Напоминание

Сравнительная характеристика охотничьих примет и суеверий коренных малочисленных народов Севера и тюрков долган, эвенов, эвенков, юкагиров, казахов, киргизов, якутов


Авторы: Кириллин Сергей Сергеевич, Саввинова Анна Федоровна
Должность: ученик 11 класса и научный руководитель учитель родного якутского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ "Саха гимназия"
Населённый пункт: города Якутска Республики Саха Якутия
Наименование материала: научно-исследовательская работа
Тема: Сравнительная характеристика охотничьих примет и суеверий коренных малочисленных народов Севера и тюрков долган, эвенов, эвенков, юкагиров, казахов, киргизов, якутов
Раздел: полное образование





Назад




1

Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ

имени В.И. Вернадского

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОХОТНИЧЬИХ ПРИМЕТ И СУЕВЕРИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА, ТЮРКОВ (ДОЛГАНЫ, ЭВЕНЫ, ЭВЕНКИ, ЮКАГИРЫ,

КАЗАХИ, КИРГИЗЫ, ЯКУТЫ)

Автор: Кириллин Сергей Сергеевич,

Российская Федерация

Республика Саха (Якутия)

Город Якутск

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саха гимназия»

городского округа «Город Якутск», 11 класс

Научный руководитель: Саввинова Анна Фёдоровна,

учитель якутского языка и литературы,

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Саха гимназия»

городского округа «Город Якутск»

Москва, 2018

2

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1.

СУ Щ Н О С ТЬ

П Р И МЕТ,

СУ ЕВ ЕР И Й

И

Ф О Р МЫ

ЕГО

ПРОЯВЛЕНИЯ………………………………………………………………………5

1.1 Сущность примет, суеверий. Теоретические основы………………...……….5

1.2 Формы проявления суеверий…………………………………………………...6

РАЗДЕЛ 2.

ОСОБЕННОСТИ

ОХОТНИЧЬИХ

ПРИМЕТ

И

СУЕВЕРИЙ

КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ТЮРКОВ………………..………………...9

2.1 Охотничьи

приметы

и

суеверия

коренных

народов

Севера

и

тюрков.

………………………………………………………………………………..9

2.2 Сравнение

охотничьих

примет

и

суеверий

коренных

народов

Севера

и

тюрков.……………………………………………………………………................10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….21

ПРИЛОЖЕНИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

темы

заключается

в

том,

что

охотничьи

суеверия

и

приметы, смогли сохранить и передать из поколения в поколение культуру

бережного отношения к окружающему миру, доказывая свое исключительное

почитание живой природы в складывании мировоззрения и мифологии древних

народов.

Новизна работы заключается в том, что впервые охотничьи суеверия и

приметы

коренных

народов

Севера

сравниваются

с

суевериями

тюркских

народов.

Объектом исследования является комплекс охотничьих примет и суеверий

коренных народов Севера, тюрков.

Предмет

исследования

существующая

литература,

посвященная

к

охотничьим приметам и суевериям. Это статьи, монографии, а также работы

отечественных авторов, фрагментарно касавшихся этнографических материалов

о коренных народов Севера и тюрков.

Целью

данной

работы

является

проведение

сравнительного

анализа

охотничьих примет и суеверий коренных народов Севера и тюрков.

Гипотеза

исследования

заключается

в

предположении

эффективности

передачи

подрастающему

поколению

культуру

бережного

отношения

к

окружающему миру через охотничьи приметы и суеверия коренных народов

Севера и тюрков.

Для

достижения

поставленной

цели

необходимо

решить

следующие

задачи:

1. изучить теоретические основы и сущность примет, суеверий;

2. выявить формы проявления суеверий;

3. охарактеризовать охотничьи приметы и суеверия коренных народов

Севера;

4. сравнить охотничьи приметы, суеверия коренных народов Севера и

тюрков.

Методами

исследования

являются

анкетирование,

опрос,

сравнение,

наблюдение.

4

Поставленные цель и задачи определили структуру настоящей работы.

Она состоит из введения, двух разделов, разбитых на параграфы, заключения,

списка

источников.

Первый

раздел

раскрывает

теоретические

основы

и

сущность примет, суеверий, а также формы их проявления. Второй раздел

посвящен сравнительному анализу охотничьих примет и суеверий

коренных

народов Севера и тюрков.

Научную

базу

исследования

составили

труды

таких

авторов,

как

Н.А.Алексеев

1

,

Е . К . А л е к с е е в а

2

,

С . М . А м б р а м з о н

3

,

С . И . Н и к о л а е в

4

,

В.И. Иохельсон

5

, Л.Н. Жукова

6

, А.А. Попов

7

, Е.Н.Романова

8

З.П.Соколова

9

и

другие.

Практическая

значимость

работы

заключается

в

возможном

использовании результатов исследований в издательстве методического пособия

для элективного курса по дисциплине «Культура народов Севера» на тему

«Особенности охотничьих примет и суеверий у коренных народов Севера и

тюрков».

РАЗДЕЛ 1.

СУЩНОСТЬ ПРИМЕТ, СУЕВЕРИЙ И ФОРМЫ ЕГО

ПРОЯВЛЕНИЙ

1.1 Сущность примет, суеверий. Теоретические основы.

Автор использует за теоретическую базу работу П.С. Гуревич. Он в своей

работе четко определяет, что «у людей нет другого дома, кроме природы.

1



Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов XIX – начало XX веков. Новосибирск, 1975.

2



Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец XIX – начало XX вв.) Новосибирск:

Наука, 2003.

3



Амбрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

4



Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964.

5



Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005.

6



Жукова Л.Н. Очерки по юкагирской культуре. Новосибирск, 2012.

7



Попов А.А. Долганы. Собрание трудов по этнографии. С.Петербург, 2003.

8



Алексеев Н.А., Романова Е.Н., Соколова З.П. Якуты (Саха). М.: Наука, 2013.

9



Соколова З.П. Культ животных в религиях. Москва, 1972.

5

Покорение ее несет в себе опасность. И потому надо сохранить красоту и

величие

природы,

устранить

последствия

необдуманной

разрушительной

деятельности человека. Сегодня со всей остротой стоит вопрос о создании

экологической этики, т.е. свода правил, которые требовали бы относиться к

природе

как

к

священной

ценности»

1

.

Тем

самым

автор

в

своей

работе

преподносит суеверие как бесценное культурное наследие человечества.

П.С. Гуревич

пишет, что «в древности человек был беззащитен перед

силами природы. Первобытным людям казалось, что вся природа одушевлена,

наполнена невидимыми то добрыми, то злыми духами. Считалось, что каждое

дерево,

каждый

источник,

каждая

река,

каждый

холм

имели

своего

духа-

хранителя.

Прежде

чем

срубить

дерево,

разрыть

гору,

перегородить

ручей,

человек обязан был попросить об этом природу, принести жертвоприношение,

получить согласие божества. Чтобы отпугнуть злых духов, охотники носили

ожерелья из когтей и зубов хищников. Считалось, что амулеты ограждают от

злых духов. Духов подкармливали, благодарили за удачную охоту, выделяя им

часть добычи. Обычно ее сжигали на костре, считая, что запах дыма насытит

духа.

