Напоминание

Преподавание информатики


Автор: Антропова Елена Владимировна
Должность: заместитель директора по ит, учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Мегион
Наименование материала: Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной деятельности школьников на уроках информатики.
Тема: Преподавание информатики
Раздел: полное образование





Назад




Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

1

Описание системы работы

Осуществление дифференцированного подхода в формировании познавательной

деятельности школьников на уроках информатики.

Содержание

Введение.

1.

Психолого-педагогические

основы

формирования

познавательной

деятельности

школьников

1.1.Познавательная деятельность школьника в учебном процессе.

1.2.

Дифференцированный

подход

как

один

из

важнейших

путей

формирования

познавательной деятельности.

2.

Методика дифференцированной работы на уроке.

3.

Из опыта работы.

Введение.

На

современном

этапе

развития

школы

огромное

внимание

уделяется

поиску

и

углубления новых форм работы с учащимися. Сейчас одной из главных задач, которые стоят

перед учителем, является задача не просто дать знание ученику, но и сформировать его как

личность, развить его творческие способности.

Развивающееся

общество

предъявляет

постоянно

возрастающие

требования

к

совершенствованию воспитания и обучения в современной общеобразовательной школе.

Одной из актуальных и наиболее значимых задач современной школы по повышению

качества

обучения

является

развитие

у

учащихся

стремления

к

самостоятельной

познавательной деятельности, творческой активности, умения ставить и решать проблемы.

Эта

сложная

и

многоплановая

проблема

решается

в

настоящее

время

в

различных

направлениях.

Большое

внимание

уделяется

изменению

самого

содержания

обучения,

внедрению в учебный процесс новых методов обучения, а также использованию в обучении

специальных

принципов

и

приемов:

развитие

познавательной

активности;

развитие

мышления;

организации

работы

малыми

группами.

Значительно

менее

разработанным

направлением в области развития познавательной деятельности и творческой активности

является изучение роли дифференцированного подхода в формировании познавательной

деятельности

и

логического

мышления,

предполагающего

повышение

творческой

активности

на

основе

широкого

использования

механизмов

взаимосвязи

особенностей

личности и ее познавательных возможностей.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

2

Дифференцированное

приближение

содержания

процесса

обучения

к

различным

категориям

учащихся

является

сейчас

одним

из

важнейших

путей

повышения

эффективности обучения. В понятие «эффективность» вкладывается соответствие обучения

различным возможностям учащихся и постепенное выравнивание знаний и умений слабых

учащихся. Существенным в дифференцированном подходе является возможность:

1.

опираться на актуальный уровень развития и знаний учащихся;

2.

обнаруживая

«зону

ближайшего

развития»

учащихся,

постепенно

переводить

каждого к более совершенному методу овладения знаниями и способами их приобретения;

3.

пробудить у школьников устойчивую потребность активно мыслить, преодолевать

трудности при решении разнообразных заданий.

Несмотря на большое количество публикаций по проблеме индивидуальных различий

личности учащихся многие аспекты освещены недостаточно глубоко и полно. Поэтому

необходимо

разрабатывать

новые

пути

осуществления

подхода

к

процессу

дифференцированного обучения.

Учитывая важность и актуальность данной проблемы, и недостаточную разработку,

требования,

предъявляемые

современной

школой

к

организации

учебного

процесса,

послужили основанием выбора темы моей работы «Осуществление дифференцированного

подхода в формировании познавательной деятельности школьников».

1.

Психолого-педагогические основы формирования познавательной деятельности

школьников.

1.1.Познавательная деятельность школьника в учебном процессе.

Познание школьника, так же как и путь зрелого научного познания, есть процесс

приближения к истине. В основе познавательной деятельности учащихся лежат основные

законы человеческого познания.

Диалектика этого сложного процесса восхождения к истине состоит в том, что в нем

выражена

взаимосвязь

элементов

внутри

единого

целого,

выражена

противоречивость

процессов, происходящих в нем. Здесь непрерывно сочетаются самые противоположные

процессы:

строгое

логическое

рассуждение

и

воображение,

интуиция,

чувственно

-

наглядное и абстрактное, индуктивное и дедуктивное, содержательное и формализованное.

Но в отличие от научного познания, истина познается учеником с помощью фактов

науки, постижения научных открытий, освещения их исторического пути. Обобщенные

знания человечества в ходе систематического учения закладываются в учащихся, и они

становятся носителями научных истин.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

3

Как

сказано

выше,

структура

познавательной

деятельности

школьника

по

своим

компонентам

отражает

построение

любой

деятельности,

в

которую

входят

следующие

компоненты: целеполагание, мотивация, учебные действия, контроль, оценка.

Своеобразие же ее состоит в том, какое место и какой характер в протекании имеет

каждый

из

этих

компонентов.

Цели

познавательной

деятельности, которые

определяют

длительный

процесс

учения,

объективно

выражают

ее

социальную

направленность

и

обуславливают ее результаты.

Для ученика цели обучения трансформируются в мотивы учебной деятельности. Вот

почему

смыслообразующим

началом

деятельности

ученика

являются

его

внутренние

побуждения, которые являются результатом связей и отношений школьника с предметной

средой, возникающих в результате его деятельности.

Основным мотивом познавательной деятельности является познавательный интересс.

Ученику интересно узнавать новое, видеть свое продвижение в познании, проникать в науку,

в теоретические основы той предметной области, которая его привлекает. Познавательные

интересы лежат у основания активности, самостоятельности школьника, они формируют и

ревностное отношение к школе в целом.

Каковы же условия, способствующие укреплению познавательного интереса?

1.

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащегося: ситуации

решения

познавательных

задач,

ситуации

активного

поиска,

ситуации

мыслительного

напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновение различных позиций, в

которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку

зрения.

2.

Учебный процесс должен вестись на оптимальном уровне развития учащегося.

3.

Эмоциональная

атмосфера

обучения,

положительный

эмоциональный

тонус

учебного процесса.

При этом встает необходимость выделения источников стимуляции познавательных

интересов школьников. Это - содержание учебного материала, которое несет учащимся

новую, известную еще ранее информацию, вызывающую чувство удивления перед тем, как

богат мир, и как мало он еще открыт ему,

ученику, и как заманчиво и

увлекательно

познавать «это» новое на каждом этапе обучения.

