Напоминание

"Развитие одаренности обучающихся на уроках английского языка"


Автор: Опря Ирина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 316 с углубленным изучением английского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие одаренности обучающихся на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие одаренности обучающихся на уроках английского языка

Опря Ирина Александровна,

учитель английского языка

ГБОУ СОШ № 316, Санкт-Петербург

Сегодня большое значение в обучении отводится работе с талантливыми детьми. Но

что такое талант? Обладают ли им лишь избранные? Рождаются с ним? Или эту

способность можно приобрести и развить? Зарубежные исследователи Трефингер,

Исаксен и Дорвал в своих работах выделяют 4 мифа креативности.

1.

Я - не творческий человек.

Правда заключается в том, что все люди имеют потенциал придумывать новые,

полезные идеи, смотреть на проблему по-новому и находить неожиданные и

осуществимые решения, также, как и использовать свой ум продуктивно, чтобы

создавать и применять новые идеи.

2.

Одаренность – слишком загадочное явление, чтобы обучать ему.

Вместо того, чтобы рассматривать это понятие как дар, следует относится к нему как

к естественному качеству. Существуют различные методы и технологии, которые

позволяют развивать креативность и эти навыки доступны любому, кто хочет

научиться ими пользоваться.

3.

Креативность- это область искусства.

Творческость встречается не только в искусстве. Ее можно увидеть в любой области,

где человеку приходится прикладывать усилия, решать проблемы и создавать что-то

новое.

4.

Креативность – это сумасшествие.

Иногда когда мы говорим креативный, мы подразумеваем дикого, эксцентричного и

сумасшедшего человека. Хотя Трефингер, Исаксен и Дорвал утверждают, что

использование творческих способностей человеком ведет к его личной

эффективности и хорошему здоровью.

Я считаю, что творческие способности можно и нужно развивать.

Уже на ранних стадиях развития ребенок знакомится с окружающим его миром через

прикосновение. Ребенка нужно учить использовать зрение не только для того, чтобы

видеть, но и для того, чтобы наблюдать и исследовать; использовать уши не только

для того, чтобы слышать, но и для того, чтобы внимательно прислушиваться;

использовать руки не только для того, чтобы что- либо брать, но и для того, чтобы

ощупывать, прикасаться, чувствовать.

Когда ребенок приобретает чувствительность, которая помогает решать задачи, и

гибкость, которая помогает выразить себя в искусстве, он приобретает уверенность и

может позднее применить ее к другим областям своей жизни.

Ребенок должен знать, что от него ожидают креативности. Быть творческой

личностью, значит смотреть на знакомые всем понятия под другим углом, находить

новые связи с понятиями, которые до этого времени не были связаны, искать новые

альтернативы в заданных рамках. Это значит, что нужно быть открытым,

задействовать чувства и создавать свой собственный опыт, исследуя окружающую

тебя среду.

Существует много способов при помощи которых учителя могут способствовать

развитию творческих способностей учащихся. Я бы хотела познакомить вас с таким

методом, как спираль креативных вопросов.

Спираль креативных вопросов Э.Ландау

Автор данной технологии Эрика Ландау начинала работать с упражнениями,

стимулирующими детей задавать вопросы о своей жизни, что они знают о своем

прошлом, об их социальной вовлеченности и о том, как они видят свое будущее.

Опыт многих педагогов показывает, что обучение с помощью вопросов вызывает

больший отклик чем просто выдавать факты. Такое обучение поощряет детей

задавать вопросы, т.к. оно вызывает их любопытство. На практике автор

рекомендует начинать урок с вопроса « Что мы знаем об этом?», «Что вы об этом

думаете?» и т.д. Этот подход поможет ребенку развить новые мысли, поощрить его

задавать вопросы даже на самой ранней ступени обучения, прежде чем тема

обсуждения станет более сложной. Этот подход обучения сопровождается

упражнениями или образами, которые максимально отвечают потенциалу и

возможностям ребенка. В конце урока никогда нельзя ставить точку, урок должен

заканчиваться вопросом. « Что бы вы еще хотели узнать по данной теме?» Когда

ребенок чувствует потребность для более углубленного обсуждения, он может

начать работать со сложными, абстрактными или символичными аспектами

предмета. В то же время появится вопрос, где найти источник ответов.

