Автор: Белых Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "СРЦдН"
Населённый пункт: п.Ивня, Белгородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "День космонавтики"
Раздел: начальное образование
"12 апреля - День космонавтики".
Цели
:
1
Систематизировать
и
расширять
представления
детей
о
космонавтике
.
2.
Развивать
речь
детей
и
желание
больше
узнать
по
теме
«
Космос
».
3.
Прививать
чувство
гордости
за
свою
страну
,
желание
быть
в
чем
-
то
похожим
на
героев
-
космонавтов
.
Наглядный
материал
:
1.
Портреты
российских
космонавтов
и
конструкторов
ракет
2.
Рисунки
детей
на
тему
«
Космос
»
3.
Стенгазета
«12-
апреля
День
космонавтики
»
Ход
занятия
.
I.
Организация
детей
.
II.
Постановка
темы
и
цели
занятия
.
Воспитатель
:
Ребята
,
вы
знаете
,
что
12
апреля
вся
наша
страна
отмечает
День
космонавтики
.
Сегодня
мы
поговорим
о
том
,
как
люди
стали
осваивать
космическое
пространство
,
и
почему
именно
12
апреля
мы
отмечаем
День
космонавтики
.
С
давних
времен
загадочный
мир
планет
и
звезд
притягивал
к
себе
внимание
людей
,
манил
их
своей
таинственностью
и
красотой
.
Раньше
,
давным
-
давно
,
когда
люди
только
начинали
узнавать
Землю
,
они
представляли
ее
перевернутой
чашей
,
которая
покоится
на
трех
гигантских
слонах
,
важно
стоящих
на
панцире
огромной
черепахи
.
Эта
чудо
-
черепаха
плавает
в
море
-
океане
,
а
весь
мир
накрыт
хрустальным
куполом
неба
с
множеством
сверкающих
звезд
.
Таинственный
блеск
звезд
и
бездонная
глубина
неба
всегда
манили
к
себе
людей
.
Они
давно
пытались
покорить
небо
.
Знаете
ли
вы
легенду
о
Дедале
и
его
сыне
Икаре
?
Икар
со
своим
отцом
жил
на
острове
,
который
принадлежал
очень
жестокому
царю
,
от
него
нельзя
было
убежать
ни
по
суше
,
ни
по
морю
,
единственный
путь
спасения
-
небо
.
Но
как
?
Дедал
придумал
очень
интересное
и
удобное
приспособление
-
крылья
.
Он
собрал
перья
птиц
и
скрепил
их
воском
.
Отец
и
сын
прикрепили
крылья
к
спине
и
взлетели
в
небо
.
Перед
полетом
Дедал
предупредил
сына
о
том
,
что
нельзя
высоко
взлетать
в
небо
,
так
как
солнце
растопит
воск
,
которым
скреплены
крылья
.
Перья
разлетятся
,
и
он
погибнет
.
Но
Икар
был
настолько
заворожен
зрелищем
,
что
забыл
о
наставлениях
отца
и
взлетел
слишком
высоко
.
Солнце
растопило
воск
,
перья
разлетелись
,
и
Икар
с
огромной
высоты
упал
в
море
.
Такая
вот
грустная
история
.
С
тех
пор
прошло
несколько
тысяч
лет
,
на
нашей
Земле
выросло
много
поколений
добрых
и
умных
людей
.
Они
построили
корабли
и
,
совершив
кругосветное
путешествие
,
узнали
,
что
Земля
–
шар
.
А
астрономы
доказали
,
что
Земля
летит
в
космосе
,
вращаясь
вокруг
солнца
,
делая
один
оборот
вокруг
своей
оси
за
год
.
Следующим
шагом
было
изготовление
шара
с
корзиной
для
пассажиров
.
В
корзину
ставили
жаровню
с
горячими
углями
.
Шар
постоянно
наполнялся
горячим
дымом
.
Но
такой
шар
летел
недолго
и
низко
.
Шар
стали
наполнять
газом
,
он
мог
лететь
долго
,
но
был
большим
и
неуклюжим
.
Летел
в
ту
сторону
,
в
которую
дул
ветер
.
Потом
был
создан
дирижабль
,
а
затем
самолет
.
И
стали
летать
в
воздушной
оболочке
Земли
.
Но
люди
не
остановились
на
достигнутом
,
их
манил
космос
.
И
вот
55
лет
назад
обычному
весеннему
дню
12
апреля
1961
года
суждено
было
навсегда
войти
в
историю
человечества
.