Стремились

воздействовать

на

духов

и

с

помощью

определенных

магических, колдовских обрядов»

2

.

Как пишет П.С. Гуревич, для сохранения жизни на земле, важно каждому

бережно относиться к природе, понимать, что мы с ней неразрывно связаны

3

.

Также

он

в

своей

работе

определяет

тотемизм

4

как

одну

из

ранних

форм

религии, которая выражает веру в сверхъестественное родство между человеком

и животным и растительным миром.

Желание человека защитить себя от неизвестных сил или создать для себя

хорошую судьбу привело к появлению суеверий по всему миру. В наши дни,

несмотря на развитие техники, науки и культуры существуют такие понятия как

«суеверие» и «примета».

1



Гуревич П.С. Культурология. Москва: Проект, 2003. С.87.

2



Там же. С.77.

3



Там же. С.78.

4



Гуревич П.С. Культурология. Москва: Проект, 2003. С.236.

6

Суеверия

смогли

сохраниться

до

наших

времен

с

зарождения

цивилизации. Причиной зарождения суеверий и примет является наблюдение

людей

в

явлениях

природы,

пугающих

их

своей

таинственностью,

или

событиях, наступление которых бы они хотели предотвратить. Однако люди

начинают

верить

в

какое-то

объяснение

происходящих

явлений

или

укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти

явления

происходить

по

их

желанию.

Суеверие

-

это

убеждение,

обычно

порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может

быть подтверждено опытом.

Суеверия могут иметь различное происхождение, но все они порождены

невежеством и страхом. Так или иначе, но причины появления суеверий еще

долго будут являться вопросом без ответа.

Открывая

словарь

С.И.Ожегова,

мы

можем

прочитать

следующее

определение суеверия. «Суеверие – вера во что-нибудь сверхъестественное,

таинственное, в приметы»

1

.

1.2 Формы проявлений суеверий

Суеверия

и

приметы

существуют

столько

же

столько

и

сами

люди,

продолжают «жить» по настоящее время, несмотря на развитие техники и

науки.

Основной формой проявления суеверий являются

2

:

а)

примета

представляет

собой

отличительное

свойство,

признак,

по

которому можно узнать кого, чего-нибудь

3

;

б) традиции – это социальное и культурное наследие, передающееся от

поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обстоятельствах

и социальных группах в течение длительного времени

4

;

1



Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999. С.636.

2



Калашников В.И. Энциклопедия религий и верований народов мира. М., 2010. С.112.

3



Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999. С.482.

4



Левит С. Культурология. М., 2008. С.77.

7

в) религия

особая

форма

осознания

мира,

обусловленная

верой

в

сверхъестественное,

включающая

в

себя

свод

моральных

норм

и

типов

поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации;

г) обычаи – традиционно установившийся порядок поведения;

д) обряд

совокупность

действий,

установленных

обычаем

или

ритуалом

1

;

е) астрология

форма

осознания

мира,

которая

обусловлена

расположением звезд;

ж) верования – это религиозные представления определенного народа

2

;

з) магия – понятие, используемое для описания системы мышления, при

которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а

также символическое действие или бездействие, направленное на достижение

определенной цели сверхъестественным путем.

В нашей работе исследованы такие формы суеверий такие, как суеверие,

приметы, обряды, обычаи, верования, магия.

Чтобы

узнать,

сколько

процентов

современных

школьников

верят

в

суеверия, необходимо было провести опрос среди учащихся нашей гимназии.

Нами

был

проведен

опрос

среди

учащихся

нашей

гимназии.

Из

50

опрошенных

65

процентов

верят

в

суеверия,

а

35

процентов

не

верят,

в

соответствии с рисунком А.1 в приложении А. Результат опроса указывает на

необходимость в информировании населения, в том числе молодого поколения.

Подводя итоги по первому разделу настоящей работы, следует выделить:

а) под

суеверием

понимается

вера

во

что-нибудь

сверхъестественное,

таинственное, в приметы. Приметы являются очень древним жанром устного

народного творчества, причиной происхождения которого является результат

наблюдений самих людей над окружающим миром и религиозная основа.

б) суеверия включают в себя несколько отраслей: сами суеверия, приметы,

традиции, религии, обычаи, обряды, астрология, верования, магия.

1



Кравченко А.И. Культурология. М., 2009. С.81.

2



Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999. С.62.

8

РАЗДЕЛ 2.

О СОБЕННО СТИ

ОХОТНИЧЬИХ

ПРИМЕТ

И

СУЕВЕРИЙ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА И ТЮРКОВ

2.1 Охотничьи

приметы

и

суеверия

коренных

народов

Севера

и

тюрков

Жизнь наших предков в те далекие времена зависела от удачливой охоты,

поэтому

близость

к

силам

природы

и

постоянная

зависимость

от

них

способствовали

возникновению

и

развитию

экологических

знаний,

9

закрепленных в натурфилософской идеологии и практике природопользования

рассматриваемых

народов.

Особенностями

охотничьих

примет

и

суеверий

коренных народов Севера, по нашему мнению является то, что они отрицают

экологическую интервенцию, благодаря им охотники нормировали потребление

природных ресурсов, то есть масштабы охоты не должны были превышать

текущие потребности человека или рода.

В

настоящей

работе

нами

проанализированы

охотничьи

суеверия

и

приметы якутов с приметами долган, эвенов, эвенков, юкагиров и тюркскими

народами, как казахи, киргизы.

В

ходе

анализа

литературы

охотничьи

приметы

и

суеверия

автор

разделяет на две группы и составил по ним таблицы Б.1, В.1, Г.1, Д.1 в

приложениях Б, В, Г, Д:

а) суеверия и приметы, основанные на веровании, представлениях людей

об окружающем мире (приложение Б, таблица Б.1, приложение В, таблица В.1);

б) суеверия

и

приметы,

основанные

на

наблюдениях

человека

за

поведением животных и природными явлениями (приложение Г, таблицы Г.1,

приложение Д, таблица Д.1).

Многие современные охотничьи обычаи и приметы восходят к глубокой

древности, к временам язычества. При этом некоторые из них дошли до нас

почти в неизменном виде.

2.2

Сравнение

охотничьих

примет

и

суеверий

коренных

народов

Севера и тюрков

Хотя якуты, долганы, юкагиры, эвенки и эвены многие столетия являются

соседями, впоследствии научного прогресса, все еще придерживаются своих

традиций

и

охотничьих

примет

и

суеверий.

Внимательное

наблюдение

за

о собенно стями

окружающего

мира,

знание

их

взаимо связей

и

взаимозависимостей, позволили находить им практическое применение в своей

повседневной жизни.

10

Несмотря на то, что современные

рассматриваемые коренные народы

Севера в большинстве своем уже не являются кочевниками, они продолжают

оставаться

приверженцами

традиционного

мировоззрения

и

совершать

традиционные обряды. В среде охотников обрядовая практика живет в наиболее

полной мере. Более того, некоторые древние обрядовые традиции сохраняются

у данных народов, живущих и в городах.

Рассмотрим

суеверия

и

приметы,

основанные

на

веровании,

представлениях людей об окружающем мире у вышесказанных народов, по

которым автором была составлена таблица Б.1 в приложении Б.

