Проектная деятельность в средней группе "Растим добро все вместе"
Автор: Макаревич Ирина Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ Школа №887 Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: методическая разработка Тема: Проектная деятельность в средней группе "Растим добро все вместе" Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в средней группе № 2 «Растим добро все вместе»
«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский.
Цель:
Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать нравственному и
коммуникативному развитию, мотивировать детей на совершение добрых дел и поступков.
Задачи:
Развивать эмоции и мотивы, способствующие формированию коммуникативных умений и
навыков, уважение к окружающим людям, умение выслушивать товарища.
Углублять представления детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.
Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Уточнять представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
Воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе, в сердцах и душах других людей.
Тип проекта:
Социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный.
Участники проекта:
Дети средней группы, родители, педагоги.
Срок реализации : Долгосрочный (сентябрь2015- май 2016г.)
Актуальность проекта:
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – одна из важных задач
дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в
нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих
отношения человека к окружающим людям, способность сопереживать и сочувствовать в разных
жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать нравственные чувства, представления
о должном, поведении.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
Создание в группе необходимых условий по приобщению к элементарным общепринятым
нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
Оформление тематических выставок: демонстрация совместного творчества детей, педагогов и
родителей.
Создание в группе «Уголка дружбы и доброты».
Дети смогут свободно высказываться о своих поступках и поступках других людей.
Сформируется способность детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Сформируется бережное отношение у детей к живому миру природы.
Привлечение родителей к реализации проекта – станет сотрудничеством между детским садом и
семьей по нравственному воспитанию детей и даст положительные результаты.
Работа с родителями:
Проведение родительского собрания: «Нравственное воспитание в семье»
Знакомство с планом реализации проекта.
Оформление родительского уголка по темам проекта.
Привлечение родителей к сбору информации о добре, доброте и добрых делах и поступках.
Проведение открытых занятий с участием родителей по разделам проекта.
«Домашние задания» для родителей и детей по темам.
Оценивание поступков ребенка, вне стен детского сада, для «Дерева добрых дел»
Привлечение к организации выставок, стенгазет, работ в рамках проекта.
Участие родителей в заключительном, отчетном мероприятии.
План реализации проекта.
I этап: Подготовительный (информационно-аналитический)
Наблюдения и беседы с детьми по данной теме.
Анкетирование родителей на тему: «Нравственное воспитание дошкольников».
Изучение научной литературы и ФГОС по теме проекта.
Консультация для родителей: «Что знают наши дети о доброте?».
Подборка художественной литературы, стихов, пословиц и поговорок о добре и добрых делах.
Подготовка необходимого наглядного и методического материала для реализации проекта.
Диагностика детей на тему: «Добрый и злой…» - оценивание поступков героя сказки,
мультфильма, литературного произведения.
Составление перспективного плана реализации проекта.
(Сентябрь - октябрь 2015г.)
II этап: Основной – практический.
1 блок: «Герои нашего времени»
«Невозможно всегда быть героем
Но всегда можно оставаться человеком»
Цели:
Расширяем знания и представления детей о героях России и военных лет, совершенных ими
подвигах. Воспитывать чувства уважения к людям, обладающим патриотическими качествами;
любовь к Родине и гражданам России. Формируем задатки бережного отношения к себе и
близким.
Знакомство детей с новыми словами:
Герой-человек, совершивший подвиг, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности.
Витязь - храбрый, доблестный воин на Руси.
Воитель - воин.
Сподвижник - участник – помощник кому - либо в трудном деле.
Самоотверженец – жертвующий, собственными интересами во имя интересов других.
Беседы на темы:
«Кто такой герой?»
«Есть ли герои у нашего времени?»
«Герой России»- знакомство с интернет порталом.
«Дети – герои»
«9 декабря - День героя Отечества»
«Защитники земли Российской!»
«Женщины - прославляющие Россию»
«Герои Космоса»
« Герои Великой Отечественной Войны»
Способы реализации:
Беседы подгрупповые и индивидуальные.
Посещение музея: «Боевой славы»
Дидактические игры:
«Что бы сделал ты?»
«Что бы не было беды»
«Оцени поступок»
«Помощь»
Создание игровых ситуаций по теме:
«Подбери признаки»
Использование словесных игр:
«Скажи по - другому»
«Составь портрет героя»
«Что доброго делают люди этой профессии?»
