Автор: Медведева Анжела Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ"Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"
Населённый пункт: п.Ивня,Белгородская область
Наименование материала: экскурсия
Тема: "В гости в весенний лес"
Раздел: дошкольное образование
Экскурсия в весенний лес
(для детей старшего дошкольного возраста)
Подготовила
Медведева А.М.
Цель:
- Формировать представление о состоянии природы весной;
- обогащать и активизировать словарь;
Образовательная область «Познание»
- Показать детям природу в переходном состоянии, когда можно еще
наблюдать приметы зимы (лежит неглубокий снег, деревья, кроме хвойных,
кустарники стоят голые, насекомых не видно), и уже заметны признаки весны
(видны первые проталины, усилилась капель с крыш, оживленнее стали
птицы, из шишек ели высыпаются семена).
- Упражнять детей в умении различать деревья.
- Вызвать у детей чувство радости от встречи с лесом, усилить их
эстетические переживания.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь к природе родного края.
Вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.
Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.
Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Методы и приемы: Наглядный; Информационно - рецептивный - совместная
деятельность педагога и ребенка, исследовательский , практический-труд в
природе; Словесный – рассказ, пояснение, загадка, художественное слово,
рассматривание, сравнение.
Предварительная работа: ежедневные наблюдения на участке, чтение
рассказов о природе, загадки, народные приметы, составление коротких
описательных рассказов, беседы, рассматривание иллюстраций; картин с
изображением ранней весны в лесу.
Организационный момент перед отправлением на экскурсию в группе.
Воспитатель: - Ребята, где живут сказки? (ответы детей)
Я тоже считаю, что сказки могут поселиться в самых разных местах. И,
наверное, многие из них живут в лесу. Сегодня мы пойдем в лес, в гости
к сказке. Послушайте стихотворение:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась. (Ф.Тютчев)
Я предлагаю вам, ребята, по дороге в лес, на лесной поляне быть очень
внимательными и постараться заметить улыбки весны.
По дороге в лес: Определить с детьми состояние погоды (тепло -
холодно, солнечно - пасмурно, тихо - ветрено) Рассмотреть, во что одеты
дети. Поощрять детей, замечающих приметы - улыбки весны (капель с крыш,
гомон птиц, проталины у дороги, яркое солнце)
В лесу: Воспитатель:- Здравствуй, лес! Здравствуй, сказка!
Как легко и приятно здесь дышится! Как чист и свеж лесной воздух! Давайте
подышим чистым воздухом, ароматом сосен и елей, послушаем тишину,
постоим тихо – тихо и прислушаемся к природе.
Воспитатель: - Из-за гор, из-за морей
Мчатся стаи журавлей
Ручейки в лесу поют
И подснежники цветут.
- Скажите, когда это бывает? (Весной)
- Ребята, мы пришли в лес наблюдать признаки весны.
Коллективное наблюдение
Вместе с детьми выбрать удобную поляну.
Остановиться, чтобы показать детям изменения в лесу с приходом весны.
Предложить детям полюбоваться красотой леса, замечает, как хороши сосны,
ели на фоне голубого неба и еще белого снега.
Воспитатель: - Ребята, послушаем лес. Что вы слышите?
слышен шелест ветвей, голоса птиц - каких?
(спросить каждого ребенка, положительно оценить и обобщить ответы
детей). Подметить еще раз, как в лесу светло и красиво, как чист и свеж
лесной воздух!
Воспитатель: - Ребята, а видны ли в лесу признаки весны?
Посмотрите, в лесу много проталин, значит, сюда уже заглядывало солнце,
пригревало снег своими лучиками.
На что похож сейчас снег? (рассуждения детей)
-Он как ледяное кружево. Возьмите осторожно кусочки наста и посмотрите
сквозь него на небо, на солнце, только близко к лицу не подносите. Чуть
дальше, осталась и примета зимы, посмотрите, там лежит уже неглубокий
снег, в то место солнышко заглядывало мало, и он еще не растаял.
Воспитатель: - Ребята, что не пускает в лес солнце?
Дети: - Ветки деревьев.
Воспитатель: - Давайте наблюдать за ветками сосны и ветками ели. Сравним
их. Сосны очень высокие деревья, тянутся высоко к небу, и ветви у этого
дерева большие и крепкие. Посмотрите, у ели ветки покороче. На ветвях
сосны и ели иголки, они называются хвоя, у сосны хвоя длиннее. А вот,
пахнут они одинаково, почувствуйте аромат сосны и ели. Как называются
иголки этих деревьев? (хвоя)
Воспитатель: - Ребята, на нашей поляне много солнца.
