Напоминание

"Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова на понимание смысла произведения"


Автор: Балобанова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ МО г. Нягань "СОШ №2"
Населённый пункт: город Нягань, ХМАО-ЮГРА
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: "Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова на понимание смысла произведения"
Раздел: среднее образование





Назад




XV ГОРОДСКАЯ НАУЧНО - ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»

______________________________________________________________________________

Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова

на понимание смысла произведения

научно-исследовательская работа

Автор:

Меликян Сирануш Суреновна

ученица 8 Б класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Научный руководитель:

Балобанова Ирина Викторовна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного общеобразовательного

учреждения муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Нягань 2014

Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова

на понимание смысла произведения

Меликян Сирануш Суреновна

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 Б класс

Аннотация

Русский литературный язык – явление живое и постоянно изменяющееся. Многие слова

вышли из активного употребления.

Читая произведения классиков того времени, не всегда мы можем понять то, о чём они

пишут.

Цель нашего исследования – выяснить, что скрывается за привычными строками хорошо

известных басен Крылова. Объектом исследования стала басня. Предметом исследования –

устаревшие слова в баснях Крылова. Были использованы теоретические и практические

методы.

В ходе исследования было выявлено, что учащиеся допускают множество ошибок в

определении лексического значения слов, что влияет на понимание смысла произведения.

В связи с этим создан словарь «Язык басен Крылова» для учащихся и учителей, в

котором дано толкование лексического значения непонятных слов.

Эта тема представляется актуальной, так как важно понимать то, о чем читаешь.

Материалы, полученные в результате исследования, могут быть использованы на уроках

литературы, классных часах.

Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова

на понимание смысла произведения

Меликян Сирануш Суреновна

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 Б класс

План исследования

Цель: выяснить, что скрывается за привычными строками хорошо известных басен И.А.

Крылова.

Гипотеза: если читатель не понимает лексическое значение непонятных слов, то он не

поймет смысл произведения.

Задачи исследования:

1.

Изучить научную и художественную литературу (тексты басен) по данной теме.

2.

Проанализировать басни, изучаемые на уроках литературы.

3.

Провести исследование среди учащихся по определению лексического значения

слов.

4.

Объяснить значения устаревших слов из басен Крылова.

5.

Создать словарь для учащихся и учителей, в котором дано толкование

лексического значения слов.

6.

Привлечь внимание детей и взрослых к литературному жанру басня.

Объект исследования: басня.

Предмет исследования: лексическое значение устаревших слов в баснях И.А. Крылова.

Методы:

1.

Теоретические.

2.

Аналитические.

3.

Практические.

Методика исследования:

Учащимся были предложены басни, соответствующие их возрасту. Эти басни изучаются в

школьной программе.

2 класс:

«Лебедь, Рак и

Щука».

«Стрекоза и

Муравей»

3класс:

«Мартышка и

Очки».

«Зеркало и

Обезьяна».

«Ворона и

Лисица»

4 класс:

«Слон и

Моська»

«Волк и

Ягнёнок».

5 класс:

«Волк и

Ягнёнок».

«Волк на

псарне»

«Свинья под

Дубом»

6 класс:

«Листы и

Корни».

«Осёл и

Соловей».

8 класс:

«Лягушк

и,

просящие

царя».

Тексты басен в приложении.

Подчёркнутые слова в баснях нужно было расшифровать, то есть определить их

лексическое значение. Для сравнения привели примеры басен с правильным и неправильным

толкованием слов (как видят дети).

Учитывая толкование слов учащимися, сравнили, насколько теряется смысл басни при

неправильном определении лексического значения слов.

Влияние лексического значения устаревших слов в баснях И.А.Крылова

на понимание смысла произведения

Меликян Сирануш Суреновна

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Средняя общеобразовательная школа №2», 8 Б класс

Научная статья

Крылов

блистательно

довершил

усовершенствование басни, соединив

прелесть

изящных

по этиче ских

образов

с

н е п р и н ужд е н н о с тью

народной речи.

Словарь

церковно-славянского

и

русского языка, 1847 г.

Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти

даже на клинописных таблицах - древнегреческий мудрец и поэт Эзоп был родоначальником

басенного жанра (он жил в VI в. до н.э.) В России баснописцами были Майков и Сумароков,

Хемницер и Ломоносов, Д. Бедный и С. Михалков; во Франции - Лафонтен; в Германии -

Лессинг. [1]

Самым известным баснописцем среди детей и взрослых школы №2 по результатам

социологического опроса является И.А. Крылов, так как его басни изучаются в школьной

программе.

Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.

В

басне

автор

повествует

о

каком-либо

случае.

Поэтому

басня

-

это эпическое

произведение, причем краткое, маленькое. Героями басен часто бывают животные, растения

или предметы, а под ними подразумеваются люди с их недостатками. Такое свойство басен

именуется аллегорией. Кроме того, нравоучительный смысл басен заключается в нескольких

строчках в начале или конце произведения, называемых моралью.

Автор

осуждает

жестокость,

ложь,

лицемерие,

глупость,

предательство

и

другие

человеческие пороки. Автор учит людей поступать нравственно. [2]

У басен есть свои языковые особенности:

1. В басне используются повествование для изображения персонажа и события, монолог

(или

диалог)

для

передачи

мыслей

героя,

рассуждение

для

формулировки

вывода

из

рассказанного.

2.

В басне широко используется разговорный язык.

3.

Текст басни невелик по объёму, но в нём много сказано, потому что язык басни –

краткий, меткий, отточенный. И не случайно, что некоторые выражения из басни стали

крылатыми.

Когда

мы

видим,

что

человек

приобретает

вещь,

значения

которой

он

не

понимает, мы скажем: очков с полдюжины она себе достала. А когда кто-то берётся за то,

чего не знает, и винит в своих неудачах невинные предметы, скажем: очки не действуют

никак. [3]

Порой литературное слово становится разговорным и даже просторечным. Прекрасный

язык басен И.А. Крылова тому подтверждение.

Например, Свинья у Крылова прожорливая, противная, глупая. Никаких добрых чувств

она не вызывает. Баснописец рисует её образ с помощью грубых, просторечных слов и

выражений: наелась до отвала, глаза продравши, рылом.

Свинья показана в действиях, последнее из которых не только нелепо, лишено смысла,

но и вредно – «и подрывать у дуба корни стала».

Русский литературный язык - явление постоянно изменяющееся. Слова, как всё живое,

могут стареть и умирать. Одни слова совсем уходят из языка: исчезают какие-то жизненные

реалии и перестают быть понятными или нужными в активном словарном запасе слова, их

обозначающие, - такие слова называют историзмами. Примерами могут быть устаревшие

слова: ритор, пустынник. Ритор - "упражняющийся в красноречии". Это слово отмечается в

Словаре 1847 г. В наших современных словарях уже сильнее выделен оценочный характер

этого слова: "оратор, говорящий многословно и напыщенно" (4-томный Словарь русского

языка). [4]

Пустынник (басня "Пустынник и Медведь") - "человек из религиозных соображений

поселившийся

в

безлюдном

месте

и

отказавшийся

от

общения

с

людьми;

отшельник".

Пустынь - сначала называлось место, где жил отшельник, а потом и монастырь, который

иногда возникал на таком месте. [4]

Некоторые слова заменились другими - синонимами. Мы теперь говорим не очи, а глаза,

не десница, а правая рука, не шуя, а левая рука, не рамена, а плечи, не выя, а шея, не ланиты,

а щёки, не перси, а грудь, не чело, а лоб.

Устаревшие слова, которые в современном языке заменились другими, синонимичными,

называются архаизмами. Архаизмы используются для изображения прошлого.

Читая произведения классиков того времени, не всегда мы можем понять то, о чём они

пишут.

Проследим на конкретных примерах функционирования отдельных слов русского языка.

Вот басня "Хозяин и Мыши":

Коль в доме станут воровать,

А нет прилики вору,

То берегись клепать

Или наказывать всех сплошь и без разбору.

Если слово сплошь понятно всем, то три слова здесь нуждаются в объяснении:

коль

имеет значение "если" (это условный союз), существительное прилика означает "улика";

клепать – «ложно обвинять кого-либо в чём-либо». [4]

Цель нашего исследования - выяснить, что скрывается за привычными строками хорошо

известных басен Крылова.

