Напоминание

"Формирование познавательно-речевой активности у детей с ОВЗ"


Автор: Чебан Наталья Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школы-интернат с. М. Толкай
Населённый пункт: Самарская обл..м. р. Похвистневский
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование познавательно-речевой активности у детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование познавательно-речевой активности детей с ОВЗ

Чебан Н.Г., воспитатель

высшей квалификационной категории

ГБОУ школы-интернат с. м.Толкай

Проблема развития речи у детей с ОВЗ актуальна, поскольку речь

является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и

его поведения в целом. Нарушение речи отмечается у всех детей с

интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на

развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и

целенаправленная работа по развитию речи способствует развитию

мыслительной деятельности, улучшению межличностного общения и

социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

В 5 классе у детей наблюдается нарушение всех сторон речи: фонетико -

фонематической, лексической, грамматической. Все это позволяет говорить о

системном характере нарушении речи. Использование разнообразных

дидактических игр, программированных заданий и других образовательных

технологий способствуют развитию не только речи , но и активизации

познавательной деятельности детей. В своей педагогической копилке я имею

большое количество загадок, кроссвордов, игр с предметами, настольных игр

и др. С помощью них я разрабатываю определенный вид заданий для

каждого воспитанника в зависимости от его возможностей.

Например, на самоподготовке для вех детей провожу игру « Лишнее

словечко»: из ряда слов учащиеся должны назвать лишнее слово и обосновать

свои ответы ( яблоко, груша, лимон, лук; платье, юбка, рубашка, ботинки). А

для детей с более тяжелым нарушением речи, дается еще и картинный

материал: « Один, много», « Маленький, большой»,

« Назови ласково».

У детей есть и нарушения звукопроизношения. Поэтому опираясь на

сохранные звуки и звуки поставленные логопедом подбираем вместе с ней

чистоговорки, которые фиксируются в тетради взаимодействия воспитателей

и логопеда по каждому ребенку, в отдельности и всей группе в целом.

Например, применяю такие чистоговорки:

Ба-ба-ба- вот стоит изба.

Пи-пи-пи – яблоки купи.

Ду-ду-ду- я домой иду.

Ту-ту-ту- улицу мету.

Для ребенка , у которого кроме нарушения звуков имеется нарушение в

слоговой структуре слова, провожу такие задания ( они могут даваться и в

устной и письменной форме): составь слово из слогов ( ши, на ,ма; пус,та,ка);

определи сколько звуков в слове утка, дом, рак.

Для других с таким же дефектом даются задания посложнее, так

как у неё все звуки сохранены, но наблюдается единичные нарушения в

слоговой структуре слова. Например, задания придумать слова с двумя,

тремя слогами; распределить картинки по домикам.

Для развития фонематического слуха использую такие виды задания:

« Задуманное слово», « Заменяй-ка». Цель задания составить длинную

цепочку из слов. Чтобы получить новое слово, надо в предыдущем слове

заменить только одну букву. Например, зайка, майка, чайка, лайка, спайка.

Работа по развитию связной устной речи строится с учетом

индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Поэтому на самоподготовке я

включаю такие виды задания, которые стимулируют и развивают у учащихся

мотивацию устного высказывания и дают положительный настрой.

Например, игра « Что это?». Я перечисляю признаки предмета (его величину,

вкус, цвет, размер), а ребенок должен угадать, что это такое.

На самоподготовках, воспитательских часах провожу дидактические

игры. Они дают возможность не только исправлять недостатки речевого

развития учащихся и обогащать словарь, но и активизировать

познавательную деятельность детей. Например:

1 . Игры с предметами (« С какой ветки детки», « Волшебный мешочек).

Цель этой игры учить называть и описывать предмет. Ребенок вынимает из

волшебного мешочка предмет, игрушку, называет его ( мяч) и описывает ( он

круглый, синий, с желтой полосой).

2. Настольные игры ( « Лото», « Домино», « Четвертый лишний»)

3. Словесные игры

- это игры для детей, построенные на словах и действиях

играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления

о предметах, открывают что-то новое. Например, игра «Подскажи словечко»

Эта игра обогащает словарный запас детей; развивает связную речь, память,

мышление. Я начинаю предложение, останавливаюсь, а ребенок должен

продолжить его.

Важным средством развития речи и мышления учащихся является работа

с загадками. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим

миром, явлениями природы, способствуют формированию мыслительных

операций, побуждают к творчеству. При этом развивается и обогащается речь

детей. Загадки оживляют работу на занятиях, поэтому я всегда их использую.

Например:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.( яблоко)

Имея в своей педагогической копилке достаточное количество загадок, я

могу составить кроссворды к любому воспитательскому занятию, которые

тоже способствуют развитию речи и познавательной активности детей.

Например, на воспитательском занятии « Жили - были овощи»:

м

о

р

к

о

в

ь

о

г

у

р

е

ц

г

о

р

о

х

р

е

п

к

ч

е

с

н

о

к

п

о

м

и

д

о

р

1 . Расту в земле на грядке,

Красная, длинная, сладкая.

2. Лежит меж грядок,

Зелен и сладок.