Суровые

условия

жизни

и

климатические

особенности

заставляли

рассматриваемых

народов

больше

прислушиваться

к

самому

себе,

присматриваться к окружающей среде, примечать в ней необычное и делать

определенные выводы по каждому конкретному случаю. Так, автор в своей

работе сравнивает следующие приметы и суеверия, связанные с охотой:

а) все рассматриваемые народы всегда занимались промыслом и верят в

духов Охоты, который щедро одаривает охотников разной дичью. Каждый из

тех, кто идет на промысловую, трофейную охоту, делает подношение лесным

духам. Отличительным моментом в вере духов Охоты заключается в разных

названиях

и

представлениях

каждого

народа.

Так,

у

эвенков

дух

охоты

называется Хинкген

1

. Именно Хинкген у эвенков решает, у кого будет удачная

охота. Если будешь бросать кости на землю, он рассердится и на охоте не будет

удачи.

Покровителем охоты у эвенов называется Синкэн

2

. Покровитель охоты

или

хозяйка

зверей

и

растительности

Синкэн

в

образе

молодой,

красивой

азиатской девушки, которая дарит охотникам различных животных.

Народ Саха верит, что все, что окружает его, имеет свой дух. Хозяином же

леса

является

добрый

и

щедрый

дух

«Баай

Байанай»,

который

покровительствует благодарным и нехвастливым охотникам.

Перед тем, как

охотиться якутские охотники и по сей день просят у покровителя животных

славной охоты и стараются не сердить его, чтобы он не отвернулся от них.

1



Жукова Л.Н. Лесные юкагиры Верхней Колымы. Якутск, 2013. С.9.

2



Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964. С.78.

11

Покровителем животных у долган является Байанай

1

. В отличие от якутов

охотники носили с собой маленькие изображения промыловых животных и

птиц, которые назывались «сингкэн»

2

.

У юкагиров дух Охоты называется Педуль

3

. Все зависит от его воли по

отношению к охотнику.

Охотничьи

приметы

и

суеверия

рассматриваемых

тюркских

народов

отличаются и подробно рассмотрены в таблице В.1 приложения В. У казахов,

киргизов имеются свои покровители лесных животных. У казахов дух охоты

называется Гайперен

4

, а у киргизов - Кайберене

5

. Также как и у коренных

народов Севера, покровители охраняют животных от их массового падежа.

Гайперен

и

Кайберене,

также

как

и

Баай

Байанай,

наказывают

охотников,

которые

не

поклоняются

им.

Покровители

добры

суеверным

охотникам,

которые соблюдали табу и традиции охоты.

б) культ

огня

широко

распространен

у

народов

Севера.

Огонь

применяется

в

охотничьих

обрядах.

Так,

дух-хозяин

огня

представлялся

у

эвенков

в

виде

старика,

иногда

с

семьёй.

Духа-хозяина

огня,

покровителя

домашнего очага, семьи, рода постоянно «кормили» кусочками лучшей пищи и

кумысом,

к

нему

обращались

с

различными

просьбами.

А

эвенки

перед

промыслом «советовались» с огнём; если в ответ их мыслям или словам пламя

костра горело ровно, это предвещало удачу. У якутов в отличие от остальных

рассматриваемых народов Севера, судя по тому, что упоминаются эпитеты духа-

хозяина огня, охотник обращался не к одному духу хозяину леса, но и к духу

огня

6

.

Казахи

и

киргизы

тоже

почитают

Дух

огня.

Казахи

величают

огонь

матерью – От Ана

7

. Огонь почитался у них настолько, что на него нельзя было

плевать,

переходить

через

него,

наступать

на

то

место,

где

он

когда-то

1



Алексеев Н.А., Романова Е.Н., Соколова З.П. Якуты (Саха). Москва: Наука, 2013. С.543.

2



Там же. С.544.

3



Жукова Л.Н. Очерки по юкагирской культуре. Новосибирск, 2012. С. 36.

4



Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С.10

5



Амбрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С 57.

6



Федоров А.С. Обряды предков. Якутск, 2011. С.33.

7



Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С.11.

12

разводился.

Они

духом

огня

проклинали

и

клялись.

Киргизы

верят

в

очистительные свойства огня. Они перед охотой совершают очистительные

обряды.

в) существовал у всех рассматриваемых коренных народов Севера обычай

«нимат»,

коллективного

распределения

продуктов

охоты.

Автор

сделал

анимационный фильм для детей, который наглядно показывает обычай. Все

рассматриваемые народы, считают, что у природы нельзя брать сверх того, что

нужно в этот момент. Самые славные охотники всегда держали за традицию

делиться с ближними со своей добычей

1

. Автор подчеркивает, что охотник, не

соблюдающий нимат, оскорбляет духа тайги

2

.

У

казахов

и

киргизов

также

соблюдается

дележ

добычей

после

охоты.

С

охотника-казаха

требовали

в

качестве подарка дичь – сыралгы

3

. Дележ охотничьих трофеев производился

согласно

социальной

и

возрастной

иерархии:

первый

трофей

султану,

остальным – в соответствии с возрастом. Дележу подлежала только та дичь,

которую охотник «еще не успел привязать к торокам своего седла»

4

. Термином

байла (в переводе от казахского «привяжи») казахи называли находку или

добычу,

которая

преподносилась

в

качестве

подарка

попутчику

или

другу.

Исключение

составляла

первая

добыча

молодого

охотника.

Сегодня

среди

казахских охотников существует обычай, в соответствии с которым получивший

при разделе дичи первую добычу молодого охотника устраивает у себя уго-

щение в честь первого трофея с приглашением всех участников охоты

5

.

Киргизы

тушу

убитого

зверя

распределяли

согласно

издавна

установленному порядку. Охотник получал голову, шею, грудинку (с ребрами) и

шкуру. Все остальные части туши животного распределялись поровну между

всеми

участниками

охоты.

В

тех

случаях,

когда

добычи

мало,

поровну

распределялись все части туши, охотник же получал еще шкуру и первый

позвонок. Когда охотники возвращались с добычей, каждый встретившийся на

1



Далан. Рассказы, повести, сказания. Якутск: Бичик, 2013.С.13.

2



Жукова Л.Н. Лесные юкагиры Верхней Колымы. Якутск, 2013. С.10.

3



Сураганова З.К. Обмен дарами в казахской традиционной культуре. Астана, 2008. С 58.

4



Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С. 57.

5



Соколова З.П. Культ животных в религиях. М., 1972. С.58.

13

пути и пожелавший получить мясо, должен был произнести слово шыралга

1

(подарок охотника из добычи, доля охотничьей добычи), и охотник обязан был

намекнувшего на подарок наделить мясом. Бывали случаи, когда охотники

раздавали, таким образом, все добытое на охоте мясо. Если к такому охотнику

еще

кто-нибудь

обращался

с

просьбой

о

подарке,

он

отвечал

«болсун»

переводе от киргизского обозначает «пусть будет»), тем самым как бы давая

обещание в следующий раз дать мяса. При этом если подъехавший человек был

старше охотников, то ему давали мясо из лучшей части

2

.

