Автор: Мезин Александр Сергеевич
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 9
Населённый пункт: город Татарск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Гербы и эмблемы"
Раздел: среднее образование
Занятие в объединении по изобразительному искусству (для детей 10 – 11 лет)
Тип занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Форма проведения: творческая мастерская
Участники: дети 10 – 11 лет.
Тема: «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы».
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая задача занятия: сформировать у обучающихся представление о символическом характере языка герба, как отличительного
знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов, и цвета в искусстве геральдики, о символах и
эмблемах в современном обществе.
УУД:
Личностные: актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы урока; осознание значимости сохранения знаний и
представлений об искусстве геральдики; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и
практическую художественно-творческую деятельность.
Познавательные: содействовать развитию у обучающихся выделять главное в познавательном объекте; учить понимать символический
характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики; смысл
и значение символов и эмблем в современном обществе; творчески подходить к созданию собственного герба или эмблемы.
Регулятивные: отработка
умения
«прочитать
герб»;
создавать
композицию
герба,
используя
язык
символов;
вносить
необходимые
дополнения и коррективы в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
содействовать умению детей общаться в группе при выполнении коллективной работы, умению договариваться, находить совместные
решения творческого задания.
Ожидаемый
результат: обучающиеся научатся
понимать
символический
язык
искусства
геральдики;
отработают
навык
составления
композиции герба, используя язык символов; приобретут опыт совместной поисковой деятельности.
Материалы: клей, ножницы, цветная бумага, гуашь, кисти, фломастеры, шаблоны эмблем, карточки-задания.
Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска.
Зрительный ряд:
Презентация, включающая фрагмент фильма «Айвенго».
Иллюстрации гербов: России, г.Москвы, Новосибирской области, г. Татарска
Рисунки рыцарей со щитами.
Музыкальный ряд: записи средневековых мелодий,
Подготовительная работа:
На предыдущем занятии группа делится на 4 поисковых группы.
Поисковые группы получили следующие задания: изучить историю и значение герба:
группа № 1 – России;
группа № 2 – г. Москва
группа № 3 – НСО
группа №4 –г. Татарск
За неделю до занятия члены группы решают, кто, о чём, будет сообщать на занятии по данной теме.
Ход занятия
(Объединение делится на группы по 4 человека. Столы расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)
№ п\п
Эта
п
зан
яти
я
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Примечание
1
Организационный
момент
Добрый день, давайте улыбнемся друг
другу, ведь улыбка – это главное условие
не только хорошего настроения, но и
конструктивного общения.
Приветствие педагога, самопроверка готовности к
занятию.
Организация
начала
занятия,
эмоциональн
ый настрой
2
Введение в тему.
Мотивация учебной
деятельности
обучающихся.
Идет фрагмент фильма «Айвенго» и
звучат стихи:
Труба зачинщика надменный вызов
шлет,
И рыцаря труба в ответ поет,
Поляна вторит им и небосвод.
Забрала опустили седоки,
И к панцирям прикреплены древки;
Вот кони понеслись, и, наконец
Настраиваются на занятие, самостоятельно
определяют тему занятия, формулируют задачи
занятия.
Нацеливание
на тему и
задач
занятия.
С бойцом вплотную съехался боец.
Драйден, "Паламон и Арсита"
- Скажите, зачем рыцари украшали свои
боевые щита, шлемы, флаги и попоны
лошадей различными знаками?
-Как вы думаете, какое отношение имеет
фрагмент фильма к теме нашего урока?
- Что мы будем изучать сегодня на
занятие?
- Совершенно верно, тема нашего
занятия: «О чем рассказывают нам гербы
и эмблемы», мы познакомимся с
искусством геральдики.
- А чтобы вы хотели узнать, изучая
данную тему?
Чему мы можем научиться?
Пригодятся ли полученные знания в
жизни? Зачем нам это надо?
Они помогали закованным в латы с головы до ног
воинам различать друг друга на расстоянии.
Мы будем изучать значение символов, которые
появились в Средние века, в эпоху рыцарей.