3. Голова на ножке,

В голове горошки.

4. Круглый бок, желтый бок,

Сидит на грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это?

5. Маленький, горький.

Луку брат.

6. Как на нашей грядке

Выросли загадки-

Сочные да круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

Все эти виды дидактических игр могут применяться на любом этапе

самоподготовки и воспитательском занятии.

Кроме игровых форм работы, я применяю здоровье- сберегающие

технологии: развитие дыхания, мышечная релаксация, развитие

артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики рук.

Например, на развитие силы голоса и речевого дыхания применяю игру

« Вьюга» . По моему сигналу « Вьюга начинается» дети тихо говорят у-у-у-;

по сигналу « Вьюга кончается» говорят тише; по сигналу « Вьюга

закончилась- замолкают; игра « Эхо». Я громко произношу любой гласный

звук, ребенок повторяет его, но тихо. Также для развития речи я провожу

артикуляционные гимнастики, но не просто упражнения, а в форме

увлекательных стихотворений. Например,

« Зарядка для языка»:

Погулять язык собрался ( открыть рот)

Он умылся ( кончиком языка быстро провести по верхним губам)

Причесался ( несколько раз провести языком между верхними и нижними

зубами, высунуть вперед и обратно спрятать)

На прохожих оглянулся ( провести языком по губам- облизнуть)

Вправо, влево повернулся (Повернуть язык в указанную сторону)\

Вниз упал, наверх полез (опустить язык вниз и поднять наверх)

Раз и в ротике исчез (спрятать язык во рту)

Очень важно для детей с ОВЗ развитие мелкой моторики рук, потому что в

головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев

рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику,

активизируем тем самым соответствующие отделы мозга и его соседние

зоны, отвечающие за речь. Поэтому в своей работе на самоподготовке я

использую игры с пальчиками, ход которых сопровождается небольшим

стихотворным

текстом. Это позволяет в игровой форме расширить

словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия и развивает речь

детей.

Например:

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики

(пальцы обеих рук соединяются в замок)

Мы с вами подружим

Маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдное загибание пальцев на правой руке)

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять

(поочерёдное загибание пальцев на левой руке)

Мы закончили считать.

На самоподготовке, на занятиях дети читают сказки, рассказы,

стихи. После чтения объясняю значение непонятных слов, задаю вопросы по

содержанию текста. Детям предлагаю выбрать соответствующие

иллюстрации, при этом они учатся пересказывать текст. Еще даю такое

задание: расположить предложения в правильной последовательности по

содержанию текста. Приучаю детей к осмысленному употреблению слов в

речи, учу подбирать однокоренные слова, синонимы, делать сравнения,

подвожу к пониманию образных выражений. Например, игра « На что

похоже». Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения) с опорой

на зрительное восприятие (картинки).

Белый снег похож на (что?)…

Снежинки похожи на (что?)…

Синий лед похож на (что?)…

Пушистый зайчонок похож на (что?)…

Также работаю над многозначностью слова. Например, игра, « Какие

бывают иголки». Цель: дать детям представление о многозначном слове игла,

поупражняться в подборе однокоренных слов. Такие виды работ

способствуют развитию речи и обогащению словарного запаса детей.

Игра является основной деятельностью детей с ОВЗ, то для детей с

нарушением речи игровая деятельность способствует развитию и коррекции

речи, психических процессов и личности в целом. Поэтому я в своей работе

использую сюжетно-ролевые игры. В процессе игры воспитатель много

разговаривает с детьми, в результате чего у ребенка появляется потребность

в речевом общении. Ему хочется попросить

взрослого о чем-либо

,

сообщить

ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами

по поводу той или иной игрушки, вещи и т.д. Таким образом, в сюжетно-

ролевой игре развивается речевая активность детей. Например, дети любят

играть в игры «Почта», « Правила уличного движения»,

« Магазин», где детям раздаются роли, объясняются ролевые действия, и

они учатся строить ролевой диалог.

Также детям предлагаю речевые игры, которые влияют на развитие речи.

Например, « Палочка- выручалочка»:

Описание игры. Игра проводится на участке, на полянке. Дети стоят тесной

группой. Выбираются водящий и ведущий. Ведущий берет палочку и вместе

со всеми детьми произносит слова:

Палочка-Выручалочка,

Среди бела дня.

Выручай меня!

За березу, за рябину —

Далеко тебя закину.

Кто за палкой гонится,

От того хоронятся.

После слов "от того хоронятся" ведущий кидает палку. Водящий бежит за

ней. Остальные дети разбегаются и прячутся. Подняв палку, водящий идет

искать детей. Кого найдет первым, тот становится водящим, кого последним,

тот ведущий.

Проводимая, таким образом, целенаправленная и систематическая работа

по развитию коммуникативной функции речи и познавательных

возможностей детей дает положительные результаты, позволяющие успешно

решать задачи не только коррекционной работы, но и успешной

социализации детей. Все проводимые упражнения способствуют

закреплению знаний и навыков по развитию речи, полученных на

логопедических занятиях и самоподготовках, и облегчают успешность

прохождения программного материала.



В раздел образования