Напоминание

"День космонавтики"


Автор: Белых Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ "СРЦдН"
Населённый пункт: п.Ивня, Белгородская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "День космонавтики"
Раздел: начальное образование





Назад




"12 апреля - День космонавтики".

Цели

:

1

Систематизировать

и

расширять

представления

детей

о

космонавтике

.

2.

Развивать

речь

детей

и

желание

больше

узнать

по

теме

«

Космос

».

3.

Прививать

чувство

гордости

за

свою

страну

,

желание

быть

в

чем

-

то

похожим

на

героев

-

космонавтов

.

Наглядный

материал

:

1.

Портреты

российских

космонавтов

и

конструкторов

ракет

2.

Рисунки

детей

на

тему

«

Космос

»

3.

Стенгазета

«12-

апреля

День

космонавтики

»

Ход

занятия

.

I.

Организация

детей

.

II.

Постановка

темы

и

цели

занятия

.

Воспитатель

:

Ребята

,

вы

знаете

,

что

12

апреля

вся

наша

страна

отмечает

День

космонавтики

.

Сегодня

мы

поговорим

о

том

,

как

люди

стали

осваивать

космическое

пространство

,

и

почему

именно

12

апреля

мы

отмечаем

День

космонавтики

.

С

давних

времен

загадочный

мир

планет

и

звезд

притягивал

к

себе

внимание

людей

,

манил

их

своей

таинственностью

и

красотой

.

Раньше

,

давным

-

давно

,

когда

люди

только

начинали

узнавать

Землю

,

они

представляли

ее

перевернутой

чашей

,

которая

покоится

на

трех

гигантских

слонах

,

важно

стоящих

на

панцире

огромной

черепахи

.

Эта

чудо

-

черепаха

плавает

в

море

-

океане

,

а

весь

мир

накрыт

хрустальным

куполом

неба

с

множеством

сверкающих

звезд

.

Таинственный

блеск

звезд

и

бездонная

глубина

неба

всегда

манили

к

себе

людей

.

Они

давно

пытались

покорить

небо

.

Знаете

ли

вы

легенду

о

Дедале

и

его

сыне

Икаре

?

Икар

со

своим

отцом

жил

на

острове

,

который

принадлежал

очень

жестокому

царю

,

от

него

нельзя

было

убежать

ни

по

суше

,

ни

по

морю

,

единственный

путь

спасения

-

небо

.

Но

как

?

Дедал

придумал

очень

интересное

и

удобное

приспособление

-

крылья

.

Он

собрал

перья

птиц

и

скрепил

их

воском

.

Отец

и

сын

прикрепили

крылья

к

спине

и

взлетели

в

небо

.

Перед

полетом

Дедал

предупредил

сына

о

том

,

что

нельзя

высоко

взлетать

в

небо

,

так

как

солнце

растопит

воск

,

которым

скреплены

крылья

.

Перья

разлетятся

,

и

он

погибнет

.

Но

Икар

был

настолько

заворожен

зрелищем

,

что

забыл

о

наставлениях

отца

и

взлетел

слишком

высоко

.

Солнце

растопило

воск

,

перья

разлетелись

,

и

Икар

с

огромной

высоты

упал

в

море

.

Такая

вот

грустная

история

.

С

тех

пор

прошло

несколько

тысяч

лет

,

на

нашей

Земле

выросло

много

поколений

добрых

и

умных

людей

.

Они

построили

корабли

и

,

совершив

кругосветное

путешествие

,

узнали

,

что

Земля

шар

.

А

астрономы

доказали

,

что

Земля

летит

в

космосе

,

вращаясь

вокруг

солнца

,

делая

один

оборот

вокруг

своей

оси

за

год

.

Следующим

шагом

было

изготовление

шара

с

корзиной

для

пассажиров

.

В

корзину

ставили

жаровню

с

горячими

углями

.

Шар

постоянно

наполнялся

горячим

дымом

.

Но

такой

шар

летел

недолго

и

низко

.

Шар

стали

наполнять

газом

,

он

мог

лететь

долго

,

но

был

большим

и

неуклюжим

.

Летел

в

ту

сторону

,

в

которую

дул

ветер

.

Потом

был

создан

дирижабль

,

а

затем

самолет

.

И

стали

летать

в

воздушной

оболочке

Земли

.

Но

люди

не

остановились

на

достигнутом

,

их

манил

космос

.

И

вот

55

лет

назад

обычному

весеннему

дню

12

апреля

1961

года

суждено

было

навсегда

войти

в

историю

человечества

.

Воспитатель

:

Ребята

,

кто

был

первым

космонавтом

?

Да, это был Ю.А. Гагарин, первый космонавт Земли. (портрет Гагарина)

Воспитатель

:

Это был очень смелый человек. Ведь до него никто в космосе не бывал.

Космос был неизведанным пространством.