г) формой почитания животных является промысловый культ. Сущность

его

составляют

представления

и

магические

обряды,

направленные

на

достижение удачи на промысле. Его основу составляет вера в то, что животное

подобно

человеку,

что

оно

не

только

обладает

хорошим

обонянием,

но

и

понимает

человеческую

речь.

Другой

особенностью

промыслового

культа

является

вера

в

то,

что

у

каждого

животного

есть

свой

хозяин,

распоряжающийся им, и лишь по его милости охотник может добыть зверя.

У

всех

рассматриваемых

народов

существуют

культовые

животные:

медведь,

волк,

лось.

Медведь

у

коренных

народов

Севера

представляется

подобным человеку

3

. Волк является общепризнанным тотемом у тюрков.

Автор приводит культовые птицы рассматриваемых народов в таблице Г в

приложении Г, таблице Д.1, в приложении Д. Так, ворон у эвенков считается

помощником

шамана

в

обрядах

лечения,

добычи

оленьих

душ,

добычи

охотничьей

удачи,

здоровья

для

семьи.

Охотники-эвенки

верят,

что

ворон

помогает оберегать оленьи стада от хищников, разыскивать животных во время

промысла, выдавая их своими криками. У долган, эвенов,

юкагиров, якутов

охотиться

на

эту

птицу

считается

грехом.

Поговаривают,

что

в

них

могут

вселиться духи шаманов. Также у рассматриваемых коренных народов Севера

тотемными птицами являются

лебедь, гагара, утка-чирок, кукушка, кулик,

бекас. Эти птицы неприкосновенны, строго запрещалось их убивать и мясо

1



Амбрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971. С. 9.

2



Там же. С.10.

3



Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX-начало XX в.в).Новосибирск:

Наука,1984.С.58.

14

употреблять

в

пищу.

Лебеди

являются

неотъемлемой

частью

шаманских

обрядов. Они всегда изготавливались парами, и считалось, именно они несут

шаманскую душу в нужном для шамана направлении. Чирки, бекасы и кулики

во

всех

шаманских

камланиях

являлись

сторожами.

От

них

зависело

путешествие шаманской души

1

. У эвенов, долган охотиться на тотемных птиц

считается грешным. Охотник может заболеть страшной болезнью. Что касается

суеверий на кукушку, то народа Саха на кукушку охотиться – грех. Лебедь

прочно вошел в фольклор народа Саха, как красивая и умная птица, как символ

верности,

счастья

и

благородства

2

.

Стерхи

священные

птицы

у

всех

вышеназванных народов. Стерхи являются божественными птицами, которые

доходят до страны счастья и изобилия, где нет печали и грусти. У якутов охота

на стерха, лебедя, журавля приносит несчастье.

Суеверия на хищных птиц. Культовым почитанием у эвенков-орочонов

пользовались

орлы.

Эти

птицы

неприкосновенны,

строго

запрещалось

их

убивать и мясо употреблять в пищу. Орел является ведущим персонажем в

шаманской мифологии. Это единственная птица, которая способна

отогнать

враждебных

духов

от

шаманской

души.

Во

всех

камланиях

он

является

главарем и защитником стаи птиц, несущих душу шамана. Особым грехом у

якутов

считалось

стрелять

в

«когтистых»

птиц

(сокол,

орел,

филин,

сова,

коршун). Орел у якутов

считается священной птицей. Охота на эту птицу

каралась

и

охотнику

грозит

страшная

болезнь

(эпилепсия),

сумасшествие.

Считалось, что дитя Орла не способно стрелять в себя подобного

3

.

д) обряды очищения соблюдали все рассматриваемые коренные народы

Севера, тюрки. Так, у эвенков есть обряд очищения «Чычыпкаан»

4

, о котором

автор создал анимационный фильм для детей. Он совершался при нарушении

охотничьих обычаев. Охотник с ружьём и посохом обходил трижды чычыпкаан

по солнцу. Обряд имеет ярко выраженный магический характер. Долганы и

1



Там же. С. 56.

2



Лебедь птица благородная // Байанай. 2004. №2. С. 24.

3



Анисимов Н. Берегите когтистых птиц // Байанай. 2013. №4.С.36.

4



Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964.С.107.

15

юкагиры «очищали» орудие перед охотой. А якуты использовали траву для

обряда очищения. Казахи и киргизы тоже почитают Дух огня и очищали орудия.

е) охотничьи обряды добывания «охотничьего счастья» проводятся всеми

рассматриваемые

народами.

Автор

подчеркивает,

что

особо

ярко

выражен

данный обряд у эвенков. Так, у эвенков проводится обряд «Сингкэлэвун»

1

,

который

используется

в

анимационном

фильме,

созданным

автором.

Охотники-долганы

хранили

собой

сайтааны,

которые

представляли

собой

камни редкой формы, в которую шаман поселял душу, приносящий удачу на

охоте. У киргизов охотникам перед охотой дают съесть печень, чтобы охота

была удачной. Старший из них просит у предков и покровителей животных об

удачной охоте. Казахи почитают Гайперен, чтобы была удачная охота.

По

охотничьим

приметам

и

суевериям

коренных

народов

Севера,

основанных на их верование, автором составлена и приведена таблица Б.1 в

приложении Б.

Необходимо

уточнить,

что

по

животных,

указанным

в

таблице

Г.1

в

приложении Г, напрямую зависела жизнь северного человека. Охотники Севера

очень почитали свою природу-мать и всегда бережно относились к животному

миру. Необходимо учесть, что наличие охотничьих суеверий в виде запретов

помогло сохранить популяцию этих животных и птиц.

В целях ознакомления и закрепления знаний об охотничьих суевериях и

приметах нами было проведено анкетирование среди учащихся 7 и 8 классов,

которым

был

проведен

элективный

курс

по

предмету

«Культура

народов

Севера»:

«Особенности

охотничьих

примет

и

суеверий

коренных

народов

Севера».

В

результате

анкетирования,

выяснилось,

что

у

большинства

участников

улучшилось

отношение

к

окружающему

миру

(природе)

после

изученного материала. Тем самым мы доказали подрастающему поколению, что

знание охотничьих примет и суеверий помогает улучшить отношение к природе

и сохранить ее. Результаты анкетирования автор приводит в виде таблицы И.1 в

приложении И.

1



Там же. С.105.

16

По охотничьим приметам и суевериям тюркских народов, основанных на

их верование, автором составлена и приведена таблица Д.1 в приложении Д.

Казахи и киргизы, также как и коренные народы Севера, почитают природу и

бережно относятся к окружающему миру.

Сходства охотничьих суеверий и примет автор приводит в таблице Е.1 в

приложении Е.

Таким образом, общие черты охотничьих примет и суеверий у коренных

народов Севера с якутами объясняются сходством географических условий,

единством хозяйственной деятельности. Сходства охотничьих примет, суеверий

якутов и рассматриваемых тюркских народов можно определить с точки зрения

южного

происхождения

народа

Саха.

Хотя

в

Х

веке

в

Среднюю

Азию

и

Казахстан пришел ислам, кочевые и полукочевые народы – казахи, киргизы – в

силу особенностей своего образа жизни оказались наименее приверженными

влиянию ислама и сохранились много пережитков древних верований, обычаев

и обрядов.

