Автор: Роденко Мария Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: г. Печора, Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: "Использование элементарных опытов при ознакомлении дошкольников с объектами неживой природы"
Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Детский сад № 25»
г. Печора, Республика Коми
« Использование элементарных опытов при
ознакомлении дошкольников с объектами
неживой природы»
Воспитатель: Роденко Мария Евгеньевна
2018 год.
Потребность в поиске и исследовании окружающего мира – это одно из
главных проявлений деятельности детей. Дети по своей природе
любознательны и заинтересованы в познавательно- исследовательской
деятельности. Таким образом, проявляя свою любознательность,
представление о мире расширяется. Дети овладевают причинно –
следственными связями, пространственными и временными отношениями,
формируется видение целостной картины мира.
Поэтому использование элементарных опытов дает детям возможность
установить взаимосвязи в природе, объяснить наблюдаемое явление.
Цель моей работы – это способствовать развитию у детей познавательной
активности, любознательности, а также, способствовать стремлению к
самостоятельному познанию и размышлению.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- научить детей вести наблюдения за объектами неживой природы;
- научить конкретным способам экспериментирования и исследования
объектов неживой природы;
- развивать у детей память, внимание, мыслительные операции: анализ,
классификация, сравнение, обобщение;
- развивать самостоятельность, наблюдательность;
- воспитывать уважение и любовь к окружающему миру.
Занятие строю с учетом элемента неожиданности, новизны или тайны,
которую необходимо раскрыть, что повышает интерес у детей, их мотивацию.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение полученных результатов;
- формулировка выводов.
Основной формой детской экспериментальной деятельности являются
опыты. Дети с интересом выполняют опыты с объектами неживой природы:
водой, воздухом, песком, глиной, снегом и т.д.
Например, при ознакомлении свойств воды и почвы перед детьми была
поставлена проблема: «Почему образуются лужи?»
Таким образом, наблюдение началось на улице, во время прогулки, и
продолжилось использованием опытов в группе.
Опыт № 1.
Необходимые материалы: несколько прозрачных емкостей, кулинарная
фольга, пластиковая бутылка 0,5 л, вода.
Проверяем, как зависит образование луж от рельефа местности.
Из листа фольги устраиваем ландшафт с бугорками и ямками. После этого
просим ребенка полить все это водой, как поливает землю туча во время
дождя. Пусть посмотрит, куда течет вода, и где она скапливается.
Вывод: Вода стекает с вершин в ямки. Значит лужа – это вода, стекшая
вниз, в углубления на местности.
Но фольга, как и асфальт воду не впитывает, а земля впитывает. Это
доказывает следующий опыт.
Опыт № 2.
Водопроницаемость почвы.
Возьмем стакан с сухой землей. Пусть ребенок нальет в него немного воды.
Через прозрачные стенки будет видно, как вода просачивается вглубь по
трещинкам и проходам в почве. Через некоторое время вся вода с
поверхности уйдет вглубь. Пусть ребенок добавляет и добавляет воды до тех
пор, пока она не перестанет впитываться. В какой–то момент на поверхности
земли в стакане появится лужа. Если посмотреть сбоку, то можно увидеть,
что все трещинки земли заполнены водой.
Вывод: Лужа появляется тогда, когда воды столько, что земля ее уже не
может впитывать.
Опыты позволяют ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес
к науке, к познанию окружающего мира, к раскрытию тайн природы. Отсюда
можно сделать вывод, что детское экспериментирование имеет огромный
развивающий потенциал, в ходе которого дети учатся выделять
последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопрос
«почему».