Воспитатель
:
Ребята
,
кто
был
первым
космонавтом
?
Да, это был Ю.А. Гагарин, первый космонавт Земли. (портрет Гагарина)
Воспитатель
:
Это был очень смелый человек. Ведь до него никто в космосе не бывал.
Космос был неизведанным пространством.
Именно русские конструкторы первыми в мире смогли создать такую ракету, которая
вышла на околоземную орбиту, и на борту этой ракеты был наш русский человек –
Ю.А. Гагарин.
Дети: Гагарин, русский паренек,
На тот момент еще безвестный,
Свое «Поехали» изрек
И улыбнулся в сфере тесной.
Воспитатель
:
Когда ракета рванула в небо, Ю.А. Гагарин произнес слово, которое
впоследствии стало знаменитым и даже вошло в текст песни, которую написала
композитор Александра Пахмутова. Эту песню она посвятила первому полету в космос.
Это слово было «Поехали!».
Звучит песня А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…»
Дети: Тот в память врезался апрель
Триумфом русского народа –
Мы в космос приоткрыли дверь,
Пробив упрямство небосвода!
Шестнадцать лет с войны прошло.
Страна, лежащая с руинах,
Смогла суметь врагам назло
Создать ракетных исполинов!
Прочь страх, неверие, сомненья,
И россиянин это смог:
Прорвав земное притяженье,
Он сделал над Землей виток.
Один лишь сделал оборот
Вокруг родимой колыбели,
Навек прославив свой народ
В том удивительном апреле!
Всего один виток – начало
Неведомого нам пути…
А уж мечтатели сказали:-
На Марсе яблоням цвести!
Так будет ли? Пока не знаем -
И на Земле проблем не счесть…
Но "ближний космос" обитаем,
И в этом все же что-то есть!
Воспитатель
:
Полет длился 108 минут. Это почти полтора часа. За это время
космический корабль «Восток» облетел вокруг нашей планеты один раз.
Вся страна, весь мир с волнением ожидали приземления первого космонавта планеты. А
когда Ю.А. Гагарин приземлился, все очень радовались: ведь это было впервые в истории
человечества.
Дети: Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки.
Не боялся? Ерунда!
Ведь летел он в никуда!
Просто знал, что это надо!
Честь страны, ему наградой!
Сказал "поехали" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
Воспитатель
:
В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, который бы не
опубликовал потрет первого космонавта планеты! Все помнят его обаятельную улыбку и
открытый взгляд.
Первый полет человека в космос был совершен в 1961 году. Но подготовка началась
задолго до этого. Ровно за 100 лет до того, как на орбиту был выведен первый
искусственный спутник Земли, родился Константин Эдуардович Циолковский. ( портрет
Циолковсеого)
Воспитатель
:
Впоследствии он стал гениальным ученым, который выдвинул очень
много интересных идей по поводу строительства космических летательных аппаратов.
Позже эти идеи легли в основу современной космонавтики. Ученики Циолковского
создали первые в мире искусственные спутники Земли.
Самым лучшим учеником Циолковского стал Сергей Павлович Королев. (портрет
Королева)
Воспитатель
:
Однажды после встречи с Циолковским С.П. Королев сказал: «Всем
смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам». И это ему блестяще удалось!
Королевым был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных
летательных аппаратов и космические ракеты.
Долгие годы С.П. Королева называли Главным конструктором.
Рядом с Москвой есть город Королев. Он назван в честь С.П. Королева.
Воспитатель
:
Ребята, а знаете ли вы кто был первыми космонавтами- разведчиками?
(ответы детей)
Первыми космонавтами –разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.
Первая мышка-космонавт пробыла над Землей почти сутки. В ее черной шерстке
появились белые волоски. Они посидели от космических лучей, но мышка вернулась
живой
Воспитатель
:
Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит
для полета. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно
быть 2-3года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не
годились. Спокойные дворняжки лучше всего подходили для опытов. В собачьем отряде
каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и
холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для нее
построили ракету и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. ( рис.
Собаки и ракеты)
Воспитатель
:
Ребята, наше занятие необычное, сегодня мы тоже побываем в космосе.
Но для начала нам необходимо знать, кто же такой космонавт? Как вы думаете? (человек,
который работает в космосе) Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом? А
каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт? Какая
должна быть дисциплина?
