Напоминание

"ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ"


Автор: Карпова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: мкоу усош
Населённый пункт: село уйское челябинская область
Наименование материала: проект
Тема: "ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ"
Раздел: полное образование





Назад




Методический паспорт проекта

Название проекта: «ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ»

Предметная область: предметный проект- филология

Типология проекта:

- групповой (по количеству участников);

- исследовательский

- внутришкольный (по характеру контактов);

- в течение года (по продолжительности).

Участники проекта: учащиеся 8 классов, учителя школы, родители

обучающихся

Автор: Карпова Валентина Ивановна, гр.63

п/

п

Содержате

льный блок

паспорта

проекта

Описание блока

1.

Аннотация

проекта

Общение

относится

к

числу

важнейших

для

подростка

сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться

о б щ е н и е ,

з а в и с и т

ф о р м и р о в а н и е

б у д у щ е й

личности. Наверное,

трудно

встретить

ребенка,

который

говорил бы исключительно на литературном русском языке.

Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и,

если

уж

многие

взрослые

люди

не

пренебрегают

его

употреблением,

стоит

ли

требовать

от

школьников

высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток

пристрастился

к

употреблению

ненормативной

лексики?

При

общении

речь

подростков

приводит

в

негодование

учителей, родителей, представителей старшего поколения,

остро реагирующих на режущие ухо выражения.

Данный проект направлен на формирование любви к

чистому языку;

на

государственном

уровне

нужно

поставить правовой заслон сленговым словам в литературе,

на телевидении, в кино, в СМИ, в рекламе.

2.

Описание

Актуальность данной темы в настоящее время очевидна.

проблемы

Речь россиян в последние годы стала

более вульгарной.

Уместен

вопрос:

почему?

Раньше

сленгом

пользовалась

определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения

на

устах

у

всех

-

политика,

профессора,

школьника,

депутата, уголовника. Сленговая речь стала повседневной.

Жаргон постепенно вытесняет литературную речь - её не

понимают.

Многие

родители,

разговаривая

со

своими

детьми,

просят

перевести

непонятные

для

них

части

беседы.

Раньше

речь

дикторов

и

телеведущих

была

эталоном

грамотности,

жестко

подчинялась

правилам

русского языка. Сегодня в средствах массовой информации

изобилует

речь,

богатая

на

всевозможные

вульгаризмы,

стилистические

погрешности.

Происходит

освобождение

языка от пут морали. Тревожно то, что все это и считается

сейчас нормой. А ведь речь человека много говорит о его

внутреннем

мире,

о

духовном

воспитании

и

нравственности.

3.

Цель

проекта

Показать сущность подросткового сленга как социального

и языкового явления, исследовать сленг подростков школы.

4.

Задачи

проекта

1 . Ф о р м и р о в а т ь

и

р а з в и в а т ь

л и ч н о с т н ы е ,

коммуникативные,

познавательные,

регулятивные

универсальные учебные действия.

2. Учить

- самостоятельно добывать информацию, использовать

различные источники информации, выбирать из потока

информации самое необходимое;

-

определять

проблему,

цель

проекта,

прогнозировать

конечный продукт;

-

планировать

деятельность,

правильно

распределять

время и имеющиеся ресурсы;

-

контролировать

процесс

деятельности,

вносить

необходимые коррективы;

-

оценивать

результат

деятельности,

сравнивать

полученный результат с запланированным;

- учить работать в группе.

3.

Способствовать

разновозрастному

общ ению,

формированию командного духа, сплочённости коллектива.

4.Исследовать литературу по данной теме.

5.Определить место сленга в речевой культуре подростков.

6.Выявить источники и причины возникновения

молодёжного сленга.

7.Провести

исследование

для

выявления

уровня

использования

и

восприятия

сленговых

выражений

подростками Уйской средней школы.

