Напоминание

Профилактика дезадаптивного поведения в школе


Автор: Петренко Людмила Иванвона
Должность: директор
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №30" г.Михайловска
Населённый пункт: г.Михайловск
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика дезадаптивного поведения в школе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профилактика дезадаптивного поведения в школе

Студентка ППО-м-о-16-1 Петренко Л.И.

"Необходимо предъявлять к ребенку твердые, непререкаемые требования общества,

вооружать нормами поведения, чтобы он знал, что можно и чего нельзя, что похвально и

что наказуемо"

А.С. Макаренко

Основная масса людей живет по определенным законам соответствующим обществу.

Люди работают, отдыхают, учатся, оказывают поддержку друг другу, для всех людей

существуют определенные моральные ценности, у многих существуют семейные

традиции, которые хранились и передавались из поколения в поколение. Большинство

людей подчиняется некоторым моральным принципам и нормам принятым в обществе.

Но, бывает эта норма разрушается и происходит это в детские и подростковые годы.

В психологическом словаре понятие «отклоняющееся поведение» определяется как

система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным

нормам.

1.

Актуальность темы.

Отклоняющееся поведение подростков это наша действительность и мы встречаемся с

ней каждый день. Учителя и родители ежедневно сталкиваясь с таким поведением ребят

должны понимать с какими проблемами дезадаптивного поведения детей они

сталкиваются, они должны владеть комплексом методов воспитания, знать структуру

этого поведения, процедуру развития, определять пути и средства профилактики

проявлений дезадаптивного поведения.

В наш непростой век необходимы личности адаптированные к условиям в которых мы

живем с этим и связана актуальность темы. Если оглянуться назад на несколько

десятилетий, то можно увидеть, что процессы связанные с нестабильностью социально -

экономического и политического положения нашей страны увеличили появление

дезадаптивных личностей. Рост преступности, появление различных молодежных течений

и субкультур связанных с утратой моральных и этических норм поведения опасно для

будущего нашей Родины.

2.

Факторы влияющие на появления подростков с дезадаптивным поведением.

Первопричиной появления детей группы риска является неумение родителей подходить к

процессу воспитания своих детей, постоянная занятость родителей, недостаточный

контроль, частые семейные неурядицы,а так же авторитарное воспитание (излишний

контроль и запреты со стороны родителей.)

В образовательном учреждении так же существуют причины, влияющие на появление

детей «группы риска»:

1

Не достаточно умений и навыков, а иногда и нежелание работать с такими

подростками, проводить коррекционную работу;

Не всегда есть понимание между семьей и образовательным учреждением;

Бывает, что воспитательная работа организована не на должном уровне;

Может быть, отсутствует преемственность и непрерывность воспитания

обучающихся;

Возможно, в воспитательном процессе нет взаимопонимания, взаимодействия со

всеми участниками образовательного процесса;

Всегда нужно помнить о том, насколько значима внешкольная и внеклассная

работа;

Чаще всего дети «группы риска» не включаются в мероприятия проводимые в

учреждении;

Возможно не достаточное взаимодействие социального педагога, школьного

психолога с ведомствами курирующими профилактику безнадзорности и

правонарушения несовершеннолетних;

3.

Дезадаптация в школе и социуме. Трудности при организации коррекционной

работы.

Адаптация детей к условиям жизни происходит в школе и дома. Система образования в

нашем обществе направлена на обучение, на привитие образцов культуры и социального

опыта от одного поколения к другому. Дети «группы риска» изначально не подготовлены

к обучению в школе, не выполняют домашние задания, им все равно какие у них оценки и

они часто и с удовольствие прогуливают занятия.

Школьная дезадаптация имеет следующие стадии:

Стадии дезадаптации

Формы девиантного поведения

Учебная декомпенсация

Неподчинение детей, критика действий взрослых,

отрицательное отношение к учёбе. Ношение

«вызывающей одежды, причёсок, украшений

Школьная дезадаптация

Нарушение правил поведения в школе, срывы

уроков. Прогулы, отказ от выполнения заданий.

Курение. Грубость, сквернословие

Социальная дезадаптация

Хулиганство. Раннее начало половой жизни. Драки,

нанесение телесных повреждений. Употребление

алкоголя, пьянство.Унижение других. Проба

наркотиков, токсикомания. Побеги из дома

Криминализация среды

Следование воровским законам. Воровство.

Вымогательство, рэкет, шантаж. Употребление

наркотиков

2

В каждом общеобразовательном учреждении существуют объективные и субъективные

причины проблемы управления коррекционной работой.

Объективные причины:

В школе необходимо развивать личность ребенка и социализировать детей, а не

ориентироваться на выполнение отчетности по показателям качества и

обученности;

Необходимо наличие программ и проектов которые разрабатывает учреждение по

профилактике и коррекции дезадаптивного поведения применительно к конкретной

школе;

Часто не хватает полномочий направленных на реализацию профилактических и

коррекционных мероприятий для получения положительного результата;

Отсутствуют рычаги воздействия на родителей недобросовестно выполняющих

свои функции по содержанию и воспитанию своих детей;

Не разработаны законы и механизмы их реализации обеспечивающие приоритет

детства и

защиту прав детей;

В стране нет четкой системы, нет социальной службы, которая работала бы с детьми

«группы риска». Необходима общая стратегия и координирующий центр руководящий

деятельностью учреждений обеспечивающих исполнение 120ФЗ, а в результате нет

результатов работы.