Был проведен эксперимент среди учащихся 1-8 классов по определению лексического

значения слов (устаревших слов, сегодня вышедших из активного употребления).

Учащимся были предложены басни, соответствующие их возрасту. Подчёркнутые слова

в басне нужно было расшифровать, определить лексическое значение слов.

Анализируя

результаты

эксперимента

среди

второклассников

(басня

«Лебедь,

Рак

и

Щука»), можно отметить, что большие затруднения в определении лексического значения

вызвали следующие слова и выражения: лад, мука, поклажа, «воз и ныне там», «из кожи

лезут вон».

Результаты эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Лебедь, Рак и Щука» учащимися 2 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

Согласье

-

4

12

Лад

-

1

15

Мука

-

3

13

Поклажа

-

2

14

Из кожи лезут вон

-

6

10

Воз и ныне там

2

1

13

Привлекает внимание необычное толкование слов: поклажа – овощ; воз – грязь; лад –

ладно. Учитывая толкование слов учащимися, сравнили, насколько теряется смысл басни при

неправильном определении лексического значения слов.

Пример басни «Лебедь, Рак и Щука» с неправильным толкованием.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с овощами грязь взялись.

Пример басни с правильным толкованием.

Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с грузом телегу взялись.

Мы видим, что смысл басни искажается.

В басне «Стрекоза и Муравей» второклассники также затрудняются определить значение

слова «мурава». Семь человек из восьми опрошенных учеников не знают толкование данного

слова. Мурава в их понимании – это «муравейные домики». Только один человек знает, что

«до вешних дней» означает «до весенних дней» (таблица 2).

Таблица 2. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Стрекоза и Муравей» учащимися 2 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

Попрыгунья

2

6

-

Помертвело

1

4

3

В ум пойдет

1

3

4

Удручена

-

3

5

До вешних дней

1

1

6

Мурава

1

-

7

По

результатам

эксперимента

среди

третьеклассников

было

выявлено

также

непонимание лексического значения многих слов, а именно, в басне «Мартышка и Очки»

двенадцать человек дают неправильное объяснение слов: с полдюжины, врак, невежда. Дети

думают, что врак – это мститель, невежда – непричёсанный человек (таблица 3).

Таблица 3. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Мартышка и Очки» учащимися 3 класса.

Слова

Знают

лексические

значения слов

Знают

приблизительно

Не знают

С полдюжины

-

2

10

Темя

6

-

6

Нанижет

5

3

4

Тьфу пропасть

-

4

8

Врак

-

-

12

Проку нет

4

2

6

Невежда

-

-

12

Ежели

-

-

12

В

басне «Зеркало и Обезьяна» девять человек из десяти затрудняются правильно

определить

лексическое

значение

слов

и

выражений:

ужимки,

«чем

кумушек

считать

трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться». Вместо правильного «Чем критиковать

других, лучше посмотреть на собственные недостатки» дети понимают это выражение так:

«Кукушки облетают лес в поисках корма для своих птенцов и возвращаются назад». Полное

искажение смысла (таблица 4).

Таблица 4. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Зеркало и Обезьяна» учащимися 3 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

Толк (ногой)

8

2

-

Ужимки

-

1

9

Перечесть

10

-

-

"Чем кумушек считать

трудиться, не лучше ль на

себя, кума, оборотиться?"

1

-

9

Попусту

4

4

2

В басне «Ворона и Лисица» тринадцать человек из четырнадцати не знают, что

обозначает

слово

«вещунья»;

восемь

человек

из

четырнадцати

дают

неправильное

объяснение словам: лесть, пленил, плутовка. Привлекает внимание необычное толкование

следующих слов: пленил - взял в плен; льстец - человек; вещунья - 1) хвалит себя; 2) шкаф с

вещами; лесть гнусна - комплименты вредны (таблица 5).

Таблица 5. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Ворона и Лисица» учащимися 3 класса.