Кроме содержания, источником стимуляции является формирование познавательной

активности и самостоятельности учащихся в учебном процессе. Это одна из определяющих

линий

деятельности

учителя,

а

сформированность

активности

и

самостоятельности

важнейший показатель плодотворности учения.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

4

В учении предлагаются подготовленные учителем разнообразные самостоятельные

работы, вызывающие многообразие познавательных и практических действий у учащихся.

Таким

образом,

самостоятельные

работы

являются

формой

совместной,

единой

деятельности учителя и учащихся.

1.

Ученик, выполняя самостоятельную работу, активно оперирует приобретенными

знаниями,

умениями,

навыками,

совершает

ту

поисковую,

творческую,

активную

деятельность, на которую рассчитывает учитель, и поднимает на новый уровень познания,

укрепляя познавательную активность, самостоятельность, интерес.

2.

Учитель же, отбирая содержание самостоятельных работ, предвосхищает процессы,

которые будут происходить при их выполнении в практических действиях и в познании

учащихся.

3.

Любая форма самостоятельной деятельности ученика (при педагогически ценной ее

организации) сопутствует познавательному интересу, заставляет мобильно действовать,

догадываться, творить.

Самостоятельные

работы

учащихся

являются

главной

магистралью

развивающего

обучения, развития активности и самостоятельности познавательных сил, способностей и

интересов учащихся. Проблема самостоятельной работы учащихся требует от учителя очень

тонкой

и

глубокой

работы

по

отбору

содержания

самостоятельных

работ,

их

формы,

соответствия дидактическим назначениям и психологическим особенностям познавательных

процессов, а так же определения их места в общей структуре учебного процесса.

Таким образом, учебно-познавательная деятельность главным образом направлена на

формирование личности учащихся.

Именно

поэтому,

одной

из

главных

задач

современного

образования

является

формирование в процессе обучения познавательной активности учащихся.

1.2.

Дифференцированный подход как один из важнейших путей формирования

познавательной деятельности.

Понятие

«дифференцированный

подход»

в

обучении

предполагает

организацию

обучения

детей

с

учетом

их

индивидуальных

и

групповых

психофизиологических

особенностей и возможностей.

Знаний

индивидуально

типологических

особенностей

каждого

ученика

имеет

важнейшее значение для определения требований к организации индивидуального подхода к

школе. Только зная существенные особенности учащихся, выяснив их источники, учитель

может создать оптимальные условия усвоения знаний, формирования навыков, развития

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

5

способностей

каждого

ребенка.

При

этом

необходимо

помнить,

что

педагогика

индивидуального подхода имеет ввиду не приспособление целей и основного содержания

обучения, и воспитания к отдельным школьникам (так как цели и содержание воспитания и

обучения

определяются

требованиями

общества,

государственной

программой

они

являются

общими

для

всех),

а

приспособление

методов

и

форм

работы

к

этим

индивидуальным особенностям с тем, чтобы развить личность. Индивидуальный подход

обеспечивает

устранение

трудностей

в

обучении

отдельных

школьников.

Наконец,

он

обеспечивает возможность развития всех сил и способностей учащихся.

В концепции общего среднего образования дифференциация обучения выделяется как

составная часть и необходимое условие гуманизации и демократизации обучения.

В

концепции

отмечено,

что

дифференциация

образования

является

залогом

предоставления каждому учащемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом

максимального

развития

детей

с

самыми

разными

способностями

и

направлениями

интересов.

Под

дифференциацией

понимают

такую

систему

обучения,

при

которой

каждый

ученик,

овладевая

некоторым

минимумом

общеобразовательной

подготовки,

является

общезначимой

и

обеспечивающей

возможность

адаптации

в

постоянно

изменяющихся

жизненных

условиях,

получает

право

и

гарантированную

возможность

уделять

преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают

его склонностям.

Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все

ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах.

Первый выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и

учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при

этом

является

уровень

обязательной

подготовки.

Его

достижение

свидетельствует

о

выполнении учеником минимально необходимых требований к усвоению содержания. По

отношению к этому виду дифференциации получил распространение термин «уровневая

дифференциация».

Второй вид – это дифференциация по содержанию. Она предполагает обучение разных

групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом

сведений.

Этот

вид

дифференциации

называют

«профильной

дифференциацией».

Разновидностью

профильного

обучения

является

углубленное

изучение

информатики,

которое отличает достаточно продвинутый уровень подготовки, что позволяет добиваться

высоких результатов. Одновременно высокий уровень учебных требований естественным

образом ограничивает число учащихся, охваченных этой формой обучения.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

6

Оба

вида

дифференциации

уровневая

и

профильная

существуют

и

взаимно

дополняют друг друга на всех ступенях школьного образования. В основной школе ведущим

направлением дифференциации является уровневая, хотя она не теряет своего значения и в

старших классах. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам

профильного изучения предметов. Вместе с тем дифференциация по содержанию может

проявляться уже и в основной школе, где она осуществляется через систему кружковых

занятий

(во

всех

классах)

и

факультативных

курсов.

Эти

курсы

предназначены

для

школьников,

проявляющих

повышенный

интерес

к

информатике,

имеющих

желание

и

возможность работать больше отводимого расписанием времени.

Уровневая

дифференциация

основывается

на

планировании

результатов

обучения:

явном

выделении

уровня

обязательной

подготовки

и

формировании

на

этой

основе

повышенных

уровней

овладения

материалом.

Сообразуясь

с

ними

и

учитывая

свои

способности, интересы, потребности, ученик получает право, и возможность выбирать объем

и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.

Достижение обязательных результатов обучения становится при таком подходе тем

объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в

обучении каждого ученика и перестраиваться в соответствии с этим содержание его работы:

или его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, или

продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений.

Перечислим ряд важнейших условий, выполнение которых необходимо для успешного

и

эффективного

осуществления

уровневой

дифференциации.

Первое

стоит

в

том,

что

выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть

открытыми для учащихся. Ясное знание конкретных целей при условии их посильности,

возможность

выполнить

требования

учителя

активизируют

познавательные

способности

школьников, причем на разных условиях.