Отличительные

моменты

у

рассматриваемых

народов

заключается

в

названиях духов Охоты, обрядах очищения. Автор их приводит в таблице Ж.1

в приложении Ж. Он подчеркивает, что следует обратить внимание на приметы,

суеверия на животных с необыкновенной окраской. Так, у рассматриваемых

тюркских народов охота на них считается грешным, приносит несчастье. А у

коренных народов Севера, кроме якутов, наоборот, охота на них приносит удачу.

Автор рассматривает и причины неудачи на охоте в разработанных им

таблицах К.1, К.2 в приложении К. Так, у всех рассматриваемых народов не

почитание покровителя животных ведет к неудаче в промысле. Несмотря на

отдаленность территорий, религии, образа жизни все рассматриваемые в работе

народы

соблюдают

обычай

дележа

добычи

после

охоты.

Не

соблюдение

данного обычая по верованиям коренных народов Севера и тюркских народов

огорчает

духа

Охоты

и

ведет

к

неудаче

в

промысле.

Так

как

все

рассматриваемые

народы

зависели

от

огня,

главного

источника

жизни,

почитали его и боялись, что проклянет и не будет удачной охоты, а значит

17

пропитания

семьи,

рода.

У

каждого

вышерассмотренных

народов

имеются

тотемные животные, являющихся по их поверьям прародителем, священным,

охота на которых каралось и считалось грешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Знание

культуры

и

верований

помогает

нам

ближе

познакомиться

с

нравами

другого

народа,

с

ее

культурой,

историей

и

духовной

жизнью,

обогатить собственное мировоззрение.

В ходе работы нами дан сравнительный анализ охотничьих примет и

суеверий

коренных

народов

Севера

и

тюркских

народов

(долган,

эвенов,

эвенков, юкагиров, якутов, казахов, киргизов). Проведя анализ литературы, по

рассматриваемой теме, автором приведены следующие выводы:

а) автор

определяет

сущность

суеверий.

Таким

образом,

сущность

суеверий

проявляется

в

вере

человеком

в

сверхъестественное,

которая

под

определенным

систематическим

наблюдением

предопределяет

удачный

или

неудачный исход событий;

б) суеверия

в

основном

проявляются

в

самих

суевериях,

приметах,

традициях,

религии,

обычаях,

обрядах,

астрологии,

веровании

и

магии.

В

данной работе автором подробно рассматриваются суеверия и приметы, а также

18

традиционные верования, обряды, обычаи коренных народов Севера, казахов и

киргизов, а также по ним составлены таблицы;

в) охотничьи

суеверия

рассматриваемых

в

работе

коренных

народов

Севера, тюрков имеет традиционный характер. Современные охотники до сих

пор

чтят

традиции

и

обычаи

своего

народа,

а

также

бережно

и

трепетно

относятся к суевериям в промысле. Суеверия и приметы у долган, эвенов,

эвенков, юкагиров, якутов, казахов, киргизов основаны на веровании народа и

на наблюдениях человека за поведением животных, природными явлениями;

г)

отличительные

моменты

наблюдаются

в

суевериях,

основанные

на

верованиях.

В

течение

тысячелетий

коренные

народы

Севера

развивали

и

смогли донести до наших времен суеверия и приметы почти в неизменном виде.

Они считают себя дитем природы, к которой относятся как к матери. Все зло,

нанесенное матери-природе, обратится в трагедию для каждого человека и

всего человеческого рода. Эти простые истины закреплены в устных сводах

охотничьих

суеверий

и

примет,

неписаных

правил

и

этноэкологических

обрядах,

которых

придерживаются

до

сих

пор

каждый

истинный

житель

Севера. Казахи, киргизы также почитают природу-мать, бережно относятся к

животному миру. Отличительные моменты заключаются в названиях духов

Охоты

и

обрядах

очищения

перед

промыслом.

Необходимо

учесть,

что

у

эвенков

существуют

несколько

обрядов

очищения:

«Чычыпкаан»,

«Сингкэлэвун». У якутов и эвенов охотничьи снаряжения очищаются травой.

Казахи

и

киргизы

также

очищают

орудия

на

огне.

Охота

на

животных

с

необыкновенным окрасом у казахов, киргизов, якутов считается грешным, а у

долган, эвенов, эвенков и юкагир приносит, наоборот, удачу.

Наличие

общих

черт

в

охотничьих

приметах

и

суевериях

коренных

народов

Севера

можно

объяснить

единством

хозяйственной

деятельности,

сходством

географических

условий.

Охотничьи

суеверия

и

приметы

рассматриваемых

коренных

народов

Севера

не

только

сумели

сохранить

самобытность, но и обогатить друг друга. Благодаря глубокому уважению к

своим традициям наших предков к своей культуре и природе, смогли сохранить

19

охотничьи

суеверия

и

приметы.

Схожие

моменты

у

якутов

с

тюркскими

народами объясняется южным происхождением народа Саха. Ведь именно табу

на охоту на животных с необычной окраской у якутов совпадает с казахами и

киргизами, а не с коренными народами Севера.

Автор подчеркивает, что охотничьи суеверия и приметы развивались во

имя продолжения жизни и сохранности животного мира. Человек с развитием

общества становится все ближе к природе и верит в суеверия и приметы.

Следует понимать, что охотничьи суеверия и приметы являются бесценным

наследством,

доставшимся

нам

от

предков.

Благодаря

им

наши

предки

преодолели все сложности суровых условий жизни на севере.

Любовь к охоте – это, прежде всего, бережное отношение к животному

миру, тайне природы. Именно охотничьи приметы и суеверия помогают нам

сберечь нашу природу.

Также в результате проведенного исследования нами в настоящей работе

разработаны следующие материалы:

а)

материалы

в

виде

анимационных

картин

с

сюжетами

охотничьих

обрядов, обычаев, направленные на совершенствование архивных материалов

для следующего поколения;

б) сборник об особенностях охотничьих суеверий и примет коренных

народов Севера. Разработанный нами сборник был применен как методическое

пособие по элективному курсу для учеников старших классов Муниципального

общеобразовательного бюджетного учреждения «Саха гимназия» по предмету

«Культура народов Севера»;

в) электронная

книга

«Особенности

охотничьих

примет

и

суеверий

коренных народов Севера (долганы, эвены, эвенки, юкагиры, якуты);

г) сборник об особенностях охотничьих суеверий и примет коренных

народов Севера и тюрков (долганы, эвены, эвенки, юкагиры, казахи, киргизы,

якуты).

г) сборник на английском языке «Comparative characteristics hunting omens

and superstitions Indigenous Peoples of North and Turkic peoples». Автор считает,

20

что сборник дает другим народам возможность восстановить или развивать

свои охотничьи суеверия и приметы, тем самым поможет понять и сохранить

культуру бережного отношения к природе.

Ведь, именно знание охотничьих суеверий с малого возраста дает нам

надежду на их дальнейшую сохранность и развитие, а также призвать другие

народы

к

воспитанию

молодого

поколения

бережному

отношению

к

окружающему миру.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Алексеева Е.К. Очерки по материальной культуре эвенов Якутии (конец

XIX – начало XXвв.) Новосибирск: Наука, 2003;

2.

