Автор: Ротарь Николай Иванович
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: СПб ГБ ПОУ "Российский колледж традиционной культуры"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Мастер производственного обучения и его деятельность в соответствии с ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Реализация
требований
ФГОС
в
практике
работы
м а с т е р а
производственного обучения.
Ротарь Николай Иванович,
мастер производственного обучения
СПб ГБОУ «Российский колледж традиционной культуры», Санкт-Петербург.
В
условиях
модернизации
российского
образования,
реализации
концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов
возрастают
воспитательные
функции,
призванные
создать
условия
для
достижения главной цели воспитания – становлению личности студента. При
обновлении
содержания
и
организации
педагогического
процесса
главным
направлением становится воспитание. Современное образование отказывается
от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков
учащихся,
так
как
новые
образовательные
стандарты
носят
деятельностный
характер
и
направлены
на
развитие
личности
ученика.
Поставленная задача требует перехода к новой образовательной парадигме,
которая,
в
свою
очередь,
связана
с
принципиальными
изменениями
деятельности учителя, реализующего ФГОС. Изменениям в первую очередь
должны быть подвергнуты технологии обучения. Какие же особенности следует
учитывать
мастеру
производственного
обучения
при
подготовке
к
современному
уроку
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС?
Анализ
методической
литературы
и
информации
расположенной
на
сайтах
в
сети
Интернет позволили мне определить наиболее оптимальный способ подготовки
к
у р о к у .
Э т о
т е х н о л о г и ч е с к а я
к а р т а .
Понятие "технологическая карта" пришло в образование из промышленности.
Технологическая
карта
–
это
технологическая
документация
в
виде
карты,
листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства
определенного
вида
продукции,
производственных
операций,
применяемого
о б о руд о ва н и я ,
в р е ме н н о го
р е жи ма
о су щ е с т вл е н и я
о п е р а ц и й .
Технологическая
карта
в
дидактическом
контексте
представляет
проект
учебного процесса, в котором дано описание от цели урока до его результата с
использованием инновационной технологии работы с информацией, описанием
заданий
для
ученика
по
освоению
темы,
оформлением
предполагаемых
образовательных
результатов.
Технологическую
карту
отличают:
интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и
обобщенность
информации.
Обучение
с
использованием
технологической
карты
позволяет
организовать эффективный
учебный
процесс,
обеспечить
реализацию
предметных,
метапредметных
и
личностных
универсальных
учебных
действий
в
соответствии
с
требованиями
ФГОС,
существенно
сократить время на подготовку учителя к уроку.
При всем богатстве производственного опыта, мастера производственного
обучения
зачастую
испытывают
трудности
в
вопросах,
разработки
и
оформления
рабочих
программ,
необходимой
составляющей
документации
образовательного процесса профессиональной подготовки квалифицированных
рабочих
и
специалистов.
В
сложившейся
ситуации
объективной
необходимостью является методическая помощь мастерам производственного
обучения в разработке рабочей документации по проведению практических
занятий и проведению производственного обучения. Другими словами на лицо
явная необходимость повышать их уровень профессионально-педагогической
компетентности
на
рабочем
месте,
в
стенах
родного
образовательного
учреждения. Успешность деятельности мастера производственного обучения
определяется той помощью, которую они получают в процессе преодоления
профессиональных педагогических затруднений. ФГОС СПО следует брать за
основной документ при разработке рабочих программ по проведению учебной
практики
и
производственной
практики
в
рамках
программ
подготовки
квалифицированных рабочих, служащих по профессии автомеханик. Качества
мастера
могут
развиваться
только
в
условиях
творчески,
проблемно
и
технологично организованного образовательного процесса в ОУ, причем при
условии,
что
мастер
активно
занимается
научно-методической,
поисковой,
инновационной
работой.
Ориентируясь
на
формирование
личности
обучающегося,
признание
ее
ценности
и
необходимости
для
современного
общества,
нам
нужно
помнить,
что
она
формируется
личностью
самого
мастера.
Воспитательные
функции
в
общеобразовательном
учреждении
выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении
задач
воспитания
принадлежит
педагогическому
работнику,
на
которого
возложены
функции
мастера
производственного
обучения.
Деятельность
мастера производственного обучения непосредственно влияет на заключение
лежащего в основе стандарта общественного договора, обеспечивая новый тип
взаимоотношений между личностью, семьей и образовательным учреждением,
представляющим интересы общества и государства. Этот тип взаимоотношений
основан на принципе взаимного согласия обозначенных сторон – субъектов
образовательного
процесса,
что
с
необходимостью
подразумевает
принятие
сторонами
взаимных
обязательств.
В
условиях
реализации
новых
образовательных
стандартов
мастеру
производственного
обучения
отведена
роль сопровождающего и поддерживающего обучающегося в образовательном
процессе. Актуальной становится социальная деятельность, направленная на
формирование гражданской идентичности с целью консолидации общества,
снижение
рисков
социально-психологической
напряженности
в
коллективе
обучающихся,
достижения
социального
равенства
отдельных
личностей
с
разными
стартовыми
возможностями. В
нашем
колледже
основными
функциями, выполняемыми мастером производственного обучения являются:
организация
воспитательного
и
производственных
процессов,
внеурочной
деятельности в соответствии с ФГОС, руководство и контроль за развитием
этих
процессов;
содействие
созданию
благоприятных
условий
для
индивидуального
развития
и
нравственного
формирования
личностей
обучающихся в группе. Как мастер производственного обучения, на первом
году в обучающейся группе автомехаников соответствии с ФГОС, в основу
своей
работы
я
положил
следующие
принципы:
ориентация на
результат;
системно-деятельностный подход. Мастер производственного обучения играет
главную роль в воспитательном и производственно обучающем процессе. Что
для этого необходимо, сегодня каждыйработающий педагог для себя определил.
И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие проблемы
будут решены.
Литература.
1.Подласый
И.П.
Педагогика.
Учебник
для
студентов
высших
пед.
учеб.
заведений. М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –
М.: Народное образование, 1998.