Следующее

важнейшее

условие

это

наличие

определенных

«ножниц»

между

уровнями требований и уровнем обучения. Не следует отождествлять уровень, на котором

ведется преподавание, с обязательным уровнем усвоения материала. Первый должен быть в

целом существенно выше. Каждый ученик должен пройти через полноценный учебный

процесс. Иными словами, уровневая дифференциация осуществляется не за счет того, что

одним ученикам дают меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая ученикам

одинаковый

объем

материала,

мы

устанавливаем

различные

уровни

требований

к

его

усвоению.

Еще одно условие, дополняющее предыдущие, состоит в том, что в обучении должна

быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

7

в ходе обучения не следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые

не достигли уровня обязательной подготовки. Надо, чтобы трудности в учебной работе были

для таких школьников посильными, соответствующими индивидуальному темпу овладения

материалом на каждом этапе обучения.

Содержание

контроля

и

оценка

должны

отражать

принятый

уровневый

подход.

Контроль должен предусматривать проверку достижения всеми учащимися обязательных

результатов

обучения

государственных

требований,

а

также

дополняться

проверкой

усвоения материала на более высоких уровнях.

И, наконец, укажем еще одно условие, реализация которого существенно усиливает

эффективность дифференцированного обучения, - добровольность в выборе уровня усвоения

и отчетности. Именно такой подход позволяет формировать у школьников познавательную

потребность,

навыки

самооценки,

планирования

и

регулирования

своей

деятельности.

Изучение способностей направляет дифференциацию.

Психология теоретически и экспериментально подтвердила, что при благоприятных

условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. С

помощью данных возрастной психологии и физиологии ребенка можно умело управлять

процессом

развития

специальных

способностей,

хотя

не

следует

ожидать

какой-то

однозначной формы их проявления в данный момент и для определенной группы учащихся.

Присущее

человеку

свойство

развития

специальных

способностей

не

может

непосредственно

воздействовать

на

то,

что

усваивает

человек,

какие

знания

и

умения

становятся его достоянием. Но это свойство оказывает определенное влияние, как на процесс

усвоения,

так

и

на

то,

как

реализует,

использует

человек

свои

знания

и

умения

в

деятельности.

В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается

формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия

достижения уровня обязательной подготовки.

Чаще

всего

выделяются

три

группы

учащихся.

Приведем

краткие

характеристики

каждой из трех групп.

Учащиеся первой группы имеют пробелы в знаниях программного материала, искажают

содержание правил в применении их к написанию программ, самостоятельно могут сделать

задания в один – два шага, решение более сложных заданий начинают со слепых проб, не

умеют вести целенаправленный поиск решения, не могут найти связи между данными и

искомыми величинами.

Эта общая характеристика не исключает различных индивидуальных особенностей

учащихся, входящих в первую группу. Здесь могут быть учащиеся, имеющие пробелы в

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

8

знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу

систематической

плохой

подготовки к

урокам.

Те

из

них, кто имеет

высокий

уровень

обучаемости,

после ликвидации

пробелов

в

знаниях

и

при

соответствующем

обучении

обычно быстро переходят на более высокие уровни развития.

Учащиеся второй группы имеют достаточные знания программного материала, могут

применить их при решении стандартных задач. Затрудняются при переходе к решению задач

нового типа, но овладев методами их решения, справляются с решением аналогичных задач;

не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) задач.

Третью

группу

составляют

учащиеся,

которые

могут

сводить

сложную

задачу

к

цепочке простых подзадач, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько

способов для выполнения задания.

Знание уровня сформированность у школьников умений и навыков помогает учителю в

подготовке

к

уроку,

позволяет

заранее

спланировать

все

виды

дифференцированных

воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой

группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Работа этих групп может проходить в рамках обычных уроков. Их можно также

временно выделить для отдельных занятий.

2.

Методика дифференцированной работы на уроке.

Можно выделить несколько этапов дифференцирования.

Первый этап – дифференцированная домашняя работа (особенно практическая часть).

Трем

группам

определяются

три

разных

задания.

первой

группе

на

дом

предлагаются

задания,

точно

соответствующие

обязательным

результатам.

Второй

группе

такие

же

задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для третьей группы

задания из учебника дополняются задачами из различных пособий.

При

определении

объема

работы

следует

исходить

из

средней

нормы

времени,

затрачиваемого на приготовление задания, дня недели, загруженность школьников другими

предметами.

Второй этап – организация базового повторения. Что включается в такое повторение?

Заполнение выявленных пробелов в теоретическом материале, разъяснение недочетов и

ошибок в самостоятельных и контрольных работах.

При разборе каждого упражнения учащимся предлагаются, например, такие задания:

«Выберите верный вариант ответа из предложенных»,

«Исправьте ошибку в данном равенстве» (для 1-ой группы),

«Назовите правило, по которому выполнялось действие»,

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

9

«Закончите упражнение» (для 2-ой группы),

«Поясните причину ошибки»,

«Дайте определение основным понятиям, использующимся в данной задаче» (для 3-ей

группы).

Третий

этап

проверка

усвоения

пройденного

материла.

Третьей

группе

можно

предложить режим работы – «самоконтроль». Учащиеся 2-ой и 1-ой группы поочередно

работают у доски. В течение урока у доски могут работать несколько учащихся.

Есть

еще

вариант

проверки

усвоения

пройденного

материала:

к

доске

никого

не

вызывают, но учащиеся рассаживаются по группам: первые две парты в каждом ряду – 1-ая

группа, затем - 2-ая и последние – 3-я группа, члены группы опрашивают друг друга по

заранее составленным вопросам.

Четвертый этап – изучение нового материала. Каждая тема требует особого подхода к

ее объяснению. Первый урок, при изучении нового материала, обращен одинаково ко всем

учащимся. Задания для 3-ей группы переходят от обязательных к творческим, 2-ая группа

сосредотачивается

на

упражнениях,

которые

требуют

старания,

хорошего

понимания

основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития

этих положений. Задания для 1-ой группы возвращают учащихся к основным моментам

объясненной темы.

Пятый этап

самостоятельные

и

контрольные

работы.