Слова

Знают

лексические

значения слов

Знают

приблизительно

Не знают

Лесть гнусна

3

3

8

Взгромоздясь

6

2

6

Пленил

-

6

8

Плутовка

4

2

8

Вещунья

-

1

13

В зобу дыханье сперло

5

3

6

Анализируя результаты эксперимента среди учащихся четвёртых классов (басня «Слон и

Моська») нужно отметить, что не понимают смысла выражения «совсем без драки попасть в

большие забияки» двенадцать человек из четырнадцати опрошенных. Вместо правильного

объяснения «прославиться, стать известным без труда, без усилий» дети дают ошибочное

толкование «попасть в проблему».

Интересно необычное толкование выражений: «слоны в диковинку у нас» - дикие слоны;

«толпы зевак ходили» - 1) «люди уставшие»; 2) «которые спать хотят» (таблица 6)

Таблица 6. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Слон и Моська» учащимися 4 класса.

Слова

Знают

лексические

значения слов

Знают

приблизительно

Не знают

Напоказ

7

7

-

В диковинку

6

2

6

Толпы зевак

3

5

6

Метаться

2

7

5

Срамиться

5

2

7

Шавка

8

3

3

«Совсем без драки попасть в

большие забияки»

-

2

12

В

басне

«Волк

и

Ягнёнок»

пятиклассники

допускают

ошибки

в

определении

лексического значения следующих слов и выражений: рыскал – все вещи перевернул; «за их

разведаюсь грехи» - 1) распрощаюсь; 2) осмотрюсь; 3) вымолю; тьму (примеров) – это когда

темно; питья (мутить) – газировка (таблица 7).

Таблица 7. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Волк и Ягнёнок» учащимися 5 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

Тьму (примеров)

-

-

19

Рыскал

14

-

5

На добычу

9

10

-

Дерзость

5

10

4

Донесть

10

3

6

Гневаться

10

4

5

Питья (мутить)

11

2

6

В запрошлом (лете)

13

3

3

Разведаюсь

3

4

12

По результатам эксперимента среди пятиклассников (басня «Свинья под Дубом»)

необходимо отметить, что четырнадцать человек из четырнадцати опрошенных не знают, что

обозначает

выражение

«вкушает

плоды».

Учащиеся

дают

следующее

толкование

этого

выражения: 1) вдыхает; 2) дразнит; десять человек из четырнадцати дают неправильное

объяснение выражения «в ослепленье бранит ученье». Вместо правильного ослепленье –

потеря способности верно воспринимать окружающее, заблуждение», дети искажают смысл

с точностью до наоборот (таблица 8).

Таблица 8. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Свинья под Дубом» учащимися 5 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

До отвала (наелась)

12

1

1

(Глаза) продравши

11

2

1

(Корни) обнажишь

7

7

-

Проку (мало)

8

2

4

Рыло

7

5

2

В ослепленье (бранит ученье)

-

4

10

Вкушает (плоды)

-

-

14

Басня «Волк на псарне» (5 класс).

Ошибки в определении лексического значения слов:

псарня - собачий сарай;

в хлевах - в намордниках;

псари - 1) собаки; 2) дрессировщики;

ахти - ау (а правильно: ахти - это междометие, возглас для выражения отрицательных

эмоций (удивления, тревоги и т.д.)

Приведём пример этой басни сначала с правильным толкованием (по словарю), а потом

пример с неправильным толкованием (как понимают дети). Учитывая толкование слов

учащимися, сравнили насколько теряется смысл басни при неправильном определении

лексического значения слов.

Пример басни «Волк на псарне» с правильным толкованием.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал в помещение для собак (псарня).

Поднялся вдруг весь псарный двор –

Определив с помощью чутья (почуя)

Серого так близко задиру (забияку),

Псы залились в помещении для домашнего скота (в хлевах)

И рвутся вон на драку;

Лица, обслуживающие охотничьих собак и участвующие в охоте (псари) кричат:

«Ахти (междометие, возглас для отрицательных эмоций), ребята, вор!» [5]

Пример басни «Волк на псарне» с неправильным толкованием.

Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал в собачий сарай.

Поднялся вдруг весь псарный двор –

Завидя серого так близко хвастуна,

Псы залились в намордниках

И рвутся вон на драку;

Дрессировщики кричат:

«Ау, ребята, вор!»