Алексеев

Н.А.

Традиционные

религиозные

верования

я ку то в

XIX – начало XX веков. Новосибирск, 1975;

3.

Алексеев Н.А., Романова Е.Н., Соколова З.П. Якуты (Саха). М.: Наука, 2013;

4.

Амбрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные

связи. Л., 1971;

5.

Анисимов Н. Берегите когтистых птиц // Байанай. 2013. №4;

6.

Гуревич П.С. Культурология. Москва: Проект, 2003;

7.

Далан. Рассказы, повести, сказания. Якутск: Бичик, 2013;

8.

Жукова Л.Н. Лесные юкагиры Верхней Колымы. Якутск, 2013;

9.

Жукова Л.Н. Очерки по юкагирской культуре. Новосибирск, 2012;

10.

Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы. Новосибирск:

Наука, 2005;

21

11.

Калашников

В.И.

Энциклопедия

религий

и

верований

народов

мира.

Москва, 2010;

12.

Кравченко А.И. Культурология. М., 2009;

13.

Лебедь птица благородная // Байанай. 2004. №2;

14.

Левит С. Культурология. М., 2008;

15.

Мазин

А.И.

Традиционные

верования

и

обряды

эвенков–орочонов

(конец XIX- начало XXв.). Новосибирск: Наука, 1984;

16.

Николаев С.И. Эвены и эвенки Юго-Восточной Якутии. Якутск, 1964;

17.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999;

18.

П о п о в

А . А .

Д о л г а н ы .

С о б р а н и е

т р уд о в

п о

э т н о г р а ф и и .

С.Петербург, 2003;

19.

Соколова З.П. Культ животных в религиях. Москва, 1972;

20.

Федоров А.С. Обряды предков. Якутск, 2011.

1

Приложение А

Рисунок А.1 - Результаты опроса по Саха гимназии на вопрос «Верим ли в суеверия?»

%

0

10

20

30

40

50

60

70

65

35

верят в суеверия

не верят в суеверия

2

Приложение Б

Таблица Б.1 - Охотничьи суеверия и приметы коренных народов Севера, основанные

на их верование

Суеверия

и приметы

Эвены

Эвенки

Долганы

Юкагиры

Якуты

Дух Охоты

С и н к э н

покровительница

животных,

которая

одаривала

охотникам

животных

Хинкген

- Удача

на охоте зависит

от

благосклонности

и щедрости духа

Охоты Хинкген

Байанай

щедро

одаривает

суеверных

охотников

П е д у л ь

-

Покровитель

и

защитник

животного.

Все

зависит

от

его

в о л и

п о

от н о ш е н и ю

к

охотнику

Д у х

о х о т ы

покровительствует

благодарным,

суеверным

охотникам

Дух Огня

Е с л и

о г о н ь

громко

треснул

перед охотой, то

это

сулит

беду.

Нельзя ходить по

огню.

О г о н ь

к о с т р а

нельзя колоть, то

огонь

потеряет

силу своего духа

Не плюй в огонь.

Если

плюнешь,

будет рана. Если

плюнешь,

заболит язык. Не

ше ве ли

о г о н ь

ножом

(ранишь

ноги

бабушке-

огню,

рассердится)

О г о н ь

м о ж е т

наслать

болезнь

или

неудачу

на

охоте,

поэтому

долганы

обращались

с

п р о с ь б а м и

и

заклинаниями

к

духам огня, чем

з а н и м а л с я

в

основном шаман

Огонь

обладал

очистительными

свойствами. Над

огнем

«очищали»

промысловые

снаряжения

Перед

отправлением

на

о х о т у

о х о т н и к

о б р а щ а л с я

с

з а к л и н а н и е м

к

духу-хозяину

огня

и к духам-хозяевам

леса,

просил

их

относиться

благосклонно

и

даровать добычу

Обычай

нимат

Обязательная

р а з д а ч а

м я с а

родственникам

и

знакомым.

При

охоте на медведя

он

соблюдается

особенно строго

Соблюдается

обязательная

р а з д а ч а

м я с а

родственникам и

знакомым

Обязательная

р а з д ач а

м я с а

родственникам и

знакомым.

Особенно

необходимо

делиться первою

добычей

Обязательная

р а з д ач а

м я с а

родственникам и

знакомым.

Охотники

до

сих

пор делятся своей

д и ч ь ю

с

родственниками

и

знакомыми

Культ

медведя

Медведь

представляется

подобным

человеку

Эвенки

медведя

считали

прародителем.

О х о т а

н а

м е д в е д я

д л я

э в е н ко в

б ы л о

грешным

М е д в е д ь

священное

животное.

Соблюдался

особый

промысловый

ритуал.

Медвежий

праздник длился

3дня

Миф юкагиров о

браке

женщины

с

м е д в е д е м .

Медведь

прародитель

юкагиров

Медведь

подобен

человеку.

Он

все

слышит и видит.

Есть поверье на то,

что нужно сначала

разбудить

медведя

перед охотой

Обряд

очищения

Очищение

травой

«Чычыпкаан»

Очищение

орудия на огне

Очищение

орудия на огне

Очищение

орудий

и одежды охотника

травой

Обряд

добывания

удачи

н а

охоте

Охотники

очищали

охотничьи

снаряжения

травой

«Сингкэлэвун»

-

это

охотничий

обряд добывания

«охотничьего

счастья»

С а й т а а н ы

-

обладали

могущественной

силой и были в

глазах

д ол г а н

амулетами

П э д у л ь п э

-

шаманское

действие,

при

к о т о р о м

о н и

снабжали

пэдулем

О хот н и к

п е р е д

выходом

на

охоту

бросал

в

о го нь

оладьи

просил у

духа Огня и Охоты

удачи

3

Приложение В

Таблица В.1 - Охотничьи суеверия и приметы тюркских народов, основанные на их

верование (казахи, киргизы, якуты)

Суеверия

и приметы

Казахи

Киргизы

Якуты

Дух

Охоты

Покровителем

диких

животных

является Гайперен. Он охраняет

их

от

массового

падежа,

от

з в е р е й

и

ч е л о в е к а .

Е с л и

охотники

убивали

животных

б о л ь ш е

« д о п у с т и м о г о »

количества,

то

Гайперен

их

«наказывал»

Ка йбе р е не

— покровитель

диких животных. Кайберената

– покровитель диких жвачных

животных.

Он

следил

не

только

за

благополучием

«вверенных» им существ, но и

мог наказывать тех, кто в силу

с в о е г о

н е в е ж е с т в а

и

жадности,

использовал

свое

п р е в о с х о д с т в о

д л я

уд о в л е т в о р е н и я

с в о и х

чрезмерных потребностей

Баай

Байанай.

Дух

охоты

покровительствует

благодарным,

суеверным

охотникам

Дух Огня

Казахи верили в святость огня, в

его

очистительную

силу. Огонь

казахи

величали

матерью

от

ана.

Перекочевывая

на

новые

места

они

пропускали

между

двух

огней

весь

аул

-

людей,

скот, дабы очистить их от злых

д у х о в .

