Напоминание

Анализ художественного произведения на уроках литературы Восточной Сибири как условие формирования сибирского характера


Автор: Бальчугова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№17"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ художественного произведения на уроках литературы Восточной Сибири как условие формирования сибирского характера
Раздел: среднее образование





Назад




Анализ художественного произведения на уроках литературы

Восточной Сибири как условие формирования сибирского характера.

В настоящее время в системе образования делается решительный шаг в

сторону изучения регионального компонента: истории края, литературы края,

культуры

края.

Актуальнейшая

задача

школы

сохранить

и

развить

у

ребёнка

главные

духовные

и

нравственные

ценности,

передаваемые

из

поколения в поколение. Для нас, для сибиряков, эти ценности укладываются

в понятие «сибирский характер».

Предмет «Литература Восточной Сибири» позволяет воспитывать

черты сибирского характера, помогает учащимся в выработке собственной

жизненной позиции и в усвоении принципов не только толерантности, но и

независимого мышления, критического осмысления и выработки навыков

самостоятельных

суждений,

основанных

на

признании

и

уважении

прав

человека.

В начале преподавания было интересно узнать, что учащиеся 5-6

к л а с с о в

п о н и м а ю т

п о д

с и б и р с к и м

х а р а к т е р о м .

В связи с этим провела мини-исследование.

Такие определения были даны учащимися:

мужественный, выносливый

(31%)

стойкий, с большой силой воли

(20%)

смелый, решительный

(19%)

з а ка л ё н н ы й

в р е м е н е м

и

р а з н ы м и

ситуациями

(12%)

закалённый морозами

(10%)

сильная личность

(8%)

В результате получила характеристику

образа сибиряка, на который

буду опираться при анализе художественных произведений, своеобразное

«лекало»

представлений

учащихся,

по

которому

дети

и

учитель

будут

убеждаться

в

своих

мнениях,

а

также

получила

возможно сть

совершенствования

программно-методиче ского

о б е с п е ч е н и я .

Изучая труды наших земляков, мы, прежде всего, делаем акцент на то, что

это — сибирская литература, поэтому многие географические и исторические

названия учащимся знакомы, а если что-то они и не знают, то параллельно

расширяется их кругозор. Но основное внимание, конечно же, обращаем на

так называемый сибирский менталитет, на жизненные ценности сибиряков,

их быт, их речь, их обычаи, их поведение в разных экстремальных ситуациях.

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных

результатов

в

формировании

мыслительной

деятельности

школьников,

является технология развития критического мышления. Данная технология

является творческим способом анализа литературы.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов

(стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап — «Вызов» (предтекстовая работа). Ребенок ставит перед собой

вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.

Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания

по

проблеме,

вызвать

устойчивый

интерес

к

изучаемой

теме,

побудить

ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только

формулирует

задания,

не

участвуя

в

процессе

припоминания.

Учащиеся

вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают

списки (написанное индивидуально). Учитель на доске составляет общий

список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым

предстоит

работать.

Парная

работа

способствует

лингвистической

грамотности.

Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова,

«корзина идей», « верные - неверные утверждения»), позволяют учащимся

увидеть

собранную

информацию,

а

структурирование

высказанных

идей

выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления

дальнейшего поиска информации.

2 этап — «Осмысление» (текстовый анализ). На данной стадии ребенок под

руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы,

которые

сам

поставил

перед

собой

на

первой

стадии

(что

хочу

знать).

Учитель

предлагает

познакомиться

с

текстом,

параграфом

учебника,

прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой

стадии является прием «Инсерт».

(

«V» - уже знал, «+» - новое, «думал

иначе», «?» - есть вопросы), динотантный граф, «двухчастный дневник»,

«бортовой» журнал

3 этап — «Рефлексия» (послетекстовая работа).

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной

проблеме. Учитель

дает

творческие,

исследовательские

и

практические

задания

на

основе

изученной

информации.

Важно,

чтобы

в

процессе

рефлексии

учащиеся

могли

самостоятельно

оценить

свой

путь

от

представления к пониманию.

Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие),

кластер, 10-минутное эссе, З-Х-У, вопросы по тексту, обзор двухчастных и

трехчастных дневников.

Урок по изучению стихотворения Д. Давыдова «Думы беглеца на Байкале»,

когда

учащиеся

по

поступкам,

совершаемым

героем,

смогли

определить

черты его характера, обобщить и вывести собирательный образ сибиряка.

Цель урока: Проанализировать стихотворение Д. Давыдова «Думы беглеца на

Байкале»

Задачи: определить черты характера сибиряка; обобщить по поступкам героя

основные качества; вывести собирательный образ

- Как вы думаете, какие черты характера человека могут входить в

понятие «сибирский характер»?

- Каков он, сибиряк?

Каждый присутствующий называет черту характера, свойственную, по его

мнению, сибиряку.

Составляется кластер:

- Где живут люди, обладающие такими качествами, как мужество,

смелость и т.д (Байкал…)

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Д. Давыдова «Думы

беглеца на Байкале»

Работа с текстом стихотворения.

(тексты на партах)

-

Теперь

прочитаем

стихотворение

Д.

Давыдова

«Думы

беглеца

на

Байкале».

- Пока вы его читаете, вы одновременно делайте пометки на полях. Их

четыре: «V», «+», «?», "-":

Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому,

что вы знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы

уже знаете или думаете, что знаете;

Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;

Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы

получить более подробные сведения по данному вопросу.

Эти

обозначения

должны

соответствовать

вашим

знаниям

и

пониманию.

Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую

идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о произведении в

целом. Теперь начните читать, не забывайте при этом делать пометки.

Далее мы работаем над анализом произведения

Работа в группах:

I группа: Отвечает на вопросы по содержанию стихотворения

1)

О ком рассказывается в стихотворении?

2)

Какие опасности и препятствия встречаются на пути беглеца?

3)

Находил ли беглец сочувствие и помощь кого-либо?

II группа: Словарная работа

Привольный –

Баргузин –

Пособил –

«Шел я каргой» Карга –

Армяк –

Каторга –

Горы Акатуя –

Шилка –

Не́

рчинск -

III группа: Характеристика состояния героя

1)

Почему герой пустился в столь трудное путешествие?

2)

Откуда и куда лежит его путь?

3)

Проследите как меняется настроение беглеца, как оно связано с

испытаниями?

После групповой работы вернуться к инсерту , остались ли вопросы.

- Мы сегодня много говорили об особенностях сибирского характера, а

сейчас попробуйте составить синквейн.

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.

Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,

описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к

теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть

темы.

Сибиряк

Смелый, решительный

Выживает, борется, радуется

Закалённый временем и разными ситуациями

Вольный дух Родины

В нашей работе по ориентированию школьников на сохранение и развитие

ценностей сибирского характера возникает много сложных, спорных вопросов,

проблем.

Не

стоит

рассчитывать

на

получение

быстрого

результата.

Это

процесс длительный, требующий совместных усилий школьников, педагогов и

родителей, воспитательного пространства социума.



В раздел образования