Именно русские конструкторы первыми в мире смогли создать такую ракету, которая

вышла на околоземную орбиту, и на борту этой ракеты был наш русский человек –

Ю.А. Гагарин.

Дети: Гагарин, русский паренек,

На тот момент еще безвестный,

Свое «Поехали» изрек

И улыбнулся в сфере тесной.

Воспитатель

:

Когда ракета рванула в небо, Ю.А. Гагарин произнес слово, которое

впоследствии стало знаменитым и даже вошло в текст песни, которую написала

композитор Александра Пахмутова. Эту песню она посвятила первому полету в космос.

Это слово было «Поехали!».

Звучит песня А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был…»

Дети: Тот в память врезался апрель

Триумфом русского народа –

Мы в космос приоткрыли дверь,

Пробив упрямство небосвода!

Шестнадцать лет с войны прошло.

Страна, лежащая с руинах,

Смогла суметь врагам назло

Создать ракетных исполинов!

Прочь страх, неверие, сомненья,

И россиянин это смог:

Прорвав земное притяженье,

Он сделал над Землей виток.

Один лишь сделал оборот

Вокруг родимой колыбели,

Навек прославив свой народ

В том удивительном апреле!

Всего один виток – начало

Неведомого нам пути…

А уж мечтатели сказали:-

На Марсе яблоням цвести!

Так будет ли? Пока не знаем -

И на Земле проблем не счесть…

Но "ближний космос" обитаем,

И в этом все же что-то есть!

Воспитатель

:

Полет длился 108 минут. Это почти полтора часа. За это время

космический корабль «Восток» облетел вокруг нашей планеты один раз.

Вся страна, весь мир с волнением ожидали приземления первого космонавта планеты. А

когда Ю.А. Гагарин приземлился, все очень радовались: ведь это было впервые в истории

человечества.

Дети: Он был первым, кто вернулся!

Вздрогнул Мир и захлебнулся,

В диком грохоте оваций,

Лозунгов и демонстраций.

Мир, конечно, был в ударе!

Это он, советский парень,

С белозубою улыбкой.

Взмах руки. И смолкли скрипки.

Не боялся? Ерунда!

Ведь летел он в никуда!

Просто знал, что это надо!

Честь страны, ему наградой!

Сказал "поехали" Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась.

Эпоха странствий и открытий,

Прогресса, мира и труда,

Надежд, желаний и событий,

Теперь все это - навсегда.

Воспитатель

:

В мире не было ни одной газеты, ни одного журнала, который бы не

опубликовал потрет первого космонавта планеты! Все помнят его обаятельную улыбку и

открытый взгляд.

Первый полет человека в космос был совершен в 1961 году. Но подготовка началась

задолго до этого. Ровно за 100 лет до того, как на орбиту был выведен первый

искусственный спутник Земли, родился Константин Эдуардович Циолковский. ( портрет

Циолковсеого)

Воспитатель

:

Впоследствии он стал гениальным ученым, который выдвинул очень

много интересных идей по поводу строительства космических летательных аппаратов.

Позже эти идеи легли в основу современной космонавтики. Ученики Циолковского

создали первые в мире искусственные спутники Земли.

Самым лучшим учеником Циолковского стал Сергей Павлович Королев. (портрет

Королева)

Воспитатель

:

Однажды после встречи с Циолковским С.П. Королев сказал: «Всем

смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звездам». И это ему блестяще удалось!

Королевым был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных

летательных аппаратов и космические ракеты.

Долгие годы С.П. Королева называли Главным конструктором.

Рядом с Москвой есть город Королев. Он назван в честь С.П. Королева.

Воспитатель

:

Ребята, а знаете ли вы кто был первыми космонавтами- разведчиками?

(ответы детей)

Первыми космонавтами –разведчиками были собаки, кролики, насекомые, даже микробы.

Первая мышка-космонавт пробыла над Землей почти сутки. В ее черной шерстке

появились белые волоски. Они посидели от космических лучей, но мышка вернулась

живой

Воспитатель

:

Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая из собак подходит

для полета. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно

быть 2-3года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не

годились. Спокойные дворняжки лучше всего подходили для опытов. В собачьем отряде

каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и

холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для нее

построили ракету и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос. ( рис.

Собаки и ракеты)

Воспитатель

:

Ребята, наше занятие необычное, сегодня мы тоже побываем в космосе.

Но для начала нам необходимо знать, кто же такой космонавт? Как вы думаете? (человек,

который работает в космосе) Как вы думаете, каждый ли может стать космонавтом? А

каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь настоящий космонавт? Какая

должна быть дисциплина?

Воспитатель

:

Ребята, не каждый человек может стать космонавтом. У настоящего

космонавта должно быть крепкое здоровье, а самое главное он должен быть выносливым,

ведь прежде чем полететь в космос нужно пройти очень сложные тренировки. А так же в

космосе космонавты находятся в невесомости, а это выдержать сможет не каждый, это

очень тяжело. Он должен быть внимательным, выполнять все правильно, много знать,

хорошо учиться, читать много о космосе, тренировать память.

