Автор: Емельянова Елена Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №89 г. Челябинска"
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кто такие птицы" урок окружающего мира .1 класс. "Школа России" ФГОС
Раздел: начальное образование
Ф.И.О Емельянова Е.Л.
предмет: окружающий мир класс: 1 Тема: Кто такие птицы
Тип урока: изучение нового
Задачи:
познакомить учащихся с птицами как группой животных;
учить выделять существенные признаки природных объектов;
обучать исследованию объектов природы;
Планируемые результаты
Предметные
отличать птиц от других животных;
знать строение пера птицы;
Метапредметные
формулировать учебную задачу урока,
стремиться её выполнить, оценивать свои
достижения на уроке;
описывать объекты живой природы по
плану;
получать информацию из иллюстраций
учебника;
выполнять задание в паре, осуществлять
самопроверку;
Личностные
иметь целостный взгляд на мир;
проявлять самостоятельность,
ответственность за свой выбор;
Межпредметные связи: Технологи : « Полёты птиц»
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник , с.36,37; рабочая тетрадь, с 25,26; перья птиц, презентация к уроку
Технология проведения
Задания для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.
Мотивация к
учебной
деятельности
Для мотивации учащихся к
изучению новой темы можно
использовать песню из
мультфильма « Кто ж такие
птички» (слова Б.Заходера,
музыка А.Журбина)
После прослушивания песни попросить у
детей назвать признаки, по которым герой
мультфильма определил, что он птица.
- Можно ли по каждому из этих признаков
определить птицу?
Слушают песню, затем выделяют из неё
признаки птиц( летают, поют, несут яйца,
вьют гнёзда)
_ Выдвигают предположения,
обосновывают их. приводят примеры
(например, насекомые тоже летают)
II.
Формулирование
темы урока,
постановка цели
Необходимо определить тему
урока, цель
- О ком будем говорить на уроке?
_ Что необходимо научиться делать?
_ Будем говорить о группе животных –
птицы.
Научимся отличать птиц от других групп
животных, научимся выделять
существенные признаки птиц.
III.
Изучение нового
Учебник с. 36
-Рассмотрите животных на иллюстрации
Учащиеся рассматривают иллюстрации
На столах лежат перья.
Необходимо их рассмотреть
внимательно, произвести
опыты, сделать выводы.
-Какое из этих животных птица? слайд3,4
-Попытайтесь определить части тела
птицы, глядя на иллюстрацию.( работа в
парах) слайд 6
Найдите указанные части тела у дятла,
совы, синицы (доска)
-Что общего есть у всех птиц?
Организует практическую работу «
Исследуем строение птиц»
-У вас на столах лежат перья.( перья
голубя). Рассмотрите их внимательно,
изучите внешний вид, строение.
- Подуйте на перо. Что произошло?
Сделайте вывод.
- Отрежьте ножницами кончик пера. Что
заметили?
-Капните на перо водой. Что заметили?
-Сделайте общий вывод.
-Давайте зарисуем перо в тетради.
- Перья бывают разной величины. Большие
упругие перья находятся в крыльях, они
животных
Дети пытаются определить ,какое
животное является птицей. ( курица) .
Обосновывают свой ответ. слайд 5
Ребята определяют части тела сначала
голубя, потом других птиц .( фотографии
на доске)
-У всех птиц тело покрыто перьями.
Учащиеся рассматривают перо, делают
выводы. (работа в парах). Рассматривают
цвет, форму, размер.
Вывод : Перо лёгкое.
Вывод : Стержень пера пустой.
Вывод: Перо не намокло. Вода стекла.
Дети делают вывод о том, что перо
лёгкое, стержень пера пустой, перо не
промокает, перо защищает птицу от воды
и сырости.
С. 25 рабочая тетрадь
Рассматривают иллюстрации птиц на
IV.
Закрепление
1.
Загадки о птицах
нужны для полёта. Более мягкие перья
покрывают тело птицы и защищают его.
Самые мягкие, пушистые перья( пуховые)
согревают птицу.
Есть птицы с декоративными перьями.
Например, у павлина. У некоторых птиц
разноцветные птицы.( попугай, колибри)
Яркое оперение у самцов. Самки имеют
однотонную окраску, которая помогает им
прятаться от врагов, когда они высиживают
яйца.
Давайте проверим, знаете ли вы названия
птиц.
1)
Ловит каждый шорох чутко.
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает …
(СОВА) -слайд 9
2)
Чёрный жилет,
Красный берет.
Нос, как топор,
Хвост, как упор.
(ДЯТЕЛ)- слайд 9
3)
Сверху- чёрное суконце,
Снизу- белое полотенце.
(ЛАСТОЧКА)- слайд 10
4)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
По полям ночует,
Коноплю ворует.
(ВОРОБЕЙ)- слайд 10
5)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
доске. Дополняют сведения из
жизненного опыта.слайд8
Учащиеся отгадывают загадки
2.
Рассказ учителя
3.
Описание птицы по
плану на с.37
(СИНИЦА)- слайд 10
Умение летать не является признаком
птиц. Существуют птицы, которые не умеют
летать. Например, страус, пингвин).
Страусы не умеют летать , крылья им
служат для украшения. у страусов
длинные, очень сильные ноги. Едят
страусы траву, гусениц, ящериц, мелких
зверьков.
Пингвины- морские птицы, они хорошо
ныряют и плавают, добывая себе пищу-
рыбу, крабов, рачков. Они не умеют летать,
потому что вместо крыльев у них ласты,
помогающие им плавать. Чтобы выжить,
пингвинам не нужно подниматься в воздух,
поэтому крылья выполняют другие
функции.
-Давайте опишем птицу по плану. 1ряд-
воробья, 2 ряд- дятла, 3ряд- попугая
( работа в парах)
Дети слушают учителя, дополняют рассказ
сведениями из атласа-определителя .
( подготовленные ученики)
Рефлексия учебной
деятельности.
Ответить на вопросы
-Кто такие птицы?
-Назовите основной признак птиц.
-Приведите примеры птиц.
-По какому плану мы описывали птицу?
-Животные, тело которых покрыто
перьями.
-Перья
Дети называют птиц.
С. 37 учебник