Самостоятельные

работы

можно разделить на три вида: решение по образцу (для 1-ой группы); выделение нужного

ответа из нескольких (для 2-ой группы); работа с дополнительным материалом (для 3-ей

группы).

На одной и той же контрольной работе учащиеся из 3-ей группы решают вариант, где

предлагаются задания, хоть и соответствующие программе, но повышенной сложности.

Такие

элементы

дифференцированного

подхода

активизируют

стремление

детей

к

знаниям.

Ученики

чувствуют

себя

ответственными за

процесс обучения,

приучаются

к

самоорганизации

учебного

труда.

Дифференцированная

форма

учебной

деятельности

учащихся предусматривает их самостоятельную работу по дифференцированным заданиям.

Дифференцированное

задание

должно

быть

построено

с

учетом

особенностей

группы

учащихся,

объединенной

«одинаковым»

уровнем

знаний

и

умений

по

предмету

(теме,

разделу) и уровнем их освоения.

В

соответствии

с

группами

при

организации

дифференцированных

форм

учебной

деятельности

разрабатываю

варианты

дифференцированных

заданий.

При

этом

можно

использовать

два

вида

дифференцированной

формы

учебной

деятельности:

групповую

дифференцированную и индивидуальную дифференцированную работу учащихся. В первом

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

10

случае учащиеся одной группы выполняют свое дифференцированное задание коллективно

(по 3-4 человека), во втором – индивидуально. При групповой форме деятельности на уроке

организуется отчет каждой группы, а при индивидуальной форме проверяется и оценивается

работа каждого ученика.

Необходимость

организации

групповой

и

индивидуальной

форм

деятельности

учащихся на уроке информатики следует из требований развивающего характера обучения и

принципа индивидуального подхода к каждому

учащемуся с целью максимального его

развития.

Деятельность

учителя

при

организации

индивидуальной

и

групповой

дифференцированных форм работы состоит в следующем:

2.1.

деление учащихся на группы (по уровню знаний, интересам, способностям);

2.2.

разработке или подборе заданий и программного обеспечения в соответствии с

выявленными уровнями знаний, интересами, способностями учащихся;

2.3.

оценивание деятельности учащихся.

Виды дифференцированных заданий.

Индивидуальная форма работы.

1.

задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, сточки зрения

информатики, решения;

2.

разноуровневая совокупность заданий к решаемой задаче;

3.

уровневые взаимосвязанные задачи;

4.

индивидуальная самостоятельная работа;

5.

задачи, допускающие несколько способов решения.

Групповая форма работы.

1.

задачи с различными условиями, допускающие одинаковые, с точки зрения

информатики, решения;

2.

взаимодополняющие задачи с различными условиями;

3.

уровневые взаимодополняющие задания.

При выборе заданий для индивидуальной самостоятельной работы требуется учитывать

уровни

усвоения

знаний

учащимися:

репродуктивный,

реконструктивный,

вариативный,

поисковый, творческий.

Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя

вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих

учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

11

основе

этих

факторов

можно

добиться

положительных

результатов

в

усвоении

программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием

познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями,

развитие их творческой активности и самостоятельности.

Из опыта работы.

(Примеры дидактического материала)

Дифференциация при закреплении и формировании умений по теме: «Условие,

выбор

в

языке

программирования

Turbo

Pascal».

Практическая

работа

время

выполнения 15 минут.

Вариант I. (для 1-ой группы).

Известно,

что

нормальный

вес

человека

можно

определить,

используя

формулу:

ВЕС=

240

)

(

.

*

)

(

см

клетк

гр

окружность

см

рост

. Составить программу для определения, является

ли данный вес человека нормальным. Дать ответ «Ваш вес соответствует норме» или «Ваш

вес не соответствует норме».

Вариант II. (для 2-ой группы).

Известно,

что

нормальный

вес

человека

можно

определить,

используя

формулу:

ВЕС=

240

)

(

.

*

)

(

см

клетк

гр

окружность

см

рост

. Составить программу для определения, является

ли данный вес человека нормальным. Дать ответ «Ваш вес соответствует норме» или «Ваш

вес больше нормы», или «Ваш вес меньше нормы».

Вариант III. (для 3-ей группы).

Известно,

что

нормальный

вес

человека

можно

определить,

используя

формулу:

ВЕС=

240

)

(

.

*

)

(

см

клетк

гр

окружность

см

рост

. Составить программу для определения, является

ли данный вес человека нормальным. Дать ответ «Ваш вес соответствует норме» или «Ваш

вес больше нормы на (число) кг», или «Ваш вес меньше нормы на (число) кг».

Тема: «Цикл с параметром». Время выполнения – 15 минут.

Вариант I. (для 1-ой группы).

1. Найти сумму всех целых натуральных чисел от 1 до 10.

Вариант II. (для 2-ой группы).

1. Найти сумму значений функции y=x

2

+cosx, для х=1, 2, 3,…, 10.

Вариант III. (для 3-ей группы).

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

12

1. Найти сумму положительных значений функции y=

tgx

x

x

3

9

7

2

cos

, для х=1, 2,

3,…, n.

Тема: «Простейшие линейные программы».

Вариант I. (для 1-ой группы).

1. В данной программе нахождения значений функции y=x

2

-cos2x, исправить ошибки,

заполнить пропуски в данной записи программы.

Program ;

var x: integer

y

Begin

Writeln (‘Введите значение переменной х’)

Readln

y=sqrx-cos(2x);

Writeln (Значение функции равно,x);

End

Дополнительно: составить программу для нахождения периметра треугольника.

Вариант II. (для 2-ой группы).

1.

В

данной

программе

нахождения

значений

функции

a=6b

2

+|b-3|-15,

исправить

ошибки, заполнить пропуски в данной записи программы и найти значение функции при

b=9, b= -3.

Program ;

var x: integer

y

Begin

Writeln (‘Введите значение переменной a’)

Readln

a=

Writeln (Значение функции равно);

Дополнительно: составить программу для нахождения площади трапеции.

Вариант III. (для 3-ей группы).

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

13

1. В данной программе нахождения значений функции y=

|

5

12

|

8

*

)

18

3

(

2

3

z

x

z

x

x

,

исправить ошибки, заполнить пропуски в

данной записи программы и найти значение

функции при х=4, я=2.

