Напоминание

"Методы борьбы с коррупцией"


Автор: Пятников Илья Владимирович
Должность: студент
Учебное заведение: Южно-Уральский государственный Университет
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы борьбы с коррупцией"
Дата публикации: 15.04.2018
Раздел: высшее образование





Назад




Введение

Старинной и злободневной проблемой, для российского общества является

борьба с коррупцией. Ещё с царских времён казнокрадство имело широкий

размах, выявлялось и жестоко каралось. Но как не странно, данная проблема,

несмотря на репрессивные меры не исчезла. Актуальность этой проблемы,

является

по-прежнему

важной

и

затрагивающей

абсолютно

все

сферы

современного общества. Необходимо разобраться в причинах возникновения

и развития коррупции, дальше исходя из этого, можно разработать ряд мер по

профилактике и противодействию.

Что

бы

не

быть

голословным,

достаточно

привести

статистику

по

уголовным

делам,

связанным

с

коррупцией.

Только

за

2016

год,

официальными представителями прокуратуры и МВД, озвучивались цифры в

44 миллиарда ущерба и 20 тысяч осуждённых и находящихся под следствием

лиц.

Были

пробиты

не

утешительные

рекордные

«потолки»

и

в

60,

70

миллиардов, число задержанных и осуждённых составляло 22 и 25 тысяч.

Только

вдуматься

в

эти

цифры,

какой

колоссальный

убыток,

какие

человеческие лишения.

Естественно, правоохранительные органы принимают все возможные меры,

для того что бы компенсировать этот ущерб, по решению суда, производятся

конфискации, изъятия, назначаются штрафы. Но в общей сложности, все эти

меры возмещают порядка 70% всего ущерба. Остальные 30 так и остаются не

возмещёнными,

путём

не

хитрых

вычислений,

30%

от

40

миллиардов

является баснословной суммой и недопустимо нести такие убытки. Стоит

прибавить

к

этому

ещё

расходы

на

содержание

осуждённых,

так

же

дальнейшие их перспективы после отбытия наказания. Смогут ли они все

реабилитироваться и найти себя в обществе? Или после отбытия наказания,

прочно встанут на преступный путь.

Актуальность

проблемы

является

очевидной,

необходимо

разобраться

в

причинах и выявить возможные методы решения. Перспективы решения

данного негативного явления, могут послужить к новому представлению

правового государства в обществе, что так же положительно отразиться на

экономике и качестве предоставляемых государственных, образовательных,

медицинских услуг.

Причины и сферы.

Основной

предпосылкой

к

коррупционной

деятельности

является,

наделение

человека

властными

полномочиями,

отсутствие

или

незначительная

конкуренция

в

сфере,

размер

вознаграждения

от

взятки

больше чем официальная прибыль в купе с понесёнными убытками. Вот три

главных причины, так же встречаются и альтернативные причины, например

вовлечение чиновника в уже созданную коррумпированную сеть, вот чем

особенно опасна коррупция – её нормальное состояние это рост. Дальнейшая

перспектива

такого

развития

событий,

может

иметь

очень

страшные

последствия, коррумпированность будет проникать вглубь государственной

системы, как следствие будет серьёзный подрыв авторитета к власти в глазах

населения.

В

истории,

в

том

числе

современной,

не

редки

случаи

кровопролитных

столкновений,

вызванных

именно

деградацией

государственного аппарата под воздействием коррупции.

Не редки, к сожалению, случаи когда ту или иную должность занимает по

природе своей не добросовестный чиновник, выстраивающий свою работу

так

что

результаты

его

становятся

доступными

только

при

наличии

определённого рода «благодарности». Такая практика подчас складывается,

когда нет альтернативы, либо обращающиеся лица находятся в критической

ситуации. Как пример, такой позорной практики можно привести в сфере

здравоохранения, когда за денежное вознаграждение предоставляются более

качественные услуги, сдвигают очереди, облегчают получения направлений

на необходимые операции. В то время как пациентам, обратившихся по

полису ОМС, даже обязательные бесплатные услуги могут предоставляться

нарочно низкого качества. Бывает и завуалированное взяточничество, когда

пациенту говорят что необходимые процедуры, он сможет сделать в общем

порядке, только скажем, через полгода, но можно сделать ту же процедуру на

коммерческой

основе,

или

в

частной

клинике,

визитку

которой

любезно

предоставят. Так же бывают случаи коррупции и откровенных поборов, в

системе

образования,

в

школах

собираются

деньги

на

ремонты,

хотя

их

финансирование

осуществляется

из

бюджета,

на

этом

фоне

возможно

занижение

оценок,

психологическое

воздействие

на

учеников.

Всё

это

противоречит самому принципу бесплатного образования и гуманизма.

В приведены примеры, которые являются наиболее людоедскими, что в

корне

подрывает

сами

принципы

правового

государства.