Мы познакомимся с искусством составления
гербов.
Мы можем узнать:
- историю возникновения искусства геральдики;
- познакомиться с составными частями герба;
- значением символов и цвета в искусстве
геральдики.
Мы можем научиться «читать герб»; использовать
свои знания для самостоятельного применения.
В каждой стране, области, городе есть свои
отличительные символы: герб, флаг. Мы сможем
понимать более полно их значение, «читать герб».
3.
Актуализация знаний.
- Использование всякого рода знаков и
символов свойственно человеку. Обычай
избрания для себя или для своего рода и
племени особого отличительного знака
имеет очень глубокие корни и
распространен повсюду в мире.
Яркое и красочное искусство геральдики
развилось в мрачные времена
феодализма и крестовых походов.
Самые первые гербы появились в
Западной Европе в Середине века. Это
были личные знаки рыцарей.
Слушают рассказ педагога.
Нацеливание
на
размышлени
е истоков
возникновен
ия искусства
геральдики.
4.
Изучение нового
материала.
Работа с литературой по группам.
1 группа - изучает, что такое
Каждая группа изучает заданный фрагмент нового
материала по предложенной литературе и выполняет
практическую часть, в которой закрепляет
изученное.
Потом представитель из каждой группы знакомит
всех с результатами
Рассказ обучающегося: Каждый знак и цвет в гербе
имели определенное значение и символически
Умения
воспроизвод
ить
информацию
, быть
активными
слушателями
. Развивают
коммуникати
вные умения
и навыки при
«геральдика», дает определение этому
понятию. Практическая
работа: подобрать каждому воину
соответствующий герб.
2 группа – рассматривает форму щитов;
изучает геральдические и
негеральдические фигуры. Практическая
работа: распределить предложенные
картинки на две группы: геральдические
и негеральдические фигуры. Наклеить
фигуры в соответствующие колонки.
3 группа – изучает символическое
значение цвета. Практическая
работа: соотнесите цвет и символическое
значение, закрасьте соответствующим
цветом пустой квадратик.
рассказывали о том, кто этот человек, которому
дозволено его носить. Герб был знаком чести и рода.
- В 14-15 в. В городах Западной Европы знатные
синьоры носили гербовые платья. Сочетание цветов
на них подбиралось по цвету поля фамильного
герба, платье украшалось фигурами-символами,
эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить
оного синьора от другого и в то же время несло
информацию в знаках о самом человеке.
Рассказ обучающегося: форма щитов была
разнообразной. К геральдическим фигурам относят
те, которые делят щит на несколько полей
определенного цвета.
Наряду с геральдическими
использовались негеральдические фигуры –
изображения человека, животных, дракона,
растений, кораблей, оружия, предметов быта.
выполнении
коллективно
й работы.
4 группа – изучает основные элементы
старинного герба.
Практическая работа: подписать возле
стрелок соответствующие элементы
герба.
Индивидуальный доклад обучающегося
на тему: что такое эмблема
Рассказ обучающегося: каждый цвет в геральдике
имеет свое символическое значение. Золото -
(желтый) считалось символом богатства и
справедливости; серебро (белый) – символом
невинности и чистоты; темно-красный – символ
любви, смелости; голубой – красоты и величия;
зеленый – символ изобилия; пурпурный (красный) –
могущества; черный – мудрости.
Рассказ обучающегося: Самую важную часть герба
– щит – обычно поддерживают фигуры щит
держателей. Это могут быть люди, птицы, звери,
фантастические существа, стоящие на задних лапах.
Верхнюю часть герба венчает изображение короны,
а так же шлем. Справа и слева от короны
располагаются причудливые завитки – намет. В
нижней части герб украшает лента
с девизом, указывающим на жизненные ценности
владельца. Иногда герб дополняется
изображением мантии, которая делает его еще более
торжественным.
Рассказ обучающегося: эмблема – это условное
символическое изображение какого-либо понятия
или идеи (например, голубь – эмблема мира).
Дуб, медведь - означали силу; факел, раскрытая
книга – знание; пчела – трудолюбие; лавр – славу;
крылатый змей – зло; дракон – могущество; рука –
храбрость.