Program ;

var

Begin

End

2. Составить программу для нахождения площади треугольника по формуле Герона.

Тема: «Условный оператор».

Вариант I. (для 1-ой группы).

1. Дана блок-схема определения вводимого с клавиатуры числа («отрицательное» или

«положительное»). Составить программу решения на языке программирования Turbo Pascal.

Вариант II. (для 2-ой группы).

1.

Дана

блок-схема

для

нахождения

значений

функции

y=

0

х

если

5x,

0

x

если

tgx,

х

2

.

Составить программу решения на языке программирования Turbo Pascal.

Начало

Ввод Х

Х-

отрицательно

Х-

положительно

Х>0

Конец

Нет

Да

Начало

Ввод Х

Y=5x

Y=x

2

-tgx

Х>0

Конец

Не

т

Да

Вывод Y

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

14

Вариант III. (для 3-ей группы).

1. Дана блок-схема для нахождения максимального число из трех данных чисел X, Y, Z.

Составить программу решения на языке программирования Turbo Pascal.

Закрепление

и

формирование

знаний,

умений,

навыков.

Тема:

«Графический

редактор Paint».

Вариант I. (для 1-ой группы).

Создайте иллюстрации,

используя

различные

приемы

работы

с кривыми,

а также

методы заливки объектов (в качестве примера учащимся предлагаются картинки).

Вариант II. (для 2-ой группы).

Создайте иллюстрации,

используя

различные

приемы

работы

с

кривыми,

а также

методы заливки объектов, копирование элементов и т.д. (в качестве примера учащимся

предлагаются картинки).

Вариант III. (для 3-ей группы).

Создайте иллюстрации,

используя

различные

приемы

работы

с кривыми,

а также

методы заливки объектов, копирование элементов и т.д. (в качестве примера учащимся

предлагаются картинки). Сделайте поздравительную надпись.

Начало

Ввод Х, Y, Z

S>Y

Конец

Не

т

Да

Печатать

MAX:S

S=X

S=X

S>Z

Не

т

Да

S=Z

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

15

Тема: «Электронные таблицы. Запись математических выражений в виде формул

для электронной таблицы». Время выполнения – 10 минут.

Вариант I. (для 1-ой группы).

1. Следующие математические выражения записать в виде формул для электронной

таблицы. Предварительно решить вопрос о размещении переменных в ячейках таблицы.

1.

3,4х+у;

3. (x+y)z;

5. (x-z)z+yz.

2.

(х+z)y+0,1x; 4. 0,8x+0,9y-xy;

Подсказка: во всех формулах предполагается следующее расположение переменных

величин в ячейках таблицы:

x-A1;

y-B2;

z-C3.

Математическое выражение.

Формула в ЭТ.

2x+3,5y

2*A1+3,5*B2

(x-z)y

2

+8

(A1-C3)*B2^2+8

Вариант I. (для 2-ой группы).

1. Следующие математические выражения записать в виде формул для электронной

таблицы. Предварительно решить вопрос о размещении переменных в ячейках таблицы.

a)

2

2

18

12

7

15

x

y

y

x

; б)

y

x

y

x

6

5

6

5

30

3

3

.

2. Дополнительное задание.

Записать в традиционной математической форме следующие формулы из электронной

таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут выполняться

математические операции?

C2+A5/3;

(C2+A5)/3;

C2/(A5+3);

Z1*A2/D12*D3;

A1*A2/D12/D3.

Вариант III. (для 3-ей группы).

1. Следующие математические выражения записать в виде формул для электронной

таблицы. Предварительно решить вопрос о размещении переменных в ячейках таблицы.

а)

x

y

y

x

y

x

xy

x

2

5

3

3

12

:

10

2

5

; б)

x

y

y

x

xy

xy

x

2

3

3

12

:

10

2

5

.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

16

2.

Записать

в

традиционной

математической

форме

следующие

формулы

из

электронной таблицы, предварительно ответив на вопрос: в какой последовательности будут

выполняться математические операции?

A1^(2+3*A2)/(A1+B2)*(14*B2)/25;

A1*A2/(D12*D3);

B2^2-D3^5;

C5*B5/A5^2+B2^2;

F4^3*A4.

Домашняя

работа.

Тема:

«Измерение

информации.

Единицы

измерения

информации».

1.

Сколько

символов

в

тексте,

если

мощность

алфавита

64

символа,

а

объем

информации, содержащийся в нем – 1,5 Кбайт?

2. Сколько информационного потока – 20 бит/с. Сколько времени потребуется для

передачи информации объемом в 10 Кбайт?

3. Сравните (поставьте знак отношения):

200 байт и 0,25 Кбайт;

3 байта и 24 бита;

1536 бит и 1,5 Кбайт;

1000 бит и 1 Кбайт;

8192 байта и 1 Кбайт.

Дополнительно:

1. Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если он состоит из 800

символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.

2.

Имеется

2

текста

на

разных

языках.

Первый

текст

использует

32-символьный

алфавит

и

содержит

200

символов,

второй

16-символьный

алфавит

и

содержит

250

символов. Какой из текстов содержит большее количество информации и на сколько бит?

Дифференциация при изучении темы: «Системы счисления». Самостоятельная

работа – время выполнения 15 минут.

Вариант I. (для 1-ой группы).

1.

Выполните действия:

10001+1001;

111000+100011;

11101х101;

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

17

10101х1001.

Образец: 1 1 0 0 1

1 1 0 0 1

+ 1 0 1 0

х 1 0 0 1

1 0 0 0 1 1

+1 1 0 0 1

1 1 0 0 1

1 1 1 0 0 0 0 1

+ 0 1

х 0 1

0 0 1

0 0 0

1 1 10

1 0 1

Вариант II. (для 2-ой группы).

1.

Выполните действия:

1100110+101100;

1110011+10011;

10101011х1100111;

110011х1101.

Помощь:

+ 0 1

х 0 1

0 0 1

0 0 0

1 1 10

1 0 1

Вариант III. (для 3-ей группы).

1.

Выполните действия:

110011001,11+1001001,101;

111011011+1111101;

110011,1010х101,101;

11001101х10101.

Тема: «Графический способ представления алгоритмов».

Вариант I. (для 1-ой группы).

