Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА


Автор: Молчан Светлана Юрьевна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Уральского государственного педагогический университета"
Населённый пункт: г.Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ПРОЦЕССЕ РУЧНОГО ТРУДА

Истоки творческих способностей и

дарований детей - на кончиках их пальцев.

(В.А.Сухомлинский)

Существует

множество

различных

определений

понятия

«Труд».

В

словаре русского языка С.И.Ожегова труд это:

1)

целесообразная деятельность человека, направленная на создание с

помощью

орудий

производства

материальных

и

духовных

ценностей, необходимых для жизни людей;

2)

работа, занятие;

3)

усилие, направленное к достижению чего-нибудь;

4)

результат деятельности, работы, произведение

.

В

Советском

энциклопедическом

словаре

дается

несколько

иное

толкование

понятия

"труд"

-

это целесообразная

деятельность

человека,

направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для

удовлетворения своих потребностей"

.

По

определению А.Маршалла,

труд

это

всякое

умственное

и

физическое

усилие,

предпринимаемое

частично

или

целиком

с

целью

достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения получаемого

непосредственно от самой проделанной работы.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у

них

интерес

к

деятельности,

осуществлять

их

всестороннее

воспитание.

Различают

четыре

основных

вида

детского

труда:

самообслуживание,

хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. В старшем

дошкольном

возрасте

преобладает

ручной

труд.

Так

как

этот

возраст

характеризуется

более

устойчивым

вниманием,

наблюдательностью,

способностью к началам анализа, синтеза, самооценки, а также стремлением

к совместной деятельности.

Быстрый

темп

развития

образования,

введение

в

образовательную

среду

информационных

технологий,

все

это

направлено

на

достижение

идеальной цели образования, сформулированной еще Аристотелем - развитие

гармоничной и всесторонне развитой личности. Большие возможности в этом

направлении

открывает

проектная

деятельность,

способствующая

становлению личности ребенка через организацию разнообразных видов его

деятельности.

Проектная деятельность сегодня широко используется на всех уровнях

образования. Дошкольное образование не стало исключением. Исследования

проектной деятельности детей дошкольного возраста подробно описаны в

работах Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Виноградовой Н.А., Киселевой Л.С.,

Штанько И.В., Полат Е.С.

В

основе

проектной

деятельности

лежит

проблема,

для

решения

которой

необходим

исследовательский

разносторонний

поиск,

результаты

которого обобщаются, что развивает познавательный интерес в различных

областях

знаний,

навыки

сотрудничества.

Через

интеграцию

различных

областей знаний формируется целостная картина мира ребенка. Коллективная

работа

детей

дает

им

возможность

принимать

и

выполнять

различные

социальные роли. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные

качества.

Таким образом, проектная деятельность многогранна и включает в себя

различных умения, которые можно разделить на группы:

рефлексивные,

исследовательские,

коммуникативные,

менеджерские,

презентационные,

умения работать в сотрудничестве.

Каждая из перечисленных групп, в свою очередь, состоит из более

частных и конкретных умений. Все перечисленные умения и группы умений

относят к проектным умениям, т.е. умениям которые позволяют реализовать

проектную деятельность.

Проектные умения как нельзя лучше формируются в процессе ручного

труда. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов

открывает

перед

ними

широкие

перспективы

созидания.

В

этом

труде

дошкольники

уточняют

свои

представления

об

окружающих

предметах,

делают первые шаги в увлекательный мир техники, что имеет немаловажное

значение для их последующего развития. В процессе труда дети знакомятся с

простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с

некоторыми

инструментами,

учатся

бережно

относиться

к

материалам,

предметам труда, орудиям. На опыте усваивают элементарные представления

о

свойствах

различных

материалов:

материал

подвергается

различным

превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для

этого то одни, то другие инструменты, способы соединения частей (клеем,

путем складывания и пр.).

Дошкольники

способны

не

только

увидеть

результаты

небрежного

обращения других детей с игрушками и пособиями, но и самостоятельно

устранить поломки (приклеить страницу книжки, подклеить коробку и т.п.).

Особенностью

ручного

труда

является

то,

что

в

результате

приложенных усилий получают незамедлительно готовую поделку. Ребенок

имеет

возможность

видеть

результат,

сопоставить

с

образцом,

оценить

качество поделки. Возможность изготовить предмет, имеющий практическую

значимость своими руками, привлекает детей. Эта особенность ручного труда

становится

сильным

мотивом,

побуждающим

ребенка

к

овладению

необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности.

Таким образом, ручной труд способствует активному формированию

различных умений и навыков, в том числе проектных умений, необходимых

р е бе н ку

в

п о вс ед н е в н о й

ж и зн и .

С о от ве т с т ву ющ и й

у р о в е н ь

сформированности

произвольного

поведения,

овладения

средствами

и

эталонами

познавательной

деятельности

определяет

готовность

старших

дошкольников к включению в учебную деятельность.

Список использованной литературы

1.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1985, с. 707.

2.

Советский энциклопедический словарь. - М., 1981, с. 136.

3.

Альфред Маршалл. Принципы экономической науки. Книга шестая.

Распределение национального дохода

4.

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников

[Текст]

Пособие

для

педагогов

дошкольных

учреждений.—

М.:

Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

5.

Каблукова И.Г., Котлярова Е.А. Характеристика проектных умений

детей старшего дошкольного возраста // Международная научно-

практическая

конференция

«Фундаментальные

и

прикладные

научные исследования: общественные, гуманитарные, естественные

и

технические

науки»,

г.

Москвва,

30

апреля

2014

г.:

Сборник

научных

докладов

/

АНО

содействие

развитию

современной

отечественной

науки

Изд.дом

«Научное

обозрание»;

редкол.:

М.В.Васильева (отв.ред) и др.; авт.предисл. М.В.Васильева. - М.:

АНО Изд.дом «Научное обозрание», 2014. - С.97-108.



В раздел образования