Сюжетно - ролевые игры:
«Будем в армии служить!»
«Спасатели»
«Пожарные»
«Покорение космоса»
«Больница»
Конструирование:
«Медаль для героя»
«Постройки для проведения игр»
Просмотр мультфильмов о героических поступках.
Чтение художественной литературы:
С. Михалков « Быль для детей»
К. Ушинский «Сила – не право»
Е. Пермяк «Надежный человек»
Б. Житков «Почта»
С. Сахаров «Два радиста»
И. Туригин «Человек заболел»
А. Печерский «Дети - герои ВОВ»
Н. Надеждина «Партизанка Лара»
Художественно - эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Рисование:
«Портрет героя»
«Цветы»
«Космос»
«Армия родная»
«Гвоздика для ветерана»
Аппликация:
«Журавли»
«Слава героям»
«Салют победы»
Открытки к праздникам.
Лепка:
«Танк»
«Ракета»
«Орден для героя»
Прослушивание песен времен ВОВ, о мире и дружбе.
Работа с родителями:
«Познакомить своего ребенка с героем России» и составить о нем рассказ из 5 -6 предложений.
2 блок: «Доброе слово лечит, а худое калечит»
Добро не одевает маску зла,
Но часто зло под маскою добра
Творит свои безумные дела.
Омар Хаям
Цели: Уточнять представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях.
Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Беседы на темы:
«Поддержи не словом, а делом»
«Как можно обидеть?»
«Что такое слово ранит?»
«Слово - не воробей»
«Протяни руку помощи»
Способы реализации:
Беседы подгрупповые и индивидуальные.
Работа с тематическим альбомом:
«Наши эмоции»
Использование сюжетных картинок:
«Добрые поступки»
«Хорошо - плохо»
Составление рассказов детьми по теме.
Викторина:
«Герои сказок»- поступки
Дидактические игры:
«Школа вежливости»
«Мешок плохих дел»
«Что хорошо, что плохо»
« Цветок добрых дел»
«Пожелания»
«Путешествие по сказкам»
Сюжетно - ролевые игры:
«Больница»
«Семья»
Создание игровых ситуаций:
«Изобрази хорошего героя»
«Злой или добрый»
Драматизация народной сказки « Теремок».
Конструирование: «Игрушка - качалка» - из бумаги в подарок малышам.
Чтение художественной литературы:
В. Осеев «Волшебное слово»
Е. Пермяк «Самое страшное»
В. Осеева «Просто старушка»
А. Барто «Вовка добрая душа»
И. Романов «Придумано кем»
М. Скребцова «Начало мудрости»
Разучивание пословиц и поговорок о доброте, дружбе и зле.
Художественно - эстетическое развитие:
Художественное творчество.
Рисование:
«Как выглядит зло?»
«Положительный герой»
«Нарисуй настроение»
Аппликация «Подарок для друга».
Лепка «Слепи героя сказки».
Работа с родителями:
Организация фотовыставки: «Наши добрые дела!»
3 блок: «Спешим делать добро!»
«Чтобы поверить в добро
Нужно начать его делать».
Л.Н. Толстой
Цели:
Вызвать у детей желание совершать « добрые» поступки. Обогатить опыт детей действиями и
поступками, которые могут порадовать близких и окружающих их людей
Беседы на темы:
« Что значит быть добрым?»
« Добрый человек не оставит в беде»
« Помощь старшим»
« Не обидеть младшего»
« Кто всегда придет на помощь?»
Способы реализации:
Беседы подгрупповые и индивидуальные.
Установление детьми: «Правил доброты и дружбы в нашей группе».
Составление памятки: «Правила добрых дел»
Создание различных игровых ситуаций:
« Как поступить?»
« Мои поступки»
«Что сделал ты»
Составление рассказов по тематическим сюжетным картинкам.
Викторина: «Путешествие по сказкам»
Дети называют положительные поступки героев.
Ситуативный разговор:
«Мои хорошие поступки»
«Помогаю, чем могу!»
«Если друг поступил плохо…»
Дидактические игры:
«Я знаю добрые слова!»
«Плохо - хорошо»
«Подумай и поступи правильно!»
«Соберем бусы» (бусинка –доброе дело).
Этюды:
« Улыбнемся друг другу!»
« Доброе прикосновение»
« Добрые слова для близких»
Игра с мячом: «Скажи наоборот»
Сюжетно – ролевые игры:
« Семья»
« Больница»
« Спасатели»
« В транспорте»
Конструирование: «Строим город доброты».