Воспитатель

:

А вот что бы отправиться в путешествие вы должны подчиняться всем

выше перечисленным правилам “Настоящего космонавта”, а самое главное вы должны

быть внимательными!.

Воспитатель

:

А что бы отправиться в космос нам понадобится ракета .И сейчас каждый

из вас нарисует свою ракету, а потом мы выберем самую красивую и надёжную, и

отправимся на ней в космос на другую планету. (музыкальное сопровождение)

Молодцы, ребята! Вы все очень хорошо потрудились, и все ваши ракеты отправятся в

космос.

Воспитатель

:

Мы с вами знаем, на чем летим в космос, экипаж, это мы с вами, собран,

но прежде нам необходима небольшая тренировка, для того, чтобы в космосе чувствовать

себя комфортно, посмотрите, на этих иллюстрациях изображены настоящие тренировки

космонавтов.

Воспитатель

:

А теперь и нам с вами предстоит набольшая тренировка. Встаньте все из-

за столов , и повторяйте за мной. (проводится физраминка)

Воспитатель

:

А теперь нам осталось узнать, как же будем питаться в космосе, и что нам

придется одевать. (рис. Еды и скафандра)

Воспитатель

:

Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен

быть готовым выйти и сориентироваться в любой аварийной ситуации. Одежда, которую

одевает космонавт, называется – скафандр. Скафандр – это специальный костюм. В нем

температура, как в комнате и дышится легко. Если солнце светит ярко, то в шлеме можно

опустить шторки. В скафандре есть радио , по которому можно разговаривать с

товарищами. Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта кабина

сделана из мягкого материала и сшита по росту.

В космосе нет воздуха, там очень низкое давление, и космонавтам надо знать, как работать

в скафандре при этих условиях. На земле разряженный воздух можно создать в

барокамерах - это устройство в виде громадного цилиндра, из которого выкачивают воздух

и создают давление, как на высоте 60 километров. Работать на этой высоте также опасно,

как и в космосе.

За одни земные сутки в космосе проходит 16 космических суток со сменой дня и ночи, т.е.

за одни земные сутки солнце в космосе восходит и заходит 16 раз! Ночь в космосе длиться

45 минут!

- Ребята, в космосе надо уметь и правильно кушать! Ведь там же невесомость. Если

будешь жевать, не закрывая рта, или разговаривать при этом, то крошки хлеба, каша сразу

же вылетят у тебя изо рта, и будут плавать прямо перед твоим носом. Если какая-нибудь

крошка, летая в невесомости, попадает в дыхательное горло, может произойти беда.

- Вот и всё, мы с вами полностью готовы к полёту! Возьмите в руки свои ракеты и

произнесите девиз космонавта:

Космонавтом хочешь стать -

Должен много-много знать!

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.

Только дружных звездолет

Может взять с собой в полет.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмем мы на орбиты

Закройте глаза и произнесем: 5 4 3 2 1 пуск

- Откройте глаза, оглянитесь вокруг, представьте, мы с вами на другой планете. (рис)

Она безжизненна, нам необходимо зародить здесь жизнь. А что же мы для этого сделаем?

Самое главное нам нужен…? (воздух). А что же ещё…? (вода, плодородная почва,

фруктовые сады, леса, поля…). А зачем сеять рожь, пшеницу? А нужны ли нам животные

и птицы, насекомые?

А самое главное наша планета будет чистой. Поэтому мы и назовем её Чистота.

- Вот и все, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться.

(звучит космическая музыка)

- Теперь мы с вами на нашей планете, планете Земля, мы должны содержать ее в чистоте.

Мы все друг другу нужны в этом мире, без животных, птиц, насекомых, леса и пруда нам

не обойтись никогда!

Все-все, все на свете друг другу нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись и без чудищ нелепых,

И даже без хищников злых и свирепых.

Нужны все на свете, нужны все подряд,

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь лишним покажется,

То это, конечно, ошибкой окажется.

Все-все, все на свете друг другу нужны,

И это вы, дети, запомнить должны!

Итог занятия.

Воспитатель

:

Ребята, вот и подошло наше путешествие к концу! Вы все сегодня очень

хорошо поработали!

- Что вы еще запомнили из нашего путешествия?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, теперь мы с вами знаем, каким должен быть настоящий космонавт, что он должен

знать. Мы знаем, на чем летают в космос, что особенное там одевают, чем и как питаются.

Мы с вами прошли подготовительную тренировку, побывали в космосе и создали Чистую

планету. Теперь мы знаем, что всё живое взаимосвязано и всё нуждается во всем, и ничего

мы не можем вычеркнуть, мы не имеем право, что-то погубить, все на планете должно

жить! Мы должны всё охранять и оберегать! А самое главное всё содержать в чистоте!



В раздел образования