Напоминание

Исследовательская деятельность учащихся на начальном этапе: инициатива, самостоятельность, позитив


Автор: Дубовая Ирина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№17"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся на начальном этапе: инициатива, самостоятельность, позитив
Раздел: среднее образование





Назад




Исследовательская деятельность учащихся на начальном этапе: инициатива,

самостоятельность, позитив

Тема выступления: Формирование установки положительного отношения к миру

Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы,

Иркутская область, г. Усолье-Сибирское, МБОУ «СОШ №17»

Федеральный государственный образовательный стандарт образования в качестве

результата образовательной деятельности определяет, «ребёнок обладает - установкой

положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством

собственного

достоинства;

активно

взаимодействует

со

сверстниками

и

взрослыми,

участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства

других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои

чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Формирование установки положительного отношения к миру на уроках русского

языка и литературы – одна из задач современного образования.

«Как сделать урок интересным? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого

ученика? Как развивать познавательный интерес учащихся? Как построить урок, чтобы

дети работали добросовестно, творчески».

Формирование познавательного интереса и познавательной активности может стать

средством предупреждения неуспеваемости школьников, часто связанной с состоянием

пассивности, безучастности и «скуки» на уроках. Избежать этого поможет деятельностное

обучение,

в

результате

которого

ребенок

обучается

умению

думать,

анализировать,

сравнивать, формулировать цели, находить пути их достижения. Всякая деятельность —

это решение каких-либо задач, в данном случае учебных. Из самостоятельных решений и

маленьких

открытий

рождается

познавательный

интерес,

желание

познавать,

активно

приобретенное знание становится наиболее ценным, устойчивым.

Эффективность урока, его успешность и познавательная деятельность учащихся

зависит и от того, как учитель построит урок, какие формы и методы использует на уроке.

Сегодня обучение необходимо сделать для ребенка личностно значимым. Для этого важно

намеренно

создавать

на

уроках

ситуации,

реализующие

опыт

жизнедеятельности

учащихся,

чтобы

ребенок

мог

включиться

в

учебную

деятельность,

тем

самым

и

в

творческий процесс.

Психологи

отмечают,

что

преобразование

информации,

перевод

ее

в

более

наглядную форму способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Поэтому важно,

чтобы у детей выработалось умение составлять опорные схемы, алгоритмы, таблицы,

опорный конспект. Эту работу можно выполнять вместе с учителем, в диалоге и создавать

на уроке атмосферу поиска, маленького открытия.

Под исследовательской деятельностью нами понимается деятельность учащихся,

связанная

с

решением

учащимися

творческой,

исследовательской

задачи,

и

предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной

сфере:

выбор

темы,

работа

с

источниками

информации,

выдвижение

гипотезы,

сбор

фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и

защита проекта.

Исследовательская

деятельность,

используемая

как

метод

(частично-поисковый,

метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить

многие задачи, стоящие перед современной школой.

На уроке литературы или русского языка исследовательская деятельность может

быть как отдельным этапом (как метод на этапе объяснения материала или выполнения

домашнего задания), так и занимать весь урок, превращая его в урок-исследование, и даже

проходить через всю тему, охватывая целый ряд уроков.

Обучение

навыкам

исследовательской

деятельности

осуществляется

уже

с

5

класса.

Вводится

понятие

исследовательской

деятельности,

а

также

таких

её

составляющих, как проблемный вопрос и гипотеза, формируются первоначальные навыки

выдвижения

гипотезы,

сбора

материала,

его

элементарного

анализа:

группировки

и

классификации.

Выбирается объект исследования - природный, культурный, научный, словесный,

знаковый или иной. В данном случае мы берем художественное произведение. Ученикам

предлагается самостоятельно исследовать заданный объект по следующему плану: цели

исследования - план работы - факты об объекте, новые факты - возникшие вопросы и

проблемы - версии ответов, гипотезы - рефлексивные суждения, осознанные способы

деятельности и результаты - выводы. Подобная алгоритмизация деятельности учащихся

нисколько

не

умаляет

их

творчества.

Наоборот,

выполнив

последовательно

все

перечисленные шаги, практически любой ученик неизбежно получает свой собственный

образовательный результат. Учителю остаётся лишь помогать детям увеличивать объём и

качество такого результата.

Продуктом является совместная исследовательская работа, которая оформляется

учениками под руководством учителя.

Таким

образом,

приобщение

школьников

к

проведению

исследований

художественных текстов на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время

способствует

воспитанию

активности

личности

в

самостоятельном

обучении

и

как

следствие – её творческую самореализацию.

В заключение хочется отметить, что при развитии познавательной активности

учащихся

должен

стремиться

к

развитию

и

сам

педагог.

Только

такая

совместная

деятельность обязательно приведет к результату. Процесс познания – трудный процесс, но

он может стать интересным, увлекательным как для ребенка, так и для учителя.



В раздел образования