Автор: Карпова Валентина Ивановна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: мкоу усош
Населённый пункт: село уйское челябинская область
Наименование материала: проект
Тема: "ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ"
Раздел: полное образование
Методический паспорт проекта
Название проекта: «ПОДРОСТКОВЫЙ СЛЕНГ»
Предметная область: предметный проект- филология
Типология проекта:
- групповой (по количеству участников);
- исследовательский
- внутришкольный (по характеру контактов);
- в течение года (по продолжительности).
Участники проекта: учащиеся 8 классов, учителя школы, родители
обучающихся
Автор: Карпова Валентина Ивановна, гр.63
№
п/
п
Содержате
льный блок
паспорта
проекта
Описание блока
1.
Аннотация
проекта
Общение
относится
к
числу
важнейших
для
подростка
сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться
о б щ е н и е ,
з а в и с и т
ф о р м и р о в а н и е
б у д у щ е й
личности. Наверное,
трудно
встретить
ребенка,
который
говорил бы исключительно на литературном русском языке.
Молодежный сленг прочно вошел в разговорную речь, и,
если
уж
многие
взрослые
люди
не
пренебрегают
его
употреблением,
стоит
ли
требовать
от
школьников
высокого слога? И как быть, если ребенок или подросток
пристрастился
к
употреблению
ненормативной
лексики?
При
общении
речь
подростков
приводит
в
негодование
учителей, родителей, представителей старшего поколения,
остро реагирующих на режущие ухо выражения.
Данный проект направлен на формирование любви к
чистому языку;
на
государственном
уровне
нужно
поставить правовой заслон сленговым словам в литературе,
на телевидении, в кино, в СМИ, в рекламе.
2.
Описание
Актуальность данной темы в настоящее время очевидна.
проблемы
Речь россиян в последние годы стала
более вульгарной.
Уместен
вопрос:
почему?
Раньше
сленгом
пользовалась
определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения
на
устах
у
всех
-
политика,
профессора,
школьника,
депутата, уголовника. Сленговая речь стала повседневной.
Жаргон постепенно вытесняет литературную речь - её не
понимают.
Многие
родители,
разговаривая
со
своими
детьми,
просят
перевести
непонятные
для
них
части
беседы.
Раньше
речь
дикторов
и
телеведущих
была
эталоном
грамотности,
жестко
подчинялась
правилам
русского языка. Сегодня в средствах массовой информации
изобилует
речь,
богатая
на
всевозможные
вульгаризмы,
стилистические
погрешности.
Происходит
освобождение
языка от пут морали. Тревожно то, что все это и считается
сейчас нормой. А ведь речь человека много говорит о его
внутреннем
мире,
о
духовном
воспитании
и
нравственности.
3.
Цель
проекта
Показать сущность подросткового сленга как социального
и языкового явления, исследовать сленг подростков школы.
4.
Задачи
проекта
1 . Ф о р м и р о в а т ь
и
р а з в и в а т ь
л и ч н о с т н ы е ,
коммуникативные,
познавательные,
регулятивные
универсальные учебные действия.
2. Учить
- самостоятельно добывать информацию, использовать
различные источники информации, выбирать из потока
информации самое необходимое;
-
определять
проблему,
цель
проекта,
прогнозировать
конечный продукт;
-
планировать
деятельность,
правильно
распределять
время и имеющиеся ресурсы;
-
контролировать
процесс
деятельности,
вносить
необходимые коррективы;
-
оценивать
результат
деятельности,
сравнивать
полученный результат с запланированным;
- учить работать в группе.
3.
Способствовать
разновозрастному
общ ению,
формированию командного духа, сплочённости коллектива.
4.Исследовать литературу по данной теме.
5.Определить место сленга в речевой культуре подростков.
6.Выявить источники и причины возникновения
молодёжного сленга.
7.Провести
исследование
для
выявления
уровня
использования
и
восприятия
сленговых
выражений
подростками Уйской средней школы.
