Напоминание

"В гости в весенний лес"


Автор: Медведева Анжела Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п.Ивня,Белгородская область
Наименование материала: экскурсия
Тема: "В гости в весенний лес"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экскурсия в весенний лес

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила

Медведева А.М.

Цель:

- Формировать представление о состоянии природы весной;

- обогащать и активизировать словарь;

Образовательная область «Познание»

- Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще

наблюдать приметы зимы (лежит неглубокий снег, деревья, кроме хвойных,

кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны

(видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали

птицы, из шишек ели высыпаются семена).

- Упражнять детей в умении различать деревья.

- Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их

эстетические переживания.

Воспитательная:

Воспитывать у детей любовь к природе родного края.

Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная

деятельность педагога и ребенка, исследовательский , практический-труд в

природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово,

рассматривание, сравнение.

Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение

рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких

описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с

изображением ранней весны в лесу.

Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе.

Воспитатель: - Ребята, где живут сказки? (ответы детей)

Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,

наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости

к сказке. Послушайте стихотворение:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)

Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень

внимательными и постараться заметить улыбки весны.

По дороге в лес: Определить с детьми состояние погоды (тепло -

холодно, солнечно - пасмурно, тихо - ветрено) Рассмотреть, во что одеты

дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш,

гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)

В лесу: Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!

Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте

подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину,

постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.

Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

- Скажите, когда это бывает? (Весной)

- Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.

Коллективное наблюдение

Вместе с детьми выбрать удобную поляну.

Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны.

Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны,

ели на фоне голубого неба и еще белого снега.

Воспитатель: - Ребята, послушаем лес. Что вы слышите?

слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких?

(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы

детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж

лесной воздух!

Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?

Посмотрите, в лесу много проталин, значит, сюда уже заглядывало солнце,

пригревало снег своими лучиками.

На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)

-Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите

сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть

дальше, осталась и примета зимы, посмотрите, там лежит уже неглубокий

снег, в то место солнышко заглядывало мало, и он еще не растаял.

Воспитатель: - Ребята, что не пускает в лес солнце?

Дети: - Ветки деревьев.

Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним

их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого

дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях

сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот,

пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели. Как называются

иголки этих деревьев? (хвоя)

Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.

Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с

ответом)

- Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к

сосне и убедимся в этом.

- А еще можно увидеть проталины, это дорожки ,где уже растаял снег от

весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.

Как она называется?

Дети: - Проталина

Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу

можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?

Дети: - Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры,

местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев

(воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).

Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и

вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете

весны.

Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.

- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?

Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по

всему лесу.

- Ребята, что помогает им перелетать?

- Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как

летят семена-вертушки.

- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.

- Кто бы это мог быть?

Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.

Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.

Воспитатель:- Ребята, ель или сосну, вы в любое время узнаете, ни с чем не

спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет

вокруг нашей поляны.

Дети: - Березы, Рябина и т.д.

- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она

похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,

из которых скоро появятся зеленые листочки .

Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.

- Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)

Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».

Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)

- Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников;

посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно

прикрыть мхом землю.

При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой,

поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая

листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.

Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас

поиграем. Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;

«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать

на носочки и потянуться.)

Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех

детей. Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.

Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для

коллекции «Чудесный лес».

Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.

Игра: ««Узнай по запаху».

Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные

особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память,

трудолюбие.

Подводится итог мероприятия

Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес.

Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями

и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим,

весенним воздухом.

До свидания, лес, до новой встречи!

Работа после экскурсии

Изготовление поделок из природного материала

Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»

Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвина

-

.



В раздел образования