Напоминание

"Практика работы мастера производственного обучения в условиях реализации ФГОС"


Автор: Макаров Алексей Валерьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Практика работы мастера производственного обучения в условиях реализации ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Практика работы мастера производственного обучения

в условиях реализации ФГОС»

Макаров Алексей Валерьевич, мастер производственного обучения

СПб ГБОУ «Российский колледж традиционной культуры» Санкт-Петер-

бург.

Успех обучения и воспитания студентов СПб ГБОУ «Российский кол-

ледж традиционной культуры» в первую очередь зависит от мастеров произ-

водственного обучения, преподавателей, их опыта и профессионального ма-

стерства. Мастер производственного обучения обязан не только обучать про-

фессиональным умениям и навыкам, но и уметь квалифицированно анализи-

ровать и решать педагогические ситуации, уметь критически относится к сво-

ей работе, видеть ее сильные и слабые стороны.

Наша образовательная организация

должна подготовить компетент-

ных рабочих, способных к быстрой перемене труда в условиях постоянного

технического процесса, умеющих правильно найти себя в условиях рыночной

экономики, владеющих смежными профессиями, способных трудиться в кол-

лективе и быстро адаптироваться на предприятиях в процессе производства.

Ведущая роль в совершенствовании и ускорении образовательного и

учебно- производственного процесса принадлежит мастерам производствен-

ного обучения. Характерные черты большинства из них - компетентность и

высокий профессионализм, ответственность за порученное дело, способность

обучать и воспитывать студентов, вести за собой коллектив. Мастерам произ-

водственного обучения крайне важно систематически обращаться к научной

литературе по педагогике и психологии.

Необходимо, чтобы современный рабочий обладал глубокими знаниями

по профессии и умениями в производственной деятельности. В решении этой

задачи ведущее место принадлежит мастерам производственного обучения.

Они призваны передать юношам и девушкам свои знания и опыт, воспитать

активную жизненную позицию, сформировать личность, привить высокие

морально-этические качества, способствовать формированию компетентного

специалиста, воспитанию гражданина, истинного патриота.

Мастер производственного обучения во многом решает вопрос созда-

ния работоспособного и сплоченного студенческого коллектива, характеризу-

ющегося здоровым психологическим климатом, высоким моральным уров-

нем,

коллективистскими

общественными

отношениями.

Педагогическое

влияние мастера производственного обучения на студентов осуществляется

на занятиях производственного обучения и в процессе общения с ними вне

занятий. Поэтому, мастер п/о является одной из центральных фигур образова-

тельного, учебно – производственного и воспитательного процессов в систе-

ме СПО.

Чтобы

успешно

обучать

и

воспитывать

молодежь,

мастеру

произ-

водственного обучения следует обладать еще некоторыми качествами, одним

из них является хорошее знание своей специальности, отличные навыки в

деле, которому мастер п/о обучает. С процессом обучения неразрывно связа-

но и воспитание молодежи. Эти два процесса в работе мастера п/о неотдели-

мы. Влияние мастера производственного обучения только тогда будет эффек-

тивным, когда его студенты будут чувствовать, что они от него получили ре-

альные знания профессии. Мастер п/о должен прививать студентам чувство

профессиональной чести.

Педагогическое

мастерство

одно

из

важнейших

качеств

мастера

производственного обучения, определяющих эффективность его деятельно-

сти.

Главным

признаком

педагогического

мастерства

является

умение

научить студентов тому, что знает и умеет сам. Для этого необходимы знания

педагогики и психологии. Важной характерной чертой педагогического ма-

стерства является умение п/о устанавливать правильные взаимоотношения со

студентами. Правильные взаимоотношения мастера п/о с «будущими профес-

сионалами» базируются на его авторитете. Мастер производственного обуче-

ния, не пользующийся авторитетом, не только не способствует нравственно-

му становлению личности студента, а мешает ему, так как его методы воздей-

ствий, зачастую, вызывают у подростка реакцию, противоположную желае-

мой. Авторитет мастера п/о создается глубоким знанием своего дела, личным

примером, культурой поведения, эрудицией, простотой, доступностью, чело-

вечностью, принципиальностью, справедливостью, высокой требовательно-

стью к себе и воспитанникам. Важно, чтобы между мастером п/о и ребятами

сложились дружеские взаимоотношения.

Большое влияние на рост авторитета мастера п/о оказывает его умение

убеждать. Педагог должен чаще советовать, показывать, внушать и реже по-

нукать, приказывать, наставлять, выговаривать. Свою власть надо использо-

вать в крайних случаях и в минимальном размере.

Одним из важных волевых качеств мастера п/о является умение требо-

вать. Но требовательность может дать положительный результат, если она со-

единяется с уважением к студентам. Ребята говорят, что любят строгих, но

справедливых педагогов, им нравится, когда с них требуют и когда внима-

тельно наблюдают за их работой, ведут тщательный ее учет. Требователь-

ность мастера п/о выражается в том, что он заставляет каждое дело обяза-

тельно доводить до конца.

Требовательность дает положительные результаты, если мастер п/о на-

ряду с ней обладает педагогическим тактом, умением учитывать возрастные и

индивидуальные особенности студентов. Педагогический такт – особое чув-

ство меры, педагогической целесообразности всего того, что мастер п/о дела-

ет: его слов, поступков, общения с ребятами.

Мастер производственного обучения, безусловно, должен быть объек-

тивным человеком, одинаково относиться ко всем ребятам независимо от

своих личных симпатий и антипатий. Он же, как лидер, должен быть, напро-

тив, субъективным человеком, т.е., положительно, эмоционально, пристально

относиться к студентам. Близко к сердцу принимать все волнующее их, со-

чувствовать и переживать.

Как мастер п/о, я в любых ситуациях стараюсь быть тактичной с ребя-

тами, подметить в студентах лучшие качества и похвалить их за это. По-

ощряю отдельных ребят за успешное выполнение заданий и примерную дис-

циплину. Не забываю поздравить своих студентов с днем рождения.

Мастер п/о оказывает влияние на молодежь не только внутренними ка-

чествами своей личности, но и своим внешним видом, манерами поведения,

поэтому мастеру п/о необходимо быть начеку, неустанно следить за каждым

своим шагом, всегда быть опрятным, подтянутым, вежливым, соблюдать те

нормы поведения, которые требуем от студентов. В процессе работы, мастер

п/о постепенно воспитывает у них много полезных привычек.

Каждый человек представляет собой неповторимую индивидуальность.

Поэтому нельзя с одной меркой подходить ко всем студентам. Проблема ин-

дивидуального подхода требует заботы мастера п/о не только о неуспеваю-

щих, но и о способных ребятах, чтобы не тормозить их движения вперед. С

этой целью на уроках производственного обучения нужно сразу же дать но-

вое задание тому, кто уже выполнил предыдущее.

Подводя итоги, надо еще раз отметить, что своим трудом и всем об-

разом жизни мастер производственного обучения должен давать пример сту-

дентам, как в работе, так и в отношениях с другими людьми. Свое влияние на

молодежь он осуществляет через коллектив, опираясь на лучших, наиболее

сознательных и активных подростков. В отношении со всеми он проявляет

педагогический такт, учитывая индивидуальные и возрастные особенности

своих воспитанников.

Литература.

1.Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высших пед. учеб. заве-

дений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.

– М.: Народное образование, 1998.



В раздел образования