1 уровень: Фактологические вопросы

Кто, как, когда и где что-то делает? Эти вопросы связаны с настоящим, действие

происходит здесь и сейчас, и требуют от ребенка описать существующую

ситуацию. С помощью таких вопросов ребенок учится замечать и описывать вещи

и приобретать уверенность в себе, в понимании ситуации или проблемы. Только

после того, как ситуация или проблема подробнейшим образом описана, мы можем

переходить ко 2 уровню вопросов, которые называются объяснительные.

Они соединяют фактологические вопросы с другой информацией. Эти вопросы

позволяют глубже проникнуть в информацию, полученную ребенком от родителей,

учителей, в школе. Эти два уровня вопросов важны, когда мы учим ребенка

воспринимать, описывать, соединять воедино факты максимально объективно. И

только тогда мы задаем личностные вопросы.

« Что я знаю об этом?», «Что я чувствую?», « Когда я видел что-нибудь подобное

этому?» Эти вопросы зачастую требуют эмоциональности. После этого ребенок

будет рассматривать проблему под разными углами, в виде ассоциаций и аналогий,

которые поощряют гибкость и стимулируют детей погрузиться в проблему, т.к. они

вкладывают в нее часть своих ассоциаций, знаний и чувств. Таким образом

незнакомая ситуация становится знакомой. Круг вопросов раскрывается и

становится спиралью, и дети смело раздвигают границы чего-то знакомого и

безопасного и идут дальше.

Когда мы достигаем ступени, где ребенок может подойти к решению проблемы,

используя свой интеллект и эмоции, и ищет ответ на вопросы, идя по спирали. Мы

можем подойти к следующему уровню, это вопросы, развивающие воображение.

Например. « Что случится, если мы соединим А и В?». Различные альтернативные

ответы на этот вопрос могут привести к решению проблемы, и это еще один шаг

вверх по спирали. Здесь нужна смелость - нужно использовать свое воображение.

Следующий уровень - оценочные вопросы.

Например: «Что более важно?», «Что лучше?». Только на этой стадии можно

потренировать оценку ситуации. Если это делается раньше, течение мысли будет

ограничено слабым ассоциативным рядом. Лучше использовать ее на следующих

этапах. Это значит, что нужно искать новые методы связи индивидуальных проблем

и их альтернативных решений.

Хотя мы уже знаем решение проблемы, нам бы хотелось оставить ребенка в

неведении, чтобы он мог связать настоящее и будущее. Поэтому мы задаем ему

следующие проективные вопросы: «Что еще я могу сделать по этой теме?», «Что

еще можно с этим сделать?». Эти вопросы бросают вызов ребенку, возбуждают его

любопытство, стимулируют воображение, чтобы определить его возможности и

границы. Этот вопрос чрезвычайно важен, потому что он вселяет надежду в сердце,

что ребенок принимает участие в изменении будущего, его творении.

Ребенка поощряют в соответствии с его личными возможностями. Поощрение

помогает ребенку принять факт, что он понимает не все, но он может задать

вопросы о том, что вызывает его любопытство. Это может служить основой для

бесед о будущем.

Таким образом, с помощью креативных вопросов мы поощряем детей

предпринимать какие-либо действия, сначала на интеллектуальном уровне, которые

становятся мотивацией, потом на практическом уровне. Обучая креативным

вопросам, мы стимулируем детей задавать большее количество вопросов и таким

образом приближаться к сути проблемы и выводам. Это помогает детям стать

ответственными. Хотя мы не можем рассказать детям о фактах, касающихся

будущего, мы можем перекинуть мостик между настоящим и будущим с помощью

проективных вопросов. В этом и заключается креативность. В этом и состоит

разница между ученым и исполнителем. Конечно, креативность не может

обеспечить нас ответами на вопросы, но помогает нам сформулировать задачу, что

тоже является маленьким открытием само по себе. Научив детей правильно

задавать вопросы, мы учим их выуживать знания и опыт. Эта ситуация похожа на

древнюю китайскую легенду о голодном попрошайке, который попросил рыбака

дать ему рыбы, чтобы утолить голод. Рыбак отказал ему, и вместо этого предложил

ему научиться ловить рыбу самому. Он объяснил, что если сегодня даст рыбу

попрошайке, то он проголодается на следующий день, но если рыбак научит

попрошайку ловить рыбу, то он больше никогда не будет голодать.



В раздел образования