Напоминание

"Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста."


Автор: Хажеева Альфира Аслямовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 332
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактические игры своими руками по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактические игры своими руками по

сенсорному воспитанию для детей раннего

возраста.

Развивающая предметная среда – это система материальных объектов

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его

духовного и физического облика.

Можно смело утверждать, что в нашем городе руками педагогов и родителей

созданы уникальные варианты развивающей среды. Парадоксально, но факт –

нехватка материальных средств на приобретение различного оборудования, игр

способствует развитию творчества.

Большую часть времени в детском саду ребенок проводит в группе, а

малыши вообще нечасто покидают ее пределы. Значит, развитие дошкольника во

многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом

помещении. Здесь имеет значение: цвет стен и потолка, разделение пространства

на функциональные зоны, разнообразие игр, игрушек и соответствие их возрасту

детей, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего

от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

В данном сборнике я предлагаю познакомиться с предметно-развивающей

средой по сенсорному воспитанию. Данный материал будет полезен

любознательным родителям, педагогам дошкольного воспитания.

Пояснительная записка: На мой взгляд, сенсорное развитие малышей - это

удивительный источник обогащения детского словаря, развития интереса детей к

разнообразному миру, совершенствование детского мышления и других

психических процессов.

Цель: изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию своими

руками.

Задачи:

1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах

предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много, один),

различать величину.

2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в

ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи,

доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе.

Оно осуществляется планомерно и систематически. В непосредственно

образовательной деятельности – это включение задач сенсорного воспитания. Их

связь, с содержательной для ребенка деятельностью, позволяет педагогу

формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей.

Практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт. В

повседневной жизни происходит обогащение личности ребенка через

непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с

миром предметов, созданных руками человека. Поэтому, в непосредственно

образовательной деятельности с детьми раннего возраста, по сенсорному

развитию, ставились и решались следующие задачи:

1. создать условия для снятия чувства тревоги у детей;

2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;

3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе

сенсорных дидактических игр;

4. развить способность детей действовать самостоятельно.

Эти задачи также решались в создании игровой среды, разработке новых

дидактических игр. В процессе создания новых дидактических игр я отдала

предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими

руками. В дидактических играх я стремлюсь заинтересовать детей через яркий

образ предметов, сюрпризные моменты, эмоциональную речь воспитателя.

Цветовая гамма игр состоит из основных четырёх цветов, причем все четыре

цвета залог каждой игры. Работа с детьми проводится в основном индивидуально

или подгруппой, состоящей из 2-3 детей. Считаю, что все игры, сделанные

своими руками, должны быть выполнены, эстетически. Все дидактические игры,

которые я использую в свободной деятельности с детьми, я систематически

вношу в ежедневный план воспитательно – образовательный работы. Причем, как

в первую половину дня, так и во вторую, с целью закрепления и систематизации

знаний. При этом учитываю индивидуальные особенности развития каждого

ребенка. Используя разнообразные дидактические игры, для накапливания

сенсорного опыта детей, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям

детского сада, дети увереннее накапливают представления о цвете, форме,

величине, проявляя желание действовать вместе с воспитателем, со сверстниками

и самостоятельно. Хочется отметить, что дидактические игры дадут хороший

результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут

быть решены в процессе их проведения. В результате проведения

дополнительной работы в виде дидактических игр, у детей наметилась

положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов,

зрительного восприятия, восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в

пространстве. Используя сенсорную зону в свободной деятельности с детьми, я

убедилась в том, что, играя, дети лучше усваивают программный материал, кроме

того, дидактические игры способствуют развитию памяти, мышления у детей.

Привлекая внимание детей к сенсорной дидактической игре, я заметила, что у

детей появляется такие качества, как интерес и любознательность. У детей

вырабатываются целеустремленность, активность, планомерность действий,

сдержанность, организованность, достижение результата вызывает чувство

радости и хорошего настроения. Эта радость является залогом успешного

развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для

дальнейшего воспитания. Предлагаю вам две авторские игры, сделанные своими

руками. Надеюсь мой опыт поможет и Вам!

Для развития у детей воображения, формирования зрительно-моторной

координации на основе действия с предметами было изготовлено дидактическое

пособие “Подбери по цвету”, “Разноцветные полоски”. Оно привлекает внимание

яркостью, интересным содержанием.

Описание пособия: пособие состоит из пластикового ведра с наклеенными

цветами из самоклеящейся плёнки, с четырьмя сквозными отверстиями на

крышки пластикового ведра, с накопителями: для первой игры – разноцветные

крышки от пластиковых бутылок, для второй – разноцветные нарезные полоски.

Цель: закрепление знания цвета; развитие моторики руки, формировать

умение различать и правильно называть 4-е основные цвета, учить совмещать

накопитель (пробки или нарезные полоски) с ячейкой, производить соотносящие

действия (ориентир по цвету); действовать целенаправленно, последовательно.

Первая авторская дидактическая игра.

Описание:

Для дидактической игры “Подбери по цвету” нам понадобится: пластиковое

ведро (объём сами выбираете, у меня 2 литра), самоклеящееся плёнки 4 цвета

(красный, желтый, синий, зеленый), заострённые маленькие ножницы

(маникюрные ножницы) или канцелярский нож, узкий скотч, линейка, накопители

(разноцветные крышки от пластиковых бутылок). (См. фото).

С помощью циркуля отмеряем и рисуем круг. Вырезаем, проверяем путем

накладывания круга на крышку от пластикового ведра. (См. фото).

Далее складываем круг, как изображено на рисунке, сопоставляя шаблон с

крышкой от пластикового ведра. (См. фото).

С помощью линейки делаем разметки. (См. фото).

С помощью пластиковой крышки вырисовываем, а потом вырезаем

отверстия на крышке от пластикового ведра. (См. фото).

Проверяем проходимость крышек через отверстия путем накладывания. (См.

фото).

Вырезаем по шаблону из самоклеящееся плёнки 4 цвета (красный, желтый,

синий, зеленый), проверяем путем сопоставления. (См. фото).

Далее все 4 цвета клеем на крышку от пластикового ведра. (См. фото).

Потом проделываем отверстия на крышке от пластикового ведра. (См. фото).

Сзади можно подклеить узким скотчем, что бы не растрепались «лучики». (См.

фото).

Осталось все собрать и можно играть. (См. фото).

Вторая авторская дидактическая игра.

Описание:

Для дидактической игры “Разноцветные полоски” нам понадобится:

пластиковое ведро (объём сами выбираете, у меня 1,1 литра), самоклеящееся

плёнки 4 цвета (красный, желтый, синий, зеленый), заострённые маленькие

ножницы (маникюрные ножницы) или канцелярский нож, узкий скотч, линейка,

картон, накопители (разноцветные нарезные полоски). (См. фото).

Далее проводим все тоже самое с крышкой от пластикового ведра, что и в

первой игре. Делаем все пошаговой инструкции. (См. фото).

1 2

3 4

5 6

7 8

Накопители для данной игры я выбрала разноцветные полоски: нарезав из

картона полоски (7*1), обклеив их самоклеящейся плёнкой 4 цвета. (См. фото).

9 10

Осталось все собрать и играть. (См. фото).

Вот такие две игры я придумала для сенсорного уголка в группе. Мои

воспитаники с удовольствием в них играют. Надеюсь Вам понравилось. Спасибо

за внимание!



В раздел образования