*

Курсивом

выделены

те

задачи,

которые

определяют

специфику

проектной деятельности, т.е. эти задачи решаются вне зависимости от темы

и проблемы проекта.

5.

Целевые

группы,

на

которые

направлен

проект

Исследовательский

проект

ориентирован

на

учащихся

среднего звена, их родителей, учителей

6.

Механизм

реализации

проекта

Этапы реализации проекта

1 этап. Ценностно-ориентированный

На данном этапе происходит осознание школьниками

мотивов

и

целей

выполнения

проекта,

формируется

представление о личностной значимости и практической

важности этого проекта.

Важно

заинтересовать

учащихся,

мотивировать

их

на

участие в проекте. Поводом к обсуждению проблемы могут

стать результаты проведённого социологического опроса

(описание приводится ниже).

2 этап. Конструктивный

Сначала

творческая

группа

намечает

план

работы

над

проектом,

в

котором

должно

быть

обозначено,

что

необходимо

сделать,

для

того

чтобы

в

итоге

провести

запланированное мероприятие, а также сроки реализации

проекта. Постоянно -

анализ и оценивание результатов

проведения

различных

мероприятий

в

рамках

данного

проекта.

Кроме

этого,

на

данном

этапе

необходимо

знакомство участников проекта с критериями оценивания

подобной работы.

3 этап. Оценочно-рефлексивный

По окончании сроков реализации проекта проводится

рефлексия:

анализируются

полученные

результаты,

выясняется,

удалось

ли

достичь

намеченной

цели,

соответствует

ли

работа

критериям

оценивания,

планируется

дальнейшая

деятельность

в

данном

направлении, проводится корректировка материалов.

4 этап. Презентативный

Итоговым продуктом такой проектной деятельности

может

быть

словарь

сленговых

выражений,

часто

употребляемых

учениками

школы

(приложение),

материалы

для

включения

в

уроки

по

теме

«Лексика»,

памятка

«Как

повысить

культуру

речи».

А

также

обобщение в виде мультимедийной презентации и защита

проекта

в

начале

четвертой

четверти

на

конференции

научного общества учащихся школы.

Мероприятия, предлагаемые для реализации

исследовательского проекта «Подростковый сленг»

(примеры)

1.

Проведение социологического опроса «Речь

подростков»

Участники: учащиеся 5-11 классов.

Группа учащихся под руководством учителя русского

языка готовит вопросы для проведения социологического

опроса, цель которого – выяснить, как часто употребляют

подростки

сленговые

выражения,

каковы

причины

употребления,

понимают

ли

учащиеся

значения

этих

выражений,

чья

речь

для

них

является

эталоном.

Социологический

опрос

проводит

и

обрабатывает

инициативная группа учащихся 8 класса. Результаты опроса

оформляются в виде диаграмм, графиков. С результатами

проведённого опроса учитель русского языка

знакомит

коллег

на

собраниях

коллектива

школы,

а

классные

руководители

доводят

эту

информацию

до

родителей

и

самих учащихся.

П р о е кт

можн о

от н е с т и

к

к а т е г о р и и

исследовательских проектов.

2.

Разработка памятки «Как повысить культуру

речи»

Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:

1) читать художественную литературу;

2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;

3) практиковать выступления перед аудиторией и

дружеские беседы;

4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих

словах.

Проект практико-ориентированный.

3.

СЛОВАРЬ СЛЕНГА

(Слова, часто употребляемые учениками нашей

школы) (смотри приложение)

4.Проведение школьного конкурса чтецов «Живая

классика»

Участники – учащиеся школы 5-10 класс

Выпускается объявление о конкурсе с логотипом «Живая

классика». Участники знакомятся с условиями, задачами

конкурса

и

критериями

оценивания.

Группа

творческих

учителей оказывает помощь в подготовке учащихся, дает

рекомендации для выбора текста и его воспроизведения.

