Напоминание

"Коммуникативная игра как средство развития умений устного общения в школе"


Автор: Леднева Ирина Витальевна
Должность: студентка iv курса
Учебное заведение: МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коммуникативная игра как средство развития умений устного общения в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Коммуникативная игра как средство развития умений устного общения в школе

В

современной

школе

основной

целью

обучения

иностранным

языкам

является

формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому

овладению иностранным языком. Исходя из этого, основная задача учителя заключается в

создании

благоприятных

условий

для

становления

способности

и

готовности

осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка,

а также в реализации условий субъектных качеств личности учащихся. Для решения

данной задачи необходимо выбрать такие методы, приемы и формы обучения, которые

позволили

бы

каждому

ученику

проявить

свою

активность

и

творче ство,

совершенствовать способности и склонности.

Одним из самых эффективных средств в обучении школьников иностранным языкам

является

коммуникативная

игра.

Включение

коммуникативных

игр

в

обучение

иностранным языкам обеспечивает учащимся возможность практиковать изучаемый язык

в устной речи, предлагает контекст, в котором язык будет употребляться осмысленно,

делает урок более увлекательным. Кроме того использование коммуникативных игр на

уроке

иностранного

языка

способствует

активизации

учебно-речевой

деятельности,

повышает

мотивацию,

направлено

на

формирование

коммуникативной

компетенции

учащихся. Анализ учебной деятельности школьников, особенностей их общения друг с

другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у учащихся

недостаточно

хорошо

развито

умение

применять

освоенный

языковой

материал

в

ситуациях общения, т.е. не в полной мере сформированы коммуникативные способности.

Практика показывает, что использование игры помогает осуществлять целенаправленное

формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, и, следовательно,

способно ориентировать на достижение практического результата в овладении языком, а

также на образование, воспитание и развитие личности школьникав общем.

Игра

-

это

деятельность,

в

которой

учащийся

сначала

эмоционально,

а

затем

интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений [1, c. 23]. Учебная игра,

как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками форма общения дает

неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как учителя, так и

учащихся. Парная и групповая формы работы, организованные в виде игры способствуют

как более осознанному усвоению школьниками учебного материала, так и формированию

адекватной

самооценки,

умению

работать

в

коллективе

и

с

коллективом,

развитию

творчества,

речемыслительной

деятельности

и

снижению

боязни

допустить

ошибку.

Возможность

активно

действовать

в

иллюзорной

реальности

способствует

развитию

различных групп навыков, в том числе и навыков коммуникации [4, c. 26].

И. А. Зимняя определяет коммуникативную игру как форму деятельности в условных

ситуациях,

направленную

на

освоение

навыков

общения,

развития

коммуникативных

способностей, освоение диалектики общения [3, с. 43].

Целью коммуникативных игр является:

-

развитие

динамической

стороны

общения:

легкости

вступления

в

контакт,

инициативности, готовности к общению;

-

развитие

эмпатии,

сочувствия

к

партнеру,

эмоциональности

и

выразительности

невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности,

уверенности

в

себе,

ощущением

собственного

эмоционального

благополучия,

своей

значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки;

-

развитие

у

детей

социальных

навыков:

освоение

различных

способов

разрешения

конфликтных ситуаций;

-развитие умения договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;

-

формирование

коммуникативности

ребёнка:

умения

распознавать

эмоциональные

переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.

Очевидно,

что

формирование

речевых

навыков

и

умений

должно

идти

в

условиях,

максимально

приближенных

к

тем,

какие

могут

встретиться

при

естественной

коммуникации,

а

сам

процесс

обучения

должен

строиться

на

решении

системы

коммуникативных задач посредством языкового материала.

Особо следует отметить эффективность ситуативных диалогов, игр - дебатов, а также

сюжетно-ролевых игр. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку

содержит

элемент

игры

и

непредсказуемость

развязки.

Кроме

того,

учащиеся

видят

возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни. В

процессе

игры

развивается

логическое

мышление,

способность

к

поиску

ответов

на

вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом [2, c. 54].

Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная игра является главной сферой

общения учащихся на иностранном языке. Применение коммуникативных игр оказывает

положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение

иноязычным

общением

в

единстве

всех

его

функций.

У

учащихся

развиваются

компенсаторные умения, они учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим

людям. Кроме того, игры позволяют получать удовольствие от увлекательного процесса

познания, погружая детей в мир живого английского языка.

1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для

учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2013. – 165 с.

2. Данилова, Г. В. Английский язык. 5–9 классы: обучающие игры на уроках / Г. В.

Данилова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 153 с.

3. Дербаремдикер, А. Five-minute games / А. Дербаремдикер // English. – 2005. – № 6. – С.

35–37.

4. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. –

СПб. : КАРО, 2006. – 192 с



В раздел образования