Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием)
Автор: Хромова Анна Александровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ лицей №4 Населённый пункт: город Россошь, Воронежская область Наименование материала: конспект урока Тема: Решение задач на нахождение дроби от числа (задачи с практическим содержанием) Раздел: среднее образование
Автор: учитель математики МКОУ лицей №4 Хромова А. А.
Тема: «Решение задач на нахождение дроби от числа».
Тип занятия: повторение и закрепление знаний.
Цель: закрепить знания учащихся по теме «Нахождение дроби от
числа».
Задачи:
закрепить умение находить дробь от числа, решать задачи на
нахождение дроби от числа с помощью умножения;
развивать умение анализировать условие задачи и относить ее к
тому или иному типу;
расширить представления учащихся о практическом применении
задач на нахождение процента от заданной величины;
научить применять полученные знания при решении конкретных
практических задач, направленных на формирование здорового
образа жизни;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать логическое и ассоциативное мышление;
развивать умение работать в парах, группах.
Универсальные учебные действия:
Предметные: учащиеся выводят правило нахождения процентов от
числа, находят проценты от числа, планируют решение задачи.
Личностные: учащиеся проявляют познавательный интерес к
изучению математики, способам решения учебных задач;
доброжелательное отношение к сверстникам; адекватно
воспринимают оценку учителя.
Метапредметные:
Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью
учителя, составляют план выполнения задач, решают проблемы
творческого и поискового характера.
Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация
им нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные: умеют организовать взаимодействие в группе,
высказывать свою точку зрения.
Оборудование : упаковки продуктов, карточки с текстами и
памятками к уроку, проектор, презентация к занятию.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Мотивация.
Класс разбит на три группы по пять человек. На каждом из столов
лежат продукты питания.(1 стол-сметана, печенье, 2 стол- молоко,
печенье, 3 стол – творог, печенье) (Слайд1)
1) Учитель приветствует учеников.
-Присаживайтесь!
2) – Ребята, посмотрите, пожалуйста, на предметы, которые
находятся у вас на столах и сделайте предположение о теме нашего
занятия. (Ответы детей)
II. Практическая деятельность учащихся.
- Чтобы определиться с темой сегодняшнего занятия, давайте
выполним следующее задание:
Представьте в виде десятичной дроби.(Слайд 2)
40%
=…
О
1/2 =…
Ц
3/4 =…
Т
10%
=…
Р
4/5 =…
Ы
3% =…
П
64%
=…
Е
7/10
=…
Н
- Расположите полученные дроби в порядке возрастания,
сопоставив им соответствующие буквы. Прочитайте слово.
(Проценты) (Слайд 3)
III. Формулирование и сообщение темы занятия.
- Теперь давайте представим, что мы находимся с вами в
продуктовом магазине.(Слайд 4) Можно ли в нём увидеть
информацию, представленную в процентах?
( скидки на продукты по акции;
на упаковке с продуктами указывают в процентах содержание
компонентов.)
- Сегодня мы будем решать задачи на нахождение дроби от числа.
Чаще всего это задачи на нахождение процента от заданной
величины. С такими задачами человеку приходится сталкиваться в
повседневной жизни. И поэтому важно уметь
находить на упаковках продуктов информацию о его составе,
понимать информацию, представленную в процентах.
-Запишите тему сегодняшнего занятия: Решение задач на
нахождение дроби от числа. (Слайд 5)
IV. Подготовка к работе.
-А сейчас проведём блиц-опрос, ответы которого помогут нам в
решении задач на нахождение дроби от числа. А что такое блиц?
Блиц – опрос
.
1) Что называют процентом? (Процентом называют одну сотую
часть величины.)
2) Как вы понимаете выражение «С контрольной работой
справились 100% учащихся класса»? (С контрольной работой
справились все ученики.)
3) На полках с соками вам встретилась упаковка сока . (Слайд 6)
(На упаковке нарисованы зеленые яблоки. Надпись « яблоко 100%
GOLD Попробуй! Отличный вкус!»)
3) Какой сок в этой упаковке? (Яблочный)
4) Как вы понимаете информацию, представленную в
процентах? (Возможные ответы: Это 100% сок. Это
натуральный сок.)
5) Что значит выражение «натуральный сок» ? (Сок из яблок. В
его составе нет других компонентов.)
- А теперь давайте рассмотрим внимательно этикетку этого сока.