5.
Проверка домашнего
задания.
О чём может рассказать герб,
эмблема?
В прошлом у каждого российского
города был свой герб. Он рассказывал о
самом главном в судьбе города, его
внешнем облике, обычаях жителей.
Рассказ вёлся на языке символов —
сказочных и настоящих фигур и
предметов, расположенных на гербе с
особым смыслом.
И сейчас почти у каждого города, как и у
каждого государства, есть свой
отличительный знак — свой герб. Герб
изображается на флагах, монетах,
печатях, государственных и
официальных документах.
Герб отражает:
историю
географическое положение
традиции
занятия его жителей.
На дом было задано задание изучить
герб:
группа № 1 – России;
Один из представителей группы, представляет
подготовленный проект-
1 группа «Герб России» представляет собой
золотого двуглавого орла на красном фоне. Над
головами орла изображены три короны, ныне
символизирующие суверенитет, как всей Российской
Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в
лапах — скипетр и держава, олицетворяющие
государственную власть и единое государство; на
груди — изображение всадника, поражающего
копьем дракона. Это один из древних символов
борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты
Отечества.
2 группа «Герб Москвы» - представляет собой
четырехугольный с закругленными нижними углами
и заостренный в оконечности темно-красный
геральдический щит с изображением всадника —
Святого Георгия Победоносца поражающего
золотым копьем черного Змия.
Образ всадника-змееборца символизировал борца с
иноземными завоевателями, а также народного
защитника.
3 группа «Новосибирской области» - Герб
Новосибирской области был утвержден в 2003 году.
Официально он был закреплен с помощью закона №
Развитие
способности
воспринимат
ь, выражать
свое
отношение.
Умения
воспроизвод
ить
информацию
, быть
активными
слушателями
.
группа№ 2 – г. Москвы;
группа № 3 – Новосибирская области
группа №4 –г. Татарска;
119 – ОЗ «О гербе Новосибирской области». Для
данного символа была выбрана классическая
французская форма, которая получила широкое
распространение среди геральдики в Российской
Федерации. Нижние углы имеют плавное
закругление, а средняя часть отличается
закруглением к низу. По бокам герб выполнен в
серебристом цвете, а середина окрашена в синий.
Главными героями композиции являются два соболя,
которые изображены стоящими на задних лапах,
передними в это время они держат каравай с
солонкой наверху. Нижнюю часть словно
опоясывает полоса, которая на белом фоне
выполнена в черном цвете, а на синем - в белом.
4
группа
«Герб
г.Татарска»
- Герб
Татарского
района
утвержден
решением
двенадцатой
сессии
Совета депутатов Татарского района Новосибирской
области первого созыва от 27 июня 2006 года № 43
«Об утверждении герба Татарского района».
Герб Татарского района внесен в
Государственный геральдический регистр
Российской Федерации за № 2439.
Описание герба Татарского района
Щит
рассечен
на
серебряное
и
червленое
поля.
Поверх
всего
золотой
Т-образный
крест
с
п о п е р еч н ы м и
п е р е к л а д и н а м и
н а
ко н ц а х ,
сопровождаемый
в
зеленой
главе
3
золотыми
колосьями
6.
Физкультминутка.
Показывает движения, используя
музыкальное и анимационное
приложение.
Обучающиеся выполняют упражнения за педагогом.
Ходьба на месте, взмахи руками.
Повороты направо, налево, любуются цветами.
Формирован
ие культуры
ЗОЖ
7.
Создание предпосылок
для дальнейшего
расширения материала.
Самостоятельная
практическая работа в
группах по 4 человека.
(под музыку)
Сегодня у вас есть возможность создать
свою символику герба. Представьте себе,
что вы древние рыцари и являетесь
членами одной семьи. В каждой семье
по 4-5 человек.
(Оказание индивидуальной помощи,
советы по композиции).
Каждая группа должна создать
проект герба по описанию его хозяина.
Выберете старшего мастера, под
руководством которого группа будет
составлять эскиз герба. Каждый
помогает советом, но окончательное
решение принимает мастер.
