так:
«Спасибо вам за помощь», «Благодарю за внимание».
Для
закрепления
полученных
представлений
детям
могут
быть
предложены такие задания: поблагодари маму за вкусный обед; поблагодари
врача, который вылечил тебя; поблагодари товарища, который объяснил тебе
решение задачи.
Примерно
так
же
может
быть
организованна
работа
по
страницам
букваря и со словами, выражающими извинение, прощание.
Постепенно дети будут употреблять вежливые слова не только при
выполнении заданий по чтению, но и в устной разговорной речи.
Работая
над
текстом,
учителя,
как
правило,
не
останавливают
специального внимания детей на словах речевого этикета, причем даже и в
тех случаях, когда это необходимо для уяснения идеи произведения. Между
тем, один-два небольших вопроса в дополнение к тем, которые приводятся в
книге, позволяют сосредоточивать внимание детей на речевом поведении
действующих лиц.
Важно обратить внимание детей не только на само слово «пожалуйста»
в вопросах, но и на то, с какой интонацией оно должно быть произнесено.
Пусть дети прочтут в тексте слова о том, что и «говорить его надо тихим
голосом,
глядя
прямо
в
глаза
тому,
с
кем
говоришь».
Это
поможет
им
запомнить,
как
вообще
следует
произносить
знакомые
вежливые
слова:
«простите», «извините». Мы привели лишь отдельные примеры того, как сам
текст
подсказывает
необходимость
заняться
вопросами
речевого
этикета.
Кроме
этого,
необходима
организация
специальных
как
устных,
так
и
письменных упражнений.
Для
обучения
самостоятельному
использованию
вежливых
слов
полезно предложить детям самим составить небольшие рассказы по картинке
с использованием заданных слов. Например, можно предложить детям такое
задание по картинке: «Расскажи, что нарисовано на картинке, используя
слова «извини» и «пожалуйста».
Такая работа позволяет не только активизировать словарь ребенка, но и
обратить внимание на выбор слов и выражений речевого этикета, наиболее
точно
соответствующих
каждой
конкретной
ситуации.
Это
одна
из
важнейших сторон воспитания культуры поведения.