О г о н ь

п о ч и т а л с я

н а с т о л ь к о ,

ч т о

н а

н е г о

запрещалось плевать, переходить

через

него,

наступать

на

то

м е с т о ,

г д е

о н

к о г д а - т о

разводился.

Казахи

проклинали

и клялись духом огня

Киргизы

почитали

огонь.

С о в е р ш а л и

о б р я д ы

п о к л о н е н и я

о г н ю

к а к

о ч и щ а ю щ е й

с т и х и и .

С

помощью

огня

оч и щ а л и

од е ж д у,

ч то б ы

и с ч е з л и

страдания и беды

Перед

отправлением

на

охоту охотник обращался с

заклинанием к духу-хозяину

огня

и

к

духам-хозяевам

леса, просил их относиться

благосклонно

и

даровать

добычу

Обычай

дележа

с

дичью

Сыралгы. С охотника требовали

в

качестве

подарка

дичь

сыралгы.

Дележ

охотничьих

трофеев

производился

согласно

с о ц и а л ь н о й

и

в о з р а стной

иерархии:

первый

трофей

султану, остальным – в соответс-

твии

с

возрастом.

Дележу

подлежала

только

та

дичь,

которую охотник «еще не успел

привязать…

к

торокам

своего

седла»

Шыралга.

Когда

охотники

возвращались

с

добычей,

каждый

встретившийся

на

пути и пожелавший получить

мясо, должен был произнести

слово

шыралга

( пода рок

охотника

из

добычи,

доля

охотничьей добычи)

Нимат. Охотники до сих пор

делятся

своей

дичью

с

р о д с т в е н н и к а м и

и

знакомыми

Культ

медведя

Медведь подобен человеку

Медведь

подобен

человеку.

Все слышит и видит

Медведь

подобен

человеку.

Он все слышит и видит.

Есть

поверье

на

то,

что

нужно

сначала

разбудить

медведя перед охотой

Обряд

очищения

Очищение орудий огнем

Очищение орудий огнем

Очищение орудий и одежды

охотника травой

Обряд

добывания

удачи

на

охоте

Очищали орудия перед охотой

Печень

считается

оч е н ь

полезной

для

охотника

с

пожеланием

удачи

перед

охотой

Охотник перед выходом на

охоту бросал в огонь оладьи

просил у духа Огня и Охоты

удачи

Приложение Г

4

Таблица Г. 1 - Охотничьи приметы и суеверия, основанные на наблюдениях человека

за поведением животных и природными явлениями у коренных народов Севера (долганы,

эвены, эвенки, юкагиры, якуты)

Суеверия и

приметы

Эвены

Эвенки

Долганы

Юкагиры

Якуты

Ворон

В о р о н

у

эвенов

считается

тотемной

птицей

Охота

на

ворона

грешно.

Боялись,

ч т о

в о р о н

проклянет,

вследствие

чего

могут

з а б о л е т ь

глаза и суставы

О хо т и т ь с я

н а

ворона грешно. У

долган

ворон

является

помощником

ш а м а н а

п р и

обрядах

Охотиться

на

ворона грешно

Поговаривают,

что

в

них

могут

вселиться

духи

шаманов (ойунов)

Лебедь,

гагара,

утка-чирок,

кукушка,

кулик,

бекас.

Тотемные

птицы.

Охотник

может

заболеть

страшной

болезнью

Вс е

эти

пт ицы

считаются

помощниками

шамана в обрядах

добычи

охотничьей удачи

Охотиться на них

грешно

Л е

б е

д ь -

священная

птица

Охота на лебедя и

кукушку грешно

Стерх

Священная

птица

Священная

птица.

О х о т и т ь с я

н а

стерхов грешно

Священная

птица.

Охотиться

на

стерха грешно

Охота на стерха и

журавля приносит

несчастье

Хищные птицы

Нельзя

охотиться

на

хищных

птиц,

проклянут

Тотемные птицы

Орел - священная

птица

Охотиться

на

орла грех

Орел – священная

птица

Н е л ь з я

б е з

надобности

разорять

гнезда

любых

птиц

и

р а з б и в а т ь

и х

яйца

В

результате

их

проклятия

можно

заболеть

бесплодием

Грешно

Грешно

Грешно

В

результате

их

проклятия

можно

заболеть

тяжелой

кожно-костной

б о л е з н ь ю

и л и

бесплодием

Медведь

Медведь

подобен

человеку,

п о н и м а е т

и

слышит людей

Эвенки

медведя

называли

амикан

(дедушка),

амакачи

(прадедушка),

ама

(отец), эне (мать)

Медведь

считался

превращенным

людьми. Поэтому

н а

н и х

н е

охотятся

М е д в е д ь

священное

животное.

М е д в е д ь

прародитель.

Н а р о д

С а х а

с ч и т а е т ,

ч т о

м е д в е д ь

в с е

слышит и видит

Волк

Охотиться

на

них грех

Тотемное

животное

Священное

животное

Священное

животное

Якуты

называют

«Сир кыыла»

Лось

Охотник

осторожно

освежевает

л о с я ,

ко с т и

о с т а вл я е т

в

лесу в лабазе

Нельзя

кидать

в

огонь

кости

лося.

Грешно

После

охоты

на

л о с я ,

н е л ь з я

бросать кости

Называют

толоу. «Камусы

лося оденешь –

у

тебя

будут

болеть кости»

У якутов лось это

тотемное

животное

Необыкновенные

животные

Животные

необычной

окраски

приносят

удачу

охотнику

О х о т а

н а

н и х

приносит

удачу

в

промысле.

Ко г т и ,

н о с ы ,

лапки

животных

необыкновенной

окраски

охотники

оставляли себе

Собирают

на

удачу

в

охоте

коготки,

лапки

ж и в о т н ы х

с

дивным

окрасом

У

я к у т о в

в

необычных зверей

охотиться грешно.

Приложение Д

5

Таблица Д. 1 - Охотничьи приметы и суеверия, основанные на наблюдениях человека

за поведением животных и природными явлениями у тюркских народов (казахов, киргизов,

якутов)

Суеверия и

приметы

Казахи

Киргизы

Якуты

Ворон

Грешно

Грешно

Поговаривают,

что

в

них

м о г у т

в с е л и т ь с я

д у х и

шаманов (ойунов)

Лебедь,

гагара,

утка-чирок,

кукушка,

кулик,

бекас.

Лебедь считается у казахов

главным

носителями

душ

умерших.

Убийство

этих

птиц

расценивалось

как

убийство человека. Охота на

лебедя, кукушку грешно. В

н а р о д е

п о ч и т а л а с ь

и

кукушка.

Казахи

считали,

что бросив в молоко ветку,

на которой сидела кукушка,

можно

вызвать

о б и л и е

молока

Грешно

Охота на лебедя и

кукушку

грешно

Стерх, журавль

Охота на журавля грешно

Охота на журавля грешно

Охота

на

стерха

и

журавля

приносит несчастье

Хищные птицы

Грешно

Грешно

Орел – священная птица.