Воспитатель
:
Ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего
космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым,
ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки. А так же в
космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это
очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать,
хорошо учиться, читать много о космосе, тренировать память.
Воспитатель
:
А вот что бы отправиться в путешествие вы должны подчиняться всем
выше перечисленным правилам “Настоящего космонавта”, а самое главное вы должны
быть внимательными!.
Воспитатель
:
А что бы отправиться в космос нам понадобится ракета .И сейчас каждый
из вас нарисует свою ракету, а потом мы выберем самую красивую и надёжную, и
отправимся на ней в космос на другую планету. (музыкальное сопровождение)
Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо потрудились, и все ваши ракеты отправятся в
космос.
Воспитатель
:
Мы с вами знаем, на чем летим в космос, экипаж, это мы с вами, собран,
но прежде нам необходима небольшая тренировка, для того, чтобы в космосе чувствовать
себя комфортно, посмотрите, на этих иллюстрациях изображены настоящие тренировки
космонавтов.
Воспитатель
:
А теперь и нам с вами предстоит набольшая тренировка. Встаньте все из-
за столов , и повторяйте за мной. (проводится физраминка)
Воспитатель
:
А теперь нам осталось узнать, как же будем питаться в космосе, и что нам
придется одевать. (рис. Еды и скафандра)
Воспитатель
:
Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен
быть готовым выйти и сориентироваться в любой аварийной ситуации. Одежда, которую
одевает космонавт, называется – скафандр. Скафандр – это специальный костюм. В нем
температура, как в комнате и дышится легко. Если солнце светит ярко, то в шлеме можно
опустить шторки. В скафандре есть радио , по которому можно разговаривать с
товарищами. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина
сделана из мягкого материала и сшита по росту.
В космосе нет воздуха, там очень низкое давление, и космонавтам надо знать, как работать
в скафандре при этих условиях. На земле разряженный воздух можно создать в
барокамерах - это устройство в виде громадного цилиндра, из которого выкачивают воздух
и создают давление, как на высоте 60 километров. Работать на этой высоте также опасно,
как и в космосе.
За одни земные сутки в космосе проходит 16 космических суток со сменой дня и ночи, т.е.
за одни земные сутки солнце в космосе восходит и заходит 16 раз! Ночь в космосе длиться
45 минут!
- Ребята, в космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если
будешь жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу
же вылетят у тебя изо рта, и будут плавать прямо перед твоим носом. Если какая-нибудь
крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.
- Вот и всё, мы с вами полностью готовы к полёту! Возьмите в руки свои ракеты и
произнесите девиз космонавта:
Космонавтом хочешь стать -
Должен много-много знать!
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолет
Может взять с собой в полет.
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмем мы на орбиты
Закройте глаза и произнесем: 5 4 3 2 1 пуск
- Откройте глаза, оглянитесь вокруг, представьте, мы с вами на другой планете. (рис)
Она безжизненна, нам необходимо зародить здесь жизнь. А что же мы для этого сделаем?
Самое главное нам нужен…? (воздух). А что же ещё…? (вода, плодородная почва,
фруктовые сады, леса, поля…). А зачем сеять рожь, пшеницу? А нужны ли нам животные
и птицы, насекомые?
А самое главное наша планета будет чистой. Поэтому мы и назовем её Чистота.
- Вот и все, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.
(звучит космическая музыка)
- Теперь мы с вами на нашей планете, планете Земля, мы должны содержать ее в чистоте.
Мы все друг другу нужны в этом мире, без животных, птиц, насекомых, леса и пруда нам
не обойтись никогда!
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете, нужны все подряд,
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
Все-все, все на свете друг другу нужны,
И это вы, дети, запомнить должны!
Итог занятия.
Воспитатель
:
Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Вы все сегодня очень
хорошо поработали!
- Что вы еще запомнили из нашего путешествия?
- Что вам больше всего понравилось?
- Ребята, теперь мы с вами знаем, каким должен быть настоящий космонавт, что он должен
знать. Мы знаем, на чем летают в космос, что особенное там одевают, чем и как питаются.
Мы с вами прошли подготовительную тренировку, побывали в космосе и создали Чистую
планету. Теперь мы знаем, что всё живое взаимосвязано и всё нуждается во всем, и ничего
мы не можем вычеркнуть, мы не имеем право, что-то погубить, все на планете должно
жить! Мы должны всё охранять и оберегать! А самое главное всё содержать в чистоте!