Сначала изучите информацию о
Рыцаре, хозяине герба.
Выберете форму герба, его
геральдические и негеральдические
фигуры, цвет, которые бы отражали суть
его хозяина.
На гербе должен быть смысловой
центр, который можно выделить
крупным элементом или цветом.
Цветовой строй герба
Дети знакомятся с технологической картой, в
соответствии с которой должны выполнить эскиз
герба рыцаря. Для каждой группы дается краткая
характеристика рыцаря, для которого необходимо
придумать герб.
1 группа -
В славном городе Толедо жил один достойный
рыцарь.
Рыцарь жил легко и просто и Прекрасных Дам
любил,
Но съедал он за обедом сразу три - четыре пиццы,
И поэтому он толстым, чрезвычайно толстым, был.
2 группа -
Он без страха и упрека.
Он в сраженьях целый век,
Против злобы и порока.
У него свои законы.
У него давно в руках
Великаны и драконы!
Жизнь ему не дорога -
Он не может жить иначе.
Словно дикого быка,
За рога берет удачу!
Создавать
композицию
герба из
готовых
элементов.
Развивают
коммуникати
вные умения
и навыки при
выполнении
коллективно
й работы.
предполагает ограниченную палитру
локальных цветов.
Вспомним правила техники
безопасности - ножницы держать перед
собой, не размахивать ими; клей не
разливать.
Приступайте к работе. Желаю вам
успешно выполнить работу.
3 группа –
Где флаг развевается гордого льва,
Где замок стоит на высоких горах,
Где трусость и подлость навеки мертва,
Там рыцарь бесстрашный, отвага в глазах.
К народу он мил и добр душой,
К врагу он не знает пощады,
Защитником вер наделенный судьбой,
Он славу лишь чтит, как награду.
4 группа -
Он был герой, не знавший поражений
Всю жизнь свою он подвиги свершал
В балладах и стихах, и в песнях без сомнений
Он сам себя давно уж узнавал
Он был герой, он одолел дракона
Тогда в бою, возле прибрежных скал
Вспорол драконье мерзостное лоно
И первый камень заложил в свой пьедестал
а) аккуратность.
б) красочность
в) выразительность
г) композиции
8.
Просмотр и анализ
работ обучающихся.
1.Экспресс – выставка выполненных
работ-проектов.
Каждая групповая работа оценивается
противоположной группой по схеме:
1). Почему вам понравился этот герб?
2). Соответствует ли герб описанию его
Каждая группа оценивает работу оппонентов, отдав,
свой голос за любую понравившуюся работу (возле
понравившейся работы прикрепляются звездочки)
Каждый мастер оценивает работу группы. Отмечает,
есть ли обучающиеся, которым можно снизить
оценку за пассивность.
Создание
благоприятн
ых условий
для развития
у учащихся
умения
хозяина?
3). Соответствует ли работа основным
правилам оформления герба.
4). Чтобы ты добавил, исправил в этой
работе?
2. Выставление оценок.
а). За интересный материал члены
поисковых групп, получают эмблему с
почетной надписью «Лучшему
поисковику». Молодцы!
б). Победитель в номинации “Самое
интересное и увлекательное сообщение
получает эмблему с надписью «Лучший
оратор».
в). Все вы сегодня хорошо потрудились.
Ваши работы получились яркими,
красочными, выразительными. Вы
заработали эмблемы с почетной
надписью «Мастера своего дела»
подмечать
особенности,
умение
оценивать,
анализироват
ь, делать
выводы.
9.
Домашнее задание.
Подумай над эскизом своего
собственного герба или герб своей
семьи, используя язык символов.
Фиксируют домашнее задание.
Убирают рабочие места.
10.
Рефлексия
-Достигли ли мы поставленной цели
занятия?
Отвечают на вопросы, анализирую свою
деятельность.
- Мне больше всего удалось?
- Какой этап работы мне удался больше всего?
- Что я бы хотел бы узнать еще по данной теме?
- Где я могу применить полученные знания?