*
Курсивом
выделены
те
задачи,
которые
определяют
специфику
проектной деятельности, т.е. эти задачи решаются вне зависимости от темы
и проблемы проекта.
5.
Целевые
группы,
на
которые
направлен
проект
Исследовательский
проект
ориентирован
на
учащихся
среднего звена, их родителей, учителей
6.
Механизм
реализации
проекта
Этапы реализации проекта
1 этап. Ценностно-ориентированный
На данном этапе происходит осознание школьниками
мотивов
и
целей
выполнения
проекта,
формируется
представление о личностной значимости и практической
важности этого проекта.
Важно
заинтересовать
учащихся,
мотивировать
их
на
участие в проекте. Поводом к обсуждению проблемы могут
стать результаты проведённого социологического опроса
(описание приводится ниже).
2 этап. Конструктивный
Сначала
творческая
группа
намечает
план
работы
над
проектом,
в
котором
должно
быть
обозначено,
что
необходимо
сделать,
для
того
чтобы
в
итоге
провести
запланированное мероприятие, а также сроки реализации
проекта. Постоянно -
анализ и оценивание результатов
проведения
различных
мероприятий
в
рамках
данного
проекта.
Кроме
этого,
на
данном
этапе
необходимо
знакомство участников проекта с критериями оценивания
подобной работы.
3 этап. Оценочно-рефлексивный
По окончании сроков реализации проекта проводится
рефлексия:
анализируются
полученные
результаты,
выясняется,
удалось
ли
достичь
намеченной
цели,
соответствует
ли
работа
критериям
оценивания,
планируется
дальнейшая
деятельность
в
данном
направлении, проводится корректировка материалов.
4 этап. Презентативный
Итоговым продуктом такой проектной деятельности
может
быть
словарь
сленговых
выражений,
часто
употребляемых
учениками
школы
(приложение),
материалы
для
включения
в
уроки
по
теме
«Лексика»,
памятка
«Как
повысить
культуру
речи».
А
также
обобщение в виде мультимедийной презентации и защита
проекта
в
начале
четвертой
четверти
на
конференции
научного общества учащихся школы.
Мероприятия, предлагаемые для реализации
исследовательского проекта «Подростковый сленг»
(примеры)
1.
Проведение социологического опроса «Речь
подростков»
Участники: учащиеся 5-11 классов.
Группа учащихся под руководством учителя русского
языка готовит вопросы для проведения социологического
опроса, цель которого – выяснить, как часто употребляют
подростки
сленговые
выражения,
каковы
причины
употребления,
понимают
ли
учащиеся
значения
этих
выражений,
чья
речь
для
них
является
эталоном.
Социологический
опрос
проводит
и
обрабатывает
инициативная группа учащихся 8 класса. Результаты опроса
оформляются в виде диаграмм, графиков. С результатами
проведённого опроса учитель русского языка
знакомит
коллег
на
собраниях
коллектива
школы,
а
классные
руководители
доводят
эту
информацию
до
родителей
и
самих учащихся.
П р о е кт
можн о
от н е с т и
к
к а т е г о р и и
исследовательских проектов.
2.
Разработка памятки «Как повысить культуру
речи»
Для тех, кто желает исключить из речи жаргонизмы:
1) читать художественную литературу;
2) включить самоконтроль за речью, своей и чужой;
3) практиковать выступления перед аудиторией и
дружеские беседы;
4) повышать самооценку, чтобы быть уверенным в своих
словах.
Проект практико-ориентированный.
3.
СЛОВАРЬ СЛЕНГА
(Слова, часто употребляемые учениками нашей
школы) (смотри приложение)
4.Проведение школьного конкурса чтецов «Живая
классика»
Участники – учащиеся школы 5-10 класс
Выпускается объявление о конкурсе с логотипом «Живая
классика». Участники знакомятся с условиями, задачами
конкурса
и
критериями
оценивания.
Группа
творческих
учителей оказывает помощь в подготовке учащихся, дает
рекомендации для выбора текста и его воспроизведения.