Найдите информацию о составе сока. (Слайд 7) (Один из учеников
читает вслух состав продукта. В состав входит яблочный сок,
сахар, вода. Минимальная объемная доля фруктового сока 30%)
- Можно ли этот сок считать натуральным? (Это яблочный нектар.)
А что обозначает надпись «100% GOLD»?
-Какой можно сделать вывод? (Дети приходят к выводу, что нужно
внимательно читать информацию о составе продукта, чтобы
купить нужный продукт)
Работа над задачей
- Решим задачу: (Слайд 8)(Читает каждый сам-но)
«Масса сливочного мороженого в стаканчике 70 г. Сколько
стаканчиков мороженого съел Вася за обедом, если известно, что в
его организм поступило 27,3 г сахара. Содержание сахара в одном
стаканчике мороженого 13%. Принес ли пользу организму Васи
такой обед?»
- О чём говорится в задаче?
- Что известно? Данные задачи?
- Что надо узнать?
- К какому типу относится задача? Как найти дробь от числа?
(Задача на нахождение дроби от числа. Чтобы найти дробь от
числа, нужно умножить число на эту дробь. 13% нужно
представить в виде дроби)
После анализа условия задачи к доске вызывается ученик. Класс
работает в тетрадях.
Решение:
13% = 0,13
1) 70 * 0,13 = 9,1 (г) – сахара в одном стаканчике
2) 27,3 : 9,1 = 3 (ст.)
Ответ: 3 стаканчика мороженого съел Вася. Такой обед пользу ему
не принес.
V. Физкультминутка (Слайд9)
Если вы согласны с утверждением, хлопните в ладоши один раз.
Если не согласны с утверждением, не делаем хлопка.(Стоя)
1. Процент – это сотая часть. (Да)
2. Молочные продукты полезны для здоровья. (Да)
3. У прямоугольника все стороны равны. (Нет)
4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называется
правильной. (Да)
5. Двенадцатилетнему ребенку достаточно пяти часов сна. (Нет)
6. Нуль – это натуральное число. (Нет)
7. Фрукты обязательно нужно мыть перед едой. (Да)
8. Играя в компьютерные игры по 2 часа в день, ты способствуешь
укреплению своего здоровья. (Нет)
9. Неправильная дробь меньше единицы. (Нет)
10. Важно уметь понимать информацию, представленную в
процентах. (Да)
VI. Самостоятельная работа и осуществление контроля.
- Теперь я предлагаю поработать в группах.
(Учащиеся работают в группах, обсуждают ответы на вопросы
учителя. Информацию, необходимую для ответа на вопросы, ищут
в тексте, находят на упаковках продуктов.)
- На столах у вас продукты питания. Выберите молочные
продукты. (Сметана-1 группа, молоко-2 группа, творог- 3 группа.)
- Прочитайте текст о молоке. [Приложение 1]
- Какой жир находится в молочных продуктах?
- Каким витамином богат молочный жир? (Молочный жир богат
витамином К.)
- Какая информация представлена на упаковках в процентах?
(Массовая доля жира.)
- Как вы понимаете выражение «жирность сметаны 10%»?
(Молочный жир составляет 0,10 от массы сметаны.)
- Вычислите, сколько молочного жира содержится в полной
упаковке этого продукта.
- Что для этого надо знать, кроме процентного содержания
жира? (Массу продукта. Масса нетто – масса продукта без
упаковки.)
- Найдите на упаковке массу продукта и решите задачу. К какому
типу задач относится данная задача?
- Используйте памятку № 1.
(Учитель оказывает необходимую помощь учащимся. Проверяется
правильность решения задач.)
- Какой продукт у вас?
- Какова масса продукта?
- Чему равно процентное содержание молочного жира?
- Сколько молочного жира содержится в полной упаковке?
Подготовка к работе. (Слайд 10)
- Слово «процент» имеет латинское происхождение, и в переводе с
латыни означает «со ста». В речи часто вместо слова процент
используют именно это словосочетание. Например, можно сказать,
что из 100 детей только 20 не любят мороженого. Это означает то
же самое, что и высказывание « 20% детей не любят мороженое».
(Слайд 11)
- Информация о содержании белков, углеводов и жиров в продукте
представлена именно в такой форме.
- На слайде этикетка продукта «Молоко питьевое пастеризованное с
массовой долей жира 3,2 %». Прочитаем информацию о составе
продукта и его пищевой ценности.
