Напоминание

Мастер производственного обучения и его деятельность в соответствии с ФГОС


Автор: Ротарь Николай Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мастер производственного обучения и его деятельность в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Реализация

требований

ФГОС

в

практике

работы

м а с т е р а

производственного обучения.

Ротарь Николай Иванович,

мастер производственного обучения

СПб ГБОУ «Российский колледж традиционной культуры», Санкт-Петербург.

В

условиях

модернизации

российского

образования,

реализации

концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов

возрастают

воспитательные

функции,

призванные

создать

условия

для

достижения главной цели воспитания – становлению личности студента. При

обновлении

содержания

и

организации

педагогического

процесса

главным

направлением становится воспитание. Современное образование отказывается

от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и

навыков

учащихся,

так

как

новые

образовательные

стандарты

носят

деятельностный

характер

и

направлены

на

развитие

личности

ученика.

Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме,

которая,

в

свою

очередь,

связана

с

принципиальными

изменениями

деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменениям в первую очередь

должны быть подвергнуты технологии обучения. Какие же особенности следует

учитывать

мастеру

производственного

обучения

при

подготовке

к

современному

уроку

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС?

Анализ

методической

литературы

и

информации

расположенной

на

сайтах

в

сети

Интернет позволили мне определить наиболее оптимальный способ подготовки

к

у р о к у .

Э т о

т е х н о л о г и ч е с к а я

к а р т а .

Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности.

Технологическая

карта

это

технологическая

документация

в

виде

карты,

листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства

определенного

вида

продукции,

производственных

операций,

применяемого

о б о руд о ва н и я ,

в р е ме н н о го

р е жи ма

о су щ е с т вл е н и я

о п е р а ц и й .

Технологическая

карта

в

дидактическом

контексте

представляет

проект

учебного процесса, в котором дано описание от цели урока до его результата с

использованием инновационной технологии работы с информацией, описанием

заданий

для

ученика

по

освоению

темы,

оформлением

предполагаемых

образовательных

результатов.

Технологическую

карту

отличают:

интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и

обобщенность

информации.

Обучение

с

использованием

технологической

карты

позволяет

организовать эффективный

учебный

процесс,

обеспечить

реализацию

предметных,

метапредметных

и

личностных

универсальных

учебных

действий

в

соответствии

с

требованиями

ФГОС,

существенно

сократить время на подготовку учителя к уроку.

При всем богатстве производственного опыта, мастера производственного

обучения

зачастую

испытывают

трудности

в

вопросах,

разработки

и

оформления

рабочих

программ,

необходимой

составляющей

документации

образовательного процесса профессиональной подготовки квалифицированных

рабочих

и

специалистов.

В

сложившейся

ситуации

объективной

необходимостью является методическая помощь мастерам производственного

обучения в разработке рабочей документации по проведению практических

занятий и проведению производственного обучения. Другими словами на лицо

явная необходимость повышать их уровень профессионально-педагогической

компетентности

на

рабочем

месте,

в

стенах

родного

образовательного

учреждения. Успешность деятельности мастера производственного обучения

определяется той помощью, которую они получают в процессе преодоления

профессиональных педагогических затруднений. ФГОС СПО следует брать за

основной документ при разработке рабочих программ по проведению учебной

практики

и

производственной

практики

в

рамках

программ

подготовки

квалифицированных рабочих, служащих по профессии автомеханик. Качества

мастера

могут

развиваться

только

в

условиях

творчески,

проблемно

и

технологично организованного образовательного процесса в ОУ, причем при

условии,

что

мастер

активно

занимается

научно-методической,

поисковой,

инновационной

работой.

Ориентируясь

на

формирование

личности

обучающегося,

признание

ее

ценности

и

необходимости

для

современного

общества,

нам

нужно

помнить,

что

она

формируется

личностью

самого

мастера.

Воспитательные

функции

в

общеобразовательном

учреждении

выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении

задач

воспитания

принадлежит

педагогическому

работнику,

на

которого

возложены

функции

мастера

производственного

обучения.

Деятельность

мастера производственного обучения непосредственно влияет на заключение

лежащего в основе стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип

взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением,

представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений

основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов

образовательного

процесса,

что

с

необходимостью

подразумевает

принятие

сторонами

взаимных

обязательств.

В

условиях

реализации

новых

образовательных

стандартов

мастеру

производственного

обучения

отведена

роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном

процессе. Актуальной становится социальная деятельность, направленная на

формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества,

снижение

рисков

социально-психологической

напряженности

в

коллективе

обучающихся,

достижения

социального

равенства

отдельных

личностей

с

разными

стартовыми

возможностями. В

нашем

колледже

основными

функциями, выполняемыми мастером производственного обучения являются:

организация

воспитательного

и

производственных

процессов,

внеурочной

деятельности в соответствии с ФГОС, руководство и контроль за развитием

этих

процессов;

содействие

созданию

благоприятных

условий

для

индивидуального

развития

и

нравственного

формирования

личностей

обучающихся в группе. Как мастер производственного обучения, на первом

году в обучающейся группе автомехаников соответствии с ФГОС, в основу

своей

работы

я

положил

следующие

принципы:

ориентация на

результат;

системно-деятельностный подход. Мастер производственного обучения играет

главную роль в воспитательном и производственно обучающем процессе. Что

для этого необходимо, сегодня каждыйработающий педагог для себя определил.

И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие проблемы

будут решены.

Литература.

1.Подласый

И.П.

Педагогика.

Учебник

для

студентов

высших

пед.

учеб.

заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.

2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –

М.: Народное образование, 1998.



В раздел образования