Автор: Леднева Ирина Витальевна
Должность: студентка iv курса
Учебное заведение: МГПИ им. М.Е. Евсевьева
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Статья
Тема: "Коммуникативная игра как средство развития умений устного общения в школе"
Раздел: среднее образование
Коммуникативная игра как средство развития умений устного общения в школе
В
современной
школе
основной
целью
обучения
иностранным
языкам
является
формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому
овладению иностранным языком. Исходя из этого, основная задача учителя заключается в
создании
благоприятных
условий
для
становления
способности
и
готовности
осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка,
а также в реализации условий субъектных качеств личности учащихся. Для решения
данной задачи необходимо выбрать такие методы, приемы и формы обучения, которые
позволили
бы
каждому
ученику
проявить
свою
активность
и
творче ство,
совершенствовать способности и склонности.
Одним из самых эффективных средств в обучении школьников иностранным языкам
является
коммуникативная
игра.
Включение
коммуникативных
игр
в
обучение
иностранным языкам обеспечивает учащимся возможность практиковать изучаемый язык
в устной речи, предлагает контекст, в котором язык будет употребляться осмысленно,
делает урок более увлекательным. Кроме того использование коммуникативных игр на
уроке
иностранного
языка
способствует
активизации
учебно-речевой
деятельности,
повышает
мотивацию,
направлено
на
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся. Анализ учебной деятельности школьников, особенностей их общения друг с
другом, с учителем, с реальными носителями языка свидетельствует о том, что у учащихся
недостаточно
хорошо
развито
умение
применять
освоенный
языковой
материал
в
ситуациях общения, т.е. не в полной мере сформированы коммуникативные способности.
Практика показывает, что использование игры помогает осуществлять целенаправленное
формирование и развитие коммуникативной компетенции учащихся, и, следовательно,
способно ориентировать на достижение практического результата в овладении языком, а
также на образование, воспитание и развитие личности школьникав общем.
Игра
-
это
деятельность,
в
которой
учащийся
сначала
эмоционально,
а
затем
интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений [1, c. 23]. Учебная игра,
как наиболее не стесненная условностями и различного рода рамками форма общения дает
неограниченные возможности для реализации творческого потенциала, как учителя, так и
учащихся. Парная и групповая формы работы, организованные в виде игры способствуют
как более осознанному усвоению школьниками учебного материала, так и формированию
адекватной
самооценки,
умению
работать
в
коллективе
и
с
коллективом,
развитию
творчества,
речемыслительной
деятельности
и
снижению
боязни
допустить
ошибку.
Возможность
активно
действовать
в
иллюзорной
реальности
способствует
развитию
различных групп навыков, в том числе и навыков коммуникации [4, c. 26].
И. А. Зимняя определяет коммуникативную игру как форму деятельности в условных
ситуациях,
направленную
на
освоение
навыков
общения,
развития
коммуникативных
способностей, освоение диалектики общения [3, с. 43].
Целью коммуникативных игр является:
-
развитие
динамической
стороны
общения:
легкости
вступления
в
контакт,
инициативности, готовности к общению;
-
развитие
эмпатии,
сочувствия
к
партнеру,
эмоциональности
и
выразительности
невербальных средств общения;
- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности,
уверенности
в
себе,
ощущением
собственного
эмоционального
благополучия,
своей
значимости в коллективе, сформированной положительной самооценки;
-
развитие
у
детей
социальных
навыков:
освоение
различных
способов
разрешения
конфликтных ситуаций;
-развитие умения договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты;
-
формирование
коммуникативности
ребёнка:
умения
распознавать
эмоциональные
переживания и состояния окружающих, выражение собственных переживаний.
Очевидно,
что
формирование
речевых
навыков
и
умений
должно
идти
в
условиях,
максимально
приближенных
к
тем,
какие
могут
встретиться
при
естественной
коммуникации,
а
сам
процесс
обучения
должен
строиться
на
решении
системы
коммуникативных задач посредством языкового материала.
Особо следует отметить эффективность ситуативных диалогов, игр - дебатов, а также
сюжетно-ролевых игр. Ролевая игра является в высшей степени мотивирующей, поскольку
содержит
элемент
игры
и
непредсказуемость
развязки.
Кроме
того,
учащиеся
видят
возможность применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни. В
процессе
игры
развивается
логическое
мышление,
способность
к
поиску
ответов
на
вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом [2, c. 54].
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативная игра является главной сферой
общения учащихся на иностранном языке. Применение коммуникативных игр оказывает
положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение
иноязычным
общением
в
единстве
всех
его
функций.
У
учащихся
развиваются
компенсаторные умения, они учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим
людям. Кроме того, игры позволяют получать удовольствие от увлекательного процесса
познания, погружая детей в мир живого английского языка.
1. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для
учителя / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2013. – 165 с.
2. Данилова, Г. В. Английский язык. 5–9 классы: обучающие игры на уроках / Г. В.
Данилова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 153 с.
3. Дербаремдикер, А. Five-minute games / А. Дербаремдикер // English. – 2005. – № 6. – С.
35–37.
4. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку / А. В. Конышева. –
СПб. : КАРО, 2006. – 192 с