Так

если

погрузиться

в

тему

и

проанализировать

судебную

практику,

то

можно

определить,

что

коррупция

охватила

буква льно

вс е

с ф е р ы ,

природопользование,

ЖКХ,

правоохранительная

сфера,

судопроизводство,

армия.

Таким

образом,

обозначив

проблемы,

следующим

пунктом

следуют

их

возможные

пути

решения.

Выход

из

такой

ситуации

стратегически

необходим,

для

правового

оздоровления

общества,

формирования

устойчивого

мнения

о

законности

и

справедливом

государственном

управлении. Не малую роль играет и экономический аспект, ведь неся такие

убытки, страшно представить какие перспективы упускает общество, это

явный резерв для выхода на качественно новый уровень жизни в стране.

Методы борьбы.

Первый метод является и основным, всё в правовом государстве должно

регулироваться законодательно. Создание антикоррупционной нормативно-

правовой базы, идущей в ногу со временем, являет собой основу, на которой

и должна базироваться вся доктрина данной борьбы. Важна своевременная

правовая реакция на происходящие политические, экономические процессы.

В современной России, это отобразилось в Федеральном законе «о борьбе с

коррупцией».

Что

явилось

фундаментом,

постоянно

дополняемой

и

корректируемой нормативной базы.

Второй метод, заключается в контроле над исполнением своих властных

полномочий, или служебных обязанностей работниками. Подчас, испытывая

избыток власти, подталкивает чиновника к реализации корыстных умыслов,

даже несмотря на финансовую обеспеченность. Осуществление контроля,

важно осуществлять не только за деятельностью самого чиновника, но и за

финансовым положением членов его семьи. Справедлив вопрос исполнения

такой

громадной

работы.

Но

вопрос

решаем,

в

связи

с

развитием

компьютерных и информационных технологий. В пример, можно примести

таких «флагманов», на мировом антикоррупционном поприще как Германия,

Британия,

Австрия,

Норвегия.

Правоохранительные

системы

этих

стран,

разработали высокотехнологичную систему контроля над доходами семей

чиновников,

установили

правила

расчёта

и

контроля.

Вместе

с

тем,

в

обществе

уже

давно

сформирован

негативный

образ

коррупционера,

считается обязанностью, доложить о попытках вымогательства со стороны

чиновника, в органы правопорядка. Как орган дополнительного надзора, в

данных

системах

стоит

судебная

власть.

Это

на

мой

взгляд

важное

достижение, нашло своё отображение и в нашей стране, в седьмой главе

Конституции

РФ.

Судебная

власть

независима,

подчиняется

только

Конституции РФ и Федеральному законодательству, вправе отменять своим

решением

действия

иных

ветвей

власти,

если

их

решения

противоречат

закону Российской Федерации.

Третий метод, весьма прост. Заключён в создании конкуренции. Ведь так

получается что в 80% случаев, гражданам приходиться находить нелегальные

источники своих решения своих проблем, только по тому что у них есть

только один законодательно оформленный вариант, чем часто пользуются

чиновники. Например, большое количество нарушений, присутствует в сфере

малого

и

среднего

бизнеса,

эта

проблема

неоднократно

озвучивалась

на

самом

высоком

уровне.

Большое

количество

проверок,

различных

проволочек, направлено на создание условий способствующих коррупции, а

то и вообще отъёму бизнеса. Необходимо создание альтернативных правовых

путей решения, как то обращение в надзорные органы, обращение в суд,

парламентский контроль, что бы на основании проведения проверки этими

органами все претензии с предприятия были сняты.

Такой метод решения вопроса, снизит возможности давления на граждан со

стороны

чиновничьего

аппарата,

заставит

самих

чиновников

выполнять

обязанности качественно. Возможность привлечения для решения проблем в

рамках закона более властных органов, способных вникнуть в ситуацию и

дать

правильную

квалификацию

действиям,

как

гражданина,

так

и

чиновника,

будет

способствовать

соблюдению

закона,

и

препятствовать

самоуправству.

Заключение

Разобрав коррупцию как явление, в статье сам собой появился и рецепт

противодействия

ей.

Как

уже

было

указано

выше,

необходимо

законодательное решение вопроса, создание контролирующих институтов, в

том числе и общественных. Но самое главное, это формирование стойкого

отрицательного

мнения

о

коррупционере

в

обществе.

Идущий

на

государственную службу гражданин, должен осознавать всю возложенную на

него ответственность и оказанное ему общественное доверие. Чиновник не

должен испытывать материальных затруднений, что бы исполняя свой долг, у

него не возникало соблазнов получить дополнительные доходы незаконным

путём, но и не покидало его бремя ответственности перед законом и народом,

за принятые им решения.

Комплексное сочетание всех этих мер, в полном объёме поможет если не

искоренить такое негативное явление как коррупция, то по крайней мере

значительно снизить ущерб от подобной преступной деятельности. Только

гласность, прозрачность и законность помогут в борьбе с этим явлением.



В раздел образования