Напоминание

Конспект образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по развитию фонематического восприятия и автоматизации звука С посредством тактильно – кинестетической стимуляции "Космическое путешествие"


Автор: Жохова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №140"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Конспект образовательной деятельности
Тема: Конспект образовательной деятельности с детьми средней логопедической группы по развитию фонематического восприятия и автоматизации звука С посредством тактильно – кинестетической стимуляции "Космическое путешествие"
Дата публикации: 15.04.2018
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект образовательной деятельности с детьми средней логопедической

группы по развитию фонетико – фонематического восприятия и

автоматизации звука [С] посредством тактильно – кинестетической

стимуляции

«Космическое путешествие»

Подготовила:

Учитель-логопед

МДОУ д/с №140

Жохова Н. Н.

11.04.2018г.

Тема: «Космическое путешествие»

Образовательная область «Речевое развитие» (интеграция с образовательными областями

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»)

Цель: Развитие фонетико – фонематического восприятия.

Образовательные задачи:

«Автоматизация звука [С] посредством тактильно – кинестетической стимуляции».

Развивающие задачи:

развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, уточнить артикуляцию звука

[С].

формировать правильное диафрагмальное дыхание; развивать ритмичность речи, внимание к

звукослоговой структуре слова.

развивать любознательность, память, мышление детей; зрительное и слуховое внимание.

развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Способствовать освоению культуры общения с взрослыми и сверстниками, умению работать

в группе.

Методы и приемы: рассматривание иллюстраций; чтение стихов, рассказов, загадок; беседа.

Материалы,

оборудование: кинетический

песок,

гласные

буквы,

символы

гласных

и

согласных

звуков,

ракета

(игрушка),

дидактическое

пособие

для

развития

фонетико

фонематического восприятия, стихи, иллюстративный дидактический материал (картинки с

изображением космоса; ракеты, звёзд, метеоритов, комет, и т.д.), загадки по теме.

Предварительная работа: беседа о космосе, о космонавтах, рассматривание иллюстраций

на

тему:

«Космос»,

наблюдение,

заучивание

наизусть

стихотворений,

текстов

к

физкультминуткам

и

пальчиковым

гимнастикам.

Ознакомление

с

понятиями:

звук

речи

(гласные, согласные звуки), буква, слог.

Образовательная деятельность.

Дети рассматривают сюжетную картину «Космос».

Логопед:

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты.

Л: Ребята, я приглашаю вас отправиться в космическое путешествие. Скажите, на чем мы

полетим в космос?

Дети: Полетим на ракете!

Л: Наша ракета не готова к полёту, нужно её достроить. В космическом песке спрятана

подсказка, найдите её.

Дети находят гласные буквы: А, У, И, О.

(Логопед даёт кирпичик из кинетического песка ребёнку, который называет слово на

заданный гласный, собирает кирпичики и достраивает вместе с детьми ракету)

Л: Ракета готова! Готовы космонавты?

- Ты какой космонавт?

(Дети отвечают на поставленный вопрос)

- Я смелый космонавт.

- Я умный космонавт.

- Я сильный космонавт.

- Я добрый космонавт.

Л: В путешествии будет много трудностей, справиться с ними поможет зарядка.

Физкультминутка «Космонавты»

Будем очень мы стараться,

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер,

Плавать лучше всех на свете.

Приседать и вновь вставать

И гантели поднимать.

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты.

(Выполняют движения соответственно тексту)

Л: Космонавты, по местам!

(Дети встают в круг, посередине которого достроенная ракета)

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждёт ракета всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлёта, (марш на месте)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны.)

Вот ракета полетела! (прыжки на двух ногах)

Л: В космическом пространстве мы не встретим посуду, мебель или деревья, но зато

увидим солнце, луну, звёзды, кометы и метеориты.

Скажи, что ты видишь?

Д:

-Я вижу комету.

- Я вижу солнце.