По данному алгоритму на естественном языке для решения квадратного уравнения:

1.

Начать

2.

Ввод a, b, c

3.

D присвоить b

2

-4ac

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

18

4.

если D<0, то идти к 6

5.

если D>0, то идти к 8

6.

действительных корней нет

7.

идти к 10

8.

вычислить:

,

2

1

a

D

b

x

.

2

2

a

D

b

x

9.

вывести значение x

1

, x

2

.

10.

закончить.

составлена блок-схема.

Заполните пропущенные места в данной блок-схеме:

Вариант II. (для 2-ой группы).

По данному алгоритму на естественном языке для решения квадратного уравнения

составить блок-схему:

1.

Начать

2.

Ввод a, b, c

3.

D присвоить b

2

-4ac

4.

если D<0, то идти к 6

5.

если D>0, то идти к 8

6.

действительных корней нет

7.

идти к 10

8.

вычислить:

,

2

1

a

D

b

x

.

2

2

a

D

b

x

9.

вывести значение x

1

, x

2

.

10.

закончить.

Вариант III. (для 3-ей группы).

Составить блок-схему решения квадратного уравнения.

Начало

D<0

Конец

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

19

Тема: «Текстовый редактор Microsoft Word. Удаление символов». Практическая

работа – время выполнения 20 минут.

Вариант I. (для 1-ой группы).

1.

Откройте файл под именем «Лишний» в папке «Мои документы».

2.

Последовательно удалите из текста все, что выделено курсивом:

часть второй строки первого абзаца;

третий абзац;

последнее предложение;

лишние буквы в словах: горка, картина, современный, радио, телевизору.

3.

Сохраните документ в своей папке под именем «Удаление».

Подсказка: Удаление символов.

Для удаления символов в Word используются две основные клавиши: <Delete> и

<Backspace>.

Клавиша

<Delete>

удаляет

символы,

стоящие

справа

от

курсора

(вертикально мигающей черточки), а клавиша <Backspace> - слева от него

Например, у вас набрано слово по образцу:

СОБ|ЛАКА (курсор стоит перед лишним символом)- и вы хотите его удалить. В этом

случае нужно воспользоваться клавишей <Delete>. Если же курсор стоит после символа,

подлежащему удалению, то нужно воспользоваться клавишей <Backspace>.

Если нужно удалить полностью слово, то можно воспользоваться сочетанием клавиш

CTRL+Delete или CTRL+Backspace.

Если же нужно удалить фрагмент из текста, например:

то можно воспользоваться как клавишей <Delete>, так и <Backspace>.

Для перемещения курсора используется как мышка, так и клавиши управления

курсором (стрелки).

Вариант II. (для 2-ой группы).

1.

Откройте файл под именем «Лишний» в папке «Мои документы».

2.

Последовательно удалите из текста все, что выделено курсивом:

часть второй строки первого абзаца;

третий абзац;

последнее предложение;

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

20

лишние буквы в словах: горка, картина, современный, радио, телевизору.

3.

Сохраните документ в своей папке под именем «Удаление».

Вариант III. (для 3-ей группы).

1.

Наберите текст строго поп образцу. Сохраните его в своей папке под именем

«Гадания».

2.

Откройте файл «Гадания».

3.

Последовательно удалите из текста все, что выделено курсивом:

часть второй строки первого абзаца;

третий абзац;

последнее предложение;

лишние буквы в словах: горка, картина, современный, радио, телевизору.

4.

Сохраните документ в своей папке под именем «Удаление».

Образец текста:

Тема: «Текстовый редактор Microsoft Word. Изготовление визитки с внедрением

графических объектов и использованием панели «Рисование»».

Вариант I. (для 1-ой группы).

Стандартная визитка имеет размеры 9х5 см. и содержит обычно следующие сведения:

название учреждения, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс. Например:

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

21

Технология изготовления может быть примерно такой.

1.

Настроить параметры страницы (команда Файл | Параметры страницы). Поля –

все по 1,5 см. Ориентация – книжная.

2.

Вставить

подходящий

рисунок

(команда

Вставка

|

Рисунок

|

Картинки).

Командой Формат | Рисунок (или командой контекстного меню Формат рисунка)

установить размеры 4х3,5 см.

3.

Ниже рисунка вставить (команда Вставка | Надпись) и растянуть надпись 9х5 см.

(стандартные размеры визитки).

4.

Переместить рисунок внутрь рамки визитки в левый верхний угол. Поместить

рисунок на передний план (команда Рисование | Действия | Порядок).

5.

Инструментом

Надпись

растянуть

внутри

визитки

справа

от

картинки

рамку

размером

5х3,5

см.

Занести

туда

данные

название

фирмы,

фамилию,

имя,

отчество, должность и т.д. Применить к тексту выравнивание по центру, шрифтовое

оформление. Убрать заливку и цвет линий рамки (инструменты панели Рисование).

6.

Инструментом Надпись растянуть внутри визитки внизу рамку размером 9х1,5 см.

Занести туда адрес и телефон. Используя шрифт Wingdings, вставить перед адресом

символ

конверта

(<Shift>+<8>)

и

перед

телефоном

одноименный

символ

(<Shift>+<9>). Задать шрифтовое оформление

7.

Используя инструмент Выбор объектов панели Рисование, выделить всю визитку

и из раскрывающегося списка Действия выбрать команду Группировать.

изготовить свою визитку, украсив ее графическим объектом;

сохранить работу в свою папку под именем «Визитка».

Вариант II. (для 2-ой группы).

Стандартная визитка имеет размеры 9х5 см. и содержит обычно следующие сведения:

название учреждения, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс. Например:

ООО «Зоопарк»

Зайцев Иван

Петрович

директор

ул. Красных-Партизан д.10, кв. 66

телефон: 12-54-23

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

изготовить свою визитку, украсив ее графическим объектом (это может быть

готовая картинка, отсканированная фотография);

сохранить работу в свою папку под именем «Визитка».

Вариант III. (для 3-ей группы).

Стандартная визитка имеет размеры 9х5 см. и содержит обычно следующие сведения:

название учреждения, имя, отчество, должность, адрес, телефон, факс. Например:

изготовить свою визитку, украсив ее графическим объектом (это может быть

готовая картинка, отсканированная фотография, разработанный вами логотип

или эмблема);

передвинуть

получившуюся

визитку

в

левый

верхний

угол

рабочего

пространства страницы;

скопировать визитку (на странице должно получиться 10 визиток);

сохранить работу в свою папку под именем «Визитка».

