Автор: Бальчугова Татьяна Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№17"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Анализ художественного произведения на уроках литературы Восточной Сибири как условие формирования сибирского характера
Раздел: среднее образование
Анализ художественного произведения на уроках литературы
Восточной Сибири как условие формирования сибирского характера.
В настоящее время в системе образования делается решительный шаг в
сторону изучения регионального компонента: истории края, литературы края,
культуры
края.
Актуальнейшая
задача
школы
—
сохранить
и
развить
у
ребёнка
главные
духовные
и
нравственные
ценности,
передаваемые
из
поколения в поколение. Для нас, для сибиряков, эти ценности укладываются
в понятие «сибирский характер».
Предмет «Литература Восточной Сибири» позволяет воспитывать
черты сибирского характера, помогает учащимся в выработке собственной
жизненной позиции и в усвоении принципов не только толерантности, но и
независимого мышления, критического осмысления и выработки навыков
самостоятельных
суждений,
основанных
на
признании
и
уважении
прав
человека.
В начале преподавания было интересно узнать, что учащиеся 5-6
к л а с с о в
п о н и м а ю т
п о д
с и б и р с к и м
х а р а к т е р о м .
В связи с этим провела мини-исследование.
Такие определения были даны учащимися:
мужественный, выносливый
(31%)
стойкий, с большой силой воли
(20%)
смелый, решительный
(19%)
з а ка л ё н н ы й
в р е м е н е м
и
р а з н ы м и
ситуациями
(12%)
закалённый морозами
(10%)
сильная личность
(8%)
В результате получила характеристику
образа сибиряка, на который
буду опираться при анализе художественных произведений, своеобразное
«лекало»
представлений
учащихся,
по
которому
дети
и
учитель
будут
убеждаться
в
своих
мнениях,
а
также
получила
возможно сть
совершенствования
программно-методиче ского
о б е с п е ч е н и я .
Изучая труды наших земляков, мы, прежде всего, делаем акцент на то, что
это — сибирская литература, поэтому многие географические и исторические
названия учащимся знакомы, а если что-то они и не знают, то параллельно
расширяется их кругозор. Но основное внимание, конечно же, обращаем на
так называемый сибирский менталитет, на жизненные ценности сибиряков,
их быт, их речь, их обычаи, их поведение в разных экстремальных ситуациях.
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных
результатов
в
формировании
мыслительной
деятельности
школьников,
является технология развития критического мышления. Данная технология
является творческим способом анализа литературы.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов
(стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (предтекстовая работа). Ребенок ставит перед собой
вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
Позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания
по
проблеме,
вызвать
устойчивый
интерес
к
изучаемой
теме,
побудить
ученика к активной работе на уроке и дома. На стадии вызова учитель только
формулирует
задания,
не
участвуя
в
процессе
припоминания.
Учащиеся
вспоминают все, что знали по теме, затем объединяются в пары и обсуждают
списки (написанное индивидуально). Учитель на доске составляет общий
список знаний. В результате появляется первичный материал, с которым
предстоит
работать.
Парная
работа
способствует
лингвистической
грамотности.
Приемы, используемые на стадии вызова (кластеры, ключевые слова,
«корзина идей», « верные - неверные утверждения»), позволяют учащимся
увидеть
собранную
информацию,
а
структурирование
высказанных
идей
выявит противоречия, неясные моменты, которые и определяют направления
дальнейшего поиска информации.
2 этап — «Осмысление» (текстовый анализ). На данной стадии ребенок под
руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы,
которые
сам
поставил
перед
собой
на
первой
стадии
(что
хочу
знать).
Учитель
предлагает
познакомиться
с
текстом,
параграфом
учебника,
прослушать лекцию, посмотреть видеофильм. Наиболее популярным на этой
стадии является прием «Инсерт».
(
«V» - уже знал, «+» - новое, «думал
иначе», «?» - есть вопросы), динотантный граф, «двухчастный дневник»,
«бортовой» журнал
3 этап — «Рефлексия» (послетекстовая работа).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной
проблеме. Учитель
дает
творческие,
исследовательские
и
практические
задания
на
основе
изученной
информации.
Важно,
чтобы
в
процессе
рефлексии
учащиеся
могли
самостоятельно
оценить
свой
путь
от
представления к пониманию.
Популярными приемами на этом этапе являются синквейн (пятистишие),
кластер, 10-минутное эссе, З-Х-У, вопросы по тексту, обзор двухчастных и
трехчастных дневников.
Урок по изучению стихотворения Д. Давыдова «Думы беглеца на Байкале»,
когда
учащиеся
по
поступкам,
совершаемым
героем,
смогли
определить
черты его характера, обобщить и вывести собирательный образ сибиряка.
Цель урока: Проанализировать стихотворение Д. Давыдова «Думы беглеца на
Байкале»
Задачи: определить черты характера сибиряка; обобщить по поступкам героя
основные качества; вывести собирательный образ
- Как вы думаете, какие черты характера человека могут входить в
понятие «сибирский характер»?
- Каков он, сибиряк?
Каждый присутствующий называет черту характера, свойственную, по его
мнению, сибиряку.
Составляется кластер:
- Где живут люди, обладающие такими качествами, как мужество,
смелость и т.д (Байкал…)
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением Д. Давыдова «Думы
беглеца на Байкале»
Работа с текстом стихотворения.
(тексты на партах)
-
Теперь
прочитаем
стихотворение
Д.
Давыдова
«Думы
беглеца
на
Байкале».
- Пока вы его читаете, вы одновременно делайте пометки на полях. Их
четыре: «V», «+», «?», "-":
Поставьте «V» («да») на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому,
что вы знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «-» («минус»), если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы
уже знаете или думаете, что знаете;
Поставьте «+», если то, что вы читаете, является для вас новым;
Поставьте «?», если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы
получить более подробные сведения по данному вопросу.
Эти
обозначения
должны
соответствовать
вашим
знаниям
и
пониманию.
Совсем необязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую
идею. В конечном счёте, вы отразите своё представление о произведении в
целом. Теперь начните читать, не забывайте при этом делать пометки.
Далее мы работаем над анализом произведения
Работа в группах:
I группа: Отвечает на вопросы по содержанию стихотворения
1)
О ком рассказывается в стихотворении?
2)
Какие опасности и препятствия встречаются на пути беглеца?
3)
Находил ли беглец сочувствие и помощь кого-либо?
II группа: Словарная работа
Привольный –
Баргузин –
Пособил –
«Шел я каргой» Карга –
Армяк –
Каторга –
Горы Акатуя –
Шилка –
Не́
рчинск -
III группа: Характеристика состояния героя
1)
Почему герой пустился в столь трудное путешествие?
2)
Откуда и куда лежит его путь?
3)
Проследите как меняется настроение беглеца, как оно связано с
испытаниями?
После групповой работы вернуться к инсерту , остались ли вопросы.
- Мы сегодня много говорили об особенностях сибирского характера, а
сейчас попробуйте составить синквейн.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями,
описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к
теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть
темы.
Сибиряк
Смелый, решительный
Выживает, борется, радуется
Закалённый временем и разными ситуациями
Вольный дух Родины
В нашей работе по ориентированию школьников на сохранение и развитие
ценностей сибирского характера возникает много сложных, спорных вопросов,
проблем.
Не
стоит
рассчитывать
на
получение
быстрого
результата.
Это
процесс длительный, требующий совместных усилий школьников, педагогов и
родителей, воспитательного пространства социума.