Н е л ь з я

б е з

надобности

разорять

гнезда

любых

птиц

и

р а з б и в ат ь

и х

яйца

Грешно

Грешно

В

результате

их

проклятия

можно

заболеть

тяжелой

кожно-костной болезнью или

бесплодием

Медведь

Медведь

-

священное

животное

Медведь

-

с вяще н н о е

животное.

Зуб,

коготь

м е д в е д я

в е ш а л и

к

колыбельной от сглаза, т.к.

он тотемное животное

Народ

Саха

уважительно

относится

к

Хозяину

тайги

(«Кырдьаҕас»,

«Тыатааҕы»).

Они считают, что медведь все

слышит и видит

Волк

Волк - прародитель

Волчий зуб как оберег от

сглаза.

Желудок

волка

священен. Волка называют

кашкар

Волка якуты называют «Сир

кыыла»

Барс

Барс – священное животное

Б а р с

-

с в я щ е н н о е

животное.

Видеть

его

во

сне - к хорошему. Когти,

зубы,

шерсть,

кончик

его

хвоста

подвешивали

к

детской колыбели от злых

духов

-

Лось, олень

Олень – тотемное животное.

Олень приносит счастье

О л е н ь

с в я щ е н н о е

животное.

Олень

п р а р од и т е л ь

народа

У

якутов

лось

это

тотемное

животное

Необыкновен-

ные животные

У

казахов

в

животных

с

необычной окраской грешно

Белая

змея

священная,

запрещали

ее

убивать.

Белая змея к хорошему

У якутов в необычных зверей

охотиться грешно

Приложение Е

6

Таблица Е.1 - Сходства охотничьих суеверий и примет коренных народов Севера и

тюркских народов (долган, эвенов, эвенков, юкагиров, якутов, казахов, киргизов)

С у е в е р и я

и

приметы

Сходства

(«+» - есть сходства, «-» - нет сходств)

Долганы

Эвены

Эвенки

Юкагиры

Якуты

Киргизы

Казахи

Дух охоты

+

+

+

+

+

+

+

Дух Огня

+

+

+

+

+

+

+

Дележ с дичью

+

+

+

+

+

+

+

Культ медведя

+

+

+

+

+

+

+

Культ волка

+

+

+

+

+

+

+

Лось

+

+

+

+

+

+

+

Ворон, орел

+

+

+

+

+

+

+

Лебедь

+

+

+

+

+

+

+

Стерх, журавль

+

+

+

+

+

+

+

Необыкновенны

е

животные

-

-

-

-

+

+

+

Приложение Ж

Таблица Ж.1 - Различия охотничьих суеверий и примет коренных народов Севера и

тюркских народов (долган, эвенов, эвенков, юкагиров, якутов, казахов, киргизов)

7

Суеверия

и

приметы

Различия

Долганы

Эвены

Эвенки

Юкагиры

Якуты

Казахи

Киргизы

Дух

Охоты

Байанай

Синкэн

Хинкген

Пэдуль

Баай

Байанай

Гайперен

Кайберене

Обряд

очищения

Очищение

снаряжений

с

помощью

огня

Очищение

травой

«Чычыпкаан»

,

Ритуал

«Сингкэлэвун

»

Очищение

орудия

на

огне

Очищение

охотничьих

снаряжений

травой

Очищение

орудия

на

огне

Очищение

орудия

на

огне

Кукушка

В отличие от якутов кукушка считается помощником

шамана

На кукушку охотиться грешно.

Необыкно

венные

животные

В отличие от якутов приносят удачу в промысле

Охотиться на

них грех

Охотиться

н а

н и х

грех

Охотиться

н а

н и х

грех

Приложение И

Таблица

И.1

Результаты

анкетирования

учеников

7-8

классов

МОБУ

«Саха

гимназия» по предмету «Культура народов Севера» по сборнику «Охотничьи приметы и

суеверия коренных народов Севера»

8

Тема

И н т е р е с н ы й

м а т е р и а л

(оценивается

по

5-бальной

шкале)

П о л е з е н

л и

м а т е р и а л

д л я

изучения в школе

Отношение к окружающему

м и р у

( п р и р о д е )

п о с л е

изучения материала

3

4

5

Полезе

н

Не

полезен

3

4

5

Сущно сть

примет

и

суеверий

3

18

81

102

-

-

20

82

Ф о р м ы

п р о я в л е н и й

суеверий

3

20

79

101

1

-

17

85

Охотничьи

приметы

и

суеверия долган

3

34

65

101

1

-

10

92

Охотничьи

приметы

и

суеверия эвенов

-

24

78

101

1

-

22

80

Охотничьи

приметы

и

суеверия эвенков

-

20

82

102

-

-

10

93

Охотничьи

приметы

и

суеверия юкагиров

-

19

83

102

-

-

13

89

Охотничьи

приметы

и

суеверия якутов

-

7

95

102

-

-

-

102

Приложение К

Таблица К.1 – Причины неудачи в промысле у охотников коренных народов Севера,

которые по их поверьям не терпит Дух Охоты

Долганы

Эвены

Эвенки

Юкагиры

Якуты

Не

обращение

к

Н е у в а ж е н и е

к

Несоблюдение

Неуважение к Духу

Не

обращение

к

9

Байанай с просьбой

на

удачную

охоту.

Неношение

сайтаанов

Синкэн

и

культа

животных

обрядов

Чычыпкаан,

Сингкэлэвун

Охоты

Баай

Байанай

с

п р о с ь б о й

н а

удачную охоту

Н е

с о б л юд е н и е

нимат

Н е

с о б л ю д е н и е

нимат

Не соблюдение нимат

Н е

с о б л ю д е н и е

нимат

Не

с облюде н и е

нимат

Неуважение к Духу

Огня

если советовались с

Д у х о м

О г н я

и

« о т в е т »

б ы л

треском,

то

е сть

отрицательным

на

удачу в охоте

Неуважение

к

Духу

Огня

Неуважение к Духу

Огня

Не

с облюде н и е

о б р а щ е н и я

с

за к л ина ние м

к

Д у х у

О г н я

с

п р о с ь б о й

н а

удачную охоту

Охота на тотемных

животных и птиц

Охота на тотемных

животных и птиц

Охота

на

тотемных

животных и птиц

Охота на тотемных

животных и птиц

О х о т а

н а

тотемных

животных и птиц

Таблица К.2 – Причины неудачи в промысле у охотников тюркских народов, которые

по их поверьям не терпит Дух Охоты (казахов, киргизов, якутов)

Казахи

Киргизы

Якуты

Не почитание Гайперен

Не почитание Кайберене

Не

обращение

к

Баай

Байанай

с

просьбой на удачную охоту

не соблюдение сыралгы

Не соблюдение шыралга

Не соблюдение нимат

Не

соблюдение

обращения

с

заклинанием

к

Духу

Огня

с

просьбой на удачную охоту

Не

соблюдение

обращения

с

заклинанием

к

Духу

Огня

с

просьбой на удачную охоту

Не

соблюдение

обращения

с

за клина ние м

к

Д уху

О гня

с

просьбой на удачную охоту

Охота

на

тотемных

животных

и

птиц

Охота на тотемных животных и

птиц

Охота на тотемных животных и птиц



В раздел образования