- Представьте информацию о белках, углеводах и жирах в
процентах.
Белков – 2,8 г (2,8 %), углеводов –4,7 г (4,7%), жиров – 3,2 г (3,2%)
Работа в группах.
- Прочитайте текст о белках, углеводах и жирах. [Приложение 2]
Сделайте вывод о пользе для здоровья. ( В группах учащиеся
читают текст, делают вывод)
- Так из чего же состоит правильно подобранное питание?
- У вас на столах есть упаковки печенья.
-Найдите информацию о пищевой ценности продукта, его массе.
- Вычислите, сколько белков (I группа), углеводов (II группа),
жиров (III группа) содержится в вашей пачке печенья. Определите,
к какому типу задач относится данная задача. При решении задачи,
используйте памятку № 2.
Учитель оказывает необходимую помощь учащимся. Проверяется
правильность решения задач, представитель группы рассказывает
о пользе белков/ углеводов/жиров.
VII. Рефлексия.
- Ребята, скажите, какое слово вы разгадали в начале урока? Я задам
вопросы на каждую букву этого слова.(Слайд 12)
- Почему важно уметь решать задачи, которые мы рассматривали
на занятии?
- Расскажите, что общего было в задачах, которые решали на уроке?
- Объясните, как найти дробь от числа?
- Ценную ли информацию вы получили на занятии?
- Есть ли вопросы по теме занятия?
- Новое что узнали?
- Теперь, когда вы придёте в магазин, вы сможете выбрать
качественный продукт?
Домашнее задание:
- К следующему занятию:
Выбрать любой продукт питания. Выяснить его состав.
Разобраться, является ли этот продукт полезным для здоровья.
Используя данные этикетки продукта, придумать и решить задачи
на нахождения дроби от числа.
- Спасибо за работу! (Слайд 13)
Приложение 1
Текст о молоке «
Буренкины секреты
»
Природа создала уникальный продукт, в котором органично
соединилось практически все, что нужно человеку, а ребенку в
особенности. Белки, жиры, углеводы. минералы, витамины – чего
только нет в молоке! Особенно много витаминов В
2
, А и D,
необходимых для правильного обмена веществ, зрения и роста.
Молочный жир богат витамином К, который отвечает за
свертываемость крови и в других животных жирах просто
отсутствует.
Памятка № 1
1. Выберите молочный продукт. Вам нужно вычислить, сколько
молочного жира содержится в полной упаковке этого продукта.
2. Найдите на упаковке массу продукта. (Масса нетто)
3. Найдите на упаковке информацию о процентном содержании
молочного жира.
4. Определите, к какому типу задач относится данная задача.
5. Вспомните, как найти дробь от числа.
6. Представьте проценты в виде дроби.
7. Запишите самостоятельно решение задачи.
8. Сверьте свои решения. Придите к общему мнению.
9. Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь учителя.
Приложение 2
Текст о белках, жирах и углеводах
Правильное питание – залог здоровья
Правильное питание – это важнейшая составляющая здоровья и
хорошего самочувствия. Для сохранения работоспособности с
пищей в организм должны поставляться все основные виды
питательных веществ – белки, жиры, углеводы, витамины,
минералы, клетчатка.
Белки – это строительный материал для клеток организма. Для
растущего организма белки особенно важны.
Жиры являются поставщиком энергии в тело человека. Они также
нужны для усвоения некоторых витаминов.
Углеводы –это первостепенный источник энергии для организма.
Они необходимы для работы мышц.
Правильное подобранное питание состоит приблизительно из
55% углеводов, 15% белков и не более 30% жиров.
Памятка № 2
1. Рассмотрите упаковку печенья. Вам нужно вычислить, сколько
белков/ углеводов/ жиров в полной упаковке этого продукта.
2. Найдите на упаковке массу продукта. (Масса нетто)
3. Найдите на упаковке информацию о пищевой ценности продукта
«Пищевая ценность 100 г продукта: белков……., углеводов…….,
жиров……»
4. Расскажите о содержании белков, углеводов, жиров в вашем
продукте, используя слово «процент».
5. Определите, к какому типу задач относится данная задача.
6. Расскажите своему товарищу правило нахождения дроби от
числа.
7. Запишите самостоятельно решение задачи.
8. Сверьте свои решения. Придите к общему мнению.
9. Если не пришли к единому мнению, зовите на помощь учителя.