Напоминание

"Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами неживой природы"


Автор: Роденко Мария Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами неживой природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ «Детский сад № 25»

г. Печора, Республика Коми

« Использование элементарных опытов при

ознакомлении дошкольников с объектами

неживой природы»

Воспитатель: Роденко Мария Евгеньевна

2018 год.

Потребность в поиске и исследовании окружающего мира – это одно из

главных проявлений деятельности детей. Дети по своей природе

любознательны и заинтересованы в познавательно- исследовательской

деятельности. Таким образом, проявляя свою любознательность,

представление о мире расширяется. Дети овладевают причинно –

следственными связями, пространственными и временными отношениями,

формируется видение целостной картины мира.

Поэтому использование элементарных опытов дает детям возможность

установить взаимосвязи в природе, объяснить наблюдаемое явление.

Цель моей работы – это способствовать развитию у детей познавательной

активности, любознательности, а также, способствовать стремлению к

самостоятельному познанию и размышлению.

Для достижения цели были поставлены задачи:

- научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы;

- научить конкретным способам экспериментирования и исследования

объектов неживой природы;

- развивать у детей память, внимание, мыслительные операции: анализ,

классификация, сравнение, обобщение;

- развивать самостоятельность, наблюдательность;

- воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.

Занятие строю с учетом элемента неожиданности, новизны или тайны,

которую необходимо раскрыть, что повышает интерес у детей, их мотивацию.

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение полученных результатов;

- формулировка выводов.

Основной формой детской экспериментальной деятельности являются

опыты. Дети с интересом выполняют опыты с объектами неживой природы:

водой, воздухом, песком, глиной, снегом и т.д.

Например, при ознакомлении свойств воды и почвы перед детьми была

поставлена проблема: «Почему образуются лужи?»

Таким образом, наблюдение началось на улице, во время прогулки, и

продолжилось использованием опытов в группе.

Опыт № 1.

Необходимые материалы: несколько прозрачных емкостей, кулинарная

фольга, пластиковая бутылка 0,5 л, вода.

Проверяем, как зависит образование луж от рельефа местности.

Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого

просим ребенка полить все это водой, как поливает землю туча во время

дождя. Пусть посмотрит, куда течет вода, и где она скапливается.

Вывод: Вода стекает с вершин в ямки. Значит лужа – это вода, стекшая

вниз, в углубления на местности.

Но фольга, как и асфальт воду не впитывает, а земля впитывает. Это

доказывает следующий опыт.

Опыт № 2.

Водопроницаемость почвы.

Возьмем стакан с сухой землей. Пусть ребенок нальет в него немного воды.

Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по

трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с

поверхности уйдет вглубь. Пусть ребенок добавляет и добавляет воды до тех

пор, пока она не перестанет впитываться. В какой–то момент на поверхности

земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть,

что все трещинки земли заполнены водой.

Вывод: Лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже не

может впитывать.

Опыты позволяют ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес

к науке, к познанию окружающего мира, к раскрытию тайн природы. Отсюда

можно сделать вывод, что детское экспериментирование имеет огромный

развивающий потенциал, в ходе которого дети учатся выделять

последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопрос

«почему».



В раздел образования