Для реализации данного мероприятия необходима помощь
также библиотечных работников, родителей. Цель данного
мероприятия: не только пропаганда чтения среди детей и
р а с ш и р е н и е
ч и т а т е л ь с ко г о
к р у г о з о р а ,
н о
и
совершенствование
культуры
речи
учащихся
через
образцы классической литературы.
Проект
можно
отнести
к
категории
творческих
проектов.
5. Материалы, используемые при изучении темы
«Лексика», во внеурочной работе, для бесед с
родителями, в виде презентации
Используются материалы по направлениям:
Что такое сленг и каково его происхождение?
История развития подросткового сленга.
Основные причины
употребления сленга подростками.
Источники пополнения сленга.
Эволюция сленгового выражения.
Из толкового словаря «Молодежный сленг».
7.
Календарн
ы й
п л а н
реализации
проекта
Этапы работы над проектом:
Сентябрь - определение темы проекта, поставили цель и
задачи, провели социологический опрос;
Октябрь
-
поиск
информации;
ноябрь
-
составление
и
проведение
анкет;
декабрь
-
подготовка
компьютерной
презентации; февраль - оформление стенгазеты, словаря,
памятки;
март
–
конкурс
«Живая
классика»;
апрель
–
защита проекта.
После реализации проекта можно включить в программу
внеурочной
деятельности
образовательного
учреждения
какие-то особенно понравившиеся мероприятия,
сделать
их традиционными.
8.
Ожидаемы
е
результаты
Проект «Подростковый сленг» будет способствовать
с о з д а н и ю
о с о б о й
о б р а з о в а т е л ь н о й
с р е д ы ,
провозглашающей ценность речевой культуры, осознанию
значимости бережного отношения к своему родному языку
как
основе
духовно-нравственной
жизни
человека
в
окружающем социуме.
Позволит обратить внимание родителей учащихся на такую
актуальную
и
важную
проблему,
как
формирование
речевой культуры ребёнка.
Участие
в
данном
проекте
позволит
учащимся
приобрести опыт самостоятельной деятельности, принятия
решений, организации собственной деятельности, работы в
группе.
СЛОВАРЬ СЛЕНГА
(Слова, часто употребляемые учениками Уйской школы).
А.
Аватар - картинка, которую пользователь выбирает себе в качестве «лица».
В основном используется на форумах и в блогах в интернете.
Б.
Братва- друзья.
Бабки - деньги.
В.
Вольтанутый - странный человек.
Видюха - видео-карта.
Г.
Грузить- давать большое количество ненужной информации, иногда
намеренно забалтывать.
Глюк- видение, что-либо показалось.
Глюк - ошибка в работе программы или устройства.
Гуглить - искать какую-либо информацию в интернете с помощью
поисковика Google .
Д.
Движок - стимул, пpичина.
Дискач - дискотека.
Ж.
Жмот- жадный человек.
З.
Зависать - нахождение программы в состоянии, когда она совершенно
не реагирует на действия пользователя и сама не выполняет никаких
действий.
Закусон - закуска.
И.
Инет - интернет.
К.
Клёвый - хороший, веселый.
Калаш - Автомат Калашникова.
Кранты - Конец.
Л.
В ломы – лень, неохота что-либо делать.
Липа - ненастоящий, подложный.
Лох- жертва обмана.
М.
Мобила- телефон.
Н.
Ништяк - все в порядке
О.
Отстой - плохо, устарело.
П.
Перец- парень, мужчина.
Р.
Ржач- смех.
С.
Стрелка- заранее намеченная встреча, сопровождаемая дракой.
Т.
Точиво –еда .
Трубы- широкие штаны.
Тормоз- человек, который медленно соображает.
Тусовка- сборище людей.
У.
Улет- хорошо.
Ушлепок - морально опущенный человек.
Ф.
Фиолетово - всё равно.
Фуфло - плохое.
Ч.
Чел- человек.
Чувак- обращение к приятелю.
Ш.
Шпендель - маленький.
Шухер - опасность.
Я.
Ящик- телевизор