Как можно узнать, что весеннее солнце стало пригревать сильнее? (помочь с
ответом)
- Можно потрогать стволы деревьев, нагретые солнцем. Давайте подойдем к
сосне и убедимся в этом.
- А еще можно увидеть проталины, это дорожки ,где уже растаял снег от
весеннего солнышка. Вот эта тропинка, на которой уже мало снега.
Как она называется?
Дети: - Проталина
Воспитатель: - Вот мы слушали, что лес рассказывает, а ведь лесную книгу
можно еще и прочитать. Посмотрите на снег, что вы видите?
Дети: - Следы птиц, людей, тонкие и толстые веточки, кусочки коры,
местами снег почернел от еловых иголок - опадает сухая хвоя с деревьев
(воспитатель конкретизирует, помогает с ответами).
Воспитатель: - А это что? Похожи на маленькие крылышки. Постарайтесь и
вы, ребята найти такие же крылышки, а я расскажу еще об одной примете
весны.
Продолжить после того, как дети соберутся возле воспитателя.
- Эти крылышки - семена ели. Рассмотрите их внимательно, какие они?
Ранней весной семена ели высыпаются из шишек и разлетаются по
всему лесу.
- Ребята, что помогает им перелетать?
- Давайте посмотрим вокруг, а вдруг нам удастся увидеть как
летят семена-вертушки.
- А вы знаете, в лесу до еловых семян много охотников.
- Кто бы это мог быть?
Это и белки, и дятлы, и клесты. Прислушаемся еще раз к голосам птиц.
Конечно, как и в городе, птицы стали оживленнее, больше поют.
Воспитатель:- Ребята, ель или сосну, вы в любое время узнаете, ни с чем не
спутаете. А другие деревья вы узнать можете? Назовите, что еще растет
вокруг нашей поляны.
Дети: - Березы, Рябина и т.д.
- Кустарники узнать еще трудно. Вот это - молодая рябинка. Она
похожа на кустарник. Мы ее внимательно рассмотрим, веточки, почки,
из которых скоро появятся зеленые листочки .
Воспитатель: - Ребята, сейчас, понаблюдайте, что у нас растет под ногами.
- Это мох (показать, дать возможность потрогать, определить цвет)
Самостоятельное наблюдение «Что находится под землёй».
Задание: (совместная деятельность воспитателя с детьми)
- Ребята, осторожно отогните мох, посмотрите корни трав, кустарников;
посмотрите, корни некоторых деревьев глубоко в земле; затем осторожно
прикрыть мхом землю.
При возможности показать детям, что корни деревьев сплетены между собой,
поэтому деревья в сильный ветер стоят в лесу крепко, не падают, а опавшая
листва с лиственных деревьев будет хорошей подкормкой земле.
Воспитатель: - Мы наблюдали за деревьями и растениями леса, а сейчас
поиграем. Подвижные игры: «Раз, два, три - к дереву беги!»;
«Кто внимательнее». (Трава – присесть, кустарник – встать, дерево – встать
на носочки и потянуться.)
Цель: Воспитывать внимание, развивать двигательную активность всех
детей. Закреплять знания детей о разнообразии деревьев в лесу.
Сбор шишек, кусочков опавших веточек, сосновых иголок, мха для
коллекции «Чудесный лес».
Собранный материал сортируется, раскладывается по папкам, корзинкам.
Игра: ««Узнай по запаху».
Цель: Закрепить название деревьев, умение детей находить отличительные
особенности деревьев, кустарников, растений леса. Воспитывать память,
трудолюбие.
Подводится итог мероприятия
Воспитатель: - Ребята, мы совершили экскурсию в сказочный, весенний лес.
Наблюдали, за пробуждением природы с наступлением весны, за деревьями
и растениями, любовались красотой весеннего леса, дышали свежим,
весенним воздухом.
До свидания, лес, до новой встречи!
Работа после экскурсии
Изготовление поделок из природного материала
Экологические игры: «Кто где живёт», «Угадай по описанию»
Чтение художественной литературы «Разговор деревьев» М. Пришвина
-
.