Учреждения занимающиеся социально – педагогической поддержкой и реабилитацией

детей:

Отдел опеки и попечительства при отделе образования

Центр медико – социальной поддержки

Для дифференцированного подхода к работе с детьми «группы риска» следует разделить

их на группы, имеющие свои отличия:

дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-

патологической характеристики;

дети из неблагополучных семей;

дети, оставшиеся без попечения родителей по разным причинам, в силу разных

обстоятельств;

дети из семей, нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите

своих прав;

дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации

В первую группу входят дети, как правило, имеющие проблемы в умственном развитии и

соответственно проблемы в обучении, вызванные тем или иным умственным дефектом. К

этой же группе также относятся дети-инвалиды и дети, имеющие различные хронические

заболевания. Чаще всего с этими детьми в школе работают психологи, логопеды,

медицинские работники.

3

Вторую, самую многочисленную группу составляют дети из так называемых

неблагополучных семей. В этих семьях родители (или один из родителей) пьют,

употребляют наркотики, занимаются тунеядством, проституцией; устраивают на квартире

притоны; надолго оставляют детей одних дома без еды; жестоко обращаются с ними.

В третью группу входят дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (как

правило это дети тех родителей, в отношении которых рассматривается вопрос о лишении

родительских прав; когда родители в бегах, находятся в заключении или психиатрической

лечебнице). Дети попадают в эту группу вследствие смерти родителей или лишения,

(ограничения) их родительских прав.

Четвёртую группу составляют в основном дети из бедных, многодетных, приёмных,

опекунских семей, где факторами риска являются причины экономического,

демографического и педагогического характера, а также сложности адаптации детей к

новым условиям обучения и проживания.

Пятая группа: Подростки этой группы характеризуются трудностями во

взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством,

привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями

самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением

трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения

дисциплины. В отношениях с взрослыми у них проявляются переживание своей

ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека

В отношении каждой «группы риска» необходимо подбирать свои технологии

сопровождения, учитывающие её актуальную проблематику.

4.

Основные направления системы профилактики:

Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск

возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу,

большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении,

отношениях со сверстниками и учителями;

Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего

признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного

риска и стадиям дезадаптивного процесса;

Создание программы индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка

попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с

опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если

значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо

переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая

ему ситуацию успеха в новом для него окружении;

Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам,

навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами,

справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и

т.п.);

Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает

поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий

взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в

4

современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении

средствами и навыками трудовой деятельности;

5.

Психолого –социально – педагогическая работа с детьми «группы риска» в

школе.

В образовательных учреждениях составляется социальный паспорт класса, и учреждения

в целом для выявления, изучения и работы с детьми попавшими в трудную жизненную

ситуацию.

Для профилактической и коррекционной работы в школе необходимо выявить ребят

«группы риска», необходимо изучить их особенности и особенности их семей этим и

занимается в школе школьный психолог и социальный педагог, а так же весь

педагогический коллектив подключается к этой работе в нужный момент.

Характеристика учащихся школы, входящих в группу риска, обычно показывает, что у них

существуют психологические, социальные и педагогические проблемы. Данные проблемы

требуют комплексного решения. Поэтому на следующем этапе возникает необходимость

разработки программы по их решению.

В задачи программы входят:

своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении

детей;

своевременная диагностика детей группы риска по школьной и социальной

дезадаптации;

своевременное выявление сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,

детей-инвалидов;

организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям;

внедрение современных технологий в работе с детьми и неблагополучными

семьями.

Вывод: перед школой стоят несколько проблем в работе с детьми дезадаптивного

поведения , необходимо найти пути их решения. Каждый педагогический коллектив

строит работу в данном направлении согласно индивидуальным особенностям своего

образовательного учреждения и ребят оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Необходимо, чтобы в этой работе активно участвовали все воспитательные службы школы

и, конечно, весь педагогический коллектив.

Практические рекомендации:

с целью преодоления неуспеваемости учителям предметникам и классным

руководителям в соответствии с положением по ведению школьной документации

своевременно выставлять отметки в журнал и в дневник;

классным руководителям необходимо своевременно информировать родителей об

успеваемости и посещаемости учебных занятий детей;

5

заместителям директора по УВР осуществлять контроль работы учителей

предметников со слабоуспевающими уч-ся: наличие журнала и тетрадей для

индивидуальной работы;

школьной службе сопровождения наладить работу с родителями неуспевающих

учащихся, оказывая им педагогическую и психологическую поддержку

социальному педагогу и психологу необходимо проводить анкетирование

родителей и учащихся с целью выявления социальной ситуации развития ребёнка,

имеющего признаки дезадаптивного поведения;

привлекать к работе с данной категорией учащихся и их родителями специалистов

центра медико-психолого-педагогической поддержки;

педагогический коллектив школы должен осуществлять дифференцированный

подход в работе с учащимисяся определённой группы риска;

заместителю директора по ВР необходимо планировать участие учащихся ОУ в

районных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, включать в

воспитательный план работу школьного лектория с привлечением специалистов

центра поддержки семьи и детства.

Литература

1.Практическое воспитание в школе: Часть I/ Л.М. Лизинский – М.: Центр

«Педагогический поиск». 2002

2.Организация и планирование воспитательной работы в школе. – М.:

«педагогический поиск», 2003

3.Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии /Под ред. Н.Е.

Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

6



В раздел образования