Мы видим, что смысл басни искажается (таблица 9).

Таблица 9. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Волк на псарне» учащимися 5 класса.

Слова

Знают

лексические

значения слов

Знают

приблизительно

Не знают

Псарня

-

10

2

Почуя

2

8

2

В хлевах

-

-

12

Псари

2

3

7

Ахти

-

1

11

Расчесться (за овец)

4

5

3

Уставим (общий лад)

-

4

8

Ловчий

-

2

10

Результаты эксперимента среди учащихся шестого класса (басня «Листы и Корни»)

показали, что некоторые слова вызывают затруднение в определении лексического значения.

В понимании детей зефиры – это птицы (у одних), кусты (у других), вместо правильного

объяснения: зефир – легкий ветерок (таблица 10).

Таблица 10. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Листы и Корни» учащимися 6 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

С зефирами

7

-

4

Примолвить

8

-

3

Надменно

5

-

6

Залепетали

4

5

2

Ужель

1

1

9

(Корень) иссушится

6

-

5

Басня «Осёл и Соловей».

Многие учащиеся допустили ошибки в определении лексического значения слов, а

именно, «на тысячу ладов» – девять человек из двенадцати; «навострился» – десять человек

из двенадцати; Аврора – десять человек из двенадцати. Шестиклассники так понимают

значение этих слов: «на тысячу ладов» - на тысячу километров; «навострился» - 1)

испугался; 2) взъерошился; Аврора – принцесса из сказки, вместо правильного «богиня

утренней зари в древнеримской мифологии» (таблица 11).

Таблица 11. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Осёл и Соловей» учащимися 6 класса.

Слова

Знают

лексическое

значение слова

Знают

приблизительно

Не знают

На тысячу ладов

-

3

9

Внимало

-

2

10

Певец Авроры

-

-

12

Изрядно

-

-

12

Навострился

-

2

10

Восьмиклассники, к сожалению, тоже допускают много ошибок в определении

лексического значения слов (басня «Лягушки, просящие царя»). Эксперимент проводился в 8

г классе. Из восемнадцати опрошенных восемнадцать челок не знают значения слова

«вертопрашен». Слово «вертопрашен» дети объясняют так: «просить ветер», вместо

правильного «легкомысленный». Зевес у них бог лягушек, вместо «владыка неба». Смысл

искажается (таблица 12).

Таблица 12. Результаты эксперимента по определению лексического значения слов в

басне «Лягушки, просящие царя» учащимися 8 класса.

Слова

Знают

лексические

значения слов

Знают

приблизительно

Не знают

Не сродно

-

2

16

Зевес

9

-

9

Ходенем пошло трясинно

государство

9

9

-

Пометались

8

-

10

Дивовались

11

-

7

Не вертопрашен

-

-

18

Ничком

-

7

11

Черный год

11

-

8

В ходе исследования было выявлено, что учащиеся допускают множество ошибок в

определении лексического значения слов, что влияет на понимание смысла произведения.

В связи с этим создан словарь "Язык басен И.А. Крылова" для учащихся и учителей, в

котором даётся толкование непонятных слов.

Читаем классику со словарем.

Наша

гипотеза

подтвердилась:

если

читатель

не

понимает

лексическое

значение

устаревших слов, то он не поймет смысл произведения.

Результаты данной работы можно использовать на уроках литературы, классных часах.

Собранный

материал

может

представлять

интерес

для

широкого

круга

читателей,

интересующихся данным литературным жанром. Читаем классику со словарём.

Список литературы:

1.

Коровин В.И. Поэт и мудрец: Книга об Иване Крылове. – М. 1996.

2.

Жуковский В.А. О басне и баснях Крылова. Собр. соч.: в 4 т. – М., 1960. – Т. 4

3.

Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебник для общеобразовательных

учреждений. М. Дрофа, 2004

4.

Кимягарова Р.С. О жизни языка – по басням Крылова. Журнал РЯШ, №5, 1993г.

5.

Кимягарова Р.С. «Словарь языка басен Крылова». И.А. Крылов. Избранные басни.

ММ. ОНИКС. Мир и образование. Русские словари, 2006



В раздел образования