Автор: Смирнова Ольга Ивановна
Должность: заведующая
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 13"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Этнокультурное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Этнокультурное воспитание дошкольников
Заведующая
МБДОУ «Детский сад № 13»
Смирнова О.И.
г.Ульяновск
Сегодня проблема этнокультурного воспитания приобретает все более
значимый характер. Это подчеркивается и в федеральном государственном
стандарте
дошкольного
образования,
где
среди
важнейших
принципов
определен принцип построения образовательного процесса в дошкольной
организации на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей,
принятых в современном обществе.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась
забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и
традиций,
забота
о
передаче
подрастающим
поколениям
житейского,
духовного,
педагогического
опыта,
накопленного
предшествующими
поколениями. На сегодняшний день традиции народа уходят из нашей жизни,
теряют
свои
корни,
а
взрослые
все
реже
передают
их
подрастающему
поколению.
Приобщение
к
народным
традициям
особо
значимо
в
дошкольные
годы.
Ребенок
позитивно
относится
к
миру,
окружающим
людям.
В
период
дошкольного
детства
формируется
национальное
самосознание,
интерес
к
традиционной
народной
культуре
и
традициям.
Именно этот период является определяющим в становлении основ характера
и
выработке
норм
поведения,
во
многом
зависящих
от
социального
окружения. На взрослых лежит ответственность за воспитание уважения к
человеческой
личности
вне
национальной
и
конфе ссиональной
принадлежности.
Современные дошкольные образовательные учреждения характеризуются
многонациональным составом воспитанников. Вследствие
этого духовно-
нравственное
развитие
воспитанников,
пробуждение
стремления
к
совершенству
через
познание
ценностей
культур
народов
ближайшего
окружения, должно двигаться посредством этнокультурной направленности
педагогического
процесса.
Основным
направлением
образовательной
деятельности
в
рамках
педагогической
инноватики
мы
считаем
процесс
развития этнокультурной компетентности наших воспитанников.
Для
развития
познавательных
способностей
детей,
повышения
этнокультурной
компетентности,
формирования
социально-активной
личности гражданина и патриота творческими воспитателями в детском саду
создан
кружок
«Цветик-семицветик»,
где
происходит
знакомство
детей
с
историей, культурой, искусством и традициями народов Поволжья, обучение
игре
на
народных
музыкальных
инструментах.
Содержание
занятий
направлено
на
развитие
у
детей
представлений
об
истоках
народного
творчества и роли декоративно-прикладного искусства в жизни общества,
расширение
знаний
об
истории
и
особенностях
национальных
костюмов
народов
Поволжья,
развитие
эмоциональных
отношений,
творческих
проявлений,
приобщение
к
ценностям
семьи,
малой
роди н ы,
этнокультурному многообразию Родины. Мы наблюдаем интерес детей к
народным играм. Перенос их в самостоятельную деятельность.
Детский сад работает со следующими социальными институтами:
«Центр
по
развитию
и
сохранению
национальных
культур»,
музей
«Симбирская
чувашская
школа.
Квартира
И.Я.Яковлева»,
Ульяновская
областная библиотека для детей и юношества имени С.Т.Аксакова, областной
театр кукол им В.Леонтьевой. Важной составляющей приобщения наших
воспитанников к народной культуре мы считаем народные праздники. Наряду
с
традиционными
праздниками
ежегодно
проводятся
различные
национальные мероприятия, такие как «Сабантуй», «Акатуй», «Масленица»,
«Сурхури», «Карга боткасы». Благодаря национальным праздникам у детей
развивается речь, обогащается кругозор, повышается эстетический вкус, они
знакомятся
с
национальными
костюмами,
мелодией,
формируется
дружелюбие,
уважение
друг
к
другу,
взрослым.
Бережное
отношение
к
женщине, к матери, к родителям.
Планомерная система работы по этнокультурному воспитанию
дошкольников определяет решение следующих задач:
-воспитание
чувства
гордости
за
свой
народ
и
культуру
своего
края,
формирование уважения к другим культурам, развитие толерантности;
-ознакомление дошкольников с культурой близ живущих народов;
-формирование
навыков
общения
с
представителями
различных
культур,
приобщение к национальным традициям.