ООО «Зоопарк»

Зайцев Иван

Петрович

директор

ул. Красных-Партизан д.10, кв. 66

телефон: 12-54-23

ООО «Зоопарк»

Зайцев Иван

Петрович

директор

ул. Красных-Партизан д.10, кв. 66

телефон: 12-54-23

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

Индивидуальная дифференциация при закреплении навыков.

Это организованная особым образом самостоятельная работа.

Для этого урока заранее подготавливаются чистые листочки форматом в половину или

четверть тетрадного листа (примерно 10 штук на каждого ученика). Пользоваться тетрадью

или черновиком на этом уроке запрещается, учащиеся должны иметь при себе только ручки.

На перемене на доске записываются три варианта работы, причем каждый вариант имеет

нумерацию соответствующую степени трудности: оценка «3», оценка «4», оценка «5». Для

того, чтобы работа проходила быстро и организованно, учителю нужно помнить ответы всех

заданий,

тогда

его

проверка

будет

мгновенной.

Кроме

того,

необходимо

подготовить

специальный лист для учета каждого выполненного задания.

п/п

Ф.И.

оценка «3»

оценка «3»

оценка «3»

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

Иванов И.

2

Петров О.

В начале урока дается разъяснение работы. После объяснений открываются варианты

работы, и учащимся дается 1-3 минуты для свободного выбора варианта, по которому они

будут работать. Задания можно выполнять из разных вариантов. Пока учащиеся заняты

анализом трудности вариантов, учитель раздает им по одному листочку для выполнения

первого задания.

После подготовки класса,

учитель

объявляет

о начале

работы.

Ученики

на

своих

листочках выполняют первое задание выбранного варианта. Как только задание выполнено,

ученик и листочком подходит к учителю, который мгновенно видит: правильно решение или

нет. Если задание выполнено неверно, то учитель не берет у него листочек, а отправляет

искать ошибку или выполнить задание более легкого варианта. Если задание выполнено

верно, то листочек забирается, а на листе учета каждого выполненного задания ставиться

галочка в ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

Примерные темы:

«Запись стандартных функций в языке программирования Turbo Pascal». Время

выполнения - 30 минут.

Оценка «3»

1.

x

2

+sinx

2.

5cosx-

x

3.

x

x

2

5

2

4.

10x(6+x

2

)

5.

|x-5|

Оценка «4»

1.

(x

3

-10x

2

)|x+6|

2.

x

-12x

4

3.

x

x

x

14

15

3

4.

2

5

)

10

(

9

4

16

x

x

tg

x

5.

Записать

в

традиционной

математической форме:

(SQR(X-5)-10*SQRT(X+10))/

ABS(17*X-SIN(3*X))

Оценка «5»

1.

)

6

(

5

)

6

5

(

30

4

3

y

x

y

x

2.

)

5

(

:

12

2

sin

3

x

tg

xy

x

x

3.

6

2

7

5

)

56

cos(

)

8

ln(

x

x

x

x

e

x

4.

Найти ошибки:

COS(2X)+3*(SQRT(X-5)-

SINX)/TAN(X)

5.

Записать

в

традиционной

математической форме:

(SIN(2-X)/COS(2-X)-

15*(SQR(2*X-33)+

ABS(LN(X-8))))/EXP(X-

56)+X^7

«Системы счисления». Время выполнения – 30 минут.

Оценка «3»

1.

Запишите

в

десятичной

системе

счисления:

А

2

=1100111.

2.

Запишите

в

двоичной

системе счисления: А

10

=75.

3.

Найти

сумму

чисел

11000111 и 10100011101.

4.

Найти произведение чисел

100110 и 1011.

5.

Произведение чисел А

10

=21

и А

10

=77 запишите в двоичной.

Оценка «4»

1.

Запишите

в

десятичной

системе

счисления:

А

2

=1100,111.

2.

Чему будет равно число х,

равное

А

8

=1770,

если

его

записать в десятичной системе

счисления.

3.

Запишите число А

10

=315 в

двоичной

и

16-ричной

системах счисления.

4.

Получите

развернутую

форму

десятичного

числа

32478.

5.

Запишите первые 15 чисел

натурального числового ряда в

двоичной,

5-ричной, 8-ричной

и

16-ричной

системах

счисления.

Оценка «5»

1.

Запишите

в

развернутом

виде

числа:

А

10

=25341;

А

8

=25341.

2.

Запишите

в

десятичной

системе

счисления

числа:

А

8

=34,1; А

16

=221F; А

2

=11001.

3.

Переведите

из

десятичной

системы счисления следующие

числа:

98->А

2

;

0,755->А

5

;

87,325->А

8

; 566,255->А

16

.

4.

В

каких

системах

счисления

справедливы

равенства: 2х2=10; 3х3=13.

5.

Напишите

таблицы

сложения

и

умножения

в

5-

ричной,

7-ричной,

12-ричной

системах счисления.

Работа прекращается за 5 минут до звонка. За это время дается оценка о подготовке всего класса и каждого отдельного учащегося,

ориентируясь на результаты.

Итоги самостоятельной работы по теме «Системы счисления» на примере 9б класса.

п/п

Ф.И. ученика

Оценка «3»

Оценка «4»

Оценка «5»

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

1

……

+

+

+

+

2

……

+

+

+

+

+

3

……

+

+

+

+

+

4

……

+

+

+

5

……

+

+

+

+

+

6

……

+

+

+

+

7

……

+

+

+

+

8

……

+

+

+

+

+

9

……

+

+

+

+

+

10

……

+

+

+

+

+

11

……

+

+

+

+

+

12

……

+

+

13

……

+

+

+

14

……

+

+

+

+

+

15

……

+

+

+

+

+

16

……

+

+

+

+

+

17

……

+

+

+

+

+

18

……

+

+

+

+

+

19

……

+

+

+

+

+

20

……

+

+

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

26

Таким образом, использование дифференцированного подхода к изучению предмета

информатики

дает

положительные

результаты.

