Напоминание

Программа творческого объединения по интересам


Автор: Тинькова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГУ ТО СРЦН № 2
Населённый пункт: г. Белев Тульская обл.
Наименование материала: Программа творческого объединения по интересам "Радуга"
Тема: Программа творческого объединения по интересам
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное учреждение Тульской области "Социально-реабилитационнвй центр для

несовершеннолетних №2"

Рассмотренно на методическом объединении

№ протокола от _____________

Утверждена

Директор учреждения____________________

(Н.Н.Бутрина)

"___" _________________2017 год

(для воспитанников школьного возраста)

составитель:

воспитатель: Тинькова Татьяна Ивановна

Белев, 2017

Пояснительная записка.

Изобразительное искусство, как и письмо, имеет свои законы, свои приемы,

свою азбуку, незнание которой и ставит нас в тупик. Не случайно у многих

людей, не постигших этих законов, с возрастом пропадает всякий интерес к

рисованию, а это обедняет человека.

Главная цель художественного образования – формирование духовной

культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение

национальным культурным наследием.

Главная цель художественного образования – формирование духовной

культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение

национальным культурным наследием.

Творческое объединение посещают дети различных способностей и

одарённости, по желанию, т.к. у всех есть большой интерес к рисованию.

Занятие преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия,

но они помогают решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового

материала, в более серьёзной форме, с опорой на активный интерес

воспитанников, на их творческую инициативу. Эти занятия для тех, кто

интересуется изобразительным искусством, занятия являются для них в

какой-то степени эстетической потребностью, потребностью к красоте,

стремление жить и творить по законам красоты.

Дети продолжают развиваться, совершенствуют свое мастерство.

Изображения в детских рисунках становятся более грамотными,

реалистичными. А реалистичное рисование требует применения законов

перспективы, соблюдение закономерности светотени, правильного

понимания конструктивного строения изображаемой натуры, знания законов

цветоведения.

Для выполнения творческих заданий воспитанники могут выбрать

разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь,

фломастеры, цветные мелки, кисть, палочку и др. Выразительные рисунки

получаются на цветной и тонированной бумаге.

«Радуга» является программой художественно – эстетической

направленности. Программа разработана на основе анализа концепций

художественного и эстетического образования и программ, представленных в

общеобразовательной области « искусство», наряду с общими идеями ФГОС.

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт

возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает

получение учащимися творческого опыта в процессе собственной

художественно – творческой деятельности.

Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и

притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир

этотчасть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не

чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринимать всю

красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно

основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины,

скульптуры, графики.

Программа “Радуга ” предназначена для воспитанников школьного возраста и

направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической

подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой

личности, на приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям

через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание

программы расширяет представления детей о видах, жанрах

изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской

деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и

эстетического вкуса.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и

воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,

пространственного мышления, колористического восприятия, она

способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в

процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной

отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области

художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить

потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими

силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств,

развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать

прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно

в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую

психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать

всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства,

художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь

и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие

задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств,

как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение

радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять

лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством

появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей,

возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение

изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие

художественного творчества школьников через систему дополнительного

образования детей становится особенно актуальным.

Педагогическое кредо автора – разбудить в каждом ребёнке стремление к

художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа

вызывала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех

обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью

одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает

педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать

индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Новизна программы

Новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким

направлениям.

Во-первых, данная программа рассчитана на детей школьного возраста,

ориентирована на то, чтобы дать им базовые знания по ИЗО, основанное на

преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как

живопись, рисунок, графика.

Программа «Радуга» не только дает основательную базу по ИЗО, но и создаёт

для воспитанников перспективу их творческого роста, личностного развития

в программном поле данного учреждения .

Во-вторых, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными

видами техники рисования. Использование разнообразных средств и

приемов. Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной

программе позволяет детям освоить базовые основы изобразительного

творчества и нетрадиционные .

В-третьих, использование различных методик, способствующих

систематическому формированию и поддержанию у детей младшего

школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные

ситуации, игровые задания, в результате чего каждый ребёнок, независимо от

своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными

особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра –

это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир.

Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через

игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к

искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному

самовыражению.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической

значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический

опыт при работе над оформлением комнаты, участвовать в изготовлении

открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают

на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также

на расширенное знакомство с различными живописными и графическими

техниками с использованием основ программного материала, его

углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В

основе формирования способности к оформительской деятельности лежат

два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и

изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний

определяется, прежде всего, их системностью.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих

способностей, умение воплощать свои фантазии, как и умение выражать свои

мысли.

Периодичность занятий 1 раза в неделю.

Набор в объединение свободный.

Цель и задачи программы:

Цель: Развитие способности к эмоционально – ценностному восприятию

произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах

своего отношения к окружающему миру. Овладение элементарными

умениями, навыками, способами художественной деятельности.

Задачи:

- развивать природные задатки и способности детей;

- формировать ценностную личность на основе гуманитарных ценностей

средствами изобразительного искусства, музыки и т.д.;

- научить приемам исполнительского мастерства;

- научить слышать, видеть, понимать, анализировать произведения искусства;

- стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и

самосовершенствованию;

- формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека

в окружающей среде;

- развивать творческое воображение, художественный вкус,

пространственное мышление, понимание прекрасного;

- воспитывать интерес к искусству;

- развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой

деятельности;

- развивать стремление к творческой самореализации;

- расширять общий и художественный кругозор;

- освоить навыки архитектурно-художественной деятельности, изучить

основы образного языка разных видов пластических искусств, приобрести

умение работать с разными материалами.

Ведущей формой реализации дополнительной образовательной программы

является участие во всероссийских, муниципальных и региональных

конкурсах детского рисунка.

Основной формой подведения итогов реализации дополнительной

образовательной программы является периодическая организация выставок,

что дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы.

Программа основана на следующих принципах:

1.

Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе

общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность

высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует

коммуникативно-речевые навыки.

2.

Гуманистический принцип - создание благоприятных условий для

обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика

( взаимопонимание, ответственность, уважение).

3.

Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное

творчество воспитанников должно основываться на общечеловеческих

ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями,

присущими традициям тех регионов, в которых они живут.

4.

Принцип патриотической направленности – предполагает

использование эмоционально окрашенных представлений (образ

эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему

Отечеству, гордость за российскую культуру).

5.

Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими,

сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно –

эстетического самоопределения.

6.

Принцип природосообразности – предполагает, что процесс

художественного творчества школьников должен основываться на научном

понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов,

согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него

ответственность за развитие самого себя.

Основными видами деятельности являются:

художественное восприятие, информационное ознакомление, художественная

коммуникация, использование всего объёма художественно – творческого

опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения,

изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее

накопление этого опыта. На занятиях активно используются виды

художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации,

эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания

направлены на освоение языка художественной выразительности искусства

(живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного

искусства и бумажной пластики.

Программа внеурочной деятельности предполагает в большом объёме

творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни.

Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с

произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только

частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные –

развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая

деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста

художественными средствами своего видения окружающего мира.

Планируемые результаты:

- осознание своих творческих возможностей;

- проявление познавательных мотивов;

- развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства

с мировой и художественной культурой;

- понимание чувств других людей, сопереживание им,

- формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой

деятельности;

- формирование чувства радости от результатов индивидуальной и

коллективной деятельности;

- умение осознанно использовать образно – выразительные средства для

решения творческой задач;

- развитие стремления к творческой самореализации средствами

художественной деятельности;

- различать способ и результат действия;

- адекватно воспринимать словесную оценку воспитателя;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения;

- включаться в творческую деятельность под руководством воспитателя;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой

деятельности.

- развитие умения контактировать со сверстниками в творческой

деятельности;

- освоение детьми основных правил изображения;

- умение работать в различной технике рисования;

- овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности;

- развитие стремления к общению с искусством.

№ Тема

Вид занятия

Кол-во

часов

Теорети-

ческие

занятия

Практи

-

ческие

заняти

я

1

«Учимся у природы»

Рисование с

натуры, по

памяти,

представлению

9 ч

1 ч

2.

« Искусство вокруг

нас»

Рисование на

темы

10 ч

1 ч

3.

« Всяк мастер на

свой лад»

Творческое

рисование.

1 ч

8 ч

4.

Творческая мастерская

Лепка,

аппликация

5 ч

1 ч

4 ч

5.