Чтение художественной литературы.
А. Дементьев «Доброту не купишь на базаре»
Г. Акулов «Добрые люди»
М. Скребцова «Начало мудрости»
Просмотр мультфильмов:
« Кот Леопольд»
« Крошка енот»
« Фунтик»
« Как ослик счастье искал»
Художественно – эстетическое развитие:
Художественное творчество.
Рисование:
«Страна доброты»
«Как выглядит добро?»
«Какого цвета доброта?»
«Фея доброты»
Совместное творчество с воспитателем: «Дерево добрых дел»
Аппликация:
«Подари улыбку другу!»
«Открытки в подарок»- к разным праздникам.
Лепка:
« Кулон для бабушки»
« Орден для дедушки»
Прослушивание песен о добре и добрых поступках.
Работа с родителями:
Совместно с детьми придумать загадку о добре
Создать книжку – малышку «Жизнь дана на добрые дела!»
Оценивать положительные поступки своих детей: «Листочек на дерево добрых дел».
Совместно с родителями оформление стенгазеты: «Наши добрые дела»
4 блок: «Экология»
Все хорошее в людях – из детства!
Как источник добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши.
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Цель: Воспитывать гуманное эмоционально - положительное, бережное отношение к миру
природы и окружающего мира в целом.
Беседы на темы:
«Что люблю – то берегу!»
«Земля заботу любит!»
«Растения - земли украшения!»
«Бездомные животные»
«Жизнь птиц – зимой!»
«Что значит беречь природу?»
«Комнатные растения»
«Как появляется росток?»
«Весенние цветы»
Способы реализации.
Составление плана работ:
«Осенние работы в цветнике»
«Обрезание сухих веток на кустарнике»
«Помощь бездомным животным»
«Подготовка деревьев к зиме»
«Покорми пичужку!»
«Уход за комнатными растениями»
«Посадка семян на рассаду»
«Весенние работы в цветнике»
Организация акции:
«Покормите птиц зимой!» - изготовление кормушек и листовок с детскими рисунками. Участие в
конкурсе на образовательном портале maam: «Покорми пичужку!»
Составление рассказов по тематическим картинкам о природе.
Создание игровых ситуаций:
«Помощь котенку»
«Раненная птичка»
«Росток»
Этюды:
«Кошка»
«Покажи собаку!»
«Ветер дерево качает»
Дидактические игры:
«Сравни»
«Скажи по- другому»
«Что лишнее?»
«Кто где живет?»
«Летает, плавает, бежит»
Подвижные игры:
«Птицы в гнездах»
«Гуси, гуси…»
«Кот и воробьи»
«Сокол и наседка»
«Сова»
Сюжетно – ролевые игры:
«Больница для животных»
«Семья идет в зоопарк»
Чтение художественной литературы:
Е. Серова «Зеленая страна»
Е Кочеткова «Дерево»
Е Благина «Стрижи»
И. Бунин «Листопад»
Г. Снегирев «Птицы наших лесов»
А. Лопатина «Мудрость дерева»
В. Гаршин « Лягушка - путешественница»
Художественно - эстетическое развитие.
Художественное творчество.
Рисование:
«Соседи деревья»
«Синичка на ветке»
«Снегирь и рябина»
«Кролик»
«Русская береза»
Аппликация: «Панно из осенних листьев»
Лепка:
«Птички на кормушке»
«Елочки в снегу»
«Котенок»
«Кисть рябины»
Слушание звуков природы.
Работа с родителями:
Создать вместе с родителями экологический альбом: «Деревья нашего участка»
Создание плаката: «Сохраним природу вместе!»
Помощь в изготовлении кормушек для птиц.
Разучивание дома с детьми русских народных потешек о птицах.
(Октябрь 2015- апрель 2016г.)
3 этап. Заключительный:
1)
Оформление выставки детских работ: «Страна доброты»
2)
Подготовка презентации на тему «Наши добрые дела»
3)
Проведение открытого отчетного мероприятия на тему « Доброта – спасет мир!»
(Май 2016г.)
В заключении хотелось бы сказать: «Мы очень надеемся, что труд родителей и воспитателей будет
не напрасным! Ведь дети группы уже усвоили, что:
Доброта живет на свете,
Только в добром сердце.
Вы уж нам поверьте!».