Автор: Макаров Алексей Валерьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Практика работы мастера производственного обучения в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное
«Практика работы мастера производственного обучения
в условиях реализации ФГОС»
Макаров Алексей Валерьевич, мастер производственного обучения
СПб ГБОУ «Российский колледж традиционной культуры» Санкт-Петер-
бург.
Успех обучения и воспитания студентов СПб ГБОУ «Российский кол-
ледж традиционной культуры» в первую очередь зависит от мастеров произ-
водственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального ма-
стерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать про-
фессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализи-
ровать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к сво-
ей работе, видеть ее сильные и слабые стороны.
Наша образовательная организация
должна подготовить компетент-
ных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного
технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной
экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в кол-
лективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.
Ведущая роль в совершенствовании и ускорении образовательного и
учебно- производственного процесса принадлежит мастерам производствен-
ного обучения. Характерные черты большинства из них - компетентность и
высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность
обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам произ-
водственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной
литературе по педагогике и психологии.
Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями
по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой
задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения.
Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать
активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие
морально-этические качества, способствовать формированию компетентного
специалиста, воспитанию гражданина, истинного патриота.
Мастер производственного обучения во многом решает вопрос созда-
ния работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризу-
ющегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уров-
нем,
коллективистскими
общественными
отношениями.
Педагогическое
влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется
на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне
занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образова-
тельного, учебно – производственного и воспитательного процессов в систе-
ме СПО.
Чтобы
успешно
обучать
и
воспитывать
молодежь,
мастеру
произ-
водственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним
из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в
деле, которому мастер п/о обучает. С процессом обучения неразрывно связа-
но и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотдели-
мы. Влияние мастера производственного обучения только тогда будет эффек-
тивным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили ре-
альные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство
профессиональной чести.
Педагогическое
мастерство
–
одно
из
важнейших
качеств
мастера
производственного обучения, определяющих эффективность его деятельно-
сти.
Главным
признаком
педагогического
мастерства
является
умение
научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания
педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического ма-
стерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со
студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профес-
сионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обуче-
ния, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственно-
му становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздей-
ствий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желае-
мой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным
примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, чело-
вечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательно-
стью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами
сложились дружеские взаимоотношения.
Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение
убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже по-
нукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использо-
вать в крайних случаях и в минимальном размере.
Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требо-
вать. Но требовательность может дать положительный результат, если она со-
единяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но
справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внима-
тельно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требователь-
ность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обяза-
тельно доводить до конца.
Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о на-
ряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и
индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чув-
ство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о дела-
ет: его слов, поступков, общения с ребятами.
Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объек-
тивным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от
своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напро-
тив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально
относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, со-
чувствовать и переживать.
Как мастер п/о, я в любых ситуациях стараюсь быть тактичной с ребя-
тами, подметить в студентах лучшие качества и похвалить их за это. По-
ощряю отдельных ребят за успешное выполнение заданий и примерную дис-
циплину. Не забываю поздравить своих студентов с днем рождения.
Мастер п/о оказывает влияние на молодежь не только внутренними ка-
чествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения,
поэтому мастеру п/о необходимо быть начеку, неустанно следить за каждым
своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те
нормы поведения, которые требуем от студентов. В процессе работы, мастер
п/о постепенно воспитывает у них много полезных привычек.
Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.
Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема ин-
дивидуального подхода требует заботы мастера п/о не только о неуспеваю-
щих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения вперед. С
этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же дать но-
вое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.
Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем об-
разом жизни мастер производственного обучения должен давать пример сту-
дентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на
молодежь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее
сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он проявляет
педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности
своих воспитанников.
Литература.
1.Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. учеб. заве-
дений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.
– М.: Народное образование, 1998.