Для реализации данного мероприятия необходима помощь

также библиотечных работников, родителей. Цель данного

мероприятия: не только пропаганда чтения среди детей и

р а с ш и р е н и е

ч и т а т е л ь с ко г о

к р у г о з о р а ,

н о

и

совершенствование

культуры

речи

учащихся

через

образцы классической литературы.

Проект

можно

отнести

к

категории

творческих

проектов.

5. Материалы, используемые при изучении темы

«Лексика», во внеурочной работе, для бесед с

родителями, в виде презентации

Используются материалы по направлениям:

Что такое сленг и каково его происхождение?

История развития подросткового сленга.

Основные причины

употребления сленга подростками.

Источники пополнения сленга.

Эволюция сленгового выражения.

Из толкового словаря «Молодежный сленг».

7.

Календарн

ы й

п л а н

реализации

проекта

Этапы работы над проектом:

Сентябрь - определение темы проекта, поставили цель и

задачи, провели социологический опрос;

Октябрь

-

поиск

информации;

ноябрь

-

составление

и

проведение

анкет;

декабрь

-

подготовка

компьютерной

презентации; февраль - оформление стенгазеты, словаря,

памятки;

март

конкурс

«Живая

классика»;

апрель

защита проекта.

После реализации проекта можно включить в программу

внеурочной

деятельности

образовательного

учреждения

какие-то особенно понравившиеся мероприятия,

сделать

их традиционными.

8.

Ожидаемы

е

результаты

Проект «Подростковый сленг» будет способствовать

с о з д а н и ю

о с о б о й

о б р а з о в а т е л ь н о й

с р е д ы ,

провозглашающей ценность речевой культуры, осознанию

значимости бережного отношения к своему родному языку

как

основе

духовно-нравственной

жизни

человека

в

окружающем социуме.

Позволит обратить внимание родителей учащихся на такую

актуальную

и

важную

проблему,

как

формирование

речевой культуры ребёнка.

Участие

в

данном

проекте

позволит

учащимся

приобрести опыт самостоятельной деятельности, принятия

решений, организации собственной деятельности, работы в

группе.

СЛОВАРЬ СЛЕНГА

(Слова, часто употребляемые учениками Уйской школы).

А.

Аватар - картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица».

В основном используется на форумах и в блогах в интернете.

Б.

Братва- друзья.

Бабки - деньги.

В.

Вольтанутый - странный человек.

Видюха - видео-карта.

Г.

Грузить- давать большое количество ненужной информации, иногда

намеренно забалтывать.

Глюк- видение, что-либо показалось.

Глюк - ошибка в работе программы или устройства.

Гуглить - искать какую-либо информацию в интернете с помощью

поисковика Google .

Д.

Движок - стимул, пpичина.

Дискач - дискотека.

Ж.

Жмот- жадный человек.

З.

Зависать - нахождение программы в состоянии, когда она совершенно

не реагирует на действия пользователя и сама не выполняет никаких

действий.

Закусон - закуска.

И.

Инет - интернет.

К.

Клёвый - хороший, веселый.

Калаш - Автомат Калашникова.

Кранты - Конец.

Л.

В ломы – лень, неохота что-либо делать.

Липа - ненастоящий, подложный.

Лох- жертва обмана.

М.

Мобила- телефон.

Н.

Ништяк - все в порядке

О.

Отстой - плохо, устарело.

П.

Перец- парень, мужчина.

Р.

Ржач- смех.

С.

Стрелка- заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой.

Т.

Точиво –еда .

Трубы- широкие штаны.

Тормоз- человек, который медленно соображает.

Тусовка- сборище людей.

У.

Улет- хорошо.

Ушлепок - морально опущенный человек.

Ф.

Фиолетово - всё равно.

Фуфло - плохое.

Ч.

Чел- человек.

Чувак- обращение к приятелю.

Ш.

Шпендель - маленький.

Шухер - опасность.

Я.

Ящик- телевизор



В раздел образования