- Я вижу луну…

(Рассматривают предметные картинки в иллюминатор)

Л: «Прохлопай» своё космическое слово («прошагай», «пропрыгай», «протопай»…)

(Дети делят слова на слоги и возвращаются на свои места).

Л: Мы оказались на неизвестной планете. Кажется, что здесь пустынно и необитаемо, но

если вы угадаете загадки, то местные жители появятся перед вами.

- Посмотрите, какой звук я хочу произнести?

(Логопед показывает артикуляцию гласных звуков: А, О, И, У, Ы и выставляет картинки –

символы гласных на доске)

- Догадались, чья это планета?

- Верно, на этой планете живут гласные звуки. Они умеют петь и хотят, чтобы вы пели

вместе с ними.

(Дети выполняют дыхательную гимнастику и пропевают «дорожку» из гласных на одном

выдохе).

Л: Давайте научим наших друзей зарядке, которая помогает произносить звуки правильно!

(Дети

выполняют

комплекс

артикуляционной

гимнастики

для

свистящих

звуков.

Упражнения: «Толстяки» - «Худышки», «Улыбка» - «Хоботок», «Блинчик», «Трубочка»,

«Горка»

На планете появился ещё один гость – это согласный звук. Логопед называет и показывает

артикуляцию согласного звука [С], дети отгадывают звук.

- Рот приоткрыт, губы в улыбке. Язык лежит внизу, кончик языка упирается в зубки.

Посередине языка – дорожка, по которой бежит холодный воздух.

Дети

произносят

звук

вместе

с

логопедом,

отражённо

и

индивидуально

с

опорой

на

зрительный

образ

(перед

зеркалом).

Проверяют

наличие

холодной

воздушной

струи

тыльной стороной руки. Дают характеристику звуку: согласный, твёрдый, глухой.

Л:

Ребята,

давайте

поможем

звукам

подружиться!

Логопед

расставляет

картинки

с

изображением символов гласных звуков и звука [С] в различных позициях.

Дети «читают» получившиеся слоги по символам.

- АС, ОС, УС, ИС, ЫС;

- СА, СО, СУ, СЫ

Кладут правую руку на кинетический песок и вдавливая в песок кончиками пальцев,

начиная с большого пальца руки и заканчивая мизинцем, произносят дорожку из слогов:

СА, СО, СУ, СЫ, СА.

По заданию логопеда приподнимают пальчики, показывая нужные слоги.

- СА (большой и мизинец)

- СО (указательный)

- СУ (средний)

- СЫ (безымянный)

Затем задание усложняется, дети показывают заданный слог вразбивку, индивидуально,

показывают два заданных слога одновременно.

- СО,-СУ (указательный и средний)

- СУ, -СЫ (средний и безымянный) и т.д.

Ребята, пора возвращаться на нашу планету Земля. На память оставим подарки звуку С,

слова, в которых звук С - первый.

(Дети выполняют речевую игру и «дарят» звуку [С] подарки)

Я найду слова везде,

и на небе и в воде,

на носу и на руке,

на полу, на потолке!

- Вы не слышали такого?

- Мы не слышали такого!

- Не беда, играем снова!

(сопровождают слова движениями)

- Самолёт, сумка, санки, сом, салат, сок, сыр, самокат, суп…

Л: Ракета ждёт. Попрощаемся с друзьями!

Всё готово для полёта, (поднять руки вперёд, затем вверх.)

Ждёт ракета всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлёта, (марш на месте)

Космонавты встали в ряд. (встать прыжком – ноги врозь, руки на пояс)

Поклонились вправо, влево (наклоны в стороны.)

Вот ракета полетела! (прыжки на двух ногах)

Итог занятия:

На какой планете вы побывали? Назовите гласные звуки. Что вы знаете о согласном звуке

[С]?

(Дети отвечают на поставленные вопросы и дают характеристику согласного звука [С] –

согласный, твёрдый, глухой)



В раздел образования