Автор: Кучина Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 65 "Калинка"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речи детей посредством театральной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Статья
на
тему: «Развитие
речи
детей
посредством
театральной
деятельности».
Искусство актера заключается
в речи и в движении тела.
И. Гёте
Введение
Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном
дошкольном
воспитании,
как
общая
основа
воспитания
и
обучения
детей.
Л.С.Выготский
писал:
«
Есть
все
фактические
и
теоретические
основания
утверждать,
что
не
только
интеллектуальное
развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в
целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная
монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни,
не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную
тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей
дошкольного
возраста посредством театральной деятельности».
Театрализованные
игры
пользуются
у
детей
неизменной
любовью.
Дошкольники
с удовольствием
обыгрывают
знакомые
произведения,
перевоплощаясь в полюбившейся образ. Ребенок добровольно принимает
черты
характера
персонажа,
мимику
и
жесты.
Дети
радуются,
когда
торжествует
добро,
облегченно
вздыхают,
когда
герои
преодолевают
трудности и наступает счастливая развязка.
Е.А.Флерина, крупнейший педагог в области эстетического воспитания,
видела преимущество рассказывания перед чтением в том, что рассказчик
передает
содержание
так,
будто
бы
он
был
очевидцем
происходящих
событий.
Она
считала,
что
рассказыванием
достигается
особая
непосредственность восприятия.
Особо
любимы
детьми
сказки,
язык
сказок
отличается
большой
живописностью,
в
нем
много
метких
сравнений,
эпитетов,
образных
выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают
ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное
искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому,
что
в
основе
его
лежит
игра.
Театрализованная
игра
–
одно
из
ярких
эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное
творчество,
его
раскрепощение.
В
процессе
театрализованной
игры
1
активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй
речи,
звукопроизношение,
темп,
выразительность
речи.
Участие
в
театрализованных
играх
доставляет
детям
радость,
вызывает
активный
интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи
детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.
Почему
именно
театрализованная
деятельность?
Театрализованная
деятельность это один
из самых эффективных способов воздействия на
детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения:
учить играя.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к
выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое
развитие
ребенка.
Стимулирует
активную
речь
за
счет
расширения
словарного
запаса,
совершенствует
артикуляционный
аппарат.
Ребенок
усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя
выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и
их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь.
Дети
лучше
усваивают
содержание
произведения,
логику
и
последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал
мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы
знаем,
что
знакомство
с
театром
происходит
в
атмосфере
волшебства,
праздничности,
приподнятого
настроения,
поэтому
заинтересовать
детей
театром не сложно.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя,
мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы
многому можем научиться сами и научить наших детей. И мысль, сказанная
немецким
психологом
Карлом
Гросс,
которая
до
сих
пор
пользуется
популярностью: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам
дано
для
того,
чтобы
мы
играли».
Все
выше
изложенное
определило
окончательный выбор мною темы для опыта работы « Развитие речи детей
дошкольного возраста посредством театральной деятельности ».
Актуальность опыта работы.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего
развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом
зависит
от
уровня
овладениями
связной
речью.
Целенаправленное
формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе
работы с детьми. Формирование связной речи детей
в
детском саде
осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности
при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др.,
так и в процессе организованной деятельности детей.
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления
общих
способностей,
необходимых
в
любом
виде
деятельности.
Умение
2
общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое,
по- своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе
дошкольное детство.
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному
языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с
другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и
убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить
немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания
детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в
формировании
личности.
Именно
в
связной
речи
реализуется
основная,
коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень
речевого
и
умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин,
А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития
связной речи детей старшего дошкольного возраста. Дальнейшей разработки
требуют вопросы формирования связности речи в средней группе с учетом
возрастных
и
индивидуальных
различий
детей
старшего
дошкольного
возраста. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей,
интенсивного развития всех сторон их речи (М.М. Алексеева, А.Н. Гвоздев,
М.М. Кольцова, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин,
В.И. Ядэшко и др.). В этом возрасте происходит переход от ситуативной речи
к контекстной (А.М. Леушина, А.М. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.
Эльконин).
Например, использование различных видов творчества, театральной игры
для развития речи, пока не нашло широкого применения в практике. Вместе
с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью,
наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает
самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.
Проблема.
В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к
выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в
том, что нужно развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой
проблемой в ходе моей педагогической деятельности.
Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я
поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью
свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки
связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные
навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо
3
использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали
бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со
сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему,
чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я
пришла
к
выводу,
что
необходимо
развивать
речь
детей
посредством
театрализованной
деятельности.
Поэтому
в
ходе
своей
инновационной
деятельности
я
решила
исследовать
эту
проблему
и
создать
цикл
мероприятий, направленных на развитие связной речи.
Ведущая педагогическая идея опыта работы
Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в
разработку
методики
развития
речи
внесли:
К.Д.Ушинский,
Ф.А.Сохин,
Е.А.Флёрина, А.А.Леонтьев, М.М.Конина и многие другие.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно
в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь –
высшая
форма
мыслительной
деятельности,
которая
определяет
уровень
речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах:
Выготский
Л.С.,
Леонтьев
А.А.,
Рудинштейн
С.Л.
и
другие.
Овладение
связной
устной
речью
–
важнейшее
условие
успешной
подготовки
к
обучению в школе.
Исследования,
проведённые
психологами,
педагогами,
лингвистами,
Е.А.Тихеевой,
Е.А.Флёриной,
Ф.А.
Сохиной,
создали
предпосылки
для
комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников.
В классической дошкольной педагогике идея соединения обучения с игрой
принадлежит немецкому педагогу Ф.Фребелю. Теория игрового обучения
получила
своё
развитие
в
работах
многих
зарубежных
и
отечественных
учёных
–М.Монтессори,
А.П.Усова,
В.Н.Аванесова,
Е.Н.Водовозова
и
других.
Влияние словарной работы на связную речь подробно описаны Струниной
Е.М.и Ушаковой О.С.. Шохова О.А. представила два направления работы с
дошкольниками:
сказкотерапию
и
занятия
по
развитию
связной
монологической речи. Данный цикл занятий поможет организовать работу по
развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения
составлению
репрудуктивно-творческих
импровизаций
по
содержанию
знакомых сказок и последующего придумывания собственных сказок и их
драматизаций.
В
отечественной
педагогике
накоплен
достаточный
теоретический,
практический
и
методический
материал
по
изучению
и
развитию
лексико-грамматической
стороны
речи
у
дошкольников.
В
существующих
программах
обучения
и
воспитания
детей
подробно
описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-
грамматической стороны речи.
Многочисленные исследования показали важное значение игры как формы
обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний
4
и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного
возраста.
В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я показала в
своей
работе,
что
благодаря
театрализованным
играм
можно
улучшить
степень речевого развития детей.
5