Вернисаж

Выставка работ,

участие в

конкурсах,

фестивалях.

3 ч

-

3 ч

Учебно-тематическое планирование

Всего:

36 ч

4 ч

32 ч

Содержание программы

Тема № 1 «Учимся у природы».

Рисование с натуры, по памяти, представлению: обучение технике

рисования простых форм листьев, веток деревьев, осенних цветов, морских

обитателей, эскиз игрушки по мотивам природных форм (машина-жук,

самолёт-птица, кукла-бабочка), карнавал снежинок, рисование снеговика,

кораблики на воде, изображение птиц, весенние цветы для мамы.

Тема № 2 «Искусство вокруг нас».

Рисование на темы: "Осенний парк";"Подводный мир"; "Зимний лес";

"Новогоднее настроение"; "Открытка к 23 февраля"; "Поздравление с 8

марта"; "Весеннее настроение"; " 9 мая"; "Открытка к дню семьи, любви и

верности"; "День защиты детей"; "Лето! Ах! Лето!".

Тема №3 " Всяк мастер на свой лад ".

Творческое рисование: рисование с использованием нестандартных техник:

использование пастели и акварели в одном рисунке, тычкование,

кляксография, различные виды штриховки, графическое изображение.

Тема № 4 "Творческая мастерская".

Аппликация: выполнение работ из разноцветных полосок бумаги ( цветы,

рыбка, сова, новогодняя елочка), цветы из ткани.

Тема № 5 Вернисаж.

Организация выставок работ в конце полугодия и года. Участие в конкурсах.

Литература.

1.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.:

Столетие, 1998.

2.

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в

начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.:

Просвещение, 1984.

3.

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3

классах: Пособие для учителя / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1979.

4.

Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы):

учебник/ В.С. Кузин. – М.:Дрофа 2012.

5.

Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.:

Просвещение, 1987.

6.

Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках

изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

7.

Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное

искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1984.

8.

Костерин Н.П. Учебное рисование/Костерин Н.П.-

М.:Просвещение,1984.

9.

Кузин В.С., КубышкинаВ.И. Изобразительное искусство (1-2

классы)/В.С.Кузин-М.:- Дрофа, 1995.

10.

Ушакова О.Д. «Великие художники»: справочник школьника-

издательский дом «Литера» 2004.

11.

Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007

12.

Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008

13.

А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010

14.

Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. –

М.: Просвещение, 2007.

15.

Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном

учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007

16.

В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы

объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия

Холдинг, 2010

17.С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа

“Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.

18.Сборник нормативных документов образовательной области

“Искусство”. – М.: Дрофа, 2007

19.А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое

пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

20.В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному

творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009

Приложение 1.

Словарь юного художника.

Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.

Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими

красками.

Блик – это самая светлая часть на предмете.

Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная

событиям и сценам повседневной жизни.

Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для

черчения и рисования.

Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.

Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в

декоративных работах.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом

смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и

синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала

для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от

набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.

Изображение – воссоздание действительности в художественных образах;

то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).

Изобразительное искусство – раздел пластического искусства,

объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на

воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном

облике.

Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область

изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием

литературных произведений.

Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном

искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в

которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные

эпизоды из истории человечества.

Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное

художественное значение.

Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.

Композиция – это способ расположения предметов, их объединение,

выделение главного образа.

Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека

или предмета.

Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных

материалов (глина, воск, пластилин).

Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.

Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы

обихода, фрукты, цветы и т.д.

Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из

ритмически упорядоченных элементов.

Палитра 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной

формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный

перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей

творческой работе.

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению

естественной ил преображенной человеком природы.

Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается

изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике,

скульптуре или фотографии.

Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине.

Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они

составляют основу правдивого и выразительного изображения.

Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми

водой.

Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.

Ритм – это повторение и чередование фигур.

Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме

предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом

такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации

светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.

Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном;

очертание предмета, подобие его тени.

Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с

цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые,

желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и

других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-

фиолетовые.

Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов

или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой

тон).

Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита

или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он

более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».

Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится

изображаемый предмет.

Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой

пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи

масляными красками.

Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону

(оттенку), светлоте и насыщенности.

Штрих – это черта, короткая линия.

Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый

набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.

Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера,

выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.



В раздел образования