Прослеживания

результаты

качества

успеваемости,

уровня

обученности

и

общей

успеваемости

показывают

повышение

познавательного интереса учащихся

Это хорошо прослеживается при анализе выбора предмета на экзамены. Информатику

в 2002 году сдавали - 54% выпускников 11 классов, в 2006 году – 67%.

Многие

выпускники

школы

выбираю

свои

профессии

тесно

связанные

с

информатикой: программисты, дизайнеры, преподаватели информатики и т.д.

Дифференцированное обучение – наиболее трудный вид работы. Он требует от учителя

вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки к урокам, хорошего знания своих

учеников. Этот метод обучения требует последовательности и систематизации. Только на

основе

этих

факторов

можно

добиться

положительных

результатов

в

усвоении

программного материала, достигнуть высокой эффективности работы над формированием

познавательной деятельности учащихся с различными индивидуальными возможностями,

развитие их творческой активности и самостоятельности.

Список используемой литературы

1)

Акимова М., Козлова В. Уроки здоровья//Директор школы. - 1997. - № 4. - С.80-87

2)

Алферова Л. Методика, основанная на анализе и диагностике//Директор школы. - 1996. -

№ 6. - С.34-41

3)

Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XХв. - М.:

Педагогика, 1990.

4)

Ахметова Д. Уникальным может стать каждый// Народное образование. - 1995. - № 7. -

С.52-55

5)

Б.З.Вульфов.

Рефлексия

собственного

опыта

в

профессионально-педагогической

деятельности: Сб. “Инновационная школа: учебно-воспитательный комплекс (проблемы

теории, методики, управления, экспериментальной работы)”/Составитель Д.А.Ахметова.

- Зеленодольск, 1993.

6)

Бабанский Ю.К. По новому строить процесс образования и воспитания (педагогическая

наука - реформе школы). - В кн.: Интенсификация учебно-воспитательного процесса в

школе. М.: Просвещение, 1988, С.37-51

7)

Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования//Педагогика. - 1996. -

№ 1. - С.9-11

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

27

8)

Бестужев-Лада И.В. Школа XXI века: размышления о будущем//Педагогика. - 1993. - №

6. - С.103-112

9)

Бударный

А.А.

Пути

и

методы

предупреждения

и

преодоления

неуспеваемости

и

второгодничества: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1965

10)

Бушканец М.Г. Система воспитательной работы школы. - В кн.: Перестройка управления

школой: опыт, проблемы, поиск. (Тезисы докладов). Казань, КГПИ, 1989, С.117

11)

Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радяньска

школа, 1982.

12)

Глассер У. Школа без неудачиков. - М.: Просвещение. - 1991.

13)

Гончаров И. Будущее России зависит от учителя//Воспитание школьников. - 1995. - № 6.

- С.2-6

14)

Гусев

В.А.

Индивидуализация

учебной

деятельности

учащихся

как

основа

дифференцированного обучения математике в средней школе// Математика в школе.–

1990.–№4.– с.27–31.

15)

Демакова И.Д. С верою в ученика. - М.: Просвящение, 1989.

16)

Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б., Фирсов В.В. Дифференциация в обучении

математики // Математика в школе. – 1990. № 4. с. 15-21.

17)

Ильдарханова Ф.А. Некоторые вопросы обучения школьников в новых условиях. - В кн.:

Перестройка управления школой: опыт, проблемы, поиск. (Тезисы докладов). Казань,

КГПИ, 1989, С.107

18)

Индивидуализация и дифференциация обучения в вечерней школе. - М.: Просвещение,

1985.

19)

Кильдяева Л.Г. Дифференцированный подход к обучению школьников сельской школы

на

уроках

и

во

внеурочное

время//

Гуманизация

среднего

и

высшего

образования:

методология,

теория

и

практика:

Материалы

Всероссийской

научной

конференции.

Саранск,18–20 сентября 2002 г. Часть 2/ Мордов. гос. пед. ин–т.– Саранск, 2002.–260с.

20)

Кирсанов А.А. Индивидуальный подход к учащимся в обучении. - Казань: Татарское

книжное издательство, 1966.

21)

Кокуева А.Д. Дифференциация содержания обучения в школе. - В кн.: Перестройка

управления школой: опыт, проблемы, поиск. (Тезисы докладов). Казань, КГПИ, 1989,

С.140

22)

Коротаева

Е.

Уровни

познавательной

активности.

Жур.

«Технологии

развивающего

обучения», 2000.

23)

Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Т.Ц. Учитель 2001.

Антропова Е.В., учитель информатики, МБОУ «СОШ№2», высшей квалификационной категории

28

24)

Лазарев В., Львовский В., Медведев А., Ермеков Н., Рубцов В. Новые информационные

технологии

обучения

-

деятельностный

подход

к

проектированию//Народное

образование. - 1991. - № 10. - С.65-70

25)

Лапчик М.П.Введение в теорию и методику обучения информатике: Учебное пособие для

студентов педагогических вузов.-Омск, издательство ОмГПУ, 2000.-188 с.

26)

Макаров Ю. Только индивидуально!// Народное образование. - 1991. - № 3. - С.79-82

27)

Растегаева О. У каждого ребенка свой дар//Директор школы. - Спецвыпуск. - № 25. -

С.46-50

28)

Рогановский

Н.

Дифференцированное

обучение

-

как

его

осуществить?//Народное

образование. - 1991. - № 3. - С.41-43

29)

Саранцев Г.И., Королькова И.Г. Примеры многовариативных самостоятельных работ//

Информатика в школе.–1994.–№4.–с.20–22

30)

Соколов Н.Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся. Педагогика

№7, 2001.

31)

Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. Растов-на-Дону, Феникс, 2002.

32)

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения М.: Педагогика,1990.–192с.

33)

Утеева Р.А. Уровневая дифференциация// Математика.–2001.–№34.(приложение к газете

“Первое сентября”)

34)

Хазанкин Р.Г. Развивать творческие способности школьников!//Математика в школе. -

1989. - № 2. - С.10-13

35)

Шадриков В.Д. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала

XX века. М. Педагогика. 1990.

36)

Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: Просвещение, 1991.

37)

Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе//Директор

школы. - 1996. - Спецвыпуск 2.



В раздел образования