Напоминание

"Обучение грамоте в детском саду"


Автор: Яковлева Любовь Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ - детский сад "Колосок"
Населённый пункт: р.п. Краснообск, Новосибирская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Обучение грамоте в детском саду"
Дата публикации: 16.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация по теме: «Обучение грамоте в детском саду»

Изучение русского языка

Нелегко нам дается пока.

Но идет по земле новый век,

Должен грамотным быть человек!

Обучение

грамоте

носит

общеразвивающий

характер.

Способствует

развитию

активной

мыслительной

деятельности,

работоспособности,

нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Актуальность:

В

настоящее

время

проблема

подготовки

детей

к

овладению

грамотой

является особо актуальной. Казалось бы речь ребенка понятна и не вызывает

у

него

трудностей

в

общении

в

дошкольном

возрасте,

пока

к

ней

не

предъявляются

особые

требования.

Небольшие

отклонения

в

речевом

развитии

не

беспокоят

родителей,

но

дело

резко

меняется

с

началом

школьного

обучения.

Уже

на

первых

парах

обучения

письму

дети

испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат

плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении,

повышенная утомляемость и невроз.

Еще одна причина актуальности этой проблемы:

-

возросшее

требование

школ,

особенно

гимназий

и

лицеев,

к

будущим

первоклассникам.

Задачи:

1. Развитие фонетического и фонематического слуха.

2. Работа над чистым звукопроизношением.

3. Развитие зрительно-пространственных функций (с целью профилактики

нарушений чтения и письма).

4. Двигательное развитие: развитие мелкой и крупной моторики, подготовки

руки к овладению письмом.

5. Развитие артикуляционной моторики.

6. Развитие устной речи с целью профилактики нарушений чтения и письма.

7.

Формирование

осознанного

отношения

к

языковой

действительности

(определять количество слогов, звуков в слове, произносить слитно слово).

8. Формировать у дошкольников эмоционально положительное отношение к

школе.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению

грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Освоение чистого произношения сложных звуков;

упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного

речевого общения и при звуковом анализе слов;

использование средств интонационной выразительности при чтении

стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения

(самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в

зависимости от содержания);

автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование

звуковой

аналитико-синтетической

активности

как

предпосылки обучения грамоте:

В средней группе получают знания об основных законах речи:

речь состоит из слов;

слов

много,

и

они

называют

их

предметы,

их

признаки,

действия

предметов с предметами;

слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);

они звучат (состоят из звуков);

слово линейно (звуки идут друг за другом);

из слов можно составить предложение;

звуки

в

словах

произносятся

по-разному

(одни

можно

потянуть,

а

другие произносятся коротко).

В старшей группе дети осваивают умения:

делить на слоги двух-трехслоговые слова;

осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов

интонационно выделять звуки в слове,

различать гласные и согласные звуки,

определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы

звукового состава слова;

составлять предложения по живой модели;

определять количество и последовательность слов в предложении;

развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка,

мелкие мозаики.

В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:

определять количество и последовательность слов в предложении;

составлять предложения с заданным количеством слов;

ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;

выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;

чтения простых слов и фраз;

разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;

освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых

слов (лиса, слон, аист, школа)

интонационное выделение звуков в слове, определение их

последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный,

согласный твердый-мягкий),

составление схемы звукового состава слова,

выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с

обучением

в

школе,

тем

успешнее

оно

протекает,

дает

больше

положительных эмоций, реже возникают трудности!

Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе:

«Основы первоначальной грамоты»

Дид. игра «Магазин»

Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова.

Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в

том

случае,

если

покупатель

правильно

называет

первый

звук

в

слове,

которое обозначает нужный предмет.

Дид. игра «Звуковое лото»

Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов.

Ход:

Детям

раздаются

карты

лото

с

картинками

и

маленькие

пустые

карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово

со звуком … .? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может

стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с

правильно найденным звуком карточкой.

Дид. игра «Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете

заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало

слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка,

гла – за).

Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза.

Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ

ребенок получает фишку.

Картотека

дидактических игр и упражнений в подготовительной группе

«Овладение основами

первоначальной грамоты»

1. Дидактическая игра

«Закончи слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете

заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало

слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка,

гла – за).

2. Дидактическая игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза.

Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ

ребенок получает фишку.

3 . Дидактическая игра «Назови слова, в которых второй звук гласный

(согласный)»

Цель: Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении

гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Ход: Педагог

предлагает

детям

вспомнить

слова,

у

которых

второй

звук

гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд,

который больше придумал слов.

4. Дидактическая игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит

фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную

память, а также зрительное восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям

предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово например «слон».

Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок

сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье

название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика

изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

Подготовила Яковлева Л.П.,

